Понятие, структура и финансирование непроизводственной сферы. Бюджетная организация, как основная часть, ее составляющая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:54, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение понятия непроизводственной сферы , ее структуры и инструментов финансирования, а в частности, изучение бюджетных организаций, как основных ее составляющих. В работе также выделены основные проблемы развития непроизводственной сферы и пути оптимизации финансирования бюджетных организаций со стороны государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. УЧРЕЖДЕНИЯ НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 5
1.1 Понятие и структура непроизводственной сферы 5
1.2. Инструменты финансирования непроизводственной сферы 10
2. АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ МОУ РТЖТ) 16
2.1 Экономико-организационная характеристика МОУ РТЖТ 16
2.2 Анализ бюджетных и внебюджетных средств МОУ РТЖТ 16
2.3 Анализ баланса, сметы доходов и расходов учет финансовых результатов деятельности МОУ РТЖТ 21
3.ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 82.05 Кб (Скачать документ)

     8.Роялти и лицензионные платежи

     9.Другие бизнес – услуги:

      - посреднические услуги;

     - лизинг;

     - прочие деловые, профессиональные и технические услуги (правовые, управленческие, бухгалтерские, рекламные и иные услуги, услуги по проектированию, картографии и т.д.).

     10. Личные, культурные, рекреационные  услуги:

     - аудиовизуальные (производство фильмов, программ, дисков и т.д.)

     прочие (показ выставок, проведение мероприятий)

     11. Правительственные услуги (поставка  товаров в посольство, консульство,  услуги, оказываемые международными  организациями по сохранению  мира)

     В рамках непроизводственной сферы объединяется широкий круг видов хозяйственной  деятельности, направленной на удовлетворение личных потребностей населения и  нужд производства, а также потребления  общества в целом.

     Одна  из главных закономерностей общественного  развития – опережающий рост непроизводственной сферы в сравнении с материальным производством и расширение ее хозяйственных  позиций. В услугах формируются  такие ключевые факторы экономического роста, как научное знание, нематериальные формы накопления, информационные технологии, а также глобализация хозяйственной  деятельности и т.п. Соответственно важнейшее значение имеют глубокие научно-технические, качественные и  структурные изменения в самих  отраслях услуг, которые повышают их вклад в развитие общества и создают  необходимые предпосылки для  его дальнейшего прогресса. 
 

     1.2. Инструменты  финансирования  непроизводственной сферы 

     Финансовые  отношения, складывающиеся в непроизводственной сфере, есть результат распределения  национального дохода, создаваемого в сфере материального производства.

       Возможности государства направлять  тот или иной размер финансовых  ресурсов в непроизводственную  сферу зависят от размера национального  дохода. Между ними существует  прямо пропорциональная зависимость. Отношения субъектов непроизводственной сферы сводятся в основном к отношениям с бюджетной системой, поскольку именно бюджет выступает основным источником финансирования расходов учреждений непроизводственной сферы. Если сгруппировать расходы государства по целевому признаку, то можно выделить расходы экономического, социального, военного характера и расходы, связанные с внешнеэкономической деятельностью.

     Финансирование  бюджетных учреждений на расходы  в соответствии с утвержденными  сметами может осуществляться за счет федерального, республиканского и местных бюджетов [5].

     Основным  принципом бюджетного финансирования является предоставление государством средств безвозвратно, так как  бюджетные учреждения не имеют своих  доходов для возвратности указанных  средств.

     Второй  принцип бюджетного финансирования заключается в том, что бюджетные  учреждения получают средства не под  план, а по мере фактического выполнения заданий плана с учетом правильности освоения и использования ранее  выделенных средств. Например, учреждения здравоохранения финансируются  исходя из фактического наличия больниц, числа коек и т.д.

     Третий  принцип - строго целевое использование  бюджетных средств для финансирования определенных затрат, предусмотренных планом деятельности учреждения. Целевое использование бюджетных средств позволяет осуществлять систематический контроль за деятельностью бюджетных учреждений со стороны вышестоящих организаций и финансовых органов.

     При финансировании бюджетных учреждений соблюдается строгий режим экономии в расходовании государственных  средств.

     Руководители  учреждений, которым предоставлено  право распоряжаться бюджетными средствами по целевому назначению в пределах утвержденной сметы, являются распорядителями кредитов. По объему предоставляемых им прав они подразделяются на главных и нижестоящих.

     В условиях перехода к рынку, Правительство  ведет интенсивную работу по реализации концепции совершенствования системы  управления бюджетными средствами. В  основу концепции закладываются  три основных блока задач:

     - сформировать четкие правила  разработки и исполнения бюджета  с максимально возможной детализацией  структуры бюджетных затрат и  внедрением элементов казначейского  метода исполнения бюджета;

     - определить наиболее приемлемые  для национальных и региональных  условий формы привлечения нетрадиционных  финансовых источников в оборот;

     - создать полноценный информационно- аналитический комплекс в бюджетно-финансовой системе, чтобы иметь широкую информационную базу для оптимизации прогнозирования доходов и расходов бюджета, повысить оперативность бюджетной отчетности, позволяющей принимать действенные финансовые решения по эффективному маневрированию бюджетными ресурсами в существующих инфляционных условиях [7].

     Таким образом, основным инструментом финансирования непоизводственной сферы является сметно – бюджетное финансирование. Сметно-бюджетным финансированием называется обеспечение государственными денежными средствами учреждений и организаций, действующих в непроизводственной сфере. Они получают средства на свое содержание из бюджета на основе финансовых документов, называемых сметами. Таким путем финансируется почти вся непроизводственная сфера общества, которая в противоположность предпринимательству именуется бюджетной сферой, а учреждения и организации, действующие в ней — бюджетными учреждениями.

     На  сметно-бюджетном финансировании содержатся государственные и коммунальные:

     - учреждения социальной сферы; 

     - образовательные учреждения –  школы, средние специальные и  высшие учебные заведения; 

     - учреждения здравоохранения –  больницы и поликлиники, государственные  и детские дошкольные учреждения;

     - учреждения культуры – библиотеки, дома культуры, детские театры;

     - объекты физической культуры;

     - учреждения Министерства обороны,  Национальной Гвардии, Пограничных  войск, Службы безопасности Украины,  Министерства внутренних дел  Украины; 

     - органы законодательной и исполнительной  власти, суды и прокуратура. 
     Согласно ст.70 БК РФ в перечень расходов бюджетных учреждений входят:

     - оплата труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами;

     -перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

     - трансферты населению — бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, установленных Российским законодательством (ст. 75 БК РФ);

     - командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

     - оплата товаров, работ и услуг по заключенным контрактам.

     Существование и функционирование бюджетных учреждений и организаций — необходимое условие дальнейшего развития общества, особенно в условиях предпринимательства и рыночных отношений, когда научно-технический прогресс охватывает все формы и ступени материального производства и создает предпосылки для всестороннего развития личности. 
       Каждое бюджетное учреждение имеет свою смету, которая устанавливает объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделенных из бюджета. 
В первые годы развития в России предпринимательства понятие сметы расширилось.

       В настоящее время в соответствии с Бюджетным кодексом РФ для каждого бюджетного учреждения установлена смета расходов по бюджетам всех уровней, по собственным доходам составляется другая смета. Смета расходов составляется на основе экономической классификации Российской Федерации расходов бюджетов, которая содержит предметно-целевые статьи и виды расходов.

     В каждом бюджетном учреждении составляется смета расходов, соответствующая своему уровню бюджета. В каждом уровне бюджета сметы расходов учреждений имеют одинаковое количестве предметно-целевых статей.      Сметы различаются по кругу охватываемых ими учреждений и по типу. 
        По кругу учреждений сметы подразделяются на индивидуальные и сводные. Индивидуальная смета содержит расходы и доходы только одного учреждения и позволяет учитывать все особенности его назначения, характера и масштаба деятельности. Индивидуальные сметы учреждений, принадлежащих к одной отрасли или сфере деятельности, объединяются соответствующими министерствами и ведомствами или департаментами, отделами органов местного самоуправления в сводные. Последние, в свою очередь, представляются в соответствующие финансовые органы для включения в бюджет. Структурными подразделениями сметы являются целевые статьи расходов, каждая из которых имеет предметное назначение, т.е. виды расходов. Сметы составляются на основе норм расходов, под которыми понимаются единые типовые измерители сметных расходов по однородным организациям. Нормы расходов подразделяются по ряду оснований. 
      Во-первых, они делятся на обязательные и необязательные. Первые в процессе их применения не подлежат изменениям. Круг таких норм сравнительно невелик: штаты и ставки заработной платы, расходы на командировки и др. Но в условиях нехватки бюджетных средств, задержки выплаты заработной платы органы, курирующие бюджетные учреждения, и их администрация вынуждены вносить изменения в эти нормы. Необязательные (или факультативные) нормы, наоборот, составляются с учетом конкретных особенностей организаций и подлежат обязательной корректировке. Таких норм большинство: все хозяйственные расходы, затраты на отопление, освещение, содержание зданий, (сооружений) и т.д. Каждая организация наделяется правом применять такие нормы расходов (в пределах общей нормы), которые соответствуют ее реальным потребностям (естественно-географическим и др.). 
      Во-вторых, нормы расходов делятся на материальные и денежные. 
Материальные нормы являются главными. Они показывают, какое количество материальных средств приходится на единицу измерения расходов, например, количество продуктов питания на одного больного в день, количество электроэнергии для освещения класса и т.д. Первичные материальные нормы устанавливаются исходя из ежедневных затрат, а затем суммируются на месяц срок, квартал и год. Денежные нормы отражают стоимость материальных норм. Они охватывают всю сумму расходов как за счет бюджета, так и собственных средств учреждений. Данные нормы разрабатываются научно-исследовательскими институтами и утверждаются Правительством или соответствующим органом управления. 
     В-третьих, нормы делятся на индивидуальные и комбинированные. К индивидуальным относятся нормы, содержащие расходы только на одну цель и использующиеся при составлении индивидуальных смет учреждений. Комбинированная норма выступает как общая сумма индивидуальных норм по определенному производственному показателю (все расходы на содержание одного больного в больнице койко-день). Применение этих норм позволяет более квалифицированно составлять сводные сметы и пользоваться ими. 
      На смету как финансовый акт распространяется правовое регулирование. Процесс прохождения сметы состоит из стадий, свойственных бюджетному процессу: составление, утверждение и исполнение. Смета действует в течение финансового года, с 1 января по 31 декабря включительно, т.е. в срок, предусмотренный законом о федеральном бюджете РФ. После утверждения бюджета в смету могут вноситься необходимые поправки. В нынешних сложных условиях рынка при острой нехватке бюджетных средств исполнение сметы вызывает большие трудности. Руководители бюджетных учреждений, т.е. распорядители бюджетных средств, вынуждены сокращать или не производить совсем некоторые расходы по смете, особенно текущие. 
      Сметы утверждаются главными распорядителями бюджетных средств, т.е. руководителями вышестоящих органов.

     Таким образом, в современном мире вмешательство  государства в экономику является общепризнанной нормой. Государственное  регулирование становится приоритетным - в таких сферах, как обеспечение  нормальных условий для развития экономики, содействие научно-техническому прогрессу, повышение конкурентоспособности  национальных экономик. В этой связи  финансовый механизм становится решающим рычагом воздействия на экономику в целом.

     2. АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ МОУ РТЖТ)

     2.1 Экономико-организационная характеристика МОУ РТЖТ 

     Полное  наименование исследуемого учреждения – «Ростовский техникум железнодорожного транспорта», филиал Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ростовский государственный университет путей сообщения" (РГУПС).

     Учреждение  осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством  Российской Федерации, Типовым положением о среднем специальном образовательном  учреждении, другими нормативными актами, принимаемыми в соответствии с ними.

     Учреждение  является не коммерческой организацией и создано без ограничения  срока деятельности.

     Учреждение  как юридическое лицо имеет устав, лицевой счет, гербовую печать, штамп, бланки со своим наименованием.

     Учреждение  самостоятельно осуществляет финансово  – хозяйственную деятельность. Оно  имеет самостоятельный баланс и  лицевой счет.

     Функциональное  управление техникумом осуществляется Управлением образования Ярославской  области. 

     2.2 Анализ бюджетных и внебюджетных средств МОУ РТЖТ 

     Деятельность  МОУ РТЖТ осуществляется на основе смешанного финансирования. Основная часть средств на покрытие расходов техникума поступает в порядке сметного финансирования из бюджета, и небольшая часть – из внебюджетных источников, основным из которых является родительская плата за летний оздоровительный лагерь на организацию досуга детей и благотворительные и безвозмездные поступления.[6]

     Поступление средств из бюджета осуществляется на основании утвержденной сметы расходов. Смета на 2010 год была представлена в декабре 2009 года Управлению образованием Ростовской области.

Информация о работе Понятие, структура и финансирование непроизводственной сферы. Бюджетная организация, как основная часть, ее составляющая