Понятие, структура и финансирование непроизводственной сферы. Бюджетная организация, как основная часть, ее составляющая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:54, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение понятия непроизводственной сферы , ее структуры и инструментов финансирования, а в частности, изучение бюджетных организаций, как основных ее составляющих. В работе также выделены основные проблемы развития непроизводственной сферы и пути оптимизации финансирования бюджетных организаций со стороны государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. УЧРЕЖДЕНИЯ НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 5
1.1 Понятие и структура непроизводственной сферы 5
1.2. Инструменты финансирования непроизводственной сферы 10
2. АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ МОУ РТЖТ) 16
2.1 Экономико-организационная характеристика МОУ РТЖТ 16
2.2 Анализ бюджетных и внебюджетных средств МОУ РТЖТ 16
2.3 Анализ баланса, сметы доходов и расходов учет финансовых результатов деятельности МОУ РТЖТ 21
3.ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 82.05 Кб (Скачать документ)

     Суммы операции с нефинансовыми активами уменьшились на 46,7% в связи со списанием материальных запасов  числящихся на остатке, на начало 2010 года.

     Операции  с финансовыми активами так же уменьшились за счет того, что учреждение не имеет поступлений на счета, а  только бюджетное финансирование.

     Анализ  изменения дебиторской и кредиторской задолженности показывает, что увеличение дебиторской задолженности составляет всего 79,1%, а кредиторской 64,8%. Такое  превышение связано с тем, что  Финансовое управление Ростовской области принимает к оплате только фактические расходы учреждения. В редких случаях допускается предоплата за оказанные услуги, выполненные работы и поставленные товары. Такое положение учреждения благоприятно влияет на его деятельность, в результате которой техникум избегает возникновения просроченной задолженности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

     ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ  

     На  сегодняшний день, рынок непроизводственной сферы достаточно многообразен и  развит, но при этом он имеет ряд  проблем функционирования, которые  могут быть решены с помощью воздействия  экономических механизмов , грамотной экономической политики государства, создании нормативно-правовой хозяйственной базы.

     На  данном этапе развития, основными  проблемами функционирования рынка  сферы услуг являются:

     1. Отсутствие финансовой поддержки  и малые ассигнования со стороны  государственных органов на более  динамичное и эффективное развитие  сферы услуг. 

     2. Незначительная роль государства  в развитии данного сектора  экономики. В то время как  государственное вмешательство  просто необходимо.

     3. Низкий уровень исследований  в области изучения рынка услуг,  в то время как маркетинговые  исследования помогают усовершенствовать  данную сферу как на отечественном, так и на зарубежном рынках.

     4. Качество услуг (особенно новых  видов) - одна из важнейших проблем  развития сферы услуг. Так как  услуга носит неосязаемый характер, то качество ее мы можем  оценить только после ее предоставления, но предварительно заказав и  оплатив ее получение. Так что  полезным было бы установить  систему сертификации услуг - систему надежности и гарантии  для удовлетворения общественных  нужд.

     5. Малая конкурентоспособность отечественных  производителей услуг.

     6. Отсутствие необходимого вложения  иностранных инвестиций. Улучшение  ситуации в сфере услуг во  многом зависит от иностранных  вложений.

     7. Отсутствие баланса между интересами  по защите своего внутреннего  рынка и потребностью в инновациях для создания инфраструктуры. Маломасштабная сфера услуг со слаборазвитым транспортом, связью, торговлей, финансово-кредитным и страховым секторами, комплексом деловых услуг, сферами образования и здравоохранения, отвечающим современным требованиям, не дает отечественным странам создать эффективное рыночное хозяйство и достойно войти в мировую экономику. Поэтому нашей главной задачей на современном этапе перехода на рыночные основы и интеграции в мировое хозяйство должно стать ускорение развития сферы услуг.

     8. Сравнительно низкая доля услуг  в международной торговле по  сравнению с их огромным значением  на внутренних рынках.

     Таким образом, к факторам развития непроизводственной сферы в современных условиях можно отнести:

     - рост производительности труда, повышение фондоотдачи в сфере материального производства;

     - появление новых видов услуг в области охраны окружающей среды и переработке отходов;

     - рост размеров домашнего имущества соответствует росту потребностей в его ремонте и обслуживании;

     - Развитие конкуренции наукоемких  товаров;

     - Урбанизация и постарение населения.  Структура потребностей жителя  города в услугах намного больше, чем жителей села.

     Если  говорить конкретно о значимой проблеме – проблеме финансирования бюджетных  организаций, то можно отметить, что в наше время большинство бюджетных учреждений финансируется по нормативному принципу, то есть им выделяются средства, исходя из затрат и количественных показателей..

     На  языке специалистов такая планируемая  система финансирования будет называться бюджет, ориентированный на результат.

     Правительство Российской Федерации наметило ряд  первоочередных мер в реформировании системы финансирования бюджетных учреждений. Можно выделить четыре основных направления:

     - оптимизация действующей сети получателей бюджетных средств;

     - уточнение правового статуса и реорганизации бюджетных учреждений;

     - переход к новым формам финансового обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг;

     - внедрение методов формирования бюджета, ориентированного на результат.

     Под оптимизацией действующей сети получателей  бюджетных средств подразумевается  проведение инвентаризации всех бюджетных  учреждений и реестров получателей  бюджетных средств по главным  распорядителям. Это делается с целью  административного и финансового  переподчинения ряда получателей бюджетных  средств соответствующим профильным министерствам и ведомствам; ликвидации «лишних» бюджетных учреждений, чья  деятельность дублируется; устранения ситуации, при которой распорядителями  средств бюджета одного уровня власти являются органы другого уровня власти.

     Второе  направление реформирования направлено на уточнение статуса учреждений и внедрение новых организационно-правовых форм бюджетных организаций, способных  наиболее эффективно предоставлять  государственные (муниципальные) услуги, оплачиваемые за счет бюджетных средств. На данном этапе возможно проведение сравнительной оценки потребности в предоставлении бюджетных услуг и их фактического предоставления. При этом может возникнуть ситуация, при которой окажется, что часть бюджетных услуг вообще не востребована, а другой не хватает. Вот и получается, что бюджетные средства уходят не туда куда, хотелось бы.

     Переход к новым формам финансового обеспечения  предоставления государственных (муниципальных) услуг предусматривает постепенный  отказ от сметного финансирования бюджетных учреждений; широкое использование механизма государственного (муниципального) социального заказа; применение конкурентных способов распределения бюджетных средств (проектный метод); финансовую привлекательность выполнения государственных заданий. Учреждение должно не просто получать бюджетные средства в виде финансирования, но и прикладывать какие то усилия, бороться, для того чтобы получить дополнительные средства на развитие деятельности.

     Методы  формирования бюджета, ориентированного на результат, - это, прежде всего, повышение  ответственности министерств и  ведомств за достижение поставленных целей и эффективное использование  бюджетных средств; внедрение механизмов бюджетирования, ориентированного на результат; переход на контрактную  систему финансирования бюджетных  услуг.

     Совершенствование бюджетирования предполагает повышение  самостоятельности бюджетных учреждений, поскольку отсутствие у многих из них в настоящее время права  самостоятельного распоряжения бюджетными средствами имеет последствием значительные финансовые издержки.

     Основным  источником средств для большинства учреждений бюджетной сферы являются средства государственного консолидированного бюджета и бюджетов органов местного самоуправления. Например, в здравоохранении порядка 60% ФОТ формируется из бюджетов всех уровней, 30% за счет средств ФОМС и примерно 10% за счет предоставления платных услуг населению [5].

     На  сегодняшний день финансирование осуществляется по сметному принципу, который удобен, в первую очередь, для финансовых органов при планировании бюджетных  расходов, а также для осуществления  контроля целевого использования выделенных средств.

     Но  сметное финансирование обладает серьезным  недостатком -выделение средств осуществляется без увязки с результатами работы их получателей, что не создает у учреждений стимулов к более рациональному использованию ресурсов и воспроизводит затратный тип хозяйствования.

     Руководители  бюджетный учреждений заинтересованы в увеличении штанных единиц как  средстве увеличения ФОТ, даже если необходимая  работа может быть выполнена персоналом меньшей численности.

     При финансировании учреждения по смете, сокращение численности персонала, до оптимальной  приведет пропорциональному сокращению ФОТ, при этом заработная плата сотрудников  останется на прежнем уровне.

     На  уровне отраслей сметное финансирование приводит к тому, что выделение  средств учреждениям не отражает приоритетов государственной политики в предоставлении государственных  гарантий [9].

     Все эти факторы обусловливают целесообразность отказа от сметного принципа финансирования и переход к иным основам формирования бюджетов государственных и муниципальных  учреждений.

     Реформирование  системы финансирования должно основываться на следующих принципах

     1. Принцип государственного заказа – постепенный переход к программно-целевой системе планирования и финансирования. Предполагается предоставление учреждениям финансовых средств из соответствующего бюджета на четко определенный объем услуг определенного содержания и столь же определенного качества.

     2. Принцип конкуренции за получение государственного заказа на услуг. Данный принцип уже находит некоторое отражение в действующей социальной системе государства. Свидетельством тому выступают, например, конкурсы на закупку продукции услуг для государственных нужд.

     При этом необходимо понимание того, что  ряд секторов государственных и  муниципальных услуг целесообразно  оставить за пределами так называемого  «рыночной конкуренции».

     3. Принцип направленности на результат, при котором учреждения

     расходуют финансовые ресурсы на достижение определенных целей и их деятельность оценивается именно с точки зрения выполнения поставленных целей.

     Основными технологиями, позволяющими осуществить  изменение параметров системы финансирования учреждений бюджетной сферы, являются следующие [4].

     1. Четкое определение объема государственного заказа для каждого учреждения бюджетной сферы предполагающее:

     - определение количества и качества  услуг, которое заказывает государство  (государственные стандарты оказания  социальных услуг);

     - определение тарифов, по которым  государство покупает услуги;

     - возможность мониторинга и оценки  выполнения государственного заказа.

     2. Разработка системы нормативов  оказания услуг:

     - тарифы стоимости услуг, предоставляемых  учреждениями в соответствии  с государственным заказом.

     - нормативы «резерва государственных  мощностей», которые выполняют задачу  финансовой поддержки бюджетных  учреждений, не оказывающих услуги  населению в рамках государственного  заказа. Эти нормативы предназначены  для финансирования постоянных  расходов ряда учреждений (в минимально  возможном для поддержки учреждения  размере);

     - нормативы финансирования отдельных  видов специализированных учреждений (выполняющих специфические задачи) требуют разработки и использования  отдельной системы нормативов.

     3. Переход по определенным категориям учреждений к

Информация о работе Понятие, структура и финансирование непроизводственной сферы. Бюджетная организация, как основная часть, ее составляющая