Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:54, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение понятия непроизводственной сферы , ее структуры и инструментов финансирования, а в частности, изучение бюджетных организаций, как основных ее составляющих. В работе также выделены основные проблемы развития непроизводственной сферы и пути оптимизации финансирования бюджетных организаций со стороны государства.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. УЧРЕЖДЕНИЯ НЕПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 5
1.1 Понятие и структура непроизводственной сферы 5
1.2. Инструменты финансирования непроизводственной сферы 10
2. АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ МОУ РТЖТ) 16
2.1 Экономико-организационная характеристика МОУ РТЖТ 16
2.2 Анализ бюджетных и внебюджетных средств МОУ РТЖТ 16
2.3 Анализ баланса, сметы доходов и расходов учет финансовых результатов деятельности МОУ РТЖТ 21
3.ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Анализ финансирования предполагает изучение обеспеченности учреждения бюджетными средствами, а также полноты их использования. Для этого плановое финансирование сравнивается с фактическим финансированием, и производится сравнение поступивших сумм бюджетных с кассовыми расходами учреждения. Основным источником информации при этом является «Отчет об исполнении сметы доходов и расходов по бюджетным средствам» форма 127.
В таблице 1 отражены данные по финансированию на конец 2010года нарастающим итогом с начала года. В графе 3 показаны суммы планового финансирования в разрезе статей экономической классификации расходов. Графа 4 показывает удельный вес каждой статьи в общей сумме расходов учреждения. Таким образом, из таблицы видно, что незначительный вес в общей сумме расходов занимают прочие расходы, услуги связи, транспортные расходы и прочие выплаты. Их удельный вес составляет не больше 1% по каждой позиции.
Среди
расходов наибольший удельный вес занимает
статья «Заработная плата» - 60,0%, что
характерно для большинства бюджетных
учреждений. Анализ структуры расходов
позволяет оценить соответствие
направления использования
Графа 5 содержит суммы фактического финансирования, предоставленного МОУ, а графа 6 показывает процент исполнения плана финансирования по каждой статье. По большинству статей отклонение фактических данных финансирования от плановых отсутствует, что говорит о достоверности планирования показателей сметы. За исключением некоторых статей, таких как транспортные расходы. Неисполнение составило 0,2%. Это связано с тем, что техникуму были выделены целевые средства на оплату проезда детей сирот и опекаемых к месту учебы и обратно.
Таблица 1- Сметные назначения и финансирование ЯТЖТ за 2010г
Код статьи | Наименование статьи | Утверждено по смете на год, тыс. руб. | Удельный вес от общей суммы расходов, % | Профинансировано за год, тыс. руб. | Удельный вес факта от плана, % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
211 | Заработная плата | 10667,9 | 60,0 | 10667,9 | 60,2 |
212 | Прочие выплаты | 83,1 | 0,5 | 80,1 | 0,5 |
213 | Начисления на заработную плату | 2788,6 | 15,7 | 2788,6 | 15,7 |
221 | Услуги связи | 45,0 | 0,3 | 45,0 | 0,3 |
222 | Транспортные расходы | 71,0 | 0,4 | 14,1 | 0,2 |
223 | Коммунальные услуги | 1357,0 | 7,6 | 1357,0 | 7,6 |
225 | Услуги по содержанию имущества | 487,4 | 2,7 | 487,4 | 2,7 |
226 | Прочие услуги | 10,0 | 0,1 | 10,0 | 0,1 |
290 | Прочие расходы | 596,7 | 3,4 | 596,7 | 3,4 |
310 | Увеличение стоимости основных средств | 1548,1 | 8,7 | 1548,1 | 8,7 |
340 | Увеличение стоимости материальных запасов | 109,0 | 0,6 | 109,0 | 0,6 |
ИТОГО | 17763,8 | 100 | 17703,9 | 100 |
В связи с новым порядком финансирования через казначейство суммы в графе «Профинансировано за год» отражают не средства на счете учреждения, а средства, перечисленные со счета в казначействе на покрытие расходов МОУ. Соответственно, так как на покрытие расходов РТЖТ были перечислены приблизительно такие суммы, какие указаны в смете, то смета отражает реальную потребность в средствах.
В таблице 2 содержатся данные о кассовых расходах учреждения и плановом финансировании.
Плановые
данные приведены из сметы расходов
учреждения, а уточненные – из отчета
об исполнении сметы расходов. В
течение года производится неоднократное
уточнение сметных назначений. Изменение
сметы оформляется специальной справкой,
которая поступает в учреждение от Управления
образованием Ростовской области. В справке
дается ссылка на нормативный документ,
на основании которого производится уточнение,
а также приводятся уточненные суммы в
разрезе статей экономической классификации
расходов. В большинстве случаев уточнения
сметы связаны с изменениями заработной
платы, тарифов на оплату коммунальных
услуг и т.п. С увеличением тарифов (тарифных
ставок) возникает потребность в дополнительных
средствах. Для получения дополнительных
средств учреждение делает запрос в Управление
образованием Ростовской области с приблизительным
расчетом требуемой суммы (перерасчет
фонда заработной платы с учетом новых
ставок и т.д.).
Таблица 2 - Сметные назначения и кассовые расходы ЯТЖТ за 2010 год
Код статьи | Наименование статьи | Утверждено по смете в начале года на год, тыс. руб. | Уточненный план на конец года за год, тыс. руб. | Кассовый расход | Отклонение кассового расхода от уточненного плана (+, -) |
211 | Заработная плата | 9860,0 | 10667,9 | 10667,9 | - |
212 | Прочие выплаты | 83,1 | 83,1 | 80,1 | 3,0 |
213 | Начисления на заработную плату | 1850,0 | 2788,6 | 2788,6 | - |
221 | Услуги связи | 45,0 | 45,0 | 45,0 | - |
222 | Транспортные расходы | 20,0 | 71,0 | 14,1 | 56,9 |
223 | Коммунальные услуги | 1357,0 | 1357,0 | 1357,0 | - |
225 | Услуги по содержанию имущества | 487,4 | 487,4 | 487,4 | - |
226 | Прочие услуги | 10,0 | 10,0 | 10,0 | - |
290 | Прочие расходы | 596,7 | 596,7 | 596,7 | - |
310 | Увеличение стоимости основных средств | 1548,1 | 1548,1 | 1548,1 | - |
Таблица 4 – Окончание
340 | Увеличение стоимости материальных запасов | 109,0 | 109,0 | 109,0 | - |
ИТОГО | 15966,3 | 17763,8 | 17703,9 | 59,9 |
Из таблицы видно, что в течение года в смете произошли большие изменения. Это связано с увеличением заработной платы и выделением дополнительных средств на проезд детей сирот и опекаемых.
Утвержденная
сумма финансирования по смете на
начало года меньше суммы сметы на
конец года на 10,1% (15966,3 / 17763,8 * 100), что
свидетельствует о
Кассовые
расходы незначительно
В целом после перехода на казначейскую систему роль анализа финансирования несколько снизилась в силу того, что значительно сократилась самостоятельность учреждения при распоряжении выделенными средствами, а значит, и возможность влиять на эффективность их использования.
В условиях развития рыночных отношений и сокращения государственного финансирования бюджетные учреждения вынуждены вести поиск дополнительных источников доходов за счет оказания платных услуг по основной деятельности (обучение, переподготовка, репетиторство).
Объектами анализа внебюджетных средств в системе образования являются следующие показатели:
-
Доходы и расходы по видам
деятельности и в разрезе
-
Расходы по видам деятельности
в разрезе статей, подстатей и
элементов бюджетной
-
Соотношение доходов и
Анализируя внебюджетную деятельность РТЖТ можно сказать следующее. Платных услуг техникум не оказывает, так как в районе, где он расположен, функционирует много дополнительных организаций и секций, в которые студенты ходят бесплатно.
Помимо
этого МОУ имеет безвозмездные
поступления в натуральном
Анализируя
выше изложенное можно сделать выводы,
что внебюджетная деятельность техникума
не развита и основным источником
покрытия расходов учреждения является
бюджетное финансирование.
3.3 Анализ баланса, сметы доходов и расходов и
учет финансовых результатов
деятельности МОУ РТЖТ
Для проведения анализа баланса используем баланс РТЖТ за 2009 и 2010 года. Основные показатели представим в таблице 3.
Таблица 3 - Сведения о динамике и структуре баланса, тыс.руб.
Наименование показателя | 2009 год | 2010год | Изменение |
Основные средства (первоначальная стоимость) | 22 146,6 | 34 650,3 | +12 503,7 |
Амортизация основных средств | 7 221,2 | 11 551,8 | +4 330,6 |
Основные средства (остаточная стоимость) | 14 925,4 | 23 098,5 | +8 173,1 |
Расчеты по выданным авансам | 82,6 | 208,5 | +125,9 |
Расчеты с поставщиками и подрядчиками | 6,0 | 135,6 | +129,6 |
Финансовый результат | 15 239,1 | 23 264,1 | +8 025,0 |
Анализируя активы баланса техникума, можно сказать, что за последние два года, стали выделять больше финансирования на приобретение основных средств. Значительным в увеличении и обновлении основных средств, стало получение в 2009 году гранта в размере одного миллиона рублей. За 2010 год первоначальная стоимость основных средств увеличилась на 56%, из них 46% увеличение стоимость в результате переоценки проведенной на 01.01.2010 года. Но, не смотря на это, основные средства находятся в неплохом состоянии. Их износ в среднем за два года составляет всего 33%. Если финансирование на материальную базу МОУ в последующие годы не будет снижаться и учреждение будет стремиться дополнительно зарабатывать средства путем участия в национальном проекте, ситуация с основными средствами улучшится.
Анализ дебиторская и кредиторская задолженности приводит к мнению, что задолженности не являются просроченными и возможны к взысканию, что свидетельствует о том, что техникум работает только с известными и добросовестными организациями и поставщиками.
На начало 2011 года дебиторская задолженность в большом объеме возникла по предоплате за коммунальные услуги, а кредиторская задолженность в большом объеме присутствует только по оплате за продукты питания. Это связано с тем, что последние платежи в 2010 году осуществлялись до 25 декабря. А плата за продукты питания осуществляется по фактической поставке продукции. Вот и накопилась задолженность за поставку продукции с 24 декабря по 29, когда студенты ушли на каникулы, и не возникало потребности в продуктах питания.
Так
же из баланса видно, что МОУ не
имеет никаких доходов и
Для подтверждения проведенного анализа баланса, проанализирует еще один отчет, сдаваемый учреждением. Основные показатели отчета представим в таблице 4 [ПРИЛОЖЕНИЕ А].
Из таблицы 4 видно, что доходов учреждение не имеет, а вот расходы за 2010 год, по сравнению с 2009 годом, увеличились на 39,3%. Основное увеличение приходится на расходы по операциям с активами учреждения и на оплату труда. Увеличение расходов по этим позициям составило 54,9% и 41,7% соответственно. Увеличение расходов по операциям с активами связано с тем, что на начало 2010 года на балансе числились материальные средства, которые в течение 2010 года были списаны. В связи с передачей столовой учреждения на баланс техникума, в обязанности учреждения стало входить и закупка продуктов питания. Списание продуктов так же привело к увеличению расходов по операциям с активами.
Увеличение расходов на оплату труда, связано с увеличение тарифных ставок и повышением заработной платы работникам бюджета.
Наименьшее увеличение расходов, всего на 13,3%, произошло по расходам на приобретение услуг, в частности на услуги связи и прочее услуги. Увеличение по этим статьям связано с ростом цен и тарифов на оказываемые услуги учреждению и подключению техникума к сети Интернет.
Так как учреждение не имеет доходов, следовательно, чистый операционный результат его деятельности уменьшается. В 2010 году такое уменьшение составило 39,3%, то есть на столько же на сколько возросли его расходы.