Построение рациональных систем управления социальными факторами в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:08, курсовая работа

Описание

Управление социальным развитием организации – это совокупность способов, приемов, процедур, позволяющих решать социальные проблемы на основе научного подхода, знания закономерностей протекания социальных процессов, точного аналитического расчета и выверенных социальных нормативов. Оно представляет собой организационный механизм заранее продуманного, спрогнозированного, многостороннего, т.е. планомерного и комплексного воздействия на социальную среду, использования многообразных факторов, влияющих на эту среду.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
1 Социальные отношения в системе управления……………………………..5
1.1 Социальное партнёрство в сфере труда………………………………….13
1.2 Социальная защищённость………………………………………………..19
1.3 Социально-психологическое взаимодействие персонала……………….25
1.4 Социологические методы управления……………………………………30
2 Оценка социальной структуры организации………………………………36
2.1 Оценка социального пакета………………………………………………..40
3 Системный подход к развитию персонала в социальной сфере………….43
Заключение……………………………………………………………………..49
Список литературы…………………………………………………….………50

Работа состоит из  1 файл

Настоящая работа ёпта.docx

— 116.68 Кб (Скачать документ)

Главное условие развития новых социально-трудовых отношений на всех уровнях хозяйствования - устойчивый экономический рост, повышение качества жизни работников. Социальное неравенство представляет собой результат экономических, трудовых и политических причин, которые, взаимодействуя между собой, воздействуют и на уровень жизни работников отечественных предприятий. Отсутствие у большинства из них собственности, недоступность цивилизованного рынка труда, низкая цена рабочей силы, ограничение возможностей эффективной занятости — все эти факторы лежат в основе социального неравенства работников и работодателей. Необходимы государственная поддержка и соответствующие социальные институты, которые будут способствовать созданию равных условий и возможностей для наших работников в преодолении социально-экономического неравенства. В числе важнейших задач в формировании партнерских социально-трудовых отношений на промышленных предприятиях можно назвать следующие:

-стимулирование спроса на труд и создание новых рабочих мест;

-государственные вложения в социальную сферу;

-расширение участия персонала в оплачиваемой занятости;

-повышение уровня оплаты труда работников;

-расширение прав работников в социально-экономической деятельности.

Государственная социальная политика будет компенсировать имеющиеся  отклонения отечественного рынка труда  от равновесия спроса и предложения на рабочую силу. Именно поэтому на государственном уровне необходимо выработать основу взаимосвязи социальной и экономической политики, обеспечивающую приоритет развития человеческих отношений в социально-экономической деятельности предприятий всех форм собственности. В новых рыночных отношениях необходим преобладающий тип государственной социальной политики, которая должна быть более активной и конструктивной, ориентированной преимущественно на повышение роли работников, привлечение персонала к активной трудовой деятельности и обеспечение достойной оплаты труда всех работников, а не только высшего руководства и работодателей.

1.2 Социальная защищённость

 На предприятиях с  различными формами собственности  основными способами защиты трудовых прав и законных интересов работников являются:

-государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства;

-защита трудовых прав работников профессиональными союзами;

-самозащита работниками трудовых прав.

Государственный надзор и  контроль за соблюдением трудового законодательства на всех российских предприятиях осуществляют органы федеральной инспекции труда, в подведомственных организациях — органы исполнительной власти и местного самоуправления, а также Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры (за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов).

Федеральная инспекция труда  — единая централизованная система  государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением  трудового законодательства и иных норм трудового права на всей территории Российской Федерации. Руководство  деятельностью инспекции обеспечивает главный государственный инспектор, назначаемый и освобождаемый  Правительством Российской Федерации. Деятельность органов федеральной инспекции ведется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности, Основными задачами органов федеральной инспекции труда являются:

-обеспечение соблюдения и защиты, трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;

-обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;

 

3

-обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективном опыте соблюдения положений трудового законодательства;

-доведение до сведения органов государственной власти фактов нарушений или злоупотреблений в сфере трудового права.

В соответствии с возложенными на них задачами органы фекальной инспекции труда реализуют следующие полномочия:

-осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом;

-анализируют обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимают меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;

-осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;

-направляют в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;

-реализуют мероприятия по координации деятельности ведомственных органов надзора и контроля и федеральных органов исполнительной власти в части обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

-проводят предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию в целях предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих их безопасность;

-осуществляют надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;

-обобщают практику применения, анализируют причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовят соответствующие предложения по их совершенствованию;

-анализируют состояние и причины производственного травматизма и разрабатывают предложения по его профилактике, принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводят его самостоятельно;

-дают заключения по проектам строительных норм и правил, других нормативных документов о соответствии их требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассматривают и согласовывают проекты отраслевых и межотраслевых правил по охране труда;

-участвуют в установленном порядке в разработке государственных стандартов по безопасности труда;

-принимают необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых способов, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;

-запрашивают у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получают от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;

-ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;

-осуществляют информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

-информируют общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведут разъяснительную работу о трудовых правах работников;

-готовят и публикуют ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляют их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.

Государственные инспекторы труда при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право:

-беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности;

-запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

-изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;

-расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

-предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

-приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;

-направлять в суды при наличии заключении государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

-отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;

-запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной зашиты работников;

-выдавать разрешения на строительство, реконструкцию техническое переоснащение производственных объектов производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий;

-выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;

-привлекать к административной ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных дни к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд;

-выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законов и иных нормативных правовых содержащих нормы трудового права, о вреде причиненного здоровью работников на производстве.

Государственные инспекторы при выполнении своей деятельности обязаны соблюдать Конституцию  Российской Федерации, трудовое законодательство и иные нормативные акты, а так  же хранить государственную, служебную, коммерческую и другую тайну. При  осуществлении своих прав и исполнении обязанностей инспекторы являются полномочными представителями государства и находятся под его зашитой, независимо от государственных органов и должностных лиц. Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору или в судебном порядке.

Органы государственной  инспекции труда осуществляют свою деятельность совместно с другими федеральными и муниципальными организациями. Право на осуществления контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства имеют профессиональные союзы. Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить соответствующей профсоюзной организации о результатах его рассмотрения и принятых мерах. Профсоюзные инспекторы труда имеют право в установленном порядке беспрепятственно посещать все организации независимо от их форм собственности, проверять соблюдение трудовых прав и вносить предложения по устранению выявленных нарушений. Работодатель принимает свои решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа. Лица, нарушающие права и гарантии деятельности профессиональных союзов, несут ответственность в соответствии с федеральным законом.

В необходимых случаях  предусмотрена самозащита трудовых прав работников. В соответствии со ст. 379 ТК РФ в целях самозащиты своих трудовых прав работник может отказаться от выполнения работ, не предусмотренных трудовым договором, а также в тех случаях, когда работа непосредственно угрожает его жизни и здоровью. На время отказа от выполнения указанных работ за работником сохраняются все его права, предусмотренные действующими нормативными актами. Работодатель не имеет права препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты своих трудовых прав. Преследование работников за использование ими допустимых законодательством способов самозащиты трудовых прав запрещается работодателям и их представителям.

 

 

 

 

 

 

 

 

           1.3 Социально-психологическое взаимодействие персонала

Информация о работе Построение рациональных систем управления социальными факторами в организации