Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:08, курсовая работа
Управление социальным развитием организации – это совокупность способов, приемов, процедур, позволяющих решать социальные проблемы на основе научного подхода, знания закономерностей протекания социальных процессов, точного аналитического расчета и выверенных социальных нормативов. Оно представляет собой организационный механизм заранее продуманного, спрогнозированного, многостороннего, т.е. планомерного и комплексного воздействия на социальную среду, использования многообразных факторов, влияющих на эту среду.
Введение………………………………………………………………………….4
1 Социальные отношения в системе управления……………………………..5
1.1 Социальное партнёрство в сфере труда………………………………….13
1.2 Социальная защищённость………………………………………………..19
1.3 Социально-психологическое взаимодействие персонала……………….25
1.4 Социологические методы управления……………………………………30
2 Оценка социальной структуры организации………………………………36
2.1 Оценка социального пакета………………………………………………..40
3 Системный подход к развитию персонала в социальной сфере………….43
Заключение……………………………………………………………………..49
Список литературы…………………………………………………….………50
Главное условие развития новых социально-трудовых отношений на всех уровнях хозяйствования - устойчивый экономический рост, повышение качества жизни работников. Социальное неравенство представляет собой результат экономических, трудовых и политических причин, которые, взаимодействуя между собой, воздействуют и на уровень жизни работников отечественных предприятий. Отсутствие у большинства из них собственности, недоступность цивилизованного рынка труда, низкая цена рабочей силы, ограничение возможностей эффективной занятости — все эти факторы лежат в основе социального неравенства работников и работодателей. Необходимы государственная поддержка и соответствующие социальные институты, которые будут способствовать созданию равных условий и возможностей для наших работников в преодолении социально-экономического неравенства. В числе важнейших задач в формировании партнерских социально-трудовых отношений на промышленных предприятиях можно назвать следующие:
-стимулирование спроса на труд и создание новых рабочих мест;
-государственные вложения в социальную сферу;
-расширение участия персонала в оплачиваемой занятости;
-повышение уровня оплаты труда работников;
-расширение прав работников в социально-экономической деятельности.
Государственная социальная политика будет компенсировать имеющиеся отклонения отечественного рынка труда от равновесия спроса и предложения на рабочую силу. Именно поэтому на государственном уровне необходимо выработать основу взаимосвязи социальной и экономической политики, обеспечивающую приоритет развития человеческих отношений в социально-экономической деятельности предприятий всех форм собственности. В новых рыночных отношениях необходим преобладающий тип государственной социальной политики, которая должна быть более активной и конструктивной, ориентированной преимущественно на повышение роли работников, привлечение персонала к активной трудовой деятельности и обеспечение достойной оплаты труда всех работников, а не только высшего руководства и работодателей.
1.2 Социальная защищённость
На предприятиях с
различными формами
-государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства;
-защита трудовых прав работников профессиональными союзами;
-самозащита работниками трудовых прав.
Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства на всех российских предприятиях осуществляют органы федеральной инспекции труда, в подведомственных организациях — органы исполнительной власти и местного самоуправления, а также Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры (за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов).
Федеральная инспекция труда
— единая централизованная система
государственных органов, осуществляющих
надзор и контроль за соблюдением
трудового законодательства и иных
норм трудового права на всей территории
Российской Федерации. Руководство
деятельностью инспекции
-обеспечение соблюдения и защиты, трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
-обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;
3
-обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективном опыте соблюдения положений трудового законодательства;
-доведение до сведения органов государственной власти фактов нарушений или злоупотреблений в сфере трудового права.
В соответствии с возложенными на них задачами органы фекальной инспекции труда реализуют следующие полномочия:
-осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом;
-анализируют обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимают меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
-осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;
-направляют в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
-реализуют мероприятия по координации деятельности ведомственных органов надзора и контроля и федеральных органов исполнительной власти в части обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
-проводят предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию в целях предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих их безопасность;
-осуществляют надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
-обобщают практику применения, анализируют причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовят соответствующие предложения по их совершенствованию;
-анализируют состояние и причины производственного травматизма и разрабатывают предложения по его профилактике, принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводят его самостоятельно;
-дают заключения по проектам строительных норм и правил, других нормативных документов о соответствии их требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассматривают и согласовывают проекты отраслевых и межотраслевых правил по охране труда;
-участвуют в установленном порядке в разработке государственных стандартов по безопасности труда;
-принимают необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых способов, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;
-запрашивают у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и других организаций и безвозмездно получают от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на них задач;
-ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;
-осуществляют информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
-информируют общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведут разъяснительную работу о трудовых правах работников;
-готовят и публикуют ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляют их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.
Государственные инспекторы труда при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право:
-беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности;
-запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
-изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
-расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
-предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
-приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;
-направлять в суды при наличии заключении государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
-отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;
-запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной зашиты работников;
-выдавать разрешения на строительство, реконструкцию техническое переоснащение производственных объектов производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий;
-выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;
-привлекать к административной ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных дни к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд;
-выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законов и иных нормативных правовых содержащих нормы трудового права, о вреде причиненного здоровью работников на производстве.
Государственные инспекторы при выполнении своей деятельности обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, трудовое законодательство и иные нормативные акты, а так же хранить государственную, служебную, коммерческую и другую тайну. При осуществлении своих прав и исполнении обязанностей инспекторы являются полномочными представителями государства и находятся под его зашитой, независимо от государственных органов и должностных лиц. Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору или в судебном порядке.
Органы государственной инспекции труда осуществляют свою деятельность совместно с другими федеральными и муниципальными организациями. Право на осуществления контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства имеют профессиональные союзы. Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить соответствующей профсоюзной организации о результатах его рассмотрения и принятых мерах. Профсоюзные инспекторы труда имеют право в установленном порядке беспрепятственно посещать все организации независимо от их форм собственности, проверять соблюдение трудовых прав и вносить предложения по устранению выявленных нарушений. Работодатель принимает свои решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа. Лица, нарушающие права и гарантии деятельности профессиональных союзов, несут ответственность в соответствии с федеральным законом.
В необходимых случаях предусмотрена самозащита трудовых прав работников. В соответствии со ст. 379 ТК РФ в целях самозащиты своих трудовых прав работник может отказаться от выполнения работ, не предусмотренных трудовым договором, а также в тех случаях, когда работа непосредственно угрожает его жизни и здоровью. На время отказа от выполнения указанных работ за работником сохраняются все его права, предусмотренные действующими нормативными актами. Работодатель не имеет права препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты своих трудовых прав. Преследование работников за использование ими допустимых законодательством способов самозащиты трудовых прав запрещается работодателям и их представителям.
1.3 Социально-психологическое взаимодействие персонала
Информация о работе Построение рациональных систем управления социальными факторами в организации