Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:08, курсовая работа
Управление социальным развитием организации – это совокупность способов, приемов, процедур, позволяющих решать социальные проблемы на основе научного подхода, знания закономерностей протекания социальных процессов, точного аналитического расчета и выверенных социальных нормативов. Оно представляет собой организационный механизм заранее продуманного, спрогнозированного, многостороннего, т.е. планомерного и комплексного воздействия на социальную среду, использования многообразных факторов, влияющих на эту среду.
Введение………………………………………………………………………….4
1 Социальные отношения в системе управления……………………………..5
1.1 Социальное партнёрство в сфере труда………………………………….13
1.2 Социальная защищённость………………………………………………..19
1.3 Социально-психологическое взаимодействие персонала……………….25
1.4 Социологические методы управления……………………………………30
2 Оценка социальной структуры организации………………………………36
2.1 Оценка социального пакета………………………………………………..40
3 Системный подход к развитию персонала в социальной сфере………….43
Заключение……………………………………………………………………..49
Список литературы…………………………………………………….………50
Личностные качества характеризуют внешний образ сотрудника, который достаточно стабильно проявляется в коллективе и является неотъемлемой частью социологии личности. Личностные качества можно разделить на деловые (организационные), которые необходимы для выполнения конкретных функций и задач, и моральные (нравственные), отражающие проявление личной морали человека. В кадровой работе необходимо также знать достоинства и недостатки сотрудников, исходя из которых им подбирается рабочее место, намечается служебная карьера и обеспечивается продвижение. Перечень личностных качеств, достоинств и недостатков приведен в анкете "Вакансия".
Мораль является особой формой общественного сознания, регулирующего действия и поведение человека в обществе с помощью нравственных норм. В процессе исторического развития человечества нравственные нормы получили обыденное выражение в виде народной мудрости и идейное обоснование в религиозных учениях на основе идеалов добра и зла, чести и бесчестия, мудрости и глупости, одобрения или осуждения и др. Не случайно в религии наряду с образом Бога постоянно соседствуют образы ангела и дьявола. В светском обществе вполне допустимо наличие нескольких моралей: государственной, общественной, религиозной, групповой и личной.
В период построения социалистического общества в СССР был разработан «Моральный кодекс строителя коммунизма», в котором нашли отражение как нормы поведения человека в идеальном коммунистическом обществе, так и христианские нормы. Однако этот кодекс был значительно выше реальных моральных норм поведения людей, а в условиях двойной морали и социалистической уравниловки он со временем превратился в предмет насмешек.
Партнерство составляет важный компонент любой социальной группы и заключается в налаживании разнообразных форм взаимоотношений, на базе которых организуется общение людей. В партнерстве люди выступают как равноправные члены во взаимоотношениях между собой в отличие от формальной связи руководителя с подчиненным, где имеет место зависимость одного человека от другого. Различают такие формы партнерства: деловые, дружеские, по увлечениям (хобби), семейные - между родственниками, интимные - сексуальные взаимоотношения людей. В партнерстве отношения строятся на основе взаимоприемлемых психологических способов убеждения: подражании, просьбах, советах, похвалах. Когда на работе деловые отношения поддерживаются в форме дружеского партнерства и общих увлечений, это всегда способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе. Однако когда они принимают форму сексуального партнерства отдельных сотрудников - это часто вредит делу, т.к. влечет за собой семейные конфликты, ревность, а кроме того, возможно, разглашение служебной тайны, нарушение трудового распорядка, разрушение формальных связей руководителя и подчиненного. Когда Вы наблюдаете, как красивая девушка - секретарь молодого директора вызывающе поднимает брови в ответ на его поручение, топает каблучком, говорит: «Я не буду этого делать!» или резко хлопает дверью его кабинета в сердцах, то это не делает езду чести - сам виноват. Лучший совет в том случае: сменить своего красивого, но ненадежного секретаря на опытную сотрудницу, которая не будет "подставлять" его при клиентах.
Таким образом, партнерство составляет один из ключевых компонентов корпоративной культуры организации и социологических методов в работе с персоналом.
Соревнование является специфической формой общественных отношений и характеризуется стремлением людей к успеху, первенству, достижениям и самоутверждению. История соревновательности идет из глубины веков. Оно являлось формой выживания лучших представителей рода - сильных, умных, мужественных, здоровых и в итоге стало движущей силой развития общества. Результаты соревнования - новые открытия, изобретения, произведения искусства, рекорды в спорте, достижения в производстве.
Идея соревнования и лидерства была активно поддержана классиками марксизма-ленинизма и материализована в форме социалистического соревнования, стахановское движение, ударничество и новаторство, коммунистические субботники, движение за коммунистический труд. Дальнейшее развитие соревнования было заформализовано при попытке охвата всех трудящихся в 70-х гг. и окончательно похоронено после развала КПСС и кризиса экономики бывшего СССР.
Интересно, что западные, и прежде всего японские компании, тщательно изучив опыт социалистического соревнования, успешно применили его к национальному менталитету своих рабочих и корпоративному интересу фирмы в виде кружков качества, рабочих советов, теорий «У» и «Z» и др. Полагаем, что после, выходя из кризиса российские предприятия, вернутся к необходимости организации соревнования как важнейшего средства роста производительности труда.
Общение - это специфическая форма взаимодействия людей на основе непрерывного обмена информацией. Межличностное общение возникает между различными людьми в формах руководитель - подчиненный - сотрудник - друг и других более сложных формах общения нескольких людей. Личностное общение имеет место в простых формах взаимоотношений руководителя с подчиненный, сотрудников между собой, когда существуют два субъекта коммуникаций. Вербальное, или словесное, общение возникает в процессе устного или письменного обмена информацией. Невербальное общение имеет место, когда используются другие знаковые формы передачи информации, например жесты, мимика, звуки, поза и т.д. Управленческое общение включает в себя три основных этапа: выдача распорядительной информации, получение обратной информации, выдача оценочной информации.
Следует иметь в виду, что даже когда человек Вас понял, то это не означает, что он с Вами, безусловно, согласен; при прочих равных условиях люди легче принимают позицию человека, к которому испытывают симпатию, общий тон яра общении должен быть доброжелательный, доверительный, располагающий собеседников друг к другу.
Переговоры - это специфическая форма человеческого общения, когда две или более сторон, имеющие различные цели и задачи, пытаются увязать между собой различные интересы на основе продуманной схемы разговора (диалога) и, как правило, избегают прямого конфликта. Подготовка к переговорам включает рад конкретных этапов. Лучше заранее подготовиться и ответить на ряд вопросов по содержанию, структуре и технике переговоров: В чем Ваши нужды и опасения? Какой исход переговоров для Вас более желателен? Собраны ли необходимые факты, статистические данные, исторические сведения?
В чем Ваша сильная позиция?
В чем преимущества другой стороны?
Как можно облегчить согласие сторон?
На какие уступки Вы готовы пойти?
Важное значение имеет знание методов и технологии переговорного процесса. Так, целесообразно прислушиваться к взглядам другой стороны, рассказать, как состояние вопроса представляется Вам, постараться создать условия и климат для переговоров по взаимовыгодному принципу «выиграть - выиграть». Излагайте свои мысли четко и кратко, не бойтесь твердой формулировки своих взглядов. При малейшем изменении ситуации в сторону проигрыша постарайтесь изменить угол зрения на проблему. Старайтесь чаще задавать вопросы для поддержания переговоров в нужном русле. Активно воспринимайте нападки на Вас с другой стороны и не оправдывайтесь, лучше нападать на проблем, чем на человека. Держитесь своей цели переговоров, а не заранее намеченного маршрута. Постоянно используйте обратную связь. Ведите магнитофонную или письменную запись переговоров. Избегайте прямых конфликтов. Когда почувствуете, что подошли к коллективной цели переговоров, остановитесь, зафиксируйте итоги и тихо празднуйте победу!
Контрмеры при недобросовестных приемах на переговорах:
пропускайте враждебные замечания мимо ушей или используйте их в положительных целях;
задайте нейтральный вопрос, введите партнеров в некоторое замешательство; раскройте их тактику, показав им, что Вы поняли ее; попросите изложить то же самое позитивно;
говорите спокойно и доброжелательно, меняйте направление беседы; согласитесь обсудить самый конфликтный вопрос позднее; попросите перерыв под предлогом, что Вы устали; попросите доказать справедливость того, что Вам предлагают; убедитесь в том, что Вас правильно поняли; прибегайте к юмору и смешным анекдотам.
2 Оценка социальной структуры организации
Классификация социальной структуры Социальная структура характеризует трудовой коллектив организации как совокупность общественных групп, классифицированных по полу, возрасту, национальному и социальному составам, уровню образования, семейному положению.
Исходными данными для анализа социальной структуры являются: листки по учету кадров, результаты социологических исследований, материалы аттестационных комиссий, приказы по кадровым вопросам, пояснительные записки к годовому отчету по разделу «кадры».
Для получения достоверных и сопоставимых данных наиболее подходит листок по учету кадров, поскольку содержит наибольшее число сведений, подтверждаемых другими документами (паспорт, копия документа об образовании, трудовая книжка, список научных трудов, свидетельство о браке и др.). Однако листок по учёту кадров не содержит ряд важных социальных показателей, что вынуждает привлекать социологические методы исследования, которые точны только в пределах высказываниях корреспондента.
Полагаем, что достаточно
полной является социальная
Руководитель организации
должен располагать по
6
возрасту, уровню образования
и семейному положению. Эти
данные получены на основе
конкретного исследования на
примере малых организаций
В практике управления перед проведением радикальных преобразований (выбора руководителя, изменения системы оплаты труда и т.д.) необходимо знать реальное соотношение сил в коллективе с позиции готовности к работе в новых условиях. Для этого необходимо знать структуру коллектива по признакам «прогрессивности» и «мотивации».
По признакам «прогрессивности»
-первая часть («мотор»), в которую входят творческие личности с ярко выраженной самомативацией деятельности;
-средняя часть («моховик»), трудолюбивые и исполнительные работники, мотивированные на материальное поощрение;
-остальная часть («коррозия»), в которую входят нарушители трудовой дисциплины и бездельники, способные работать только под воздействием административного принуждения.
В 1998-2000 году было проведено
комплексное социологическое
Таблица 2 Социальная структура коллектива
Пол |
Мужчины |
Женщины |
|||
Возраст |
от 20 лет |
20-30 |
30-40 |
40-50 |
50-60 |
Стаж работы |
от 3 лет |
3-5 |
5-10 |
10-20 |
Свыше 20 |
Образова-ние |
Неполное среднее |
Среднее общее |
Среднее Профессиональное |
Неполное высшее |
Высшее Профессиональное |
Социальное происхо-ждение |
Рабочий |
Крестьянин |
Служащий |
Священно служитель |
Предприн-иматель |
Национа-льность |
Русский |
Украинец |
Белорус |
Татарин |
и т.п. |
Семейное положение |
Холост (не замужем) |
Женат (за мужем) |
Разведён(а) |
Вдовец (вдова) |
|
Партийная принадле-жность |
Беспартий-ный |
Член партии |
|||
Мотивация |
Самомоти-вация |
Моральное поощрение |
Материальное вознаграж-дение |
Принужд-ение |
|
Прогресси-вность |
Передовая часть |
Средняя часть |
Остальная часть |
||
Уровень жизни |
Высокий |
Средний |
Низкий |
||
Отношение к собствен-ности |
По найму |
Соглашение |
|||
Положение в организации |
Руководи-дель |
Специалист |
Служащий |
Рабочий основного Произво-дства |
Рабочий вспомогат-ельного производства |
Информация о работе Построение рациональных систем управления социальными факторами в организации