Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 11:08, курсовая работа
Управление социальным развитием организации – это совокупность способов, приемов, процедур, позволяющих решать социальные проблемы на основе научного подхода, знания закономерностей протекания социальных процессов, точного аналитического расчета и выверенных социальных нормативов. Оно представляет собой организационный механизм заранее продуманного, спрогнозированного, многостороннего, т.е. планомерного и комплексного воздействия на социальную среду, использования многообразных факторов, влияющих на эту среду.
Введение………………………………………………………………………….4
1 Социальные отношения в системе управления……………………………..5
1.1 Социальное партнёрство в сфере труда………………………………….13
1.2 Социальная защищённость………………………………………………..19
1.3 Социально-психологическое взаимодействие персонала……………….25
1.4 Социологические методы управления……………………………………30
2 Оценка социальной структуры организации………………………………36
2.1 Оценка социального пакета………………………………………………..40
3 Системный подход к развитию персонала в социальной сфере………….43
Заключение……………………………………………………………………..49
Список литературы…………………………………………………….………50
Таблица 3 Характеристика семейного положения (% от численности)
Холост, не замужем |
Женат, замужем |
Разведённые |
Вдова, вдовец | |
Женщина |
10% |
28% |
5% |
8% |
Мужчина |
8% |
27% |
12% |
2% |
Таблица 4 Характеристика национального состава (% от численности)
Русские |
67% |
Украинцы |
6% |
Белорусы |
7% |
Татары |
7% |
Прочие |
8% |
Таблица 5 Образовательная структура коллектива (% от численности)
Неполное среднее (8 классов) |
12% |
Среднее общее (11 классов) |
21% |
Среднее профессиональное |
18% |
Незаконченное высшее |
14% |
Высшее профессиональное |
35% |
Таблица 6 Половозрастная структура коллектива (% от численности)
До 20 лет |
20-30 |
30-40 |
40-50 |
50-60 |
Всего | |
Женщина |
7% |
25% |
47% |
15% |
6% |
48% |
Мужчины |
Аналогично |
----- |
----- |
----- |
----- |
52% |
Таблица 7 Социальная структура по признаку мотивации (% от численности)
Самомотивация |
Материальное поощрение |
Моральное поощрение |
Принуждение | |
% |
13 |
42 |
28 |
17 |
2.1 Оценка социального пакета
Под социальным пакетом понимается комплекс гарантий; компенсаций и льгот, предоставляемых Работникам дополнительно к заработной плате с целью их привлечения, удержания и мотивации.
Таким образом, из многочисленных определений можно выделить следующие существенные признаки понятие пакет:
Пакет представляет собой упорядоченный набор, комплект, перечень благ, образующих систему. Как известно, свойствами системы являются целостность, структурность, иерархичность, взаимосвязь со средой.
Целевое предназначение, а не универсальность. Для социального пакета это свойство означает адресность предоставления - социального пакета (не всем! работникам одинаковые блага, а разным категориям работников - разные наборы благ). Предметы должны быть однородными, т.е. служить определённой цели (например, социальные блага, собранные в пакет, направлены на производство трудоспособности, или стимулирование производительности, или формирование новых компетенций).
Следовательно, социальный пакет на предприятии это система социальных благ и услуг, подобранных для решения определённой цели. В качестве такой цели может выступать удовлетворение потребностей работников и работодателя, стимулирование персонала.
Для того что бы дать полное
определение понятию «
Итак, блага в социальном пакете, как и в пакете, вообще, должны быть каким-то образом структурированы, например, ранжированы по степени их значимости.
7
Это означает, что приоритетные направления социального пакета должны финансироваться государством или компанией в большем объеме, чем менее значимые. Принцип ранжирования благ социального пакета будет зависеть от направленности социальной политики компании
Мы выделили 4 критерия распределения социальных благ.
1)По субъектам (категориям, адресатам получения): инвалиды, участники ВОВ, пенсионеры, временно нетрудоспособные работники, матери, многодетные работники, молодые работники.
2)По правовым основам: на основе законов, тарифных соглашений, коллективных договоров. В соответствии с Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях» в России реализуется вертикальная система социального партнерства, включающая 6 уровней соглашений: генеральное, региональное, отраслевые (межотраслевые), профессиональные, территориальные соглашения и коллективные договоры, действующие на отдельном предприятии. Социальные выплаты, установленные законом или тарифными соглашениями, являются обязательными. Добровольные услуги предприятие предоставляет дополнительно к установленным законодательством на основе коллективного договора.
3)По социальной направленности: жилищные, медицинские, спортивные, культурные, образовательные услуги и др.
4)По форме предоставления - денежные и натуральные выплаты. К денежным выплатам относятся пенсии, оплата отпусков, материальная помощь, пособия, субсидии. Натуральные услуги - это материальные блага, которые работники получают в натуральной форме: бесплатный проезд городским транспортом, бесплатный обед на предприятии, путёвки в санаторий, детский лагерь.
Журнал «Карьера» выделяет 3 подхода к формированию социального пакета по критерию структурированности набора социальных благ и услуг - западный, российский и новый.
В западных компаниях социальный пакет четко структурированный, проработанный до мелочей. Состав пакета определяется положением работника в иерархии. Многие льготы доступны для всех работников компании независимо от служебного положения. Стандартными услугами на Западе являются медицинская страховка работника и членов его семьи, гибкий график работы, оплата членства в спортивном клубе, корпоративного досуга.
Российский подход отличается стихийностью, индивидуальным отношением и, соответственно, возможностью что-то получить, проявив инициативу и попросив. Могут дать, если вы очень нужны. А могут и не дать. Этот пакет является неструктурированным. Традиционно российские социальные блага - это оплата больничных листов, займы на жилье, социальные пособия, материальная помощь. По оценке специалистов-аналитиков журнала «Карьера» по функции российский социальный пакет служит заменителем заработной платы (компенсирует затраты на простое воспроизводство), по роли работодателя отличается патерналистской позицией (работников воспринимают как нуждающихся в опеке, лечении), а по способу распределения благ является стихийным. Западные компании по той же оценке поддерживают в сотрудниках мотивацию к здоровому образу жизни, активному отдыху, поддержанию физической формы, т.е. стимулируют развитие человека.
3 Системный подход к развитию персонала в социальной сфере
В настоящее время общепризнанной и доминирующей концепцией развития персонала является так называемая «знающе-умеренная», в которой основной упор делается на обновление, пополнение, совершенствование знаний, навыков и умений работающего.
Существуют и в той или иной мере совершенствуются следующие системы:
-Система развития знаний, навыков и умений.
-Система улучшения условий, труда и отдыха.
-Система развития содержания труда.
-Система развития средств труда.
-Система развития мотивации.
-Система изменения оплаты труда.
--Система социальной защиты самих «защищающих».
Система психологической разгрузки снятия напряжения, после рабочего дня.
-Система улучшения психологического климата в коллективе.
Перечень этих систем показывает, что развитие персонала связанно со всеми составляющими процесса труда, а именно: сам «человек работающий», условия, выполняемая работа, средства труда, мотивация (включая оплату), соцзащита, возможность психологического восстановления, климат в группе, коллективе.
8
Выборочные опросы специалистов и руководителей подразделений учреждений социальной зашиты населения позволили определить «уровень развития» каждой из систем в общей системе управления персоналом (см. рис.1).
Кая видно из рисунка все девять систем можно сгруппировать в три блока.
Первый блок - благополучного уровня развития - знаний, навыков в умений, персонала, содержание труда, улучшение психологического климата в группе, коллективе.
Второй блок, или блок среднего и ниже среднего уровня, - развития средств труда и мотивации персонала (исключая оплату труда), улучшение условий труда и отдыха.
Третий блок, или блок неблагополучия или супернеблагополучия, - изменение оплаты труда, системы защиты самих «защищающих» и их психологической разгрузки, снятия напряжения после рабочего дня, рабочей недели.
Рисунок 1 Общая система управления персоналом
Отсчет «уровня вниз» идет от первого блока.
Доминирующими системами развития персонала в структурах социальной защиты и помощи являются первая, третья и девятая. Это объясняется следующими обстоятельствами. Во - первых, в последнее время появились большие возможности для получения высшего образования (в том числе и второго), повышения квалификации. Хотя само по себе увеличение количества дипломов, сертификатов и свидетельств «об окончании» у работников только с формальной точки зрения говорит о развитии персонала. Нами не выявлялись оценки специалистов и руководителей подразделений относительно качества обучения и изменений, происшедших в их знаниях, навыках в умениях.
Во-вторых, содержание труда, выполняемого различными работниками системы соцзащиты, более или менее отстоялось в связи со становлением самой системы как сферы трудовой занятости. Однако наряду с этим общим процессом существуют типичные проблемы, которые требуют «развивающих решений»: более точное распределение должностных задач, обязанностей и прав; исключение дублирования при выполнении функций; усталость, наступающая от физических и психологических нагрузок, и др.
В-третьих, посильной оказалась проблема улучшения психологического климата в коллективе. В значительной мере это происходит благодаря «нарыванию» ситуации «Если не мы, кто?» Постоянно работать в психологическом дискомфорте оказывается довольно тяжело и люди стремятся привести в действие неформальные рычаги влияния на отношения между собой, чтобы вывести их на более высокий или, по крайней мере, «компромиссный» уровень.
Во втором блоке (среднего и ниже среднего уровня) системы развития персонала оказались системы условий работы и отдыха, средств труда и мотивации персонала (исключая оплату труда).
По мнению опрошенных нами специалистов и руководителей подразделений учреждений соцзащиты, на содержание их работы, необходимость развития знаний, навыков и умений оказало влияние внедрение современных технических средств, информационных систем и технологий. В то же самое время новые средства труда вызвали проблемы, связанные с необходимостью укрепления здоровья «человека работающего».
Среди опрошенных были и
такие, кто оценил свои условия труда
и отдыха как неблагоприятные: теснота
и скученность в рабочих
Информация о работе Построение рациональных систем управления социальными факторами в организации