Повышение конкурентных преимуществ торговой организации за счет улучшения использования кадрового потенциала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 16:08, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является определение сущности конкурентных преимуществ, оценка роли кадрового потенциала как важного источника формирования конкурентных преимуществ, а также разработка мероприятий по повышению конкурентных преимуществ за счет улучшения использования кадрового потенциала предприятия.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 79.42 Кб (Скачать документ)

    Согласно штатному  расписанию, численность работников  в настоящий момент составляет 15 человек, из которых двое  имеют высшее образование, трое  – незаконченное высшее, шестеро  – среднее специальное и четверо  вообще не имеют образования. 

Организационная структура ООО «Эллис» линейная. Во главе предприятия стоит   директор - Кабирова Римма Хафизовна, имеющая в подчинении заместителя директора – Помелову Надежду Викторовну. В свою очередь заместителю подчиняется заведующая производством – Хайруллина Альбина Ринатовна, главный бухгалтер – Кондратьева Ирина Викторовна, менеджер  – Антипина Мария Алексеевна и юрист – Баширов Радик Хафизович,  где гл. бухгалтеру подчиняется бухгалтер-калькулятор – Анохина Ирина Александровна, а в подчинении у зав. производством находится повар-пекарь, повар-кондитер, 2 повара, которым подчиняются 3 посудомойщицы.

Структура ООО «Эллис» основана на соблюдении принципов единоначалия и централизма. Предусматривает выполнение одним руководителем всех функций на каждом уровне управления, с полным подчинением ему на правах единоначалия всех ниже стоящих подразделений. Положительные стороны: четкие связи подчиненности, централизация управления в одних руках, разделение труда, квалифицированная подготовка решений.

Упадок эффективной деятельности ООО «Эллис» постоянно требовал реализацию множества функций по управлению персоналом: планирование потребности в сотрудниках, набор, адаптация новых сотрудников в организации, продвижение перспективных сотрудников, увольнение в связи с профессиональной непригодностью или по возрасту и так далее.

 На основании сравнения плана  по человеческим ресурсам с  численностью персонала, уже работающего  в организации, директор предприятия  в лице Кабировой Риммы Хафизовны  определяет вакантные рабочие места, которые необходимо заполнить. Если такие места существуют, начинается процесс приема на работу, состоящий из нескольких стадий: детализации требований к вакантному рабочему месту и к кандидату на его занятие, подбора кандидатов, отбора кандидатов и приема на работу.

Прием на работу начинается с детального определения того, кто нужен организации. В основе этого процесса в ООО  «Эллис» лежит подготовка должностной  инструкции, т.е. документа, описывающего основные функции сотрудника, занимающего  данное рабочее место. Должностная инструкция подготавливается самом директором совместно с начальником подразделения, в котором существует вакантная должность. Определив требования к кандидату, управленческий персонал приступает к привлечению кандидатов, используя несколько методов:

1.Поиск внутри организации. Предприятие имеет закрытую кадровую политику, поэтому прежде чем выйти на рынок труда, сначала директор  ищет нужного кандидата  среди своих сотрудников.  Например, полгода назад вакантное место заведующего производством было закрыто старшим поваром.  Преимущества данного закрытия вакансии  заключаются в низких затратах (не надо тратиться на поиск кандидата); предоставлении персоналу перспектив служебного роста, повышающих их удовлетворенность работой, веру в себя; сохранении основного состава при сокращении штатов и быстром заполнением вакансий при освобождении должностей; хорошем знании претендентами организации, обеспечивающей им легкую адаптацию и известности их. Правда такой метод имеет и недостатки: требует дополнительных затрат на переобучение; приводит к напряженности в коллективе вследствие внутренней  конкуренции; позволяет продвигать «нужных людей»; снижает активность оставшихся «за бортом», правда в силу сплоченности коллектива  в ООО «Эллис» эти недостатки не «ощущаются».

Только после внутреннего поиска, не давшего положительный результат  управленческий персонал приступает к внешнему поиску через объявления в средства массовой информации.

2.Объявления в средствах массовой информации. Для привлечения кандидатов ООО «Эллис» размещает объявления в специализированных газетах и рубриках: «Ваша работа», «Работа». Преимуществом данного метода является широкий охват населения при относительно низких первоначальных издержках. А недостатком является обратная сторона преимущества: огромный наплыв кандидатов, большинство из которых не обладает требуемыми характеристиками.

3.Частные агентства по подбору персонала. Обратившись в одно из частных агентств («Анкор» и «Успех») сотрудники службы управления персоналом облегчают себе работу по первоначальному отбору кандидатов, рассматривая только кандидатуры, предложенные специалистами агентства.

Но не существует универсального метода  подбора  кандидатов, поэтому сотрудники службы управления персоналом используют различные  методы в зависимости от вакантной  должности. Практиковалось и такое, что предприятие нанимало промоутера, который расклеивал  объявления по всему советскому району с информацией о вакансии.

На основе собеседований  выбирают кандидата, который наиболее подходит для этой должности.

Предприятие общественного  питания ООО «Эллис»  следует  стратегии сокращения масштабов  деятельности, или дезинвестирования. Такая стратегия была вызвана планируемой перестройкой или, возможно, закрытием деятельности организации.

Основные моменты  кадровой стратегии в этом случае будут заключаться в организации  массовых увольнений и помощи в трудоустройстве, стимулировании досрочного выхода на пенсию, сохранении наиболее ценной части  персонала, отвечающей будущим направлениям работы фирмы, переквалификации работников. Вопросы набора новых людей, повышения  квалификации и проч. практически  не рассматриваются.

Так как на предприятии  замечен спад производства и оно следует кадровой стратегии сокращения, то развитие кадровой политики здесь не наблюдается.

Проведем ситуационный анализ предприятия с целью выявления  его слабых, сильных сторон и надвигающихся угроз.

Сильные стороны:

- дружный коллектив. Это говорит о сплоченности коллектива, где каждый из сотрудников готов прийти на помощь в трудную минуту. В таком коллективе теснее общение, выше самооценка личности, но имеют место неприязненное отношение к посторонним, самонадеянность, утрата критичности и чувства реальности, единомыслие, чувство неуязвимости, самоуверенность, фильтрация информации.

- доступные цены. По сравнению с конкурентами в ООО «Эллис» на продукцию собственного производства цены сравнительно невысокие, что позволяет противостоять большему числу конкурентов и поэтому основным контингентом является социально незащищенная  категория граждан  – студенты и лица с ограниченным бюджетом.

- качественное обслуживания по мнению покупателе. Качество труда говорит о качестве подготовки работников ООО «Эллис», организации их рабочего места, четкости определения функций, выполняемых различными категориями работников, механизации и автоматизации условий труда, организации внутреннего контроля за деятельностью работников массовых профессий.

- хорошая кухня. В целом, клиенты довольны покупаемой продукцией и за всю историю существования общества не было ни одного замечания в адрес кухни.

- льготная арендная плата. В связи с тем, что предприятие кормит  учащихся и сотрудников лицея №10 (в котором арендует помещение) Министерство имущества с разрешения администрации лицея установило льготную систему оплаты за аренду.

- развитая организационная культура. Корпоративные вечеринки довольно часто имеют место на предприятии. Они  благоприятно влияют на климат внутри  коллектива и повышает его сплоченность.

Слабые стороны:

- отсутствие мотивации и стимулирования персонала. Как показал проведенный опрос, для  90% сотрудников стимулом к  работе является заработная плата, которая за последний год в ООО «Эллис» не пошла на повышение, что вызвало низкую производительность труда.

- наличие сильных конкурентов. Не так давно открылись кафешка «Пельмешка», кафе «Хаджа Насретдин» при ЦТиР  «Мир» и уже наступают на пятки, отбивая часть клиентов (в основном сотрудников ЦТиР «Мир»).

- снижение товарооборота,  вызванное резкой сменой поставщиков  и низкой производительностью  труда.

Угрозы:

-  угроза остаться  без арендуемого на льготных  условиях  помещения. Москва планирует выкупить всю территорию, находящуюся неподалеку от ЦТиР «Мир» и построить огромный комплекс (что-то типа «Уфа-siti»). Анализируемое предприятие является ближайшим соседом и в первую очередь попадает под снос. Такая угроза является основанием для выбора стратегии сокращения.

Определяющим фактором, влияющим на конкурентоспособность, экономический  рост и эффективность производства, является наличие на предприятии  человеческих ресурсов, способных профессионально  решать поставленные производственные задачи.

Анализируя влияние кадровой политики на эффективную деятельность предприятия, в первую очередь говорят об эффективности труда кадров, которая связана с увеличением производительной силы, улучшением качества обслуживания потребителей и т.д. Эффективность труда предприятия определяется количеством и качеством предоставляемых услуг, степенью удовлетворения спроса и обслуживания потребителей, скоростью их обслуживания, ростом прибыли на 1руб. трудовых затрат, размерами доходов на одного работника, ростом производительности труда.

Проанализируем выполнение плана по труду в ООО «Эллис»  за отчетный год и сделаем выводы.

Анализ выполнения плана  по труду за отчетный период                                 Таблица 2.3.1

 

Показатели

План

Факт

Откло-нение

%выполнения

1.

Товарооборот за год (тыс.руб.)

2501,051

2319,309

-181,74

92,7

2.

Численность работников всего (чел.) в том числе продавцов/ кассиров (чел.)

14

15

1

107,1

3.

Товарооборот на одного работника (т.р.)

178,647

154,620

-24,027

92,73

4.

Товарооборот на одного продавца /кассира

2501,051

2319,309

-181,74

92,7

5.

Фонд оплаты труда

1035,94

1064,33

28,39

102,7

6.

Фонд оплаты труда в % к товарообороту

41,42

45,89

4,47

110,8

7.

Средняя зарплата на одного работника в месяц (руб.)

6,166

5,912

-0,254

95,9


 

Приведенные расчеты говорят  нам о том, что предприятие  более чем обеспечено трудовыми  ресурсами. Фактическое количество работников превышает плановую потребность  на 7,1%, что соответствует одному работнику данного предприятия. Однако, не смотря на увеличение числа  сотрудников, товарооборот снизил свои показатели на 24,027 тыс. р., т.е. недовыполнил намеченный  план на 7,3 %. Такая тенденция была вызвана, возможно, тем, что предприятие стремилось повысить свои показатели за счет качественного обслуживания, но, к сожалению,  так и не добилось желаемого результата. На это могли повлиять различные факторы, например, резкое увеличение цен, которое произошло в связи со сменой поставщиков,  что привело к уменьшению спроса на продукцию собственного производства; текучесть кадров, вызванная нежеланием работать за низкую заработную плату, влияющая на производительность труда и т.д.

Такая низкая производительность отрицательно повлияла на товарооборот. Причины таких резких отклонений свидетельствуют в целом о  неправильной организации работы столовой, где большим недостатком является то, что по факту численность работников возросла опережающими темпами (107,1%) по сравнению с ростом среднегодовой  выработки одного работника (92,73%).

Для того, чтобы впредь предотвратить такую тенденцию, необходимо обеспечить рациональное использование трудовых ресурсов, согласно которому не должно быть простоя персонала и каждый сотрудник должен знать то, что он должен делать. Со стороны администрации необходимо провести мероприятия, способствующие сплоченности коллектива, улучшающие организационную культуру предприятия. Для повышения производительности в ООО «Эллис» необходимо изменить состав товарооборота, усовершенствовать формы оплаты труда, материально и морально стимулировать работников питания, а также внедрять новое и модернизировать действующее оборудование, использовать прогрессивные технологии, необходимо ускорять научно-технический прогресс, который направлен на сокращение ручного труда на основе его механизации и автоматизации.

Изучим влияние факторов на производительность труда.

а) влияние численности:

(15 – * 6,166 * 12 = 149,276 тыс.р.

б) влияние среднемесячной заработной платы:

(5,912 – 6,166) * 15 * 12 = - 45,72 тыс.р

в) относительный перерасход факторов заработной платы:

* 2319,309 = 103,67

Кадровую политику ООО «Эллис» можно также оценить, используя показатели эффективности работы с кадрами.

Состояние кадров на предприятии может  быть определено с помощью  следующих коэффициентов:

Информация о работе Повышение конкурентных преимуществ торговой организации за счет улучшения использования кадрового потенциала