Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 14:10, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучить мотивацию и стимулирование персонала в организации
Задачи:
Изучить теоретические аспекты мотивации и стимулирования персонала. Дать определение понятиям «мотив» и «стимул»
Проанализировать наиболее известные теории стимулирования и мотивации
Ознакомиться с существующими методами построения систем мотивации персонала
Проанализировать действующую в организации систему стимулирования и мотивации персонала на примере ОАО В/О «АВИАЭКСПОРТ»
Проанализировать результаты исследования на основании которых сделать выводы и предложения.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты мотивации и стимулирования
персонала 4
Понятие, механизмы и способы мотивации и
стимулирования 4
Теории мотивации и их классификация 8
Мотивация персонала с позиции процессуальных
теорий 10
Мотивация персонала с позиции содержательных
теорий 13
Методы стимулирования и мотивации трудовой
деятельности 15
Принципы проектирования оптимальных систем
мотивации труда 16
Выводы по главе 1 18
Глава 2 Исследование системы мотивации и стимулирования
персонала на примере ОАО В/О «Авиаэкспорт» 19
2.1 Краткая характеристика организации 19
2.2 Оценка системы мотивации и стимулирования
организации 21
Выводы по главе 2 25
Глава 3 Повышение уровня мотивации и стимулирования
персонала ОАО В/О «Авиаэкспорт» 26
3.1 Мероприятия по повышению уровня мотивации и
стимулирования персонала 26
3.2 Демотивация. Или что не следует делать 28
Выводы по главе 3 29
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Содержание
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты мотивации и стимулирования
персонала
стимулирования 4
теорий 10
теорий 13
деятельности 15
мотивации труда 16
Выводы по главе 1 18
Глава 2 Исследование системы мотивации и стимулирования
персонала на примере ОАО В/О «Авиаэкспорт» 19
2.1 Краткая характеристика организации 19
2.2 Оценка системы мотивации и стимулирования
организации 21
Выводы по главе 2 25
Глава 3 Повышение уровня мотивации и стимулирования
персонала ОАО В/О «Авиаэкспорт» 26
3.1 Мероприятия по повышению уровня мотивации и
стимулирования персонала 26
3.2 Демотивация. Или что не следует делать 28
Выводы по главе 3 29
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Введение
Ни для кого не секрет, что каждое предприятие (организация) заинтересовано в эффективности своего производства, которое обуславливается структурами экономических систем. В каждой такой системе можно выделить две подсистемы: управляющая и управляемая.
Основная функция управляющей системы – стимулирование труда управляемой системы. Что бы разработать эффективную систему управления персоналом, необходимо понять, что именно побуждает людей к деятельности, какие мотивы составляют их основу1.
Тема исследования является актуальной, поскольку одним из условий, обеспечивающих конкурентоспособность современной организации, является эффективная мотивация. Огромное разнообразие литературы по проблемам стимулирования и мотивации персонала сопровождается столь же большим многообразием точек зрения на их природу.
Но как же создать результативную систему мотивирования? Несмотря на обилие советов и рекомендаций, универсальной схемы не существует. У каждого сотрудника свои потребности и желания, которые меняются под влиянием различных факторов. Понять их, а тем более изменить, непросто. Ведь мотивы не только не проявляются напрямую в поведении, но часто даже не осознаются самим человеком.
Тем
не менее, существуют модели мотивации,
позволяющие определить содержание
потребностей человека и прогнозировать
его поведение. Овладев ими, руководитель
сможет значительно расширить свои
возможности в привлечении
Целью данной курсовой работы является изучить мотивацию и стимулирование персонала в организации
Задачи:
Объект исследования: мотивация персонала ОАО В/О «АВИАЭКСПОРТ»
Предмет исследования: Исследование и анализ как теоретического, так и практического подходов к организации систем стимулирования и мотивации в организации.
Теоретическая база исследования включает в себя труды классиков экономической теории, работы зарубежных и российских ученых в области мотивации трудовой деятельности, в частности, таких авторов, как…..
Информационную базу исследования составляет документация ОАО В/О ……
Цели и задачи исследования обуславливают структуру курсовой работы: введение, 3 главы, заключение, использованная литература.
Глава
1 Теоретические аспекты мотивации и стимулирования
персонала
В
общем виде под мотивацией деятельности
человека понимают всю совокупность
движущих сил, которые побуждают
его к осуществлению
Таким образом, мотивацию можно определить как совокупность внешних и внутренних сил, побуждающих человека к определенной деятельности, а так же определяющих границы и формы этой деятельности, придавая ей направленность на достижение цели3.
Влияние мотивации на деятельность и поведение человека зависит от множества индивидуальных факторов.
Для всестороннего изучения понятия мотивации рассмотрим 3 аспекта:
а) что именно в деятельности человека зависит от мотивационного воздействия
б) в каком соотношении находятся внутренние и внешние силы
в)
соотношение мотивации с
Но
перед тем как рассмотреть
эти вопросы, необходимо уяснить
смысл ключевых понятий, имеющих
непосредственное отношение к вопросам
рассматриваемым в этой работе. Такими
понятиями являются: потребность, мотив
и стимул.
Потребность – главная побудительная сила человека. Потребность представляет собой объективно обусловленный запрос в необходимых для человека благах, а также деятельности для их получения4. Из-за необходимости удовлетворить свои потребности люди начинают трудиться. Таким образом, потребность активизирует человека. ( нет потребность – нет и активности). Однако, побудительная сила присуща только осознанным потребностям, которые отражают в психике людей несоответствие между внешними условиями и внутренними требованиями. Осознанные потребности определяют деятельность человека по устранению таких несоответствий. Потребность является первоисточником мотивации.
Мотив (от лат. moveo – двигаю) — материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив, находясь «внутри» человека, имеет свой «индивидуальный» характер, зависящий от множество факторов, как внешних, так и внутренних, а также от действий других параллельно возникающих мотивов5. Помимо побуждения к деятельности, мотив определяет что именно необходимо сделать и как осуществить то или иное действие. Даже имея одинаковую потребность, различные люди будут совершать различные действия для устранение этой потребности. Человек способен воздействовать и даже устранять мотивы из своей мотивационной совокупности, поскольку мотив поддается сознанию.
Как
правило, поведение человека определяет
не один мотив, а их совокупность, в
которой они находятся в
Не смотря на то, что мотивационная структура является в определенной степени стабильной, она может изменяться, в частности, сознательно в процессе образования, либо воспитания человека.
Мотивирование – воздействие на человека, целью которого является его побуждение к определенным действиям. Мотивирование является сердцевиной и основой управления человеком. Именно успешное мотивирование во многом определяет эффективность управления. Различают два основных типа мотивации: «от» и «к», или «метод кнута и пряника»6.
Помимо основных типов, мотивация может быть:
Стимул выполняет роль своеобразных рычагов воздействия, которые приводят в действие определенные мотивы. Стимулами могу выступать отдельные предметы, действие других людей, обещания, предложения, желания человека получить что-либо в результате своих действий. Человек способен реагировать на многие стимулы, причем не всегда делает это сознательно. К тому же на одинаковые стимулы реакция разных людей различна. Поэтому стимулы, сами по себе, не обладают абсолютным значением или смыслом, если люди не реагируют на них.
Использование
для мотивирования людей
Следует
различать понятия «
Основоположником классической теории научного менеджмента считается Ф. У. Тейлор. Умозаключения ученого были просты и сводились к следующим утверждениям: если энергичные рабочие, которые работают напряженно, обнаруживают, что зарабатывают не больше ленивого работника, у них не будет интереса делать столько, сколько они могут.
Лидером движения за внедрение новых форм и методов управления предложенных Тейлором – хронометр и система премиальной оплаты, позднее получивших наименование «школы человеческих отношений», стал Э. Мэйо7.
Знаменитые эксперименты Э. Мэйо позволили открыть новые направления в теории управления. Э. Мэйо обнаружил, что не всегда, даже четко разработанные рабочие операции и достойная зарплата, ведут к увеличению производительности труда. Силы, возникающие в процессе взаимодействия между людьми, часто превосходят усилия руководителя. Не редко работники гораздо сильнее реагируют на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и различные материальные стимулы.
Проведенные на протяжении XX в. научные исследования позволили дать определенные обобщения, в результате сформировались теории мотивации, которые можно разделить на две группы: процессуальные и содержательные.
Содержательные теории мотивации определяют внутренние побуждения (потребности), заставляющие людей действовать определенным образом. К представителям этих теорий относятся: А. Маслоу, Ф.Герцберг, Д. МакКлелланд
Процессуальные теории основаны на изучении поведения людей, учитывают их восприятие и познания. К основным процессуальным теориям относятся теории ожидания, справедливости, а также модель мотивации Портера-Лоулера.
Информация о работе Повышение уровня мотивации и стимулирования персонала ОАО В/О «Авиаэкспорт»