Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 14:10, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучить мотивацию и стимулирование персонала в организации
Задачи:
Изучить теоретические аспекты мотивации и стимулирования персонала. Дать определение понятиям «мотив» и «стимул»
Проанализировать наиболее известные теории стимулирования и мотивации
Ознакомиться с существующими методами построения систем мотивации персонала
Проанализировать действующую в организации систему стимулирования и мотивации персонала на примере ОАО В/О «АВИАЭКСПОРТ»
Проанализировать результаты исследования на основании которых сделать выводы и предложения.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты мотивации и стимулирования
персонала 4
Понятие, механизмы и способы мотивации и
стимулирования 4
Теории мотивации и их классификация 8
Мотивация персонала с позиции процессуальных
теорий 10
Мотивация персонала с позиции содержательных
теорий 13
Методы стимулирования и мотивации трудовой
деятельности 15
Принципы проектирования оптимальных систем
мотивации труда 16
Выводы по главе 1 18
Глава 2 Исследование системы мотивации и стимулирования
персонала на примере ОАО В/О «Авиаэкспорт» 19
2.1 Краткая характеристика организации 19
2.2 Оценка системы мотивации и стимулирования
организации 21
Выводы по главе 2 25
Глава 3 Повышение уровня мотивации и стимулирования
персонала ОАО В/О «Авиаэкспорт» 26
3.1 Мероприятия по повышению уровня мотивации и
стимулирования персонала 26
3.2 Демотивация. Или что не следует делать 28
Выводы по главе 3 29
Заключение 30
Список использованной литературы 31
Процессуальные и содержательные теории взаимодополняют друг друга и применяются для решения задач побуждения людей к эффективному труду.
Для понимания
смысла теории как содержательной так
и процессуальной мотивации, необходимо
познакомиться с такими понятиями
как «потребность» и «
В контексте мотивации понятию «вознаграждение» придается более глубокий смысл, чем просто деньги и удовольствие. Вознаграждение – это все то, что является ценным для человека8. Но, поскольку понятие ценности у людей неодинаковы, то и оценка вознаграждения и ее относительная ценность различна.
Вознаграждение может быть внутренним и внешним.
Внутреннее вознаграждение возникает в процессе работы. К такому вознаграждению можно отнести, например чувство достижения высокого результата, чувство значимости своей работы, а так же самоуважение. Как внутреннее вознаграждение можно рассматривать дружбу и общение, которые возникают в процессе совместной деятельности. Для обеспечения внутреннего вознаграждения самым простым является создание необходимых условий работы.
Понятие
внешнего вознаграждения равнозначно
понятиям «поощрение» и «премирование»,
т.е. выданное непосредственно организацией,
а не возникшее в процессе работы
и не являющееся результатом деятельности9.
К внешним вознаграждениям относят заработную
плату, пособия, льготы, продвижения по
службе, похвала, дополнительны отпуск,
оплата страховки и любые другие дополнительные
выплаты.
В
основе каждой процессуальной теории
лежит поведение людей с учетом
их восприятия и познания. В этих
теориях анализируется
Мы
уже знаем, что поведение личности
во многом определятся потребностями,
однако поведение является еще и
функцией восприятия и ожидания, которые
связаны с конкретной ситуацией.
На поведение оказывает влияние
и понимание возможных
Рассмотрим три основные процессуальные теории мотивации:
Теория ожиданий.
Основную мысль теории ожиданий составляет надежда человека на то, что выбранный им тип поведения приведет его к удовлетворению потребностей.
Под «ожиданием» понимается оценка, с которой личность оценивает вероятность данного события. В теории ожидания подчеркивается важность трех взаимосвязей с соответствующими им ожиданиями:
Затраты труда – результаты
Результаты – вознаграждение
Вознаграждение
– удовлетворенность
В связи с тем, что у разных людей разные потребности, конкретное вознаграждение оценивается ими по-разному. Именно поэтому задачей руководства является сопоставление предлагаемого вознаграждения с потребностями сотрудников, а также приведение их в соответствие.
Для эффективности мотивации необходимо установление твердого соотношения между достигнутым результатом и вознаграждением за него. Вознаграждение следует давать лишь за эффективную работу.
Необходимо,
также правильно сформировать уровень
ожидаемых от подчиненных результатов
(он должен быть высоким, но вполне достижимым,
реалистичным).
Теория справедливости.
Теория
справедливости утверждает, что люди
субъективно подходят к определению
отношения полученного
Как
правило люди восстанавливают баланс
изменением уровня затрачиваемых усилий,
либо попыткой изменения уровня получаемого
вознаграждения.
Комплексная теория или модель Портера-Лоулера.
В модели разработанной Л.Портером и Э. Лоулером фигурируют пять переменных10:
Достигнутый результат во многом зависит от того, какие усилии приложил сотрудник для его достижения, от его способностей и особенностей, а также от того на сколько сотрудник осознает свою роль в процессе работы.
На уровень приложенных усилий оказывает воздействие ценность вознаграждений и степень уверенности в том, что эти усилия действительно приведут к определенного уровня вознаграждению.
Достигнутый результат может повлечь как внутреннее вознаграждение (удовлетворение от выполненной работы), так и внешнее вознаграждение (премию).
Удовлетворение является результатом внутренних и внешних вознаграждений с учетом их справедливости
Таким
образом модель Портера-Лоулера
является комплексной теорией, которая
включает элементы теории ожидании и
теории справедливости. Основной вывод
этой теории состоит в том, что
результативный труд ведет к удовлетворению.
Содержательные теории основаны на определении внутренних мотивов, побуждающих людей к определенного рода действиям.
Согласно известной теории Маслоу, все потребности человека разделяются на 5 групп11:
Расположив
потребности в виде строгой иерархической
структуры, Маслоу показал, что первоочередного
удовлетворения требуют потребности низших
уровней, т.е физиологические и потребности
в безопасности. Чтобы потребность следующего
уровня стала мощным фактором определяющим
поведение человека, необходимо удовлетворить
потребность более низкого уровня (причем
не обязательно полностью). Менеджер, для
определения активных потребностей, которые
движут подчиненными, должен постоянно
наблюдать за ними.
Д. Мак-Клелланд выделил три уровня потребностей:
По Ф. Герцбергу существует две группы факторов, которые влияют на поведение людей:
Первую
группу составляют гигиенические факторы:
социальные отношения, условия труда,
вознаграждение,стиль
Во вторую группу входят факторы мотивации: работа как ценность сама по себе, чувство ответственности, возможность совершенствования. В случае положительного проявления наступает удовлетворение работой13.
Для использования теории Герцберга, менеджер должен составить перечень гигиенических и мотивирующих факторов, дав сотрудникам возможность самостоятельного определения тех, которые они предпочитают.
Даже в отличном коллективе высокопрофессиональных специалистов, работающих на благо общих целей, в созданных необходимых для работы условиях, однажды наступает момент, когда сотрудники теряют интерес к выполняемой работе и даже уходят из компании. Конечно, причины могут быть самыми разными, но суть их всегда в одном – недостаток мотивации.
Представим
существующие методы мотивации трудовой
деятельности представим их в виде схемы:
Сегодня
многие компании занимаются разработкой
серьезных комплексных программ
мотивации персонала, которые далеко
не всегда работают эффективно, поскольку
не учитывают особенности
Удовлетворенность работой является результатом соотношения мотивирующих (признание, рост, достижения, ответственность) и поддерживающих (деньги, условия, инструменты для работы) факторов.
При отсутствии обеих групп факторов работа становится невыносимой. Только поддерживающие факторы приводят к неудовлетворенности от работы. А только мотивирующие – к ситуации, когда сотрудник любит свою работу, но не может ее себе позволить.
Работа
приносит максимальную удовлетворенность
только когда присутствуют обе группы
факторов.
Основной задачей создания системы мотивации является выработка и закрепление необходимого производственного поведения сотрудников. В решении этой задачи можно выделить два направления: воздействие на существующие потребность и удовлетворение этих потребностей.
Создание
оптимальной системы мотивации
предполагает применение обоих направлений
с учетом конкретной ситуации, сложившейся
на предприятии.
Основные принципы проектирования системы мотивации труда:
Выводы по Главе 1:
Стратегическую теорию управления человеческими ресурсами каждая организация адаптирует под особенности своего функционирования. Успешность решения этого вопроса оказывает воздействие на стремление подчиненных работать хорошо либо просто отбывать присутственные часы.
Информация о работе Повышение уровня мотивации и стимулирования персонала ОАО В/О «Авиаэкспорт»