Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 09:42, курсовая работа
Вступление мирового сообщества в информационную эру оказывает определяющее воздействие на весь ход человеческой цивилизации. Технологическая революция в информационной сфере открыла библиотекам и новые возможности и одновременно поставила их перед необходимостью решения принципиально иных задач. Освоение этих технологий привело к пересмотру фундаментальных представлений о роли и месте библиотек в обществе, основных принципов организации библиотечного дела, а, в конечном счёте - к смене парадигмы его развития.
КУРСОВАЯ РАБОТА
Правовое
обеспечение библиотечной деятельности
в России
Введение
Вступление мирового сообщества в информационную эру оказывает определяющее воздействие на весь ход человеческой цивилизации. Технологическая революция в информационной сфере открыла библиотекам и новые возможности и одновременно поставила их перед необходимостью решения принципиально иных задач. Освоение этих технологий привело к пересмотру фундаментальных представлений о роли и месте библиотек в обществе, основных принципов организации библиотечного дела, а, в конечном счёте - к смене парадигмы его развития. Эти процессы носят глобальный характер, и всё более охватывают библиотеки России. В то же время деятельность библиотек последнего десятилетия характеризуется рядом негативных тенденций: сокращается их количество и объём совокупного библиотечного фонда; множество библиотек, особенно муниципального уровня, не в состоянии удовлетворить изменившиеся потребности пользователей. Одна из основных причин этого - кардинальное изменение положения культуры в обществе, обусловленное, прежде всего, перестройкой государственной системы управления. В 1990-х годах произошёл выход из системы централизованного государственного управления (возглавляемой федеральным центром) всего многообразия культурных учреждений расположенных в субъектах Российской Федерации, и процессов, происходящих в них. Прежде всего, это выразилось в разграничении единой государственной собственности на федеральную собственность, государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность (14).
Нерешёнными
остаются проблемы бюджетного финансирования
государственных и
Для устранения этих негативных явлений необходимы, в первую очередь, совершенствование организации библиотечного дела и управления им, разработка правовой регламентации этого процесса, дальнейшее углубление и развитие демократических начал, повышение эффективности работы органов библиотечного управления и самих библиотек.
Решение этих вопросов возможно только с помощью проведения продуманной и обоснованной государственной политики в сфере управления библиотечным делом. Характер содержания этой политики, границы её воздействия и юрисдикции менялись и меняются, и этот процесс ещё не вошёл в нормальное русло, В то же время, какой бы ошибочной ни была государственная политика в федеральном центре, региональные и муниципальные власти теперь могут её скорректировать и совершенствовать управление библиотечным делом (5).
Исследования различных сторон правового регулирования библиотечного дела проводили учёные-юристы: В. В, Антонов, С. Н« Братановский, Е. В, Гениева, Г, В, Горобецкий, М Р. Григорянц, Ю. А. Гриханов, О, В. Зенин, В. К, Клюев, С, Д. Колегаева, Т. JL Манилова, Г. А. Севрюнова, С. И. Ссмилетов, Ю. К Столяров, М. А, Якушев и др. Их выводы и рекомендации оказали положительное влияние на совершенствование библиотечного законодательства и практику его реализации; они также послужили базой для дальнейших теоретических исследований, в том числе некоторых заключений и предложений данной работы.
Вместе
с тем, для решения теоретических
и практических задач, связанных
с правовым регулированием в области
библиотечного дела, необходимы дальнейшие
исследования. Это связано с тем, что большинство
работ, посвященных интересующей нас проблеме,
были написаны и изданы в других политических
и социально-экономических условиях. Вследствие
этого в них не нашли отражение многие
новые юридические аспекты в организации
и деятельности библиотек и других субъектов
библиотечных правоотношений, практически
отсутствуют административно-правовые
исследования проблем библиотечного дела
в России. Появившиеся в последние годы
работы учёных Г. В. Горобецкого, Ю. А. Гриханова,
В, К. Клюева, Т. Л, Маниловой, хотя и затрагивают
те или иные организационно-правовые аспекты
библиотечного дела в стране, однако не
дают целостного представления о роли
государственного регулирования в указанной
сфере. Отсутствует единая концептуальная
модель, которая включала бы в себя в диалектическом
единстве соотношение таких феноменов,
как государство-право-управление-
Предмет исследования: библиотечно-информационная деятельность
Объект исследования: правовое регулирование библиотечно-информационной деятельности
Цель исследования: современное состояние и проблемы правового регулирование деятельности библиотек в России.
Для решения цели необходимо решить следующие задачи:
В
работе использованы следующие методы:
метод описания, анализа, исторический
метод, метод группировки.
Глава 1. Основные этапы развития правового обеспечения библиотечной деятельности в России
Особенностью
правового обеспечения
Правовое обеспечение библиотечной деятельности в период становления Советского государства (1917-1920 гг.) было направлено на централизацию и создание в стране единой системы библиотечного обслуживания населения.
Декрет Совнаркома «О централизации библиотечного дела в РСФСР» (ноябрь 1920г.), подписанный В.И.Лениным, закрепил централизацию управления всей библиотечной сетью страны, принципы которой стали основополагающими для дальнейшего развития библиотечного обслуживания.
Правовое обеспечение библиотечной деятельности в период завершения гражданской войны и нэпа (1921-1929 гг.) развивается в условиях преобразований в экономической и культурной сфере. Принимаемые в этот период документы по библиотечному делу: специальный циркуляр ЦК ВКП(б) «Об усилении партийного влияния на работу библиотек» (октябрь 1923 г.), резолюция ХШ съезда РКП(б) «Об агитработе», «О культурной работе в деревне» (май 1924 г.), постановления ЦК ВКП(б) «О деревенских библиотеках и популярной литературе для снабжения библиотек» (сентябрь 1925 г.), «Об улучшении библиотечной работы» (октябрь 1929 г.) и др. способствовали закреплению идеологических установок партии, подчиняли работу библиотек задачам коммунистического воспитания трудящихся масс, пропаганде книг среди народа, подъему культуры и просвещения рабочих и крестьян. Как правило, эти документы также не имели юридической силы, но выполнение их строго контролировалось партийными структурами (12).
Для
правового обеспечения
Правовое регулирование библиотечной деятельности в середине 1960-х - середине 1980-х гг. выразилось в прямом вмешательстве коммунистической партии в содержание библиотечно-информационного обслуживания. Об этом свидетельствуют принимаемые в этот период Постановления ЦК КПСС «О повышении роли библиотек в коммунистическом воспитании трудящихся и научно-техническом прогрессе» (май 1974 г.), «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» (апрель 1979 г.), Постановление Пленума ЦК КПСС «Актуальные вопросы идеологической массово-политической работы партии» (1983 г.). В 1984 г. указом Президиума Верховного Совета СССР было утверждено «Положение о библиотечном деле в СССР » - первый за 50 лет правовой акт после Постановления ЦИК СССР 1934 г., имеющий юридическую силу и определяющий задачи и содержание работы библиотек, систему государственного руководства и методической помощи, принципы организации сети библиотек.
В 1970-80-е гг. усиливается распорядительная деятельность различных отраслевых министерств и ведомств в отношении своих библиотек. Это выразилось в принятии многочисленных положений, инструкций, инструктивно-методических указаний и т. п. Большое значение имели секретные, нигде не публикуемые инструкции, устные указания партийных органов разного уровня, других ведомств: Главлита, Госкомиздата СССР, Госстандарта СССР о цензуре, распределении бесплатных контрольных и платных обязательных экземпляров изданий между библиотеками, о пропаганде общественно-политической литературы, изъятии из фондов библиотек книг бывших руководителей партии и правительства, тщательной проверке состава фондов и каталогов, контроле за книговыдачей (12).
Кардинальные изменения правового обеспечения библиотечной деятельности происходят в последнее десятилетие XX в. (1985 - начало XXI в.). В историю отечественного библиотечного дела этот период войдет как переходный этап формирования новой системы управления библиотечным делом, разработки и принятия принципиально важных законодательных актов, в числе которых Федеральные законы «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (1992 г.), «О библиотечном деле» (1994 г.), «Об обязательном экземпляре документов» (1994 г.), «Об информации, информатизации и защите информации» (1995 г.) и др., имеющих юридическую силу. Разрабатываются и утверждаются также региональные законодательные акты о культуре, библиотечном деле и обязательном экземпляре более чем в половине субъектов Российской Федерации. В настоящее время в России, по оценкам специалистов, действует от 70 до 500 федеральных и региональных законов, а также других актов органов государственной власти Российской Федерации. Однако правовое обеспечение разнообразной деятельности библиотек не ограничивается принятием специального библиотечного законодательства. Оно обеспечивается определенными нормами и положениями законодательства, действующего в таких отраслях права, как гражданское, административное, трудовое, финансовое, авторское и т. п. Реализация положений этих законодательных актов в конкретной деятельности библиотек только начинается и нуждается в разъяснении и осмыслении.
Таким образом, в послеоктябрьский этап можно выделить следующие основные периоды развития правового обеспечения библиотечной деятельности:
- создание законодательных актов, закрепляющих централизацию управления всей библиотечной сетью страны (1917- 1920 гг.);
- принятие документов, подчинявших работу библиотек политическим и идеологическим установкам правящей партии (1921-1930 гг.);
Информация о работе Правовое обеспечение библиотечной деятельности в России