Правовое обеспечение библиотечной деятельности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 09:42, курсовая работа

Описание

Вступление мирового сообщества в информационную эру оказывает определяющее воздействие на весь ход человеческой цивилизации. Технологическая революция в информационной сфере открыла библиотекам и новые возможности и одновременно поставила их перед необходимостью решения принципиально иных задач. Освоение этих технологий привело к пересмотру фундаментальных представлений о роли и месте библиотек в обществе, основных принципов организации библиотечного дела, а, в конечном счёте - к смене парадигмы его развития.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 206.50 Кб (Скачать документ)

     В связи с пристальным вниманием  налоговых органов к средствам, зарабатываемым библиотеками, библиотечным работникам необходимо знать и использовать в своей практике Закон Российской Федерации «О внесении изменений  и дополнений в Закон Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (декабрь 1995 г.), где четко записано, что прибыль государственных и муниципальных библиотек, полученная от их основной деятельности, не подлежит налогообложению.

     Серьезным источником дополнительного финансирования библиотек может стать информационное обеспечение бизнеса. Федеральный Закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в России" от 12 мая 1995 г. предусматривает внедрение системы информационного обеспечения малого бизнеса в России.

     В этой связи библиотекам важно  включиться в создаваемый в России рынок бизнес-информации. Для этого  должен быть использован информационный потенциал фондов научных и публичных  библиотек, их материально-технические  и кадровые ресурсы (17).

     Наряду  с законами инициативную хозяйственную деятельность библиотечных учреждений регулируют и подзаконные акты, нормативные документы. Одним из таких документов является "Положение об основах хозяйственной деятельности и финансировании организаций культуры и искусства", утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года. Положением определено, что в качестве основной деятельности организации культуры может быть деятельность, направленная на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, предоставление культурных благ в различных формах и видах, возможна и другая, предусмотренная уставом деятельность, в том числе и предпринимательская. В то же время любые платные формы культурной деятельности не рассматриваются как предпринимательские, если доход от них полностью используется на развитие и совершенствование организаций культуры (14).

     Положение четко определяет источники финансирования организаций культуры: бюджетные  ассигнования и другие поступления  от учреждений; доходы от платных форм культурной деятельности; платежи за оказание услуг по договорам с юридическими и физическими лицами; добровольные пожертвования, субсидии, завещанные средства, кредиты банков и иных кредитных учреждений, другие доходы и поступления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Среди приоритетных целей бюджетного финансирования предусмотрены: оплата труда штатных  и привлекаемых по договорам работников; содержание зданий, оборудования, транспорта или затраты на их аренду; комплектование библиотечных фондов, научно-методическая деятельность, оснащение современными техническими средствами и оборудованием; проведение капитального ремонта. В то же время запрещается не целевое использование бюджетных средств, например, приобретение ценных бумаг и так далее.

     Доходы  организации культуры, поступающие  из различных источников, в том  числе от предусмотренной уставом  деятельности, за исключением средств, полученных от предпринимательства, а  также целевых добровольных пожертвований, включаются в общий доход организации и образуют ее единый фонд финансовых средств. Из него осуществляются расчеты по обязательствам, выплачиваются проценты за кредит, другие текущие расходы. Оставшиеся средства направляются в фонд творческо-производственного и социального развития. Средства из данного фонда не должны использоваться для оплаты труда и денежных вознаграждений.

     Планирование  предпринимательской деятельности, учет полученных от нее средств ведутся  обособленно. Отсюда видно, что "Положение" способствует установлению в организациях культуры эффективного хозяйственного механизма и в полной мере распространяется на библиотечные учреждения.

     Отдельные виды платного обслуживания, осуществляемые библиотеками, требуют лицензирования, т. е. получения официального документа, разрешающего осуществление указанного вида деятельное и определяющего условия его осуществления. К числу таких видов деятельности библиотек можно отнести образовательную деятельность (организация различных курсов: изучение иностранного языка, повышение компьютерной грамотности, показ кино и видеофильмов и т. д.). Порядок лицензирования установлен Постановлением Правительства Российской Федерации "О лицензировании отдельных видов деятельности" /1994 г./. Библиотеки могут получить лицензию на ту или иную деятельность косвенным путем - за счет привлечения партнера по кооперации, т. е. в рамках договора о совместной деятельности с хозяйствующими субъектами, имеющими данную лицензию (17).

     На  уровне органов местного самоуправления общие подзаконные нормативные акты, рассчитанные на применение в своих библиотеках, как правило, создаются очень редко и главным образом на более высоком уровне муниципального управления - в районе или городе. Здесь обычно на основе нормативных документов общего для многих библиотек назначения создаются индивидуальные для каждого учреждения нормативные акты типа устава, правил, регламента. Так, на основе типового устава учредитель создает индивидуальный устав для каждой конкретной библиотеки, где определяет ее наименование, ее задачи, виды оказываемых услуг, особенности финансовой и хозяйственной деятельности, порядок формирования органов управления, их компетенцию, права и обязанности читателей (пользователей) «персонала, условия оплаты его труда, а также порядок изменения устава, реорганизации и ликвидации библиотеки.

     Таким образок, можно констатировать, что  в системе внебиблиотечного управления сохранилось и играет важную роль регулирование развития и деятельности библиотек с помощью издания  общих подзаконных нормативных  актов, имеющих как обязательный, так и рекомендательный характер. Но изменение законодательства настоятельно требует пересмотра всей совокупности ранее принятых актов подобного назначения и создания целостной системы нормативного обеспечения библиотечного дела.

     Безусловно, федеральная библиотечная политика задает тон в формировании позиций органов управления субъектов Федерации в отношении библиотек, однако последние далеко не всегда следуют ей беспрекословно - всегда местная специфика и нужды заставляют их ставить свои акценты и менять приоритеты, в частности, за счет первоочередного решения проблем сохранения и оптимизации библиотечной сети, сохранения квалифицированных библиотечных кадров, повышения их социальной защиты. Представляется, что в нынешних условиях такой разнобой в подходе к путям достижения главной цели библиотечной политики - это не столько недостаток, сколько достижение, ибо реализуется возможность еще более гибко управлять процессами библиотечного строительства, подчиняя его на местах условиям и обстоятельствам местной жизни.

     Документы федеральных и региональных органов  управления, в которых отражаются основы библиотечной политики, как  правило, будучи рассмотренными и утвержденными, приобретают характер государственных  актов, имеющих юридическое значение, и обладают большой организующей силой. Поэтому нужно не только на всех уровнях управления создавать подобные документы, позволяющие в сжатом виде представить намерения органов управления в развитии библиотечного дела, но и постоянно корректировать их с учетом меняющейся ситуации, снимать возникающие между ними противоречия, делать эти документы достоянием самых широких масс общественности и библиотечных работников (23). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Внедрение нового хозяйственного механизма в  реальную библиотечную практику привело к изменению правового статуса библиотек, стало значимым фактором повышения их независимости как реально хозяйствующих субъектов. Однако процесс самоопределения библиотек, выбор ими новых приоритетов развития происходит не столь динамично, как этого требуют современные условия рынка информационных продуктов и услуг. Анализ документальных источников массива публикаций и материалов многочисленных дискуссий на международных конференциях, семинарах, “круглых” столах свидетельствует, что одной из причин подобного положения является отсутствие прочной правовой базы функционирования библиотек в новом механизме хозяйствования и в новой информационной среде.

     Проблемы  правового обеспечения библиотечной деятельности в настоящее время  являются одними из основных. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации правового содержания на страницах специальной печати. Состояние библиотечного законодательства освещается в монографии В.Р. Фирсова, в работах К.И. Абрамова по истории библиотечного дела в советский период, в статьях И.Ю. Багровой, Ю.А. Гриханова, В.К. Клюева, С.Д. Колегаевой, Т.Л. Маниловой, И.В. Эйдемиллер и др. В то же время целостное видение процесса правового обеспечения библиотечной деятельности и обоснование его периодизации в советский и последующие периоды в этих работах не рассматривается.

     В работе показаны этапы развития правового  регулирования библиотечной деятельности в России и современное состояние  правовой базы в области библиотечного  дела. Рассмотрены основные Законы и подзаконные акты, регламентирующие основные виды деятельности библиотек как на федеральном, так и на региональном уровнях.

     В последнее время в организации  и управлении информационной деятельностью  библиотек происходят существенные изменения, с целью решения проблем по организации и управлению информационной деятельностью библиотек необходима прочная правовая база.

     Недостаточность правовой, нормативной и организационно-распорядительной документации вынуждает руководителей  библиотек разрабатывать и утверждать внутренние акты, являющимися нормативными документами в системе российского законодательства ( уставы, положения, договоры и т.д.). Они имеют важнейшее значение в механизме правового регулирования управления информационной деятельностью библиотек. Но этого недостаточно.

     Законодательная база России нуждается в совершенствовании, развитие нормативно-правовой базы управления информационной деятельности библиотек  предполагает как разработку новых  законодательных актов и коррекцию  действующих, так и активизацию деятельности по реализации принятых актов, в том числе при помощи подзаконных актов различного уровня.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

Нормативно-правовые акты.

1. Гражданский  кодекс Российской Федерации.  М. , 2002.

2. Кодекс  законов о труде Российской  Федерации. М., 2003.

3. Конституция  Российской Федерации // Известия. - 1993. 28 дек.

4. О  библиотечном деле: Федеральный  закон Российской Федерации. Принят  Госдумой 23. 11. 94 // Библиотека и закон.  Справ. Вып. 1-М: Либерия, 1994. - С. 42-52.

5. О библиотечном деле: Закон Республики Саха (Якутия). Принят в 1994 // Библиотека. -1996. - N 1. - С. 18-25.

6. О библиотечном деле: Закон Тульской области. Принят областной Думой 30. 11. 95 //Тульские известия. -1996. - N 11-12.

7. О библиотечном деле и обязательном бесплатном экземпляре документов: Закон Псковской области. Принят областным Собранием депутатов 31. 01. 96 // Информ. бюллетень РБА. - 1996. - N 1(4). -С. 56-73.

8. 0 некоммерческих организациях: Федеральный закон РФ // Собрание законов РФ. -1996.-№3.

9. О6 общественных объединениях Федеральный закон Российской Федерации. Принят Госдумой 14. 04. 95 // Собрание законодательства РФ. -1995. - N . - Ст. 1930.

10. О6 общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации //Собрание законодательства РФ. - 1995. - N 35. - ст. 3506.

11. Об информации, информатизации и защите информации: Федеральный закон РФ от 20.02.95. № 24-ФЗ// Собр. законодательства РФ. - 1995. - № 8.

12. Об обязательном экземпляре документов: Федеральный закон РФ//Библиотека и закон. Вып. 1. - М.: Либерея, 1996. - С. 53-63.

13. Основы законодательства Российской Федерации о культуре // Ведомости съезда нар. депутатов Рос. Федерации и Верхов. Совета Рос. Федерации . 1992. - N 46.

14. Положение о Российской государственной библиотеке // Библиотека и закон. Справ. Вып. 1. -М: Либерия, 1996. - С. 74-79.

15. Положение об основах хозяйственной деятельности и финансировании организаций культуры и искусства /Мин-во культуры РФ-М. , 1995.

16. Развитие и реформирование библиотечного дела Тульской области. Целевая областная программа, 2002.

Литература.

1. Акилина, М.И. Нужны ли сегодня методические службы/М.И. Акилина. // Профессиональное сознание библиотекаря: необходимость перемен в переходный период. - М. , 2007.

2. Алехин, А.П., Козлов, Ю.М. Административное право Российской Федерации / А.П. Алехтна, Ю.М. Козлов. - М., 2003.

3. Басов, С.А. На пути к реформе управления библиотечным делом / С.А. Басов // Современные подходы к теории и методике библиотечного обслуживания: Сб. материалов науч. -практ. конф. - Ставрополь, 2008.

Информация о работе Правовое обеспечение библиотечной деятельности в России