Правовое обеспечение библиотечной деятельности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 09:42, курсовая работа

Описание

Вступление мирового сообщества в информационную эру оказывает определяющее воздействие на весь ход человеческой цивилизации. Технологическая революция в информационной сфере открыла библиотекам и новые возможности и одновременно поставила их перед необходимостью решения принципиально иных задач. Освоение этих технологий привело к пересмотру фундаментальных представлений о роли и месте библиотек в обществе, основных принципов организации библиотечного дела, а, в конечном счёте - к смене парадигмы его развития.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 206.50 Кб (Скачать документ)

     Особое  внимание в законе уделено сохранению и использованию культурного  достояния народов Российской Федерации  в области библиотечного дела: «Библиотечные фонды, комплектуемые  на основе системы обязательного  экземпляра документов, а также содержащие особо ценные и редкие документы, являются культурным достоянием народов Российской Федерации и могут объявляться памятниками истории и культуры»..." Данные фонды должны находиться на особом режиме охраны, хранения и использования.

     В Законе «О библиотечном деле» определена степень участия государства  в обеспечении координации и  кооперации библиотечного обслуживания. В частности, говорится о том, что для более полного удовлетворения потребностей пользователей, рационально  использования фондов библиотек государство стимулирует взаимоиспользование их ресурсов. Определен также порядок взаимодействия библиотек с органами научно-технической информации, архивами, другими учреждениями, имеющими информационные банки данных.

     Большое место в законе занимают вопросы экономического регулирования в области библиотечного дела. Здесь определен порядок создания библиотек, их реорганизации и ликвидации. Запрещены разгосударствление, приватизация государственных и муниципальных библиотек, включая их помещения и здания. Подчеркнуто, что "государственные, муниципальные и другие общедоступные библиотеки имеют право на выделение им в безвозмездное пользование земельных участков и производственных помещений для улучшения библиотечного обслуживания населения".

     В целях содействия материальному  обеспечению деятельности библиотек  всех форм собственности разрешено  создавать государственные и  негосударственные фонды развития библиотек (23).

     Как видим, закон отражает практически  все проблемы, связанные с развитием библиотечного дела, формирует новую систему отношений библиотечных учреждений с социально-экономической, информационной, правовой сферами жизни общества и государства.

     Вторым  важным документом, определяющим правовое поле библиотек, является федеральный Закон «Об обязательном экземпляре документов», принятый Государственной Думой 23 ноября 1994 года. Данный закон определяет политику государства в области формирования обязательного экземпляра документов как регулярной базы комплектования полного национального библиотечно-информационного фонда Российской Федерации и развития системы государственной библиографии. Он предусматривает меры по обеспечению сохранности обязательного экземпляра документов и его общественного использования. Устанавливает виды обязательного экземпляра документов, категории их производителей и получателей, сроки и порядок доставки обязательных экземпляров, ответственность за их нарушение.

     Под обязательным экземпляром понимаются различные виды тиражированных документов, подлежащие передаче производителем в библиотеки, другие организации в порядке и количестве, установленном законом. Наряду с печатной продукцией в обязательный экземпляр документов включены официальные документы, аудиовизуальная продукция, электронные издания.

     В основу распределения обязательных экземпляров положено два признака: стоимостной (бесплатный и платный) и территориальный (Федеральный, субъекта федерации, местный).

     Закон определяет цели формирования системы  обязательного бесплатного и  платного экземпляров. К ним относятся:

     - комплектование полного национального библиотечно-информационного фонда документов Российской Федерации как части мирового культурного наследия;

     - осуществление государственного  библиографического учета;

     - организация постоянного хранения в национальных фондо-хранилищах документов Российской Федерации;

     - использование его в информационно-библиографическом  и библиотечном обслуживании  потребителей;

     - государственная регистрация отечественных  документов, подготовка государственной  библиографической и статистической информации;

     - информирование общества о документах  всех видов;

     - формирование комплекта местных  документов и краеведческих фондов.

     Цели  формирования обязательного платного экземпляра:

     - комплектование фондов библиотек  и органов научно-технической информации отечественными документами;

     - равномерное распространение обязательного  экземпляра между получателями  отечественных документов на  территории России

     В законе также определены обязанности  и права производителей документов, способы доставки обязательного экземпляра изданий, обязанности получателя обязательного экземпляра.

     Для библиотечных работников важно знать  положение закона, в котором говорится  о том, что оперативное и полное предоставление обязательного экземпляра документов библиотекам дает право производителям на бесплатное опубликование информации в библиографических изданиях, хранение информации в международных автоматизированных банках данных и бесплатное предоставление по запросам производителей фактографических и статистических данных, касающихся их продукции (11).

     Сам факт принятия базового библиотечного  закона на федеральном уровне с предоставлением  права субъектам Федерации развивать  заложенные в нем основы правового  регулирования - громадное достижение библиотечной общественности, выступившей главным инициатором его разработки. В подготовке закона прямо или косвенно участвовали сотни, если не тысячи библиотечных работников. Они старались не только обозначить в законе свои интересы, но, и прежде всего, интересы граждан, своих потенциальных и реальных читателей, на чьи средства, поступающие от налогов, финансируется система общественного пользования книгами. И хотя не все пожелания библиотекарей прошли через фильтры официальной комиссии разработчиков, юристов и законодателей, многое в законе было учтено.

     При определенных условиях, прежде всего  экономического характера, федеральный  закон, устанавливающий общие правила  отношений разных субъектов, участвующих  в библиотечном строительстве, будет  не только большим подспорьем в деле сохранения ранее накопленного потенциала, материальных и информационных ресурсов, прогрессивных традиций и опыта, но и точкой отсчета для принципиально нового этапа в развитии библиотечного дела.

     При формировании новых правовых основ  библиотечного строительства на новом его этапе использовался уже накопленный небольшой опыт отечественного законотворчества, опыт зарубежных стран, а также уже наработанные к тому времени основные концептуальные положения, определяющие изменения в библиотечном деле страны (20).

     Российский  закон касается деятельности в основном общедоступных библиотек. Он определил  общие контуры библиотечной системы  страны, основные виды библиотек, их функции, принципы создания, взаимодействия, заложил  определенные нормы охранительного характера, призванные обезопасить библиотеки от произвола властей по отношению к ним, который в наше сложное время проявляется на всех уровнях. Очень важно, что нормы библиотечного закона учитывают кардинальные перемены в других основополагающих сферах жизни общества: в политике, в экономике, в культуре, и помогают жить и работать в изменившемся мире. Даже не очень совершенный закон в этой ситуации лучше, чем правовая вольница (16).

     Через некоторое время безусловно возникнет  необходимость соотнесения и  корректировки всей совокупности законодательных актов по библиотечному делу с учетом устранения противоречий, недостатков и более широкого использования имеющихся наиболее удачных решений правовых проблем, с которыми сталкиваются библиотеки и органы управления ими. В принципе в библиотечном законодательстве будущего с возможно большей полнотой должны найти отражение все принципиально важные проблемы библиотечного дела, его становления и развития, связанные с требованиями общества, которые оно считает необходимым предъявить участникам этого процесса для обеспечения их плодотворной, эффективной деятельности на том или ином этапе своего развития.

     При дальнейшем совершенствовании федерального и регионального библиотечного  законодательства вероятно есть необходимость  обратить внимание на решение следующих проблем:

     1) закрепление принципа равных  возможностей граждан в пользовании  услугами библиотек, реализуемого  прежде всего через установление  нормы территориальной доступности  библиотечных пунктов, минимального  их обеспечения штатом, помещением, фондом документов и через бесплатность пользования межбиблиотечным абонементом;

     2) более четкое обозначение механизма  осуществления надзора за выполнением  библиотечного законодательства  и применения санкций в случаях  его нарушения;

     3) расширение мер и совершенствование механизмов, обеспечивающих возможность большего влияния населения на библиотеки и административные органы управления библиотеками;

     4) предоставление общественным объединениям  библиотечных работников права  законодательной инициативы;

     5) введение системы стимулирования  местной инициативы в улучшении  библиотечного дела, например, путем  поддержки работы по составлению  на местах программ и планов  развития или укрепления сети  общедоступных библиотек, долевого  участия в строительстве библиотечных зданий, начинаемого муниципалитетами, организации соревнования между муниципальными образованиями за лучшие показатели библиотечной работы;

     6) более четкое обозначение прав  учредителей библиотек в соответствии  с нормами гражданского законодательства, касающихся прав собственников в части установления задач и заданий для принадлежащих им учреждений (23).

     В России законодательная база сферы  информации предусматривает не только процессы движения информации внутри страны, но и международные аспекты этих процессов. В Гражданский Кодекс России внесен ряд статей, касающихся информации и информатизации ( ст. 128 ГК, ст. 139 ГК, ст. 779 п.2 ГК). Приняты на федеральном уровне следующие законы: “О библиотечном деле”, “Об обязательном экземпляре”, “Об информации, информатизации и защите информации”, “Об участии в международном информационном обмене”, “Об авторском праве и смежных правах”, “О правовой охране программ ЭВМ и баз данных”, “Об участии в международном информационном обмене”, “О стандартизации”, “О сертификации продуктов и услуг”. Эти законы определяют отношение государства к информационным ресурсам, позволяют регулировать многие проблемы, связанные с управлением информационной деятельностью библиотек.

     Особого внимания заслуживает Закон РФ “Об  информатизации, информатизации и защите информации”, четвертая глава которого ( ст. 16-19) непосредственно касается деятельности библиотек по созданию и использованию баз данных и электронных каталогов и картотек. Специфику использования программ для ЭВМ и электронных изданий, а также взаимоотношения библиотеки, как собственника информационной системы, технологий и средств их обеспечения, и пользователей устанавливает Закон РФ “О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных”.

     Одной из проблем, с которой сталкиваются руководители библиотек, является проблема авторского права. Рассмотрим, какие информационные продукты являются объектами авторского права. К объектами авторского права, в соответствии со статьей 7. Закона Российской Федерации “ Об авторском праве и смежных правах”, относятся простые произведения ( среди них: переводы, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, а также другие переработки произведений науки, литературы и искусства) и составные произведения ( базы данных и т.д., представляющие собой по подбору или расположению материала результат творческого труда), то есть объектом авторского права в библиотеке являются каталоги , тематические картотеки, аннотированные библиографические указатели и рекомендательные списки, текстовые информационно-аналитические обзоры литературы, рефераты отдельных работ (статей), электронные документы: электронные каталоги, электронные издания и электронная текстовая информация…

     В связи с тем, что до настоящего времени Министерством культуры РФ, Министерством РФ по делам печати, телевидения и средств массовой информации, Министерством РФ по связи и информации не приняты подзаконные акты общего характера по авторскому праву, регулирующие правоотношения в библиотечно-информационных учреждениях, работникам библиотек рекомендуется применять к авторским отношениям правила Гражданского кодекса РФ, которые носят общий характер и регулируют все гражданские правовые отношения, касающиеся сделок (ст.524, 971, 974, 986, 990,992, 1003-1005).

     Уточняют  ряд положений федеральных законов постановления Правительства РФ, такие как №226 от 28 февраля 1996г. “О государственном учете регистрации баз и банков данных”, №128 от 12 февраля 1995г. “О совершенствовании системы информационного обеспечения в области стандартизации, метрологии и сертификации”, №950 от 24 июня 1997г. “Об утверждении Положения о государственной системе научно-технической информации”, №736 от 10 июля 1998г. “О совершенствовании системы научно-технической информации и экономических исследований” и др.

Информация о работе Правовое обеспечение библиотечной деятельности в России