Правовое обеспечение библиотечной деятельности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 09:42, курсовая работа

Описание

Вступление мирового сообщества в информационную эру оказывает определяющее воздействие на весь ход человеческой цивилизации. Технологическая революция в информационной сфере открыла библиотекам и новые возможности и одновременно поставила их перед необходимостью решения принципиально иных задач. Освоение этих технологий привело к пересмотру фундаментальных представлений о роли и месте библиотек в обществе, основных принципов организации библиотечного дела, а, в конечном счёте - к смене парадигмы его развития.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 206.50 Кб (Скачать документ)

     В практической работе библиотек следует  учитывать и Закон Российской Федерации «Об авторском праве  и смежных правах» (1993г.), который  к объектам авторского права относит  производные произведения (рефераты, обзорные материалы и т. д.). Данным законом библиотекам предоставлено право безвозмездно использовать произведения печати путем репродуцирования для замены утраченных, предоставления аналогичных материалов по запросам физических лиц в исследовательских целях. Библиотекам предоставлено также право использовать фонды аудиовизуальных носителей информации в деятельности фонотек, видеотек, действующих в структуре библиотечных учреждений.

     Действие  авторского права распространяется практически на большую часть  продуктов информационной деятельности библиотек.

     При этом авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения, а исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях.

     В феврале 1995 г. вступил в действие Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации». В данном законе библиотека трактуется как одна из основных информационных систем, в которых реализуются  информационные процессы, в том числе  и автоматизированные. В нем подчеркивается, что деятельность библиотек и других информсистем по формированию государственных информационных ресурсов финансируется из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации по статье расходов «Информационное обеспечение». Говорится о том, что государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными (11).

     В нем также определены пути реализации прав пользователей на доступ к информации из информационных ресурсов. Пользователи - граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет информация с ограниченным доступом.

     Большие возможности перед библиотеками открывает положение Закона, в  котором говорится, что "информация, полученная на законных основаниях из государственных информационных ресурсов гражданами и организациями, может быть использована ими для создания производной информации в целях ее коммерческого распространения с обязательной ссылкой на источник информации".

     Защита  электронных документов, предоставляемых в сетях, регулируется подзаконными нормативными актами Федеральных органов исполнительной власти: Приказом Генерального директора Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте №158 (23.09-99); Приказом Председателя Государственного комитета РФ по телекоммуникациям №22(21.07.99); “Об утверждении Положения о порядке, общих условиях и принципах использования на территории РФ систем глобальной подвижной персональной спутниковой связи и требованиях по обеспечению информационной безопасности для российских сегментов указанных систем”. Электронным изданиям обеспечивается правовая защита как произведениям литературы, электронным каталогам (библиографическим базам данных) как сборникам, использование текстовой информации, предоставляемой пользователям в электронных сетях до настоящего времени не регламентируется в Законодательстве РФ.

     Формирующаяся система законодательно-правовых актов  в сфере информатизации существенным образом отстает от быстро развивающихся  средств, форм и информационных технологий производства, поиска и доставки информационных продуктов и услуг. Производители и потребители информационных телекоммуникационных продуктов и услуг ждут ответа на ряд вопросов: как обеспечить сохранность хотя бы наиболее ценой части телекоммуникационных ресурсов для будущих поколений? Как обеспечить защиту информации от несанкционированного доступа? Как приравнять телекоммуникационные ресурсы к объектам имущественного права? Как защитить права пользователей библиотек в электронных сетях? и т.д. Для регулирования телекоммуникационного рынка в России нужна правовая база.

     Наряду  с указанными законами в практической деятельности по управлению библиотечным делом необходимо использовать и  подзаконные акты (Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты Министерства культуры РФ).

     Законы  определяют правовое поле, правила  отношений участников библиотечного  строительства. Следующей ступенью в системе воздействия на его  процессы является регулирование их с помощью принятия органами исполнительной власти различных подзаконных нормативных актов, которые в развитие законов и в пределах полномочий, предоставленных этим органам, более конкретно определяют, каким образом должна формироваться и функционировать та или иная библиотечная система или отдельная подчиненная им библиотека. Часть этих актов содержит бессрочные предписания, рассчитанные на долговременное действие и многократное применение и называется общими нормативными актами (7).

     Принятие  федеральных и региональных библиотечных и иных законов, влияющих на библиотечное дело, потребовало значительного обновления существовавшей ранее подзаконной нормативной базы, отмены явно устаревших и создания новых нормативных документов, причем в условиях изменения полномочий органов исполнительной власти разных уровней на их разработку. Пока действующая в этой сфере нормативная база продолжает включать как неотмененные документы «дореформенного» периода, так и вновь созданные.

     Важное  значение в этом плане имеет "Положение о Министерстве культуры Российской Федерации", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 1997 года, № 679. В нем четко определены задачи министерства, его права и обязанности по управлению культурой и искусством, в том числе и библиотечным делом. В Положении говорится о том, что Министерство культуры является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области культуры, искусства, охраны и использования историко-культурного наследия, а также осуществляющим государственное регулирование и координацию деятельности иных федеральных органов исполнительной власти в этой сфере, в случаях, установленных федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации."

     Важным  является положение о том, что  Министерство культуры осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, а  также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, творческими союзами и другими общественными объединениями. На министерство возложены задачи по осуществлению государственной политики в сфере культуры, по определению целей и приоритетов в развитии отдельных видов культуры, в том числе библиотечного дела, управления деятельностью подведомственных организаций, в том числе федеральных библиотек, учебных заведений. В соответствии с положением, в его обязанности входит обеспечение государственного учета, сохранение, реставрация, пополнение и использование библиотечных фондов, создание и внедрение современных систем безопасности и информатизации государственных библиотек. Министерству поручено осуществлять межведомственную координацию в области библиотечного дела, создание кооперированных библиотечных систем и информационно-библиотечных сетей, а также осуществлять международное культурное сотрудничество, в том числе и в области библиотечного дела.

     Кроме того, оно должно регулировать порядок  использования и осуществлять государственный контроль за обеспечением сохранности и использованием фондов подведомственных библиотек и обеспечить управление фондами рукописей, рукописных материалов и памятников печати государственных библиотек.

     На  Министерство культуры возложены также  обязанности определять направление подготовки кадров в сфере культуры, в том числе библиотечных работников, координировать деятельность образовательных учреждений федерального подчинения по определению объемов и структуры подготовки кадров, переподготовки и повышения квалификации специалистов, осуществлять аттестацию и государственную аккредитацию подведомственных образовательных учреждений.

     Министерству  культуры поручено определять направление  экономических преобразований, разрабатывать  предложения по совершенствованию системы финансирования, налогообложения, организации и оплаты труда, пенсионного обеспечения и проводить их на практике.

     Жизнь выдвигает требование постоянного  технического совершенствования производственных процессов в библиотечном деле. Вот  почему на министерство возложены обязанности по формированию направления модернизации и содействия удовлетворению потребностей в технической оснащенности организаций сферы культуры, в том числе библиотечных и образовательных учреждений. Ему поручено также осуществлять методическую и консультативную помощь, обеспечить развитие информационной системы в сфере культуры, организовывать и проводить симпозиумы, а также вносить на рассмотрение Правительства проекты законодательных и иных нормативных правовых актов.

     На  министерство возложены обязанности издавать нормативные правовые акты межведомственного характера. В условиях демократизации общества министерству дано право создавать на общественных началах советы, совещательные органы по различным вопросам культуры, в том числе и библиотечного дела.

     Принципиальное  значение для библиотечного дела имеют такие подзаконные акты, как Указ Президента РФ от 27 мая 1995 года № 539 «Об установлении общероссийского  дня библиотек» и Указ от 30 ноября 1992 года № 1487 «Об особо ценных объектах культурного наследия народов РФ», «Типовое положение о государственной (муниципальной) библиотеке», «Положение о едином фонде книжных памятников», инструкцию по учету библиотечного фонда государственной (муниципальной) библиотеки и т.д.

     В соответствии с законом Федеральное Правительство обязано разрабатывать государственные минимальные социальные стандарты, на основе которых могут формироваться финансовые нормативы. Раньше к подобным социальным стандартам относили целевые нормативы (показатели), характеризующие меру, степень удовлетворения потребностей населения в библиотечных услугах. Они мыслились как операционально выраженная общественная потребность на перспективный период, некий идеал для данного исторического этапа. Их также рассматривали в качестве критерия оценки достигнутого уровня развития социальной сферы и одним из важных ориентиров, используемых при распределении ресурсов между регионами.

     Хотя  субъекты Федерации по закону сами в конечном итоге утверждают минимальные  социальные стандарты, учитывающие местные условия, было бы ошибкой недооценивать возможные негативные последствия министерских рекомендаций, тем более, что они были одобрены Правительством РФ.

     Значительная  часть подзаконных нормативных  актов общего назначения по библиотечному  делу принимается самостоятельно или по поручению Правительства федеральными ведомствами Министерством культуры РФ или, как правило, по согласованию с ним другими министерствами и комитетами. Это прежде всего имеющие силу закона государственные стандарты. Среди ныне действующих можно назвать такие: «Библиографическое описание документа»; «Коммуникативный формат для обмена библиографическими данными на магнитной ленте»; «Индексирование документов».

     Важную  роль в рациональной организации  всей библиотечной деятельности играют типовые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках, новая редакция которых в значительно расширенном объеме утверждена в 1997 году Минтрудом. Нормы времени ранее использовались при разработке типовых штатов для разных видов библиотек. Они и сейчас служат основой для определения штатной численности по библиотекам и их структурным подразделениям и широко применяются при планировании нагрузки библиотечных работников.

     Подобные  нормы важны тем, что характеризуют  соотношения между затратами различных ресурсов и результатами произведенной работы, т. е. по своей природе являются экономическими регуляторами, используемыми для оптимизации построения той или иной системы, повышения эффективности ее функционирования.

     Общие нормативные документы, разрабатываемые на федеральном уровне, обычно рассчитаны на всю территорию России и предлагаются как рекомендации, на основе которых субъекты Федерации составляют свои подобного рода документы или, взяв их за основу, вносят в них некоторые изменения и дополнения. Однако по предметам ведения Федерации подобные акты носят директивный характер.

Информация о работе Правовое обеспечение библиотечной деятельности в России