Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:52, реферат
История управленческой мысли уходит своими корнями в глубь веков. Высказывания
по проблемам управления можно найти и на египетских папирусах, и на
глиняных табличках из междуречья Тифа и Евфрата, и на шелковых свитках, сохранившихся со времен Поднебесной империи.
Предтечи научного менеджмента
История управленческой мысли уходит своими корнями в глубь веков. Высказывания
по проблемам управления можно найти и на египетских папирусах, и на
глиняных табличках из междуречья Тифа и Евфрата, и на шелковых свитках, сохранившихся со времен Поднебесной империи.
Первыми вопросы управления начали решать древние египтяне. Они признали
необходимость целенаправленной организации деятельности людей, ее планирования,
контроля результатов. Это было связано не в последнюю очередь со строительством
пирамид и другими крупномасштабными работами, предполагающими
использование труда множества людей. Вавилонский царь Хаммурапи (1792—1750 до н.э.) создал свод законов управления государством, выработал собственный лидерский стиль, установил юридические нормы определения минимальной заработной платы, контроля и ответственности. Ассирийский царь Навуходоносор //(604—562 до н. э.) разработал и внедрил систему производственного контроля на текстильных предприятиях и в зернохранилищах. Ее инструментом были разноцветные ярлыки, которыми помечались ежедневно поступающие партии сырья. Это позволяло определить сроки их нахождения в производстве или на складе. В 500 г до н. э. в произведении китайского ученого Сан Цу «Искусство войны» признается необходимость иерархической организации, межорганизационных связей, кадрового планирования. Известный древнефеческий философ Платон (427—347 до н. э.), видимо, первый в истории высказал научные идеи о разделении труда. В своих выступлениях он отмечал, что человек не может одновременно работать и по камню, и по железу, и по дереву, так как везде преуспеть у него нет возможности. Великий Сократ (469—399 до н. э.), анализируя обязанности хорошего промышленника, торговца, военачальника, показал, что, по сути дела, они у всех одинаковы и главная состоит в том, чтобы поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения своих указаний. Таким образом, он сформулировал идею об универсальном характере управления.
В 370 г. до н. э. Ксенофонт дает первое известное описание практических преимуществ разделения труда, рассматривая древнегреческую эргастерию (крупную мастерскую, где трудились сотни рабов). Катон Старший (234—149 до и. э.) писал, что, объезжая свое поле, владелец должен посмотреть, как далеко продвинулись работы, что сделано и что осталось сделать. После этого потребовать от управляющего отчета о проделанном, сравнить задания с результатом и получить объяснение, если часть их не выполнена. После ответов владелец должен, если работе помешала плохая погода, дать задание о ее организации в закрытых помещениях. Катон отмечал, что владелец должен давать управляющему письменный план работы на год и четко объяснять задачи, чтобы тот понял. В 1513 г. Я. Макиавелли в «Рассуждениях» отстаивает принцип единства власти: «Лучше доверить экспедицию одному человеку обычных способностей, чем двум людям, даже если они обладают выдающимися качествами и равноценными способностями». В Средние века многие мыслители пытались ответить на вопрос: что же движетлюдьми, побуждает их к активным действиям? Англичанин Т. Гоббсъ 1651 г. и его соотечественник Дж. Стюарт ъ 1767 г доказывали, что основной мотив человеческого поведения заключается в стремлении к власти. Этот вывод, не такой уж далекий от истины, был сделан тогда, когда капитализм еще в недостаточной мере проявил себя и ученые в большей степени осмысливали поведение аристократии. Их соотечественник И. Бентам в книге «Введение в принципы морали и законодательства» отстаивал ту точку зрения, что мотивами человеческого поведения являются польза и удовлетворение.
Великий английский экономистУ4. Смит в своем труде «Исследование о природе
и причинах богатства народов» (1776) и других работах сформулировал идею
«экономического человека», главной целью которого является стремление к обогащению
и удовлетворению личных потребностей.
Дальнейшие исследования показали, что исключительно к обогащению стремится
лишь около 12 процентов людей, в то время как к славе - почти 40 процентов.
Во второй половине XIX столетия наряду с эмпирическими рекомендациями
в управление стали внедряться результаты прикладных исследований и экспериментов.
Они помогали определять нормы выработки и вознаграждения, оптимальные
скорости работы оборудования, объемы выпуска продукции, совершенствовать
организацию производства и труда. В 1813 г. английский ученый Р. Оуэн в «Обращении к управляющим мануфактурами» выдвигает идею о том, что руководителям следует уделять столько же внимания«живым механизмам» (работникам), сколько «неживым машинам». В 1800—1828 гг. Оуэн, бывший в тот период управляющим ряда текстильных
фабрик, провел широкомасштабный социальный эксперимент. Его суть состояла
в предоставлении рабочим благоустроенного жилья, улучшении условий труда,
быта и отдыха, создании сети магазинов, торговавших товарами первой необходимости
по доступным ценам.
На фабриках, руководимых Оуэном, был повышен минимальный возраст, начиная
с которого дети могли привлекаться к труду, в рабочих поселках открыты школы.
При этом Оуэном руководило не только стремление к благотворительности, но
и блестяще оправдавшийся экономический расчет повысить таким способом производительность труда. Оуэн первым в мире применил на фабрике методы морального
стимулирования. Он привязал к станкам ленты разных цветов: красные —
у лучших рабочих, зеленые — у средних, а желтые — у не выполняющих норму Не
повышая заработной платы, не
вводя технических
к угрозам, Оуэн добился того, что через два месяца на всех станках были красные
ленты, т. е. нормы перевыполнялись всеми работниками. Своими экспериментами Оуэн на практике опробовал идею социального партнерства, которая стала широко внедряться на Западе лишь спустя полтора столетия. Но свое время она обогнала настолько, что была отвергнута обществом начала XIX в. и предана забвению.
Важный шаг в развитии теории и практики управления был сделан изобретателем
первой вычислительной машины Ч. Бэббиджем. Он родился в 1792 г в семье
банкира и в 1828 г стал профессором математики в Кембридже. Бэббидж первым
сформулировал концепцию разделения физического и умственного труда и составил
перечень положительных моментов специализации:
1) сокращение сроков овладения
профессией вследствие
к работнику. Чем больше операций содержит профессия, тем выгоднее специализация;
2) уменьшение отходов
материалов в процессе
на овладение одной задачей;
3) экономия времени из-за
отсутствия смены видов
4) возможность достичь
более высокого уровня
работы;
5) стимулирование творчества;
6) обеспечение более высокой
сочетаемости человека и
Кроме того, Бэббидж разработал методики:
• изучения затрат рабочего
времени при осуществлении
• сравнительного анализа работы однопрофильных предприятий;
• выявления путей повышения эффективности труда на основе статистического
анализа;
• применения премиальной системы оплаты труда.
Результаты своих исследований и практические рекомендации Бэббидж поместил
в книге «Об экономии материалов и оборудования», которая оказалась первой
в мире публикацией в области научного управления.
Англичанин Р. Лркрайт, официально считающийся изобретателем прядильной
машины, объединил под крышей своей фабрики все процессы текстильного производства
и ввел иерархический принцип его организации. На основе разделения труда, планирования размещения оборудования, координации работы машин и персонала, обеспечения дисциплины ему удалось добиться непрерывности технологических процессов и существенной экономии издержек.
В сущности, Аркрайт заложил основы того, что можно бьшо бы назвать индустриальным
управлением или, говоря современным языком, организацией производства.
Одновременно он сформулировал «Дисциплинарный кодекс» для рабочих
в виде совокупности штрафных санкций (в основном вычетов из заработной платы)
за различные нарушения,
фиксируемые в специальной
Э. Уитни, известный как изобретатель хлопкоочистительной машины и неподвижного
конвейера, на своей хлопчатобумажной фабрике, а затем на оружейном
заводе реализовал идею взаимозаменяемости частей машин, иными словами применил
стандартизацию. Кроме того, он широко использовал контроль качества
и обосновал норму управляемости.
Э. Юр родился в Глазго в 1778 г., имел ученую степень по медицине и намеревался
сделать карьеру в области химии. Однако на основе наблюдений и бесед с рабочими
в 1835 г написал книгу «Философия производства», где сделал вывод, что
главной причиной многих его проблем является недостаток механизации. Заметив,
что на механизированных заводах с паровыми машинами заработки и удовлетворенность
трудом у рабочих выше, он сделал предложение «заменить ручное мастерство
механической наукой». Юр также открыл преимущества взаимозаменяемости
деталей и эффект масштаба.
Но целостной науки об управлении к концу XIX в. еще не сложилось — эта задача
была решена уже в XX столетии.
Ф. Тейлор - основатель научного менеджмента
На рубеже XIX и XX столетий в характере производства произошли крупнейшие
сдвиги. Прежде всего резко возросли его масштабы и концентрация. Появились
предприятия-гиганты, на которых были заняты тысячи, а порой и десятки тысяч
рабочих и инженеров, применялись дорогостоящее оборудование, сложнейшие
технологические процессы, основанные на последних достижениях научно-
технической мысли. Для их обслуживания требовались уже образованные и грамотные
люди, сознательно и заинтересованно относящиеся к своему труду и его результатам.
В этих условиях стало необходимо коренное изменение модели управления производством, внедрение иных организационных структур, схем подчиненности,
строгое соблюдение технологий, точность выполнения заданий, обоснованное
стимулирование и х п.
Всего этого прежняя система управления, базировавшаяся в основном на эмпирических
данных, обеспечить уже не могла. Отсутствовали знания о закономерностях организации
производственных процессов, оптимальной последовательности операций
и режимах работы оборудования, технических и иных стандартах, личных возможностях
людей. Сами работники не были еще достаточно обученными и подготовленными.
В результате внедрение любых новшеств не приносило желаемого эффекта,
а огромный технический и
экономический потенциал
до конца не реализованным.
Необходимые предпосылки для преобразований к тому времени уже имелись
(опыт индустриального
управления, накопленный в XIX в., и
достижения в экономике,
менеджмента.
Практической основой ее формирования стали массовые эксперименты на промышленных
предприятиях, имевшие цель предотвратить потери от нерационального
использования дорогостояшего оборудования, сырья и материалов, затраты
на которые росли из года в год. В рамках экспериментов выявлялись факторы, влияющие на уровень производительности
труда, опробовались стимулируюшие системы его оплаты, выявлялись
оптимальные режимы работы оборудования.
в качестве примера можно привести эксперимент по погрузке угля. Его вес, захватываемый
лопатой, колебался от 16 до 38 фунтов; опытами же было установлено, что
максимальная выработка достигается при использовании лопат, вмещающих
21-22 фунта, и было предложено 15 их типов. В результате через 3,5 года там, где
прежде трудились 400-600 рабочих, осталось 140.
Пионером таких экспериментов стал американский инженер Ф. Тейлор
(1856—1915), родившийся в семье юриста. Карьеру он начал учеником модельщика,
затем работал машинистом. Получив заочно диплом инженера-механика в 1878 п,
Тейлор уже через 10 лет стал известным консультантом по менеджменту.
Свои взгляды он изложил в книгах «Управление предприятием» (1903) и «Принципы
научного управления» (1911). В них научное управление было развито в четырех
основных областях: нормирование труда; роль менеджеров; отбор и обучение
персонала; вознаграждение и стимулирование. Формулируя принципы нормирования, Тейлор исходил из факта снижения трудовой активности исполнителей. Он считал, что трудно найти рабочего, который бы не затратил значительного времени на поиск способов, как замедлить работу и при этом сохранить вид, как будто бы он трудится нормально (такое поведение было названо позже «сопротивление выработке»).