Предтечи научного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 19:52, реферат

Описание

История управленческой мысли уходит своими корнями в глубь веков. Высказывания
по проблемам управления можно найти и на египетских папирусах, и на
глиняных табличках из междуречья Тифа и Евфрата, и на шелковых свитках, сохранившихся со времен Поднебесной империи.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 65.33 Кб (Скачать документ)

но и в быту. В частности, он обнаружил, что для застегивания пуговиц на жилете

сверху вниз тратится 7 секунд, а снизу вверх - только 3. Используя  две бритвы

одновременно, он сократил время  бритья на 44 секунды, однако одновременно потерял

2 минуты, накладывая повязки  на порезы.

Под влиянием этих идей в  Нью-Йорке было зарегистрировано общество, пытавшееся

распространить принципы эффективности на все стороны  жизни.


Л. Гилберт стала первой женщиной в США, получившей степень  доктора психологии.

Она положила начало менеджменту персонала, исследовав проблемы подбора,

подготовки, расстановки  кадров. Инженер-механик Г. Эмерсон родился в семье профессора литературы, говорил на 19 языках и в 23 года стал деканом факультета иностранных языков университета штата Небраска. Но затем стал заниматься экономическими и инженерно-экономическими исследованиями и консультировать по всему миру. Эмерсон, разделявший большую часть убеждений Тейлора, в 1908 г. написал

книгу «Эффективность как  основа производственной деятельности и заработной

платы». В ней он обратил  внимание на важность оптимальной структуры  организации,

нерациональность которой, по его мнению, может снизить возможность экономии

на масштабах, а также  на большое значение стандартизации.

Наиболее важные идеи Эмерсон высказал в книге «12 принципов эффективности

» (1913), из которой видно, что  он, в сущности, «дрейфовал» в  сторону классического

направления. Это заметно  из формулировок самих принципов, в  чем легко

убедиться даже при беглом знакомстве с ними:

1) отчетливо поставленные цели (исходный пункт управления);

2) здравый смысл, состоящий в признании ошибок и поиске их причин;

3) компетентная консультация с целью совершенствования управления на основе

привлечения профессионалов;

4) дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности, контролем,

своевременным поощрением;

5) справедливое отношение к персоналу;

6) быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет;

7) диспетчирование по принципу *лучше диспетчировать хотя бы неспланиро-

ванную работу, чем планировать  работу, не диспетчируя ее»;

8) нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов;

9) нормализация условий труда;

10) нормирование операций, состоящее в стандартизации способов их выполнения,

регламентировании времени;

11) письменные стандартные инструкции;

За этот принцип Эмерсон подвергся обвинению в бюрократизме, на которое он ответил

своим оппонентам следующими словами: «Существует мнение, проповедуемое

с большим пафосом, но все  же совершенно безграмотно, будто бы стандартные инструкции

убивают в работнике инициативу, превращают его в автомат. Если вспомнить

о том, как порхает по воздуху  воробей или как бегает по дереву белка, то кажется,

что лестницы только убивают  инициативу в человеке, спускающемся с шестого

этажа... Я же предпочитаю  ограниченность, здравый смысл, удобство лестницы...

Работать самым быстрым  и легким способом - это значит сократить усилия, не снижая

результатов, и освободить мозг для инициативы, для изобретения  и разработки

еще лучших способов».


12) вознаграждение за производительность.

Заслуга Тейлора и его  последователей состояла в том, что  они создали первую

научную щколу менеджмента, которая получила название рационалистической,

и добились признания его  в качестве самостоятельной сферы  и вида

деятельности.

Методологическую основу этой щколы составлял так называемый традиционный

(функциона,1ьный) подход к организации, которая рассматривалась как нечто состоящее

из самостоятельных, изолированных  друг от друга элементов. Считалось,

что их деятельность подчиняется  определенным общим закономерностям, выявлением

и использованием которых (но вне связи с остальными) должны заниматься

менеджеры.

При этом, однако, игнорировались реальное единство внутренних организационных

процессов, необходимость  комплексного управления ими, а следовательно,

ограничивались возможности  эффективного использования существующего  потенциала.

Рационалисты считали  отношения между работниками  и менеджерами антагонистическими.

Этому способствовала общая  ситуация в конце XIX-XX вв., когда

от персонала требовались  слепое выполнение своих обязанностей и безоговорочное

подчинение администрации, на которую возлагались обязанности  заботиться

о результативности работы фирмы, укреплении ее позиций и проч.; одновременно

рабочим платили минимум  заработной платы, поскольку она  рассматривалась как

досадные издержки производства.

Такое положение приводило  рационалистов к упрощенному  представлению

о мотивах поведения людей, недооценке роли человеческого фактора, ограничению

теории менеджмента вопросами  рационализации труда.

Сегодня прямой рационализм  характерен для предприятий с  жесткой технологией

А. Файоль - «отец научного управления»

и другие представители  классической школы

в значительной степени ограниченность тейлоризма была преодолена представителями

классического направления в менеджменте. У его истоков стоял Л. Файоль

(1841—1925), считающийся «отцом научного управления». Свои взгляды он изложил

в книге «Общая промышленная администрация» (1916).

Объектом интересов Файоля стали организация в целом и процессы управления

как таковые, чем до него не занимался никто. Менеджмент он рассматривал как набор

последовательных операций (функций) и, в отличие, например, от Тейлора, доказывал,

что их в известной мере выполняют даже рабочие.

Для создания классического (административного) направления у  Файоля существовали

определенные предпосылки  в виде осмысленного личного опыта. С 1888 г. в течение

40 лет он управлял крупной  горнодобывающей компанией «Коломбо»,  которую

возглавил, когда та была близка к финансовому краху, а  покинул процветающей, занимавшей

ведущие позиции в мире. Выйдя в отставку, Файоль стал руководить Центром

административных исследований.


В деятельности любой организации  Файоль выделял следующие основные стороны:

• техническую, т. е. осуществление производственного процесса;

• коммерческую (закупка всего необходимого для создания товаров и услуг

и сбыт готовой продукции);

• финансовую, связанную с привлечением, сохранением и эффективным использованием

денежных средств;

• бухгалтерскую, заключающуюся в статистических наблюдениях, инвентаризациях,

составлении балансов и т. п.;

• административную, призванную оказывать воздействие на работников;

• защитную (жизни, личности и собственности людей).

Каждая из них нуждалась  в управлении, предполагавшем осуществление

процессов планирования, организации, координации, контроля, мотивации (подробно

о них говорилось в гл. 3) в соответствии с 14 принципами, которые  сохраняют

свое значение и по сей  день.

1. Разделение труда. Цель разделения труда - увеличивать объем и повышать качество

производства при затрате  тех же усилий.

2. Власть - ответственность. Власть есть право отдавать распоряжения и сила, принуждающая

подчиняться. Власть немыслима  без ответственности, т. е. без санкции

- награды или кары, сопровождающей  ее действия... Всюду, где действует

власть, возникает и ответственность.

3. Дисциплина - это, по существу, повиновение, усердие, манера держать себя,

внешние знаки уважения, проявленные соответственно установленному между

предприятием и его  служащими соглашению... Состояние  дисциплины в каком-

либо социальном образовании всецело зависит от его руководителей.

4. Единство распорядительства. Служащему может давать приказания относительно

какого-либо образа действия только один начальник... Ни в одном  из случаев

не бывает приспособления социального организма к дуализму распорядительства...

Ввиду того, что это правило  нельзя не признавать фундаментальным, я его

включаю в число принципов.

5. Единство руководства. Этот принцип можно выразить так: один руководитель

и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель.

6. Подчинение частных интересов общим. Этот принцип гласит, что интересы служащих

или группы служащих не должны становиться выше интересов предприятия.

Лицом к лицу здесь стоят  две категории интересов различного порядка, но

одновременно заслуживающие  признания; необходимо постараться  их согласовать.

Это одна из крупных трудностей управления.

7. Вознаграждение персонала. Вознаграждение персонала есть оплата исполненной

работы. Она должна быть справедливой и по возможности удовле1ворять

персонал предприятия, нанимателя и служащего.

8. Централизация. Централизация не является системой управления хорошей или

плохой сама по себе: она  может быть принята или отвергнута в зависимости от

взглядов руководителя и  от обстоятельств, но в большей или  меньшей степени

она существует всегда. Вопрос о централизации или децентрализации - вопрос

меры. Дело сводится к нахождению степени централизации, наиболее благоприятной

для предприятия.

9. Иерархия. Иерархия есть ряд руководящих должностей, начиная с низших и кончая

высшими.

10. Порядок. Общеизвестна формула материального порядка: определенное место

для каждой вещи и всякая вещь на своем месте. Форма социального  порядка такова

же: определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте.

11. Справедливость. Для того чтобы поощрить персонал к исполнению своих обязанностей

с полным рвением и преданностью, надо относиться к нему благожелательно;

справедливость есть результат  сочетания благожелательности с  правосудием.

12. Постоянство состава персонала. Текучесть персонала является одновременно

причиной и следствием плохого состояния дел. Тем не менее смены в составе неизбежны:

возраст, болезни, отставки, смерть нарушают состав социального  образования;

некоторые служащие теряют способность выполнять свои функции,

другие же оказываются  неспособными брать на себя более  ответственную работу.

Таким образом, подобно другим принципам, принцип текучести рабочего состава

имеет свою меру.

13. Инициатива. _______Инициативой называется возможность создания и осуществления

плана. Свобода предложения  и осуществления его также  относится к категории

инициативы.

14. Единение персонала. Не надо разделять персонал. Разделять враждебные нам

силы для того, чтобы  их ослабить, - дело искусное; но разделять  собственные

силы на предприятии - тяжкая ошибка.


Наследие Файоля было сохранено и распространено благодаря его ученику

Л. Урвику. В 1946 г. он издал книгу «Основы администрирования», где выдвинул

принцип общей цели у всех субъектов деятельности, которая  является основой их

кооперации.

В близком направлении  формулировал свои взгляды на проблемы организации

управления Г. Форд, родившийся в семье небогатого фермера и  ставший автомобильным

королем начала XX столетия.

Форд был прежде всего практиком, создавшим уникальную производственную

Информация о работе Предтечи научного менеджмента