Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:48, курсовая работа
Исследование систем управления – научное изучение профессиональными исследователями или менеджерами соответствующего предмета систем управления, как совокупности взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду, с целью определения законов и закономерностей управления, совершенствования и развития познаваемых систем, получения и применения новых знаний в теории и практике.
В эффективной работе любого предприятия (организации) большую роль играют методы исследования систем управления, так как они позволяют определить проблемные участки в одном из самых важных звеньев функционирования предприятия - в управленческом аппарате. Достоверность и правильность полученных результатов в основном зависит от выбора нужных и правильных методов исследования.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 5
2. ОСОБЕННОСТИ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ
2.1. Характеристика эвристических методов исследования систем 12
2.2. Организация проведения исследования с использованием метода «мозговой штурм» 17
3. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА «МОЗГОВОЙ ШТУРМ» В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ВИММ-БИЛЬ-ДАНН ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ») 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
5
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«тюменский государственный нефтегазовый университет»
Кафедра МТЭК
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Исследование систем управления»
на тему: «Применение эвристических методов в исследовании систем управления»
Выполнил: ст. гр. УПР-08
Забелова Е.Ю.
Научный руководитель:
Зольникова С.Н.
Тюмень, 2011
ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 5
2. ОСОБЕННОСТИ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ
2.1. Характеристика эвристических методов исследования систем 12
2.2. Организация проведения исследования с использованием метода «мозговой штурм» 17
3. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА «МОЗГОВОЙ ШТУРМ» В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ВИММ-БИЛЬ-ДАНН ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ») 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
ВВЕДЕНИЕ
Исследование систем управления – научное изучение профессиональными исследователями или менеджерами соответствующего предмета систем управления, как совокупности взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду, с целью определения законов и закономерностей управления, совершенствования и развития познаваемых систем, получения и применения новых знаний в теории и практике.
В эффективной работе любого предприятия (организации) большую роль играют методы исследования систем управления, так как они позволяют определить проблемные участки в одном из самых важных звеньев функционирования предприятия - в управленческом аппарате. Достоверность и правильность полученных результатов в основном зависит от выбора нужных и правильных методов исследования.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности данной темы.
Целью данной работы является изучение применения эвристических методов в исследовании систем управления.
Цель курсовой работы достигается решением следующих задач:
1. изучить концептуальные основы исследования систем управления;
2. выявить особенности эвристических методов исследования систем;
3. провести исследование системы с использованием эвристических методов.
Объект исследования курсовой работы - система управления предприятием.
Предмет исследования - изучение эвристических методов в исследовании систем управления.
Методологической базой курсовой работы послужили научные труды таких авторов, как Гончаров В.В., Максимцов М.М., Мухин В.И., Мыльник В.В., Спиридонов В.Ф. и др.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
В первой главе изложены концептуальные основы исследования систем управления.
Во второй главе автор описывает основные особенности эвристических методов исследования систем. А так же показана организация проведения исследования с использованием эвристического метода «мозговой штурм».
Третья глава посвящена исследованию системы управления с применением эвристического метода «мозговой штурм» на примере предприятия ОАО «Вимм-Билль-
В заключении делаются основные выводы по курсовой работе.
Список литературы содержит 19 источников.
Курсовая работа выполнена на кафедре Менеджмента в топливно-энергетическом комплексе.
1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
Система — множество составляющих единство элементов, их связей и взаимодействий между собой и между ними и внешней средой, образующих присущую данной системе целостность, качественную определенность и целенаправленность (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Понятие системы
Система управления — совокупность двух взаимодействующих подсистем (управляющей и управляемой — объекта управления), образующих новую систему — систему управления. Этими составляющими могут быть руководитель и подчиненный, диспетчер и заводские цеха, человеческий мозг и управляемые им через нервную систему органы и т.д. [3; С. 14].
Изучая систему управления, необходимо выделять требования, по которым можно судить о степени организованности систем. К таким требованиям относятся:
- детерминированность элементов системы;
- динамичность системы;
- наличие в системе управляющего параметра;
- наличие в системе контролирующего параметра;
- наличие в системе каналов (по крайней мере, одного) обратной связи [12; С. 24].
Соблюдение этих требований должно обеспечивать условия эффективного уровня функционирования органов управления. Рассмотрим подробно эти требования.
1. В системах управления детерминированность проявляется в организации взаимодействия подразделений органов управления, при которой деятельность одного элемента (управления, отдела) сказывается на других элементах системы.
2. Вторым требованием системы управления является динамичность, т.е. способность под воздействием внешних и внутренних возмущений оставаться некоторое время в определенном неизмененном качественном состоянии.
3. Под управляющим параметром в системе управления следует понимать такой ее параметр (элемент), посредством которого можно управлять деятельностью всей системы и ее отдельными элементами. Таким параметром (элементом) в социально управляемой системе является руководитель подразделения данного уровня. Он отвечает за деятельность подчиненного ему подразделения, воспринимает управляющие сигналы руководства организации, организует их выполнение, несет ответственность за выполнение всех управленческих решений.
4. Следующим, четвертым требованием, предъявленным к системам управления, следует назвать наличие в ней контролирующего параметра, т.е. такого элемента, который постоянно контролировал бы состояние субъекта управления, не оказывая при этом на него (или на любой элемент системы) управляющего воздействия.
5. Наличие прямых и обратных связей (пятое требование) в системе обеспечивается четкой регламентацией деятельности аппарата управления по приему и передаче информации при подготовке управленческих решений [10; С. 46].
Процесс исследования осуществляется в рамках управляемой системы и управляющих подсистем, следовательно, касается всех аспектов деятельности организации.
Исследование систем управления — это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями.
Необходимость в исследованиях систем управления продиктована достаточно большим кругом проблем, с которыми приходится сталкиваться многим организациям. От правильного решения этих проблем зависит успех работы этих организаций [4; С. 34].
Исследование можно разбить на следующие этапы:
1. выявление необходимости исследования (наличие проблемы или задачи, которые необходимо решить для достижения поставленных целей);
2. постановка цели исследования;
3. определение объекта и предмета исследования.
Объект исследования – структура (подразделение, предприятие, объединение предприятий, отрасль, национальное хозяйство), ее внутренняя и внешняя среда.
Предмет исследования - задача или проблема, которые не могут быть решены без проведения исследования;
4. определение методов, с помощью которых могут быть решены проблемы;
5. определение ресурсов, которые необходимы для успешного проведения исследования (материальных, финансовых, трудовых, информационных и др.), и изучение ресурсов, которые имеются у организации на данный момент;
6. определение результатов ис
Существуют следующие основные подходы к исследованию систем управления (табл. 1.1.) [6; С. 65].
Таблица 1.1.
Подходы к исследованию систем управления
Подход | Краткое описание |
Диалетический подход | Данный подход происходит из сущности диалектики, которая представляет собой учение о всеобщих связях явлений и наиболее общих закономерностях развития бытия и мышления. Базовым законом этого учения выступает закон единства и борьбы противоположностей, а основополагающим принципом - принцип всеобщих связей явлений. Это значит, что для изучения какого-либо предмета необходимо рассмотреть все его стороны и связи. |
Процессный подход | Он рассматривает управленческую деятельность как непрерывное выполнение комплекса определенных взаимосвязанных между собой видов деятельности и общих функций управления (прогнозирование и планирование, организация и т.д.). Причем выполнение каждой работы и общих функций управления здесь также рассматриваются в виде процесса, т.е. как совокупность взаимосвязанных непрерывно выполняемых действий, преобразующих некоторые входы ресурсов, информации и т.п. в соответствующие выходы, результаты. |
Ситуационный подход | Основная принципиальная особенность данного подхода - ситуация, т.е. конкретные обстоятельства, которые оказывают влияние на систему управления в рассматриваемый момент времени. Изучая сложившуюся ситуацию можно лучше понять как обусловившие ее причины, так и воздействия, которые будут в большей степени способствовать достижению целей исследования систем управления в конкретных условиях и обстоятельствах. |
Функциональный подход | Его сущность состоит в рассмотрении исследуемой системы управления или ее составляющих элементов только с позиций внешней среды. При этом исследуемая система представляется в виде "черного ящика". Это позволяет рассматривать отношения системы с другими системами и внешней средой абстрактно, не вникая в процессы, происходящие непосредственно в исследуемой системе. |
Рефлексивный подход | Связан с такими понятиями как: рефлекс - физиологическая ответная реакция организма на те или иные воздействия, осуществляющаяся через нервную систему; рефлексия - полное сомнений и колебаний размышление, анализ собственных мыслей и переживаний; процесс самопознания субъектом своих внутренних психосостояний. Основой рефлексивного подхода к исследованию служит систематизированная и доступная для обработки объективная информация о внутренней и внешней среде изучаемой системы управления в требуемом объеме. Ее источником выступают имеющиеся знания и практический опыт исследователя. |
Системный подход | Он предполагает, что объект исследуется как целостная совокупность составляющих его подсистем, элементов и во всем многообразии выявленных свойств и связей внутри объекта, а также между объектом и внешней средой. |
При проведении исследований систем управления может использоваться широкий арсенал разнообразных методов, которые могут быть подразделены на:
1. теоретические;
2. эмпирические;
3. теоретико-эмпирические.
При этом к теоретическим методам исследования можно отнести следующие:
- метод формализации;
- метод аксиоматизации;
- метод идеализации;
- метод восхождения от абстрактного к конкретному.
К эмпирическим методам можно отнести:
- метод наблюдения;
- метод измерения;
- метод сравнения;
- метод эксперимента.
Теоретико-эмпирические методы исследования могут включать:
- метод абстрагирования;
- метод анализа и синтеза;
- метод индукции и дедукции;
- метод моделирования [9; С. 69].
В последнее время на практике нередко используют такие методы как:
самообследование;
интервьюирование, беседа;
активное наблюдение, моментное наблюдение, фотография рабочего дня;
анкетирование;
структуризация целей;
экспертный;
социологический;
эвристический и др. [11; С. 52].
Более подробно остановимся на методах творческого характера, другое название которым эвристические методы, которые широко используются в исследовании систем управления.
2. ОСОБЕННОСТИ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ
2.1. Характеристика эвристических методов исследования систем
Впервые учение об эвристических методах разработано и введено в практику Сократом. Известно, что межотраслевой фонд эвристических приемов насчитывает около 200 проверенных мировым опытом рекомендаций по совершенствованию известных или синтезу новых проектных решений. Использование этих методов и приемов помогают решать самые различные проблемные задачи, возникающие в человеческой деятельности.
Информация о работе Применение эвристических методов в исследовании систем управления