Применение эвристических методов в исследовании систем управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:48, курсовая работа

Описание

Исследование систем управления – научное изучение профессиональными исследователями или менеджерами соответствующего предмета систем управления, как совокупности взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду, с целью определения законов и закономерностей управления, совершенствования и развития познаваемых систем, получения и применения новых знаний в теории и практике.
В эффективной работе любого предприятия (организации) большую роль играют методы исследования систем управления, так как они позволяют определить проблемные участки в одном из самых важных звеньев функционирования предприятия - в управленческом аппарате. Достоверность и правильность полученных результатов в основном зависит от выбора нужных и правильных методов исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 5
2. ОСОБЕННОСТИ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ
2.1. Характеристика эвристических методов исследования систем 12
2.2. Организация проведения исследования с использованием метода «мозговой штурм» 17
3. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА «МОЗГОВОЙ ШТУРМ» В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ВИММ-БИЛЬ-ДАНН ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ») 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Работа состоит из  1 файл

KURSOVAYa.doc

— 319.00 Кб (Скачать документ)

 

              На примере предприятия  ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» рассмотрим применение такого эвристического метода, как «мозговой штурм».

              Компания ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» была основана в 1992 г.

 ОАО  «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания», являющееся на сегодняшний день ведущим производителем соков и молочных продуктов в России, занимает лидирующее место среди родственных компаний на протяжении вот уже целого десятилетия. Эта торговая марка широко известна на российском рынке и давно полюбилась не только детям, но и взрослым. В основу деятельности компании заложен главный принцип — выпуск высококачественных натуральных продуктов питания, пригодных для длительного хранения, максимально освобожденных от искусственных добавок, примесей и консервантов, что сразу же было отмечено российским потребителем.

Сегодня в компанию входит 33 производственных предприятий в 22 регионах России и СНГ, а торговые филиалы компании открыты в 26 крупнейших городах России и стран СНГ. В компании работает более 18 тысяч человек.

              «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» постоянно находится на подъеме, неустанно расширяя сферы деятельности и рынок сбыта выпускаемой ею продукции. Все это обуславливает применение такого эффективного  метода  принятия управленческих решений как «мозговой штурм» [19].

               Мозговой штурм на предприятии «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» обычно применяется как прием для сбора информации, когда необходимо:

              - собрать воедино все возможности для улучшения и /или проблемные области (предмет);

              - провести причинно-следственный анализ;

              - предложить возможные контрмеры;

              -определить помехи и вспомогательные средства и  методы .

              Как правило,  штурм  длится недолго (около 40 мин). Участникам (до 10 человек) предлагается высказывать любые идеи (шутливые, фантастические, ошибочные) на заданную тему (критика запрещена). Обычно высказывается более 50 идей. Регламент выступлений - до 2 мин. Самый интересный момент  штурма  - это наступление пика (ажиотажа), когда идеи начинают «фонтанировать», т. е. происходит непроизвольная генерация гипотез участниками.

              При последующем анализе всего лишь 10-15% идей оказываются разумными, но среди них бывают весьма оригинальные. Оценивает результаты обычно группа экспертов компании «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания», не участвовавшая в генерации.

              Ведущий «мозгового   штурма» - аналитик, который должен свободно владеть аудиторией, подобрать активную группу специалистов предприятия «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» - «генераторов», не зажимать плохие идеи - они могут служить катализаторами хороших. Искусство ведущего - это искусство задавать вопросы аудитории, «подогревая» генерацию. Вопросы служат «крючком», при помощи которого извлекаются идеи. Вопросы также могут останавливать излишне многословных экспертов и служить развитию идей других.

              Основной девиз штурма на предприятии «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» - «Чем больше идей, тем лучше». Фиксация хода сеанса на предприятии традиционная (протокол или магнитофон).

              Мозговая  атака на предприятии «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» включает в себя следующие этапы:

1.      Формирование группы участников « мозгового штурма » (по численности и составу).

              Оптимальная численность группы участников находится эмпирическим путем: наиболее продуктивными признаны группы в 10–15 человек. Состав группы участников предполагает их целенаправленный подбор:

              - из лиц примерно одного ранга, если участники знают друг
друга;

              - из лиц разного ранга, если участники не знакомы друг с другом
(в этом случае следует нивелировать каждого из участников присвоением
ему номера с последующим обращением к участнику по номеру).

2.      Составление проблемной записки участника  мозгового штурма.

              Она составляется группой анализа проблемной ситуации и включает описание проблемной ситуации.

3.      Генерация идей.

              Продолжительность  «мозгового   штурма» на предприятии «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» длиться не менее 20 минут и не более 1 часа в зависимости от активности участников. Запись высказываемых идей ведется на магнитофон, чтобы не «пропустить» ни одну идею и иметь возможность систематизировать их для следующего этапа.

4.      Систематизация идей, высказанных на этапе генерации.

              Систематизацию идей группа анализа проблемной ситуации на предприятии «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» осуществляет в такой последовательности:

              - составляется номенклатурный перечень всех высказанных идей;

              - каждая из идей формулируется в общеупотребительных терминах;

              - определяются дублирующие и дополняющие идеи;

              - дублирующие и (или) дополняющие идеи объединяются и формируются в виде одной комплексной идеи;

              - выделяются признаки, по которым идеи могут быть объединены;

              - идеи объединяются в группы согласно выделенным признакам;

              - составляется перечень идей по группам (в каждой группе идеи записываются в порядке их общности от более общих к частным, дополняющим или развивающим более общие идеи).

5.      Деструирование (разрушение) систематизированных идей.

              Основное правило этапа деструирования – рассматривать каждую из систематизированных идей только с точки зрения препятствий на пути к ее осуществлению, т. е. участники атаки выдвигают выводы, отвергающие систематизированную идею. Особенно ценным является то обстоятельство, что в процессе деструирования может быть генерирована контридея, формулирующая имеющиеся ограничения и выдвигающая предположение о возможности снятия этих ограничений.

6.      Оценка критических замечаний и составление списка
практически применимых идей [2; С. 201].

              Таким образом, на предприятии «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания»  метод «мозговой штурм» апробирован (опробован) на практике и позволяет находить групповое решение при определении возможных вариантов развития объекта прогнозирования, исключая путь компромиссов, когда единое мнение нельзя считать результатом беспристрастного анализа проблемы.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

1.     Система — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство. Система учитывает такие важные составляющие любого материального объекта, как элемент, связи, взаимодействия и внешнюю среду.

              Элемент — неделимая часть системы.

              Связь — совокупность зависимостей свойств одного элемента от свойств других элементов системы.

              Взаимодействие — совокупность взаимосвязей и взаимоотношений между свойствами элементов, когда они приобретают характер взаимосодействия друг другу.

              Внешняя среда — это совокупность естественных и искусственных систем, для которых данная система не является функциональной подсистемой.

Система управления — совокупность двух взаимодействующих подсистем (управляющей и управляемой — объекта управления), образующих новую систему — систему управления.

              Изучая систему управления, необходимо выделять требования, по которым можно судить о степени организованности систем. К таким требованиям относятся:

              - детерминированность элементов системы;

              - динамичность системы;

              - наличие в системе управляющего параметра;

              - наличие в системе контролирующего параметра;

              - наличие в системе каналов (по крайней мере, одного) обратной связи.

Соблюдение этих требований должно обеспечивать условия эффективного уровня функционирования органов управления.

              Исследование систем управления — это вид деятельности, направленный на развитие и совершенствование управления в соответствии с постоянно изменяющимися внешними и внутренними условиями.

              Можно выделить следующие основные подходы к исследованию систем управления: диалектический, процессный, ситуационный, функциональный, рефлексивный, системный.

              При проведении исследований систем управления может использоваться широкий арсенал разнообразных методов, которые могут быть подразделены на теоретические, эмпирические, теоретико-эмпирические.

              В последнее время на практике нередко используют такие методы как:

      самообследование;

      интервьюирование, беседа;

      активное наблюдение, моментное наблюдение, фотография рабочего дня;

      анкетирование;

      структуризация целей;

      экспертный;

      социологический;

      эвристический и др.

2.     Эвристические методы обеспечивают выявление, обработку и упорядочение системы закономерностей, механизмов и методологических средств конструирования нового задания и целеустремленных способов деятельности на основе обобщения прежнего опыта и опережающего отражения моделей будущего с целью решения поставленной задачи наиболее эффективно.

              К основным эвристическим методам, которые широко применяются при исследовании систем управления, относят:

1.      Методы активизации технологии творчества;

2.      Ассоциативные методы;

3.      Метод синектики;

4.      Метод «мозгового штурма».

              В организации проведения исследования с использованием метода «мозговой   штурм»  участвуют следующие лица:

              - руководитель, который излагает проблемы и несет ответственность за выполнение решений;

              - организатор, который направляет работу;

              - идеологи, т.е. все остальные участники.

              Основные правила проведения данного метода:

1.      Необходимо жестко определить время обсуждения;

2.      Никто не должен критиковать идеи;

3.      Запрещается начинать фразы со слов "Нет, это невозможно";

4.      Отбирайте лучшие идеи, а не отбрасывайте худшие;

5.      Не устанавливайте авторства идей;

6.      Когда найден выход из сложной ситуации, участников необходимо разделить на две группы - "доброжелателей" и «противников»;

7.      Окончательное решение необходимо сформулировать и записать его.

3.   Компания ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» была основана в 1992 г. В основу деятельности компании заложен главный принцип — выпуск высококачественных натуральных продуктов питания, пригодных для длительного хранения, максимально освобожденных от искусственных добавок, примесей и консервантов, что сразу же было отмечено российским потребителем.

              Мозговая  атака на предприятии «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» включает в себя следующие этапы:

1.      Формирование группы участников « мозгового штурма » (по численности и составу).

2.      Составление проблемной записки участника  мозгового штурма.

3.      Генерация идей.

4.      Систематизация идей, высказанных на этапе генерации.

5.      Деструирование (разрушение) систематизированных идей.

6.      Оценка критических замечаний и составление списка
практически применимых идей.

              Таким образом, на предприятии «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» метод «мозговой штурм» позволяет находить новые альтернативные варианты решения в проблемной ситуации.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1.     Андрианова, Г.А. Дистанционные эвристические олимпиады в начальном, основном и профильном обучении [Текст] /Г.А. Андрианова, А.В. Хуторской, Г.М. Кулешова // Смыслы и цели образования: инновационный аспект. Сб. науч. трудов / Под ред. А.В. Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие "ИНЭК", 2007. –261 с.

2.     Гончаров В. В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала. — М.: МП «Сувенир», 2006. – 487 с.

3.     Демидова А.В. Исследование систем управления : Конспект лекции. – М.: Приор-издар, 2005. – 96 с.

4.     Жуков Б.М. Исследование систем управления : Учебник для вузов. – М.: Издательский дом Дашков и К, 2011. – 208 с.

5.     Король, А.Д. Диалоговый подход к организации эвристического обучения [Текст] /А.Д. Король // Педагогика, 2007. – 152 с.

6.     Коротков Э.М. Исследование систем управления. – М.: Дека, 2005. – 155 с.

7.     Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений [Текст] / Ю.Н. Кулюткин. – М.: Альфа-книга, – 2006. – 325 с.

8.     Ломоносов Б.П. Мишин В.М. Исследование систем управления. – М.: ИНФРА, 2006. – 125 с.

9.     Максимцов М.М. Исследование систем управления : Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 167 с.

10. Малин А.С. Исследование систем управления : Учебник для вузов. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2009. – 400 с.

Информация о работе Применение эвристических методов в исследовании систем управления