Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:48, курсовая работа
Исследование систем управления – научное изучение профессиональными исследователями или менеджерами соответствующего предмета систем управления, как совокупности взаимосвязанных элементов и подсистем управления, взаимодействующих между собой и участвующих в процессе воздействия на объекты управления и внешнюю среду, с целью определения законов и закономерностей управления, совершенствования и развития познаваемых систем, получения и применения новых знаний в теории и практике.
В эффективной работе любого предприятия (организации) большую роль играют методы исследования систем управления, так как они позволяют определить проблемные участки в одном из самых важных звеньев функционирования предприятия - в управленческом аппарате. Достоверность и правильность полученных результатов в основном зависит от выбора нужных и правильных методов исследования.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 5
2. ОСОБЕННОСТИ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМ
2.1. Характеристика эвристических методов исследования систем 12
2.2. Организация проведения исследования с использованием метода «мозговой штурм» 17
3. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА «МОЗГОВОЙ ШТУРМ» В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ВИММ-БИЛЬ-ДАНН ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ») 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Эвристические методы обеспечивают выявление, обработку и упорядочение системы закономерностей, механизмов и методологических средств конструирования нового задания и целеустремленных способов деятельности на основе обобщения прежнего опыта и опережающего отражения моделей будущего с целью решения поставленной задачи наиболее эффективно [17; С. 76].
Итак, более подробно остановимся на эвристических методах, которые широко применяются при исследовании систем управления.
1. Методы активизации технологии творчества.
Суть данного метода заключается в том, что интенсивность любого процесса обусловлена взаимным действием трех основных причин:
- движущих сил процесса - внешних и внутренних побудительных обстоятельств, причин, мотивов, вызывающих течение процесса;
- факторов ускорения - внешних и внутренних условий процесса, воздействия на которые позволяет увеличить интенсивность процесса;
- факторов торможения - внешних и внутренних условий процесса, воздействие на которые позволяет уменьшить интенсивность процесса.
Эффективность решения творческой проблемы в первую очередь определяется продуктивностью творческого мышления при отсутствии информации о технологии поиска. Но продуктивность в свою очередь зависит от искусства преодоления препятствий, лежащих на пути познания.
Р. Декарт в работе "Рассуждение о методе" изложил четыре правила познания:
1. Первое правило - принимать за истинное все, что воспринимается в очень ясном и отчетливом виде и не дает повода к какому-либо сомнению, т.е. вполне очевидно.
2. Второе правило - каждую сложную вещь, ради успеха ее изучения, следует делить на более простые составляющие, чтобы затем сосредоточить внимание на этих простых, не поддающихся дальнейшему делению умом, части.
3. Третье правило - в познании мыслью следует идти от простейших, т.е. элементарных и наиболее для нас доступных вещей, к вещам более сложным и соответственно трудным для понимания.
4. Четвертое правило - осуществлять полные описания предмета исследования, не упуская ничего из внимания [18; С. 98].
2. Ассоциативные методы.
К ассоциативным методам относятся:
- метод каталога;
- метод фокальных объектов;
- метод гирлянд случайностей и ассоциаций и др.
Эти методы основываются на применении в творческом процессе семантических свойств понятий путем использования аналогии их вторичных смысловых оттенков.
Основными источниками для генерирования новых идей служат ассоциации, метафоры и случайно выбранные понятия.
Для возникновения ассоциаций и генерирования идей можно использовать различные метафоры. Метафоры могут служить подсказкой для нахождения идеи [1; С. 74].
С целью расширения пространства поиска идей и повышения степени их оригинальности прибегают к гирляндам метафор (ассоциаций). Чаще всего применяют две их разновидности:
- концентрированные гирлянды, различным образом выражающие одно и то же ключевое понятие;
- гирлянды последовательных метафор, при генерировании которых предыдущая метафора является ключевым понятием для образования последующей.
Если на совершенствуемый объект перенести признаки других, случайно выбранных объектов, то резко возрастает число неожиданных вариантов решения.
Эта идея явилась основой метода каталога и усовершенствованного метода фокальных объектов [7; С. 111].
Метод фокальных объектов дает хорошие результаты при поиске новых модификаций известных способов и устройств и для тренировки воображения. Сущность этого метода состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса.
Дальнейшим развитием метода фокальных объектов является метод гирлянд случайностей и ассоциаций. Он помогает найти большое количество подсказок для новых идей путем образования ассоциаций.
Метод контрольных вопросов используется для психологической активизации творческого процесса, когда с помощью наводящих вопросов: пытаются подвести к решению задачи.
Суть метода состоит в том, что исследователь (изобретатель) отвечает на вопросы, содержащиеся в универсальных вопросниках, и в связи с ними рассматривает свою задачу [8; С. 44].
3. Метод синектики.
Слово "синектика" означает соединение воедино различных, а порой даже очевидно несовместимых элементов. Является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма.
При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа. Её члены постепенно привыкают к совместной работе, перестают бояться критики, не обижаются, когда кто-то отвергает их предложения [13; С. 99].
В методе применены четыре вида аналогий — прямая, символическая, фантастическая, личная.
Личная аналогия, или эмпатия, - отождествление себя с исследуемым объектом. Решающий задачу вживается в образ совершенствуемого объекта, пытаясь выяснить возникающие при этом ощущения. Для развития личной аналогии целесообразно последовательно использовать три приема:
- описание фактов воображаемого положения исследуемого объекта с первого лица;
- описание эмоций и чувств, приписываемых объекту, от первого лица;
- эмпатию, отождествление себя с исследуемым объектом, вживание его цели, функции, трудности.
При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с более или менее аналогичным из другой отрасли или из живой природы. Применение прямой аналогии - это свободный ассоциативный поиск в огромном внешнем мире, основанный на родстве выполняемых различных областях жизни функций, процедур.
Символическая аналогия - некоторая обобщенная, абстрактная аналогия. Цель символической аналогии - обнаружить в привычном парадокс, неясность, противоречие. Требуется в парадоксальной форме сформулировать фразу, отражающую суть явлений. Она должна выражать связь между словами, которые обычно никак друг с другом не сопоставляются и содержат в себе нечто неожиданное, удивительное.
При фантастической аналогии вводятся фантастические персонажи, средства, которые выполняют то, что требуется по условиям задачи. Фантастические аналогии способствуют генерации свежих и оригинальных идей, активизируют творческое мышление, но не имеют точного определения [16; С. 59].
4. Метод "мозгового штурма".
Метод мозгового штурма был разработан Алексом Осборном в 1953 году. Метод основан на допущении, что одним из основных препятствий для рождения новых идей является «боязнь оценки»: люди часто не высказывают вслух интересные неординарные идеи из-за опасения встретиться со скептическим либо даже враждебным к ним отношением со стороны руководителей и коллег.
Целью применения мозгового штурма является исключение оценочного компонента на начальных стадиях создания идей. Классическая техника мозгового штурма, предложенная Осборном, основывается на двух основных принципах — «отсрочка вынесения приговора идее» и «из количества рождается качество» [17; С. 82].
Этот подход предполагает применение нескольких правил.
Критика исключается: на стадии генерации идей высказывание любой критики в адрес авторов идей (как своих, так и чужих) не допускается. Работающие в интерактивных группах должны быть свободны от опасений, что их будут оценивать по предлагаемым ими идеям.
Приветствуется свободный полет фантазии: люди должны попытаться максимально раскрепостить свое воображение. Разрешено высказывать любые, даже самые абсурдные или фантастические идеи. Не существует идей настолько несуразных либо непрактичных, чтобы их нельзя было высказать вслух.
Идей должно быть много: каждого участника сессии просят представить максимально возможное количество идей.
Комбинирование и совершенствование предложенных идей: на следующем этапе участников просят развивать идеи, предложенные другими, например, комбинируя элементы двух или трех предложенных идей [12; С. 101].
На основе всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что эвристические методы представляют собой последовательность процедур обработки информации, выполняемые с целью поиска более рациональных и новых конструктивных решений.
2.2. Организация проведения исследования с использованием метода «мозговой штурм»
В организации проведения исследования с использованием метода «мозговой штурм» участвуют следующие лица:
- руководитель, который излагает проблемы и несет ответственность за выполнение решений;
- организатор, который направляет работу;
- идеологи, т.е. все остальные участники.
Руководитель должен владеть принципами хозяина-организатора общей работы:
- знать, к чему стремиться, уметь сформулировать цель;
- направлять и вдохновлять участников на поиск возможно более новых и оригинальных идей решения проблемы[5; С. 71].
Для достижения успеха важно, чтобы организатор владел рабочим процессом хотя бы на начальной стадии. Его задача заставить участников действовать согласно правилам и принципам творческой работы. Он же составляет график работы.
Хорошо, если в группе "идеологов" есть и профессионалы, и молодые специалисты. Последние, не зная проблемы, являются в то же время генераторами идей, поскольку мыслят нестандартно и служат катализатором идей для специалистов [15; С. 99].
На эффективность получения новых идей влияют препятствующие и содействующие факторы.
1. Препятствующие факторы:
- критические замечания;
- официальность и формальность;
- разъяснения и обоснования;
- пассивность руководителя.
2. Содействующие факторы:
- непосредственная и открытая атмосфера;
- активное воображение и желание решить проблему;
- обработка и объединение высказанных идей;
- колебания в принятии конкретного решения;
- активность руководителя.
Для проведения совещания по принципу «мозгового штурма» необходимо выполнить следующие условия:
- определить и сформулировать задачу, которую необходимо решить, наиболее сложную или наиболее важную;
- в обсуждении должны участвовать не более 7--12 чел.;
- участников разместить по принципу "круглого стола".
Руководителю желательно не управлять этим совещанием, ему лучше занять рядовую позицию.
Правила поведения:
1. Необходимо жестко определить время обсуждения. Ограничение времени порождает стресс, который стимулирует умственную деятельность. Оптимальное время – около 30 мин;
2. Никто не должен критиковать идеи;
3. Запрещается начинать фразы со слов "Нет, это невозможно". В первые минуты всегда будут звучать банальные, стереотипные, пустые идеи. Запрет на критические высказывания облегчает выдвижение любых идей. 95 % людей не в состоянии творчески работать в условиях "нормальной угрозы". Если одного одернули, то другие участники будут помнить о том, как бы не показать себя глупее всех;
4. Отбирайте лучшие идеи, а не отбрасывайте худшие;
5. Не устанавливайте авторства идей. Лучшие идеи - это плод коллективного творчества;
6. Когда найден выход из сложной ситуации, участников необходимо разделить на две группы - "доброжелателей" и "противников". Необходимо найти слабые места в решении и проверить его на прочность;
7. Окончательное решение необходимо сформулировать и записать его [12; С. 111].
В заключении можно сделать вывод о том, что метод «мозговой штурм» - это метод работы группы, согласно которому первоочередной целью является нахождение новых альтернативных вариантов решений в проблемной ситуации.
3. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА «МОЗГОВОЙ ШТУРМ» В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ВИММ-БИЛЬ-ДАНН ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ»)
Информация о работе Применение эвристических методов в исследовании систем управления