Применение системного подхода в менеджменте организаций

Автор работы: Анастасия Борисова, 22 Июня 2010 в 17:14, курсовая работа

Описание

Тема курсовой работы – «Применение системного подхода в менеджменте организаций». В настоящее время процесс управление все большей степени несет системный характер, управление любой организации осуществляется как воздействие на единое целое. Менеджеры должны четко осознавать взаимосвязь всех систем своей компании. Таким образом, Современный руководитель должен обладать системным мышлением, так как:
менеджер должен воспринимать, перерабатывать и систематизировать огромный объём информации и знаний, которые необходимы для принятия управленческих решений;
руководителю необходима системная методология, с помощью которой он мог бы соотносить одно направления деятельности своей организации с другим;
менеджер должен видеть за деревьями лес, за частным – общее, подняться над повседневностью и осознавать, какое место его организация занимает во внешней среде, как она взаимодействует с другой, большей системой, частью которой является;
системный подход в управлении позволяет руководителю более продуктивно реализовывать свои основные функции: прогнозирование, планирование, организацию, руководство, контроль.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы системного подхода……………………………5
Содержание и характеристика системного подхода…………………………5
Разновидности системного подхода…………………………………………..8
Глава 2. Системный подход в менеджменте организации……………………...14
2.1 Системный подход в экономике……………………………………………...14
2.2 Этапы развития системных идей в менеджменте…………………………...16
2.3 Значение системного подхода в управленческой деятельности организации………………………………………………………………………..19
Глава 3. Применение системного подхода в практике управления организацией……………………………………………………………………….24
3.1 Правила применения системного подхода в управлении компанией……...24
3.2 Системный подход в автоматизации процессов компаний………………...27
3.3 Применение системного подхода при принятии управленческих решений в компании САГА Телеком…………………………………………………………32
Заключение………………………………………………………………………...40
Список литературы………………………………………………………………..41

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ.doc

— 309.50 Кб (Скачать документ)

    Для того, чтобы избежать подобных ошибок специалисты отдела автоматизации, консалтинговой компании и т.д. на начальном этапе должны тщательно проанализировать состав, структуру, функции компании. По результатам анализа должны быть получены содержательные и формализованные модели. Содержательная модель содержит общее описание деятельности, а формализованная вводит показатели, описывающие эту деятельность. Конечно же, желательно, чтобы построение данных моделей выполнялось с учетом требований системы менеджмента качества[13]. Далее с их помощью должны быть выработаны интегральные показатели оценки деятельности компании, определен перечень функций, процессов, элементов компонентного состава предприятия, автоматизация которых даст существенное улучшение показателей деятельности.

Такой подход в  теории сложных систем называется синтезом через анализ и основан на использовании двух методов: анализа и синтеза. Результаты, полученные во время данного процесса, являются основой для формирования рекомендации либо о внедрении какого-либо конкретного программно-аппаратного решения, либо о разработке нового. Сложность всего этого заключается в том, что специалисты должны хорошо ориентироваться в предметной области, четко понимать проблематику вопросов, представлять все возможные варианты автоматизации и их влияние на деятельность компании. Однако при этом должно быть совершенно четкое понимание того, что такие специалисты научить чему-либо в предметной области деятельности компании заказчика вряд ли смогут. Только обладая такими рекомендациями люди, ответственные за реформирование компании, должны принимать решение о целесообразности автоматизации.

Всем системам, в том числе и компаниям  свойственны основные этапы эволюции: создание, преобразование, совершенствование, распад, исчезновение, вхождение компонентов  распавшейся системы в другие системы. Информатизация современного общества наложила существенный отпечаток на процессы эволюции компании. Наличие и особенности данного эволюционного процесса формируют определенные требования к программно-аппаратным продуктам, автоматизирующим бизнес-процессы компании. Одно из основных таких требований – возможность оперативной модификации, модернизации и масштабирования. Очень часто от специалистов консалтинговых компаний можно услышать, что компания-заказчик еще «не созрела» для внедрения того или иного программно-аппаратного продукта, или то решение, которое используется на настоящий момент, уже не способно справляться с возросшей нагрузкой. Все это является следствием невыполнения данного требования. В том случае, если данные требования выполнены, в любой момент времени составной элемент автоматизированной компании – аппаратно-программная подсистема может быть скорректирована в соответствии с изменениями среды, с которой взаимодействует компания.

    Такие подсистемы в постоянно меняющихся условиях выполнения бизнес-процессов  предоставляют руководству компании дополнительную гибкость и пространство для маневра. Однако, даже если используемое программно-аппаратное решение реализует данные требования, без специалистов консалтинговых компаний на этапах видоизменения компании не обойтись. Специалисты должны проанализировать направления изменения компании, их влияние на интегральные показатели, возможно, модернизировать модели, полученные ранее, уточнить интегральные показатели, и выработать решение о более совершенной структуре и компонентном составе средств автоматизации. Другими словами заново выполнить процедуру синтеза через анализ в требуемом объеме. Выполнение данных процедур обеспечит контроль процесса автоматизации и позволит избежать ошибок «неконтролируемой» автоматизации.

    Таким образом, в соответствии с изложенными  положениями можно сделать вывод  о необходимости применения системного подхода в практике создания сложных  систем, к которым, несомненно, можно  отнести аппаратно-программные комплексы, призванные автоматизировать бизнес-процессы компаний. Практика показывает, что в большинстве успешно реализованных проектов автоматизации специалистами в явном или неявном виде применялся системный подход. Тем не менее, хочется отметить, что сам по себе подход не является «панацеей», результат его применения также во многом зависит от квалификации специалистов его использующего.  

     3.3 Применение системного подхода при принятии управленческих решений в компании САГА Телеком.

Основным назначением  раздела "системы радиосвязи" является представление подхода к построению эффективных решений, а также представление основного набора систем профессиональной мобильной радиосвязи (ПМР), на базе которых эти решения могут быть реализованы. Представленные решения не являются универсальными: каждое из них является лучшим в своем классе, а весь набор наиболее полно удовлетворяет все значимые потребности в области ПМР, но выбор конкретного технического решения требует правильного подхода к реализации проекта.

Суть системного подхода состоит в определении методологии, которая приводит к наиболее эффективному достижению поставленной цели. Общая идея представленного ниже подхода является универсальной для реализации любых сложных проектов, но в ней также учтена специфика реализации проектов в области ПМР на территории России, с учетом действующей нормативно-правовой базы как в области регулирования частотных вопросов, так и в области строительства объектов связи. Разделение проекта на этапы и определение условий перехода позволяют структурировать задачу и контролировать эффективность ее реализации. Реализация комплексного решения, а также приоритет потребностей заказчика над технологиями заложены в основу представленной методологии.

Рис.2 «Основные  этапы реализации проекта»

Этап 1. Постановка задачи.

Содержание:

  • оценка текущего состояния;
  • уточнение потребностей;
  • определение желаемого состояния (цели);
  • определение критериев достижения цели;
  • определение ограничений и условий.

Работа по данному  этапу входит в прединвестиционную фазу проекта. Привлечение квалифицированного внешнего подрядчика желательно, начиная  с самого первого этапа. Это позволит более эффективно провести работу по всей прединвестиционной фазе проекта, которая включает в себя как последующий этап проработки решений, так и практически обязательное проведение нескольких итераций, корректирующих исходную постановку задачи.

Основные требования к подрядчику:

  • обязательное изучение и понимание технологии работы заказчика, его целей, проблем, приоритетов;
  • систематизация в терминах, принятых у заказчика;
  • отсутствие жесткой привязки к технологиям;
  • понимание существующих нормативно-правовых ограничений;
  • успешный опыт проведения подобных работ.

Этап 2. Проработка вариантов  решения.

Содержание:

  • анализ, определение и обоснование области выбора решений;
  • проработка альтернатив;
  • оценка затрат в первом приближении;
  • анализ на соответствие критериям, ограничениям и условиям;
  • проработка нормативно-правовых вопросов, включая оценку возможностей получения частотных присвоений в том или ином объеме на необходимых территориях;
  • определение оптимального варианта;
  • требования к коррекции постановки задачи (в случае невозможности найти решение, соответствующее определенным выше ограничениям и условиям);
  • утверждение решения (концепция, системный проект, обоснование выбора решения - в зависимости от масштаба проекта);
  • ТЗ на проектирование.

Прединвестиционная  фаза проекта, включающая этапы постановки задачи и проработки вариантов решения, позволяет сделать несколько  итераций, уточняющих постановку задачи по итогам выявленных на этапе проработки ограничений и несоответствий. Именно на этой фазе производится экономическое обоснование проекта, оценка целесообразности, определение наиболее эффективного пути реализации. Форма реализации данной задачи может быть разной (концепция, системный проект, аналитическая записка) и зависит от масштаба проекта.

По итогам прединвестиционной фазы заказчиком определяются и утверждаются ключевые параметры реализации проекта: постановка задачи, стратегия реализации проекта (включая системное решение, порядок интеграции создаваемой  подсистемы в общую коммуникационную инфраструктуру, порядок преодоления существующих ограничений), бюджет и сроки проекта.

Разделение этапов проектирования на системное (концептуальное) и рабочее позволяет существенно  экономить ресурсы. Детализированная проработка решения на этапе рабочего проекта выносится уже в инвестиционную часть проекта, которая может быть реализована только после утверждения общего системного решения и принятия принципиального решения о реализации проекта в определенных временных и бюджетных параметрах. Именно это позволяет проходить множество итераций по уточнению постановки задачи и по проработке вариантов решения еще на прединвестиционной фазе.

Привлечение квалифицированного подрядчика обязательно при проведении работ по данному этапу.

Основные требования к подрядчику:

  • практическое знание современных технологий ПМР;
  • успешный опыт практической реализации проектов;
  • готовность разделить этапы системного и рабочего проектирования;
  • готовность осуществлять авторский надзор на последующих этапах и нести ответственность за конечный результат;
  • успешный опыт и наличие технологии проведения предпроектных обследований;
  • наличие лицензий на проведение проектных работ в соответствующей области.

Этап 3. Рабочее проектирование.

Содержание:

  • решение нормативно-правовых вопросов;
  • детальная проработка утвержденного решения;
  • разработка документации (в соответствии с действующими в РФ нормативами);
  • спецификация оборудования, перечень работ;
  • уточненная смета затрат.

Коррекция постановки задачи на этом этапе уже не предполагается. Степень детализации в проработке выбранного варианта решения такова на этом этапе, что на основе проектной документации любой профессиональный подрядчик должен иметь возможность осуществить строительство системы.

Привлечение квалифицированного подрядчика обязательно при проведении работ по данному этапу.

Основные требования к подрядчику:

  • хорошее знание конъюнктуры рынка и постоянное взаимодействие с ведущими производителями, необходимое для высокой точности проработки решения и, соответственно, высокой точности оценки затрат;
  • составление документации таким образом, чтобы на ее основе было возможно проведение выбора подрядчиков на этап строительно-монтажных работ (СМР);
  • готовность осуществлять авторский надзор и нести ответственность за конечный результат;
  • успешный опыт проведения подобных работ;
  • наличие лицензий на проведение проектных работ в соответствующей области.

Этап 4. Строительство.

Содержание:

  • решение нормативно-правовых вопросов;
  • закупка и поставка оборудования;
  • подготовка сопутствующей инфраструктуры;
  • обучение персонала;
  • монтаж и пусконаладка;
  • опытная эксплуатация.

Привлечение квалифицированного подрядчика оправдано при проведении практически всех работ по данному  этапу. Возможно распределение работ с учетом квалификации и возможностей заказчика по таким работам, как подготовка сопутствующей инфраструктуры (мест для монтажа оборудования).

Основные требования к подрядчику:

  • успешный опыт практической реализации подобных видов работ;
  • готовность выступить как в роли ген. подрядчика, так и подрядчиком по конкретному перечню работ;
  • наличие подтвержденного официального статуса от производителя, чье оборудование предполагается к поставке (как в части поставки оборудования, так и в части его последующего обслуживания);
  • способность решить весь комплекс нормативно-правовых вопросов, связанных с поставкой и вводом в эксплуатацию радиопередающего оборудования;
  • наличие соответствующих лицензий на проведение строительно-монтажных работ в соответствующей области;
  • готовность осуществлять авторский надзор и нести ответственность за конечный результат.

Этап 5. Эксплуатация, сопровождение  и развитие.

Содержание:

Информация о работе Применение системного подхода в менеджменте организаций