Применение японского менеджмента в России на примере фирмы «Panasonic»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 23:00, курсовая работа

Описание

Цель данного курсового исследования – оценка возможностей достижения японского менеджмента в России.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1) рассмотреть общие понятия современного японского менеджмента;
2) изучить методы современной японской управленческой практики;
3) рассмотреть применение японской модели управления в России.

Содержание

Введение 5

1 Теоретические основы японской системы менеджмента 8
1.1 Формирование японской модели менеджмента 8
1.2 Сущность и цели японского менеджмента 10
1.3 Функции менеджмента 14

2 Методология японской системы управления 16
2.1 Традиционно-культурные корни японской модели управления 16
2.2 Основные черты современной японской системы управления 18
2.3 Принципы японского управления 23

3 Применение японского менеджмента в России на примере фирмы «Panasonic» 27
3.1 История Фирмы «Panasonic» 27
3.2 «Panasonic» в России 36

Заключение 38

Список используемых источников

Работа состоит из  1 файл

японский менеджмент.doc

— 432.00 Кб (Скачать документ)


37

 

Содержание

 

 

Введение                                                                                                                 5

                                                                                                                

1 Теоретические основы японской системы менеджмента                                     8

1.1 Формирование японской модели менеджмента                                  8

1.2 Сущность и цели японского менеджмента                                         10

1.3 Функции менеджмента                                                                        14

 

2  Методология японской системы управления                                                    16                                            

2.1 Традиционно-культурные корни японской модели управления      16

2.2 Основные черты современной японской системы управления          18

2.3 Принципы японского управления                                                      23

 

3 Применение японского менеджмента в России на примере фирмы «Panasonic»                   27

3.1 История Фирмы  «Panasonic»                                                                 27

3.2 «Panasonic» в России                                                                              36

 

Заключение                                                                                                             38             

 

Список используемых источников                                                                      40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

        В условиях современного сложного производства роль человека возрастает, и к его способностям, уровню знаний и квалификации предъявляются все более высокие требования. Научно-технический прогресс приводит к глубоким изменениям методов труда, что, в свою очередь, требует новых форм организации и управления персоналом, направления на повышение эффективности использования людских ресурсов.

         Поиски соответствующих мотиваторов, которые бы стимулировали целенаправленное поведение индивидов, необходимые для успешного функционирования организации, превращаются в задачу первостепенной важности.

       В разных странах эта задача решается, исходя из особенностей исторического, социально-политического, научно-технического развития этих стран, а также психологических, морально-этических норм и стилей поведения людей, а также их воспитания, традиций и устоев.

         В последние десятилетия в развитых капиталистических странах, а в последние годы и в России, интерес к социально-психологическим аспектам, «человеческому» фактору управления резко возрос.

           Практическое использование новейших научно-технических достижений как в области технических средств, так и в области методологии показало, что главная роль в процессах управления принадлежит не техническим средствам, а людским ресурсам. Это наглядно демонстрирует, например, опыт использования в управлении вычислительной техники. После появления таковой активно выдвигались заявления о том, что в скором времени управляющие функции в полном объеме перейдут от человека к ЭВМ. Представляется очевидным, что этим надеждам вряд ли суждено сбыться в обозримом будущем.

      Практика подтверждает, что существует широкий круг проблем управления, которые на современном уровне развития науки в принципе не поддаются формализации, тех проблем, при разрешении которых необходим нестандартный творческий подход.

            Анализ японского управления персоналом представляет особый интерес по следующим причинам. Во-первых, это та область менеджмента, где наиболее разительно проявляются отличия японского стиля от достаточно хорошо изученного и широко распространенного в развитых капиталистических странах западного (американского) стиля. Исходные предпосылки кадровой политики, как и конкретные методы ее проведения на японских предприятиях, значительно отличаются от американских.

         Во-вторых, результаты, полученные на японских предприятиях (например, темпы роста производительности труда), свидетельствуют о том, что используемые там методы управления персоналом достаточно эффективны. Именно эффективность привлекает все большее внимание зарубежных исследователей, которые, изучая японские методы управления персоналом, рассматривают возможность их использования в своих странах.

В современный период развития международного сотрудничества происходит интернационализация культуры менеджмента, что в свою очередь даёт возможность для изучения и применения управленческого опыта лидеров мировой экономики. Понимание японского менеджмента наверняка поможет российским бизнесменам и экономистам глубже разобраться в проблемах экономики своей страны, даст возможность внедрения некоторых принципов японской модели управления на российских предприятиях, что в свою очередь сделает возможным совершенствование производства.[6]

       Цель данного курсового исследования – оценка возможностей достижения японского менеджмента в России.

       Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

1)     рассмотреть общие понятия современного японского менеджмента;

2)     изучить методы современной японской управленческой практики;

3)     рассмотреть применение японской модели управления в России.

В данной работе мы использовали такие методы исследования как анализ и синтез, основанный на использовании различных способов расчленения изучаемого объекта на элементы, и соединения в единое целое отдельных его элементов.

Актуальность темы представляется бесспорной – особенно, если учесть текущие тенденции, как в России, так и в мире.

       Источниками информации для написания работы по теме "Особенности и перспективы японского менеджмента" послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, справочная литература, прочие актуальные источники информации, такие как: Оучи У. Методы организации производства: японский и американский подходы. М.: Наука, 1995, Сутягина М.В. Эти невероятные японцы. // За рубежом. 1996, Пантелеева Е. С. Современный японский менеджмент. // Управление персоналом.- 2009.

      Структура работы: работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и списка использованных источников .

      Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены цель и соответствующие ей задачи, показаны научная и практическая значимость, а также указаны источники информации.

      Глава первая раскрывает общую характеристику японской модели менеджмента. Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов "Особенности и перспективы японского менеджмента".

       В главе второй подробно рассмотрены методологические основы японского менеджмента.

       В третьей главе рассмотрено применение японской модели управления в России.

       В заключении будет отражен результат проделанной работы.

Практическая значимость данной курсовой работы состоит в том, что результаты данного исследования, могут быть использованы в конкретной фирме для принятия управленческих решений и её дальнейшего успешного развития.

              Теоретическую основу исследования составили концепции, положения и выводы, изложенные в учебниках и  монографиях, указанных в списке источников. А так же широко использовались статьи из научных журналов "Управление персоналом", «Экономика и жизнь», «Российский внешнеэкономический вестник».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Теоретические основы японской системы менеджмента

 

 

 

     1.1 Формирование японской модели менеджмента

 

  Сложная экономическая ситуация сложившаяся в России к концу 90-х годов ХХ века, подталкивает к поиску новых путей решения этой проблемы. Переход России от командно-административной системы к рыночной экономике, поставил на повестку дня важный вопрос о выборе пути экономического развития. До недавнего времени Западная модель экономического роста была господствующей и приоритетной при выборе пути экономического развития. Перенесённая на российскую почву она не дала желаемых результатов. Более того, вызвала ряд негативных последствий  и кризисных явлений, таких как падение производительности и уровня жизни населения. Сложившаяся ситуация подтолкнула российских экономистов к поиску путей создания системы экономического развития, представляющую из себя синтез традиционных, национальных особенностей и зарубежного опыта развития экономики.

   В этой связи полезно обратиться к опыту стран стоящих на высшей ступени экономического развития. Одной из таких стран является Япония. Изучение опыта японской экономики, прошедшей путь от послевоенной разрухи к развитому капиталистическому обществу, представляет не только научный интерес, но и в определённой мере может помочь в поиске путей выхода из сложной ситуации сложившейся в экономике России.

   После Второй Мировой войны из которой Япония вышла в качестве проигравшей стороны, страна по уровню своего экономического развития уступала многим мировым державам (США, Англия, Франция…). В течение 20 послевоенных лет на мировом рынке господствовали Соединённые штаты Америки, где наблюдался стабильный рост производительности труда. Внезапно картина мировой экономики и лидерства в производительности труда изменилась. К концу 60-х началу 70-х годов Мировой рынок заполнили товары, произведённые в Японии, которые по большинству показателей были более качественными, и в тоже время  дешевле своих аналогов произведённых в других странах, в частности в США.

   На мировую арену стремительно поднялась новая высокоразвитая, в экономическом смысле, страна – Япония. Данное явление в исследовательской литературе принято называть «японское экономическое чудо». Действительно, столь стремительное развитие экономики в период с 1960-го по 1972 год, заслуживает названия «чудо». Успех японской экономики привлёк к себе внимание исследователей-экономистов всего мира, особый интерес представляли механизмы, с помощью которых Япония за достаточно короткий промежуток времени смогла превратиться в высокоразвитую индустриальную державу. Среди основных причин «японского экономического чуда» исследователи выделяют несколько. Во-первых, огромную роль сыграл внешний фактор, в послевоенный период Япония находилась под оккупационным режимом со стороны США, и испытывала сильное давление, как со стороны правительства США, так и со стороны американской промышленности; в период с конца 60-х по конец 70-х годов Япония получила от США огромные займы, таким образом, американское правительство старалось использовать Японию как важный стратегический и военно-сырьевой фактор в войне против Вьетнама. Во-вторых, – это человеческий фактор, Япония располагала большим количеством квалифицированной и дешёвой рабочей силой. В-третьих, высокая производительность труда, с 1970-1975 годы она возросла в 7,2 раза (в США только в 2 раза). В-четвёртых, огромную роль сыграло государственное регулирование и планирование экономики.

В-пятых, развитие научно технического потенциала и внедрение новых технологий в производство. Однако среди этих причин исследователи выделили ещё один фактор, сыгравший далеко не последнюю роль в развитии Японии – это японская система управления.

   Исследователи японской экономики, в том числе и один из известных за рубежом специалистов по японскому менеджменту Уильям Оучи, считают, что успехи японской экономики главным образом стали следствием оформления и функционирования специфической японской системы управления. При внимательном и тщательном изучении японского менеджмента оказалось, что японская система управления – это синтез традиционных, этнокультурных японских традиций и импортированных идей, а многие из рационализаторских японских методов управления представляют собой адаптированные к японской системе идеи из старых учебников по менеджменту. В связи с этим изучение японской модели управления, основных её принципов, её корней и истоков, представляет определённый интерес для исследования, и является актуальным с точки зрения попытки внедрения или адаптации некоторых основополагающих принципов японской системы, в управленческую систему российских предприятий.

   Общей теории менеджмента, пригодной для всех времен и народов, не существует — есть только общие принципы управления, которые порождают японскую, американскую, французскую или немецкую системы менеджмента со своими неповторимыми особенностями, поскольку учитывают определенные национальные ценности, особенности национальной психологии, менталитета и т.д. Японская система менеджмента признана наиболее эффективной во всем мире и главная причина ее успеха — умение работать с людьми.

  Японский менеджмент сравнительно недавно привлёк к себе внимание отечественных исследователей. Причина, возможно, заключается в том, что его эффективность, столь очевидная для японцев, отнюдь не сразу стала очевидной в других странах. Считалось, что система управления производством и персоналом господствующая в Японии, архаична. Зарубежные специалисты в области управления, занимавшиеся японским менеджментом до Второй Мировой войны, выражали уверенность в том, что по мере развития традиционные методы исчезнут, однако этого не произошло, и в периодической печати и монографиях 60-70-х годов стал появляться термин «нихотеки кэйэй» -  «управление по-японски» или «японский стиль управления».

В последние годы во всем мире возрастает интерес к японским формам и методам управления, так как быстрое успешное развитие экономики этой страны позволило ей занять лидирующее положение в мире. Япония является крупнейшим в мире производителем легковых автомобилей; доминирует в производстве почти всех категорий массовых полупроводниковых микросхем; признана самой конкурентоспособной страной в мире; занимает лидирующие позиции в обеспечении грамотности, социальной политики, качества жизни. Эти и другие успехи во многом обусловлены высоким уровнем менеджмента, основателями которого были Мацусита, Курата, Исизака, Хонда, Морита, Ибука и др.[1,c. 67-88]

Информация о работе Применение японского менеджмента в России на примере фирмы «Panasonic»