Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 23:00, курсовая работа
Цель данного курсового исследования – оценка возможностей достижения японского менеджмента в России.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1) рассмотреть общие понятия современного японского менеджмента;
2) изучить методы современной японской управленческой практики;
3) рассмотреть применение японской модели управления в России.
Введение 5
1 Теоретические основы японской системы менеджмента 8
1.1 Формирование японской модели менеджмента 8
1.2 Сущность и цели японского менеджмента 10
1.3 Функции менеджмента 14
2 Методология японской системы управления 16
2.1 Традиционно-культурные корни японской модели управления 16
2.2 Основные черты современной японской системы управления 18
2.3 Принципы японского управления 23
3 Применение японского менеджмента в России на примере фирмы «Panasonic» 27
3.1 История Фирмы «Panasonic» 27
3.2 «Panasonic» в России 36
Заключение 38
Список используемых источников
Руководители японских предприятий осуществляли свои задачи, сначала применяя традиционные методы управления к новым условиям, а затем с помощью усвоенных ими теории и методов американского управления. Они пытались не только творчески применить предвоенный опыт к новым условиям, но и извлечь полезные уроки, воспринять новые идеи и таким образом найти новый, японский путь развития.
В результате основные черты японской системы управления определяет ряд концепций, отсутствующих в американской модели. Важнейшими из них являются система пожизненного найма и процесс коллективного принятия решений.
Японское общество однородно и пронизано духом коллективизма. Японцы всегда мыслят от имени групп. Личность осознает себя, прежде всего как члена группы, а свою индивидуальность - как индивидуальность части целого. Руководящий принцип японского менеджмента находится в согласии с исследованиями японского экономиста Э. Майо, который показал, что работа есть групповая деятельность.[7]
Вопрос о том, какие черты человека окажутся достаточно прочными для того, чтобы на них можно было опереться в условиях быстрого изменения общественной психологии и этических ценностей, для Японии, как и для других стран, остается до сих пор открытым. Многие исследователи считают, что даже кажущиеся наиболее современными особенности мышления и чувствования личности и общественных групп являются порождением прошлых эпох и по ходу развития общества исчезнут. Изменение методов управления в Японии сегодня характеризуется возрастанием свободы выбора концепций для создания оптимальных систем, однако, при этом традиционные методы управления не забываются. Стремление к изменениям, основанное на уважении к национальным духовным ценностям, ярко продемонстрировано в следующем высказывании одного из виднейших предпринимателей Японии С. Хонды:
«Тот, кто является руководителем организации, должен, прежде всего, сделать свое управление всесторонне обоснованным. Это значит, что он должен прекрасно понимать цели деятельности своей организации, обосновывать ее политику и создавать планы по достижению поставленных задач таким образом, чтобы его подчиненные работали с сознанием собственного достоинства и получали от работы удовлетворение. Для того, чтобы выработать такой образ мышления, который бы подталкивал подчиненных к достижению поставленных целей в любых условиях, лидер должен обладать теоретически сильной и практически применимой концепцией».
Другой немаловажной особенностью японского менеджмента является концепция непрерывного обучения. Японцы уверены, что непрерывное обучение приводит к постоянному совершенствованию мастерства. Каждый человек путем непрерывного обучения может улучшить выполнение своей работы. Это приводит к саморазвитию, а достигнутые результаты приносят моральное удовлетворение. С другой стороны, целью обучения является подготовка к более ответственной работе и продвижения по службе. Но, в отличие от западного подхода к управлению, японцы придают особое значение долгу в совершенствовании мастерства без ожидания какой-либо материальной выгоды. Японцы убеждены, что улучшение мастерства само по себе может приносить человеку огромное удовлетворение.
Японцы восприимчивы к новым идеям. Они любят учиться на чужих ошибках и извлекать выгоду из чужого опыта. Они внимательно наблюдают за происходящим в мире и систематически пополняют информацию из-за рубежа. Они заимствуют и быстро усваивают новые технологические методы и процессы. Японские рабочие не оказывают сопротивления внедрению новинок технического прогресса. Инновация - основа экономического роста, и японцы ей искренне привержены.[4, c. 23-28]
В 1947 году предприниматель, один из основателей компании «Panasonic» И. Мацусита основывает творческую лабораторию «Дойкай» для исследования новых управленческих решений. В одним из первых трудов этой лаборатории господин Мацусита отмечает:
«Каждая компания, вне зависимости от ее размеров, должна иметь определенные цели, отличные от получения прибыли, цели, которые оправдывают ее существование. Она должна иметь свое собственное призвание в этом мире. Если руководитель обладает пониманием этой миссии, он обязан довести до сознания служащих, чего хочет достичь компания, указать ее идеалы. И если его подчиненные осознают, что работают не только за хлеб насущный, они получат стимул к более напряженной совместной работе во имя достижения общей цели». [8]
Эта же идея выражена в документе, опубликованном в 1956 году:
«Действия управляющего в современной корпорации выходят далеко за рамки извлечения прибыли. Как с нравственной, так и с практической точки зрения жизненно необходимо, чтобы управляющие стремились к производству продукции наивысшего качества при наименьших ценах посредством использования производственного потенциала в соответствии с общими интересами экономики и в целях повышения благосостояния всего общества. Несомненно, что ответственность управляющего перед обществом является важным рычагом, развивающим систему управления в направлении поставленных целей».
Таким образом, современное японское управление приобрело дух открытости, который позволил подчинить технологическое развитие решению выдвигаемых самой жизнью проблем.
Для того что бы более полно и ясно представлять, что же такое японский метод управления следует, хотя бы в общих чертах, ознакомиться со стратегией управления в японской фирме, в которой присутствуют все вышеперечисленные принципы управления.
Выводы, которые можно сделать, рассматривая японскую систему управления, таковы:
* люди получают удовлетворение от зависимости, определяемой тесной вертикальной связью в структуре коллектива, которая воспринимается как гарантия защищенности и безопасности;
* основной задачей менеджера является поддержка в коллективе духа корпоративности, объединении работников общими интересами и пониманием общих целей работы;
* когда создана обстановка, обеспечивающая групповое принятие решений, все члены коллектива могут вносить вклад в достижение цели в полную меру своих способностей.
3. Применение японского менеджмента в России на примере фирмы «Panasonic»
3.1 История Фирмы Panasonic.
В наши дни сложно найти человека, который бы не знал японский концерн Panasonic. В глазах многих потребителей, товары этой компании стали воплощением высокого качества, надежности и удобства в эксплуатации. Все началось в 1918 году, когда Коносукэ Мацусита создал фирму.
Коносукэ Мацусита родился в 1893 году в деревне. Семья Мацусита
считалась довольно зажиточной, пока азартный глава семейства не потерпел крупную неудачу на местной рисовой бирже. Коносукэ не было и 6 лет, когда все их имущество пошло с молотка. Его семья переехала в ближайший город, где отец открыл небольшую мастерскую по изготовлению деревянной японской обуви гэта. Несмотря на трудности, Коносукэ все-таки отдали в начальную школу, но доучиться в ней ему было не суждено. Когда он пошел в четвертый класс, отец нашел ему место ученика в мастерской в Осаке, изготовлявшей хибати - жаровни для обогревания домов. Так началась трудовая биография будущего основателя компании “Matsushita”.
После трех месяцев ученичества мастерская закрылась, и Коносукэ, по
рекомендации ее хозяина, попал в велосипедную лавку, где проработал
последующие шесть лет. Когда парню исполнилось семнадцать, он все чаще стал задумываться о своем будущем. Тем временем в Осаке начали прокладывать трамвайные пути. Коносукэ смекнул, что с пуском трамвая потребность в велосипедах сократится, и решил устроиться в электроосветительную компанию. Но сразу его туда не приняли, пришлось долго дожидаться вакансии. В этот период Коносукэ, с рождения имевший субтильное телосложение и не отличавшийся крепким здоровьем, зарабатывал на жизнь тем, что целыми днями бегал с тяжелой тачкой на цементном заводе через три месяца Мацусита получил уведомление, что его берут на работу в качестве, "помощника электрика по внутренней проводке". А еще через три месяца его перевели на должность электрика. Хотя электроосветительная компания расширялась, столь быстрое продвижение по службе было редким исключением. Мацусита попутно расширял свои познания в области науки об электричестве. В электроосветительной компании Коносукэ довольно быстро продвигался по служебной лестнице. В 24 года он получил должность контролера и теперь уже проверял работу других электриков. Работа была легкой, но Мацусите она не давала удовлетворения. "У меня возникло ощущение, - вспоминал он впоследствии, - словно все время чего-то не хватает." В свободное от исполнения контролерских обязанностей время Мацусита придумал новый патрон для электроламп. Однако руководство прохладно отнеслось к его "рацпредложению". И тогда Мацусита, упорства которому было не занимать, подал прошение об отставке, дабы самостоятельно освоить выпуск электропатрона собственной конструкции.
В 1918 году Мацусита создал фирму, назвав ее своим именем - "Мацусита дэнки". К работе он привлек своего бывшего сослуживца и брата жены (впоследствии он стал президентом компании Sanyo), а начальный капитал составил 200 иен. Под мастерскую Коносукэ приспособил свой и без того крохотный домик. Первая партия патронов была сделана довольно быстро, но встал вопрос - как ее продать? В магазинах патроны брать отказывались из опасения, что новая продукция не найдет сбыта. После долгих хождений удалось продать всего сотню патронов, выручив за них 10 иен, - торговцам они показались крайне неудобными в пользовании. Так первое начинание Мацуситы оказалось на грани краха: из дела вышел сослуживец, а Коносукэ с женой пришлось даже заложить в ломбарде всю одежду.
Но неожиданно пришло спасение: от одной торговой фирмы поступил заказ на изготовление тысячи подставок для вентиляторов. Пробные подставки заказчику понравились, и Мацусита получил новые заказы. Дела явно пошли в гору, и через несколько месяцев он уже смог снять в аренду под производство электротоваров целый дом.
Мацусита выпускал штепсельные вилки, переделанные из цоколей старых электроламп, которые продавал на 30% дешевле рыночной цены. Затем придумал двухвилочную розетку и получил предложение от одного оптовика предоставить ему монопольное право на торговлю ими. Предприятие расширялось, и в 1922 году Мацусита приступил к изготовлению лампочек для велосипедных фонарей. В то время в фонарях использовались дорогие и неудобные в обращении свечевые и ацетиленовые газовые лампы. Полгода Мацусита потратил на то, чтобы создать лампочки удобной конструкции (им была придана форма снаряда) с батарейками, которые бы сохраняли заряд больше десяти часов. Батарейки пришлось переделывать из тех, что имелись на рынке. Нелегко, оказалось, найти субподрядчика на изготовление деревянных футляров - все требовали долговременного заказа. Нужно было рисковать.
Однако вопреки радужным ожиданиям Мацусита и его партнеров оптовики и владельцы велосипедных лавок отказывались брать лампочки. И тогда Коносукэ принял непростое решение: "Надо отрезать путь к отступлению. Чтобы узнать истинную цену нашим лампочкам, раздадим их сначала торговцам бесплатно". Судьба фирмы вновь была поставлена на карту. Но Мацусита выиграл – на лампочки появился спрос, и торговцы стали делать все новые и новые заказы.
В 1927 году на предприятии открылся цех по выпуску электроприборов. К велосипедным фонарям (уже квадратной формы), которые продавались под маркой National, добавились электроутюги “Super”. Разразившийся экономический кризис фирме удалось пережить довольно спокойно. В эти трудные времена Мацусита заручился поддержкой банка "Сумитомо", который не отказал ему в кредитах даже в условиях финансовой паники [9].
Трудности все же обошли фирму стороной. В 1929 году японское правительство установило режим строжайшей экономии, что привело к глубокому спаду в промышленности. Продажи продукции "Мацусита дэнки" сократилось наполовину, а склады ломились от непроданных товаров. Знакомые говорили Мацусите: "Коносукэ, у тебя нет иного выхода, кроме как уволить половину рабочих". Мацусите очень не хотелось этого делать, и в результате мучительных раздумий у него родилась весьма необычная идея - никого не увольнять, ввести на заводе половинный рабочий день, но зарплату платить как за полный. Рабочие же, со своей стороны, вторую половину дня и воскресенье должны посвятить продаже скопившейся на складе продукции. Рабочие поддержали своего шефа, и в течение двух месяцев все, что имелось на складах, было распродано. Мобилизация всех сил на сбыте дала потрясающие результаты - предприятие вскоре вернулось к нормальному режиму работы.
В сентябре 1931 года общее число заводов фирмы Matsushita достигло восьми. Дела шли неплохо, но Мацусита чувствовал некоторое неудовлетворение. Он стал задумываться о предназначении производителя. И пришел к идеям социалистического толка: роль производителя, решил Мацусита, в том, чтобы преодолеть бедность, обеспечив людей достаточным количеством товаров. Придя к такому выводу, Коносукэ Мацусита решил считать 5 мая 1932 года (спустя 14 лет после действительного создания "Мацусита дэнки") днем основания компании. Он определил и срок выполнения поставленной задачи - достижения всеобщего изобилия - в 250 лет, разделив его на 25-летние периоды. Тогда же оформилась философская концепция Мацуситы по вопросам коммерции: "Некоторые считают, будто коммерческий успех достигается через убытки и прибыль. Мол, то несешь убытки, то получаешь прибыль и тем самым, в конечном счете, добиваешься успеха. На мой взгляд, такая точка зрения ошибочна. Коммерция - это все равно, что фехтование на мечах: ты не можешь победить, если тебя закололи. Успех достигается упорной работой. А если что- то не ладится, то судьба в этом не виновата, и это не означает, что тебе не повезло. Истинная причина - изъяны в методах управления, в организации дела".
Вот пример того, как философия Мацуситы реализовывалась на практике. В 1934 году он занялся изготовлением электромоторов. Скептики говорили: "Даже Мацусите это не под силу". Но Коносукэ решил выпускать малогабаритные моторы, справедливо рассудив: раз в японских семьях их пока не используют, значит открывается безграничный рынок. И после войны, когда начался бум в области электрификации домашнего хозяйства, Мацусита смог сразу же приступить к выпуску 50 тыс. электромоторов в месяц. Ведь основа их массового производства была заложена еще во времена, когда в успех мало кто верил.[1, c.67-88]
Информация о работе Применение японского менеджмента в России на примере фирмы «Panasonic»