Применение японского менеджмента в России на примере фирмы «Panasonic»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 23:00, курсовая работа

Описание

Цель данного курсового исследования – оценка возможностей достижения японского менеджмента в России.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1) рассмотреть общие понятия современного японского менеджмента;
2) изучить методы современной японской управленческой практики;
3) рассмотреть применение японской модели управления в России.

Содержание

Введение 5

1 Теоретические основы японской системы менеджмента 8
1.1 Формирование японской модели менеджмента 8
1.2 Сущность и цели японского менеджмента 10
1.3 Функции менеджмента 14

2 Методология японской системы управления 16
2.1 Традиционно-культурные корни японской модели управления 16
2.2 Основные черты современной японской системы управления 18
2.3 Принципы японского управления 23

3 Применение японского менеджмента в России на примере фирмы «Panasonic» 27
3.1 История Фирмы «Panasonic» 27
3.2 «Panasonic» в России 36

Заключение 38

Список используемых источников

Работа состоит из  1 файл

японский менеджмент.doc

— 432.00 Кб (Скачать документ)

           На процесс формирования японского менеджмента оказали влияние американские идеи управления. Так, важнейшая идея японского менеджмента о том, что работающий по найму должен всю жизнь трудиться в одной фирме, имеет американское происхождение, но в Японии эта идея дает огромный эффект.

           Японский менеджмент постоянно использует наиболее полезные концепции управления западных стран, их методы и технику, приспосабливая их к своим национальным особенностям, сохраняя и усиливая тем самым свои ценности и способствуя установлению особого стиля мышления и методов, присущих только японским менеджерам.

          Японская модель менеджмента основывается на философии «Мы все одна семья», поэтому самая важная задача японских менеджеров — установить нормальные отношения с работниками, сформировать понимание того, что рабочие и менеджеры — одна семья. Компании, которым удалось это сделать, достигли наибольшего успеха.

 

1.2  Сущность и цели японского менеджмента.

 

В фундаментальном смысле «менеджмент» - это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента (Риc.1).

 

 

Рисунок 1 - Кольцо управления.

 

       Менеджмент осуществляется в потоке исторических событий, что предполагает признание равного воздействия на него прошлого, настоящего и будущего. Прошлое оказывает влияние на все специальные функции управления. На повседневном уровне менеджмент имеет дело с настоящим, с необходимостью интеграции ресурсов, с координацией различных видов деятельности, с мониторингом текущей ситуации, с выявлением проблем, с производством. Решение оперативных вопросов может включать в себя проверку поставок, техническую деятельность с ресурсами или работу с требованиями потребителей.

       Менеджмент предполагает прогнозирование. Насколько бы ни была благоприятна ситуация в настоящем, насколько эффективно ни было бы текущее производство, менеджеры должны внимательно следить за событиями во внешнем мире и пытаться заглянуть в будущее. Это предполагает проверку существующих систем и их постоянное совершенствование, анализ изменений внешней среды и их воздействия на текущую деятельность.

           За последние десятилетия Япония заняла лидирующее положение на мировом рынке. И одной из главных  причин  столь  стремительного  успеха  Японии  на международном  поприще   является   применяемая   ею   модель   менеджмента, ориентированная на человеческий фактор. За весь период развития  Японии  как сверхдержавы, а также за период всего ее исторического  развития  сложились определенные принципы и методы труда, соответствующие  специфическим  чертам национального характера. Японцы уверены, что основное  богатство  их  страны оставляют человеческие ресурсы.  Их  система  хозяйствования  опирается  на древние  традиции  групповой  сплоченности  и  прирожденное   стремление   к созданию продукции наивысшего качества.[10.c.206-209]

           Среди отличительных черт японского характера психологи выделяют, прежде всего, прирожденную экономию и бережливость, что находит прямое  отражение  в экономической  политике  страны.  Лозунги   об   экономии   и   бережливости встречаются в Японии на каждом шагу,  так  как  в  сознании  японцев  выпуск высококачественной  продукции   непосредственно   связан   с   экономией   и бережливостью.

             Сущность японского менеджмента составляет  управление  людьми,  причем японцы никогда не рассматривают одного человека  (личность),  в  отличие  от американцев,  а  ориентируются  на  группу  людей.  Кроме  того,  в   Японии существует  традиция  беспрекословного  подчинения  старшему  по   возрасту, которая находит свое широкое применение не только в рамках  семей,  но  и  в производственных группах.

            Известно,  что   поведение   человека   неразрывно   связано   с   его

потребностями. Для японцев характерной чертой является приоритет  социальных потребностей  (принадлежность  к  социальной  группе,  место   работника   в группе, внимание и уважение окружающих). Поэтому и  вознаграждение  за  труд (стимулы)  они  воспринимают  через  призму  социальных  отношений,  хотя  в последние время  на  японский  метод  оказывает  сильное  влияние  отдельные мотивационные  концепции  американского  менеджмента,  ориентированного   на психологию индивида. Свое выражение  это  получило  в  большем  приобретении японцами товаров личного потребления.

            Японцы преклоняются  перед  трудом.  В  иерархии  ценностей  японского народа  труд  стоит   на   первом   месте.   Японцы   испытывают   искреннее удовлетворение от хорошо выполненной  работы.  Поэтому  жесткая  дисциплина, высокий ритм работы  и  напряженность  труда  не  оказывает  на  них  такого разрушающего воздействия как на американцев  или  европейцев.  Для  них  это одна  из  традиций,  которой  они  должны  неукоснительно   следовать.   Все работники трудятся группами и поддерживают друг друга в работе.

           Японская модель менеджмента ориентирована на «социального  человека», концепция которого была  выдвинута  возникшей  в  США  «школой  человеческих отношений», пришедшей на смену тейлоризму,  который  во  главу  угла  ставил запросы.

           «Социальный человек» имеет специфическую систему стимулов и мотивов. К стимулам можно  отнести  заработную  плату,  уровень  условий  труда,  стиль руководства, межличностные отношения сотрудников. Мотивами к труду  являются трудовые успехи работника, признание его заслуг,  продвижение  по  служебной лестнице, творческий подход к  работе.  Однако  отношение  японцев  к  этому понятию более гибкое, чем у тех же американцев.

            Японцы учитывают сложившуюся ситуацию и пытаются приспособиться к ней. Для  них  в  управленческом  процессе  главным  является  изучение   нюансов обстановки,  которые  позволяют  управляющему   звену   принять правильное решение. Отношения с партнерами японцы строят на основе доверия.

         Каждый работник сливается с фирмой и ощущает себя ее частью. В  основе всего  «корпоративного  духа»  фирмы  лежит  психология   группы,   ставящей интересы группы выше личностных интересов отдельных работников.  Работая  на цели фирмы, каждый японец понимает, что он работает на  группу  и  на  себя. Для японцев характерно тщательное отслеживание своего  положения  в  группе. Они  чутко  реагируют  на  изменение  места  каждого  человека  в  группе  и стараются не переступать очерченные для каждого  из  них  границы.  Поэтому, говоря о специфике японской модели менеджмента необходимо еще  раз  отметить главное - это  модель,  ориентированная  на  человека,  живущего  интересами общества.

            Но, как и в любой системе управления, в японском менеджменте есть свои недостатки. Пожалуй, наиболее видимым недостатком является то, что квалифицированные кадры менее усердно и лояльно относятся к практике перераспределения кадров. И если молодой сотрудник без возражений будет выполнять и функции сборщика, и уборщика помещений, то старший сотрудник подобного рода изменения работы воспримет без энтузиазма. Что, в принципе, свойственно и для работников западных компаний.

           Тем не менее японские управляющие стремятся построить рабочий процесс так, чтобы он приносил удовольствие персоналу. В связи с этим происходят сокращения часов работы в день, однако это отражается на длительности отпуска, который длится на 7 - 9 дней меньше, чем, например, в России. Введение гибкого графика, аналогично многим европейским компаниям, позволяет японцам увеличить производительность.

            Современный менеджмент в Японии отличается от той системы управления, которая была принята на протяжении XX в. И в первую очередь это связано с влиянием западной модели управления.[12]

            Японские менеджеры осознали, что без изменений невозможно добиться прогресса в развитии. В связи с этим меняется система управления компаниями. Так, разрабатывая цель компании, менеджеры отдают предпочтение формулированию основной задачи, для чего специально отбираются определенные сферы действия. Выбрав сферу, компания обращает все свои ресурсы на данное направление. Изменяется и отношение к потребителю. Все большую ценность приобретает информация, касающаяся потребительских предпочтений, на основе чего компания сужает свой целевой рынок.(рис.2)

 

Рисунок 2 – схема управления менеджментом

 

1.3  Функции менеджмента

 

  Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект.

  Менеджмент имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль: (рис.3)

 

Рисунок 3 – Функции менеджмента

 

  Планирование – основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих достижение поставленных целей. Планирование применяется к важным решениям, определяющим дальнейшее развитие фирмы. Согласно концепции немецкого профессора Д.Хана: планирование - это ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период: определение хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявление материальных трудовых и финансовых ресурсов для решения поставленных задач. Планирование дает возможность заблаговременно учесть внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития фирмы, предприятия или др. структурного подразделения.

   Важной функцией менеджмента является функция организации, которая заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий функционирования фирм. Организация как процесс представляет собой функцию по координации многих задач.

  При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.

   Мотивация как основная функция менеджмента связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей организации. Исследование поведения человека в труде дает некоторые общие объяснения мотивации и позволяет создать прагматические модели мотивации сотрудника на рабочем месте.

  Мотив – это побудительная причина, повод к деятельности. Побудить к деятельности можно обогатив идеями, волю, знания, определив величину вознаграждения, связав его с результатом деятельности, а также выявив систему ценностей человека, удовлетворяя потребность власти в зависимости от способности человека влиять на других людей.

   Контроль-это системное наблюдение за выполнением планов, заданий и результатами хозяйственной деятельности, обеспечение с помощью информации обратной связи с управляемым объектом. Учет и контроль необходимы для управления плановой, финансовой, производственной и трудовой дисциплины на предприятии. Контроль как основная функция менеджмента объединяет все виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления (учет), изучения информации о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения поставленных целей. Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов. С помощью контроля менеджер выявляет проблемы, причины их возникновения и принимает активные меры по корректировке отклонений от цели и плана деятельности.[8]

             

 

 

 

 

 

 

 

2 .  Методология японской системы управления.

 

 

 

2.1 Традиционно-культурные корни японской модели управления.

 

 

    Японскую систему управления можно рассматривать как синтез импортированных идей и культурных традиций. Поэтому, чтобы понять природу современной управленческой мысли Японии, необходимо коснуться некоторых черт  традиционной культуры этой страны.

    В используемых в Японии методах организации управленческой деятельности в условиях научно технического прогресса, тесно переплетаются традиционные, национальные и современные формы организации труда. Чтобы понять особенности утвердившихся здесь форм совместной деятельности необходимо обратиться не только к общим принципам управления, к закономерностям развития крупного общественного производства и научно технического прогресса, но и к историко-культурным и этническим истокам, наложившим существенный отпечаток на характер и формы организационной управленческой деятельности.

    В этой связи, многие авторы, в том числе один из крупнейших исследователей в области японского менеджмента У. Оучи, обращают внимание на то, что японцы представляют собой крупную этническую однородность, выражающуюся в общности языка, литературы, истории, традиций, системы целостных ориентаций, верований. Применительно к различным видам деятельности, в самой среде работающих здесь людей сложилось предпочтение групповых ценностей перед индивидуальными, отождествление интересов индивидуума с интересами группы; предпочтение гармонии и компромисса перед разрешением противоречий через конфликт; принцип самосовершенствования и долга, почтение к старшим, необходимость трудиться с полной отдачей сил и способностей. Именно эти черты как утверждается, стали истоками таких важнейших элементов управления как, система японского патернализма, системы пожизненного найма, системы коллективного принятия решений.[1,c. 67-88]

Информация о работе Применение японского менеджмента в России на примере фирмы «Panasonic»