Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 23:00, курсовая работа
Цель данного курсового исследования – оценка возможностей достижения японского менеджмента в России.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
1) рассмотреть общие понятия современного японского менеджмента;
2) изучить методы современной японской управленческой практики;
3) рассмотреть применение японской модели управления в России.
Введение 5
1 Теоретические основы японской системы менеджмента 8
1.1 Формирование японской модели менеджмента 8
1.2 Сущность и цели японского менеджмента 10
1.3 Функции менеджмента 14
2 Методология японской системы управления 16
2.1 Традиционно-культурные корни японской модели управления 16
2.2 Основные черты современной японской системы управления 18
2.3 Принципы японского управления 23
3 Применение японского менеджмента в России на примере фирмы «Panasonic» 27
3.1 История Фирмы «Panasonic» 27
3.2 «Panasonic» в России 36
Заключение 38
Список используемых источников
В середине 1980-х гг. Тании, новый президент компании, пришел к выводу о насыщении традиционных рынков бытовой электроники. Он выступал за освоение новых рынков, но при этом высказывал опасения по поводу трудностей привлечения наиболее способных инженеров для активизации научно-технических работ компании и жаловался на то, что возможности 600 дочерних фирм и компаний группы Matsushita для продвижения в новых направлениях используются далеко не в полной мере.
Одна из мер по пересмотру прежней политики была направлена на достижение новых взаимоотношений с сетью из более чем 25 тыс. находившихся по соседству с жилыми районами магазинов, с которыми Matsushita успешно сотрудничала в прошлом, но которые испытывали острую конкуренцию со стороны магазинов, продающих товары со скидками. Но в 1993 г. Тании ушел в отставку, взяв на себя ответственность за возросшие трудности, связанные, в частности, с широко известными неудачами выпуска новых холодильников, с финансовыми скандалами и малоэффективной работой компании. Суть проблем определялась неоднозначным отношением семьи Мацусита к попыткам Тании обновить структуру компании и стиль управления ею. Председатель совета директоров Масару Мацусита, зять основателя компании, резко критиковал предложенную схему преобразований. Новый президент, Моцусита, отказался от планов Тании и выдвинул новые предложения по обновлению компании, стремясь подчеркнуть в них неразрывную связь с деятельностью Коносуке Мацуситы: «Наша унаследованная от основателя компании основополагающая философия не изменилась. Мы должны вносить вклад в развитие общества и в повышение благосостояния людей, и к этим неизменным целям мы будем стремиться всегда. Однако основатель нашей компании был очень гибким человеком, чутко реагирующим на все новое. Я должен быть таким же новатором, каким был он. Времена меняются, и общество и экономика быстро приобретают новые черты, поэтому мы также должны изменяться, чтобы всегда соответствовать уровню новых задач».[6]
3.2 Panasonic в России
В условиях конкуренции, непрерывного развития рынка электронного оборудования и стремительного технологического прогресса название торговой марки Panasonic стало синонимом инноваций, высокого качества продукции и в то же время простоты и удобства в обращении. Шагая в ногу со временем, Panasonic на основе передовых технологий создает продукцию для широкого круга потребителей, а также медицины, бизнеса и промышленности.
Как одна из ведущих мировых компаний в своей области, Panasonic проводит масштабную работу в научно-исследовательских лабораториях и производственных подразделениях, чтобы воплотить в реальность самые смелые мечты и позволить своим потребителям наслаждаться всеми возможностями техники, которые предлагает нам современная жизнь.
Наступивший 21-й век требует от нас новых технологий и новых перспектив развития. Компания Panasonic является новатором в своей области, и именно она первой создала многие изделия, ставшие в свое время настоящей революцией в области бытовой электроники, а сейчас использующиеся потребителями по всему миру. В качестве примеров можно привести:
- SD-карту памяти, которая теперь повсеместно используется в качестве удобного носителя информации (большой объем памяти при размере с почтовую марку);
- формат DVD, совершенно изменивший возможности домашнего просмотра фильмов (за достижения в разработке этого формата компания была удостоена престижной премии «Эмми»).
Электротехническая фирма “Мацусита дэнки” входит в число 50 крупнейших промышленных компаний капиталистического мира. Ее продукция реализуется сегодня практически во всех уголках земного шара. Даже простое упоминание о “Мацусита дэнки” будит в японских бизнесменах чувство благоговейной завести, неудержимую тягу ко всему тому, что обычно называют “методами управления Мацусита”.
Основа успеха Panasonic – огромный производственный опыт, творческий потенциал и преданность общему делу сотрудников компании в России и по всему миру. Являясь ведущим производителем электроники в мире, компания специализируется не только на бытовом оборудовании, но также производит компоненты электронных устройств, персональные компьютеры, плоские плазменные экраны, системы безопасности, сложное медицинское и промышленное оборудование – и все это с использованием самых передовых технологий.
Вся продукция Panasonic обеспечена послепродажным сервисным обслуживанием самого высокого класса, и компания по праву гордится качеством и уровнем обслуживания клиентов. Ведь главным принципом работы компании был и остается с самого начала утвержденный ее основателем лозунг – “Клиент всегда на первом месте”. [13]
Заключение.
Японская система управления является одной из причин, которые сделали возможным бурное развитие японской экономики во второй половине 20 века. Окончательное своё оформление эта система получила в период с 40-х по 60-е года ХХ века, период, когда японская экономика находилась в поиске путей для своего развития.
Японцы работают группой более эффективно, чем европейцы, особенно когда перед ними поставлена сложная задача. Даже принятие решений осуществляется в Японии путем группового консенсуса.
Можно сказать, что Япония - страна парадоксов. Здесь отвергают личность как отдельного индивидуума, но проявляют уважение к мнению каждого.
В своей книге «Искусство японского управления» А. Атос и Р. Паскаль отмечают: «Японцы рассматривают каждого человека как имеющего экономические, социальные, психологические и духовные потребности, так же, как это делают и американские руководители, когда специально задумываются над этим. Но японские руководители полагают, что их задачей является уделять как можно больше внимания именно человеческой личности, не столь сосредотачиваясь на других институтах (таких, как правительство, семья или религия)». При этом семья для японцев - форма существования. При достаточно жесткой вертикальной иерархии, нет «обожествления» руководителя – он.
«Управление по-японски» или «японская модель управления» может быть охарактеризована как синтез традиционных японских этнокультурных черт и импортированных методов управления.
Следует отметить, что с середины 70-х годов ХХ века появляются новые черты портрета высшего управляющего. Их возникновение связано в основном с изменением критериев подбора кандидатов на высшие управленческие посты, с осуществлением попыток ввести систему продвижения в связи с индивидуальными способностями – так называемая система «быстрого пути», расширением деятельности по переподготовке и повышению квалификации, увеличением приёма в управленческое звено корпораций бывших государственных служащих и представителей профсоюза компании. Кроме того, появление новых черт социального портрета высших управляющих связано с ростом доходов высшего управленческого звена и изменением структуры этих доходов, а также с появлением женщин в структуре высшего управления и т.д. По мнению исследователей, эти тенденции будут сохраняться в ближайшем будущем, а их влияние на высшее звено японского управления будет увеличиваться.
В работе был проведен анализ японской системы управления. Изучение передового опыта является очень существенной и актуальной задачей. Эффективность производственной организации обусловлена не столько использованием той или иной системы управления, сколько тем, как приспособлены ее элементы к производственно-рыночным условиям, в которых функционирует организация. Такой подход предполагает необходимость анализа любой системы или стиля управления в тесной привязке к конкретным внутри- и внешнеэкономическим условиям, в которых действует данная производственная организация.
Изучение эффективных приемов в управлении персоналом дает нам широкую возможность их применения, при условии их адаптации к специфическим условиям работы организации, способствуя тем самым наиболее передовому и эффективному развитию системы менеджмента.
В заключении, хотелось бы отметить, что в современный период развития международного сотрудничества происходит интернационализация культуры менеджмента, что в свою очередь даёт возможность для изучения и применения управленческого опыта лидеров мировой экономики. Понимание японского менеджмента поможет российским бизнесменам и экономистам глубже разобраться в проблемах экономики своей страны, даст возможность внедрения некоторых принципов японской модели управления на российских предприятиях, что в свою очередь сделает возможным совершенствование производства. Тем более что предприятия работающие «по-японски» уже созданы в США, Великобритании, России, Таиланде и многих других странах.
Список использованных источников
1) Оучи У. Методы организации производства: японский и американский подходы. М.: Наука, 1995. 230с.
2) Сутягина М.В. Эти невероятные японцы. // За рубежом. 1996. №21. С. 55.
3) Пантелеева Е. С. Современный японский менеджмент. // Управление персоналом.- 2009.- № 14. – с. 69-74
4) Пронников, Ладанов Управление персоналом в Японии. М.: Наука, 2002. 207с.
5) Шонберг Р. Японские методы управления производством: Девять простых уроков. Сокр.пер.с англ. - М.: Экономика, 1999. 241с.
6) Ноздрев С. В. Основные тенденции развития системы управления в Японии.// Российский внешнеэкономический вестник.- 2008. -№ 4 . –с.34-44
7) Симхович В.Н. Управление людьми. // Теория и практика управления.- 2003. - № 8. – с. 75-77
8) Пшенников В.В. Японский менеджмент. 27 уроков для нас. // Япония сегодня. - 2005. - № 6. - c. 137.
9) Храменков В. - МЕНЕДЖМЕНТ ПО-ЯПОНСКИ. Как это делают в "Мацусита дэнки". – 1995. - [электронный ресурс]. – [режим доступа]. - http://www.old.insiders.ru/?q=
10) Мескон М.Х. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов / М.Х. Мескон., М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Дело, 2000. – 704 с.
11) Свергун О.А HR-практика. Управление персоналом: как это есть на самом деле / Свергун О., Пасс Ю., Дьякова Д., Новикова А. – СПб. : Питер Год, 2005. – 320 с.
12) Румянцева З. Менеджмент на рубеже нового столетия. //Российский экономический журнал . - 1994. - № 11. – с.23
13) HR-Portal. - [электронный ресурс]. – [режим доступа]. - http://www.panasonic.ru/about/
Информация о работе Применение японского менеджмента в России на примере фирмы «Panasonic»