Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 17:08, реферат
Начнём с того что , лидерство — это способность влиять как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение целей организации.
Лидерство — это естественный социально-психологический процесс, протекающий в группе; он связан с влиянием авторитетной личности на поведение членов группы.
«
Самарская академия
государственного и
муниципального управления»
Факультет менеджмента
Адамович Александр
Олегович
Курсовая работа на тему
«Проблема лидерства и руководства»
По дисциплине «основы менеджмента» студента
1-го курса очной формы обучения
Специальность «менеджмент организации
(в спорте) »
Заведующий кафедрой: Кандидат экономических
наук, доцент Семёнычев Евгений Валерьевич
|
Руководитель: Кандидат психологических
наук, доцент Фан-Юнг Ирина Валерьевна |
Проблемы
лидерства и руководства.
Начнём с того что , лидерство — это способность влиять как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение целей организации.
Лидерство — это естественный
социально-психологический процесс, протекающий
в группе; он связан с влиянием авторитетной
личности на поведение членов группы.
Сущность лидерства
Слово
«лидер» многозначно,
как: 1) Ведущий, руководитель; 2) Корабль, возглавляющий группу, караван
судов; 3) Спортсмен или спортивная команда, идущие первыми в соревновании;
4) Едущий
впереди велосипедиста
менеджменте лидерство является ключевой ситуационной переменной,
определяется качествами руководителя, и подчиненных, ситуацией.
Лидерство - управленческие взаимоотношения между
руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной
ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение
людей к достижению общих целей.
Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние
на подчиненных
оказывается с позиций
на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название
неформального лидерства.
Считается, что идеальным для лидерства является сочетание двух основ
власти: личностной и организационной.
Решение
проблем, возникающих перед
общей цели решалось путем сплочения вокруг одного лидера. В
предпринимательстве этот тип лидерства является основным. Это позволяет за
счет концентрации власти в одних руках решать сложные задачи выживания.
Однако, такой способ взаимодействия в рамках организации имеет и слабые
стороны:
1)проведение организационных изменений зависит только от мнения всего одного
человека;
2)достигнув цели, лидер стремиться сохранить свою власть, что не всегда
соответствует интересам остальных членов организации;
3)уход лидера резко снижает качество управления на неопределенное время.
В
целом лидерство руководителя
признается последователями
он уже доказал свою компетентность и ценность для отдельных сотрудников,
групп и организации в целом. Наиболее характерными чертами эффективного
лидера являются:
-видение ситуации в целом;
-способность к коммуникациям;
-доверие сотрудников;
-гибкость при принятии решений.
Таким
образом следует сделать вывод,
лицом любого общества, организованной группы, организации. Лидера отличают
ряд качеств, характеризующих этот тип людей.
Проблемы
лидерства являются ключевыми для
достижения организационной эффективности.
Метод управления на основе лидерства
в коллективе позволяет быстро решать
наиболее сложные задачи и оперативно
реагировать в неожиданных ситуациях.
Любое
предприятие, учреждение может
рассматриваться в двух планах:
формальная и неформальная организация. Соответственно двум этим
организационным структурам правомерно говорить и о двух присущих им типах
отношений людей: формальных и неформальных. Отношения первого типа —
должностные, функциональные; отношения второго типа — психологические,
эмоциональные.
Так вот, руководство, менеджмент — феномен, имеющий место в системе
формальных (или официальных) отношений, а лидерство —
феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений.
Причем роль менеджера заранее определена «на табло» социальной организации,
оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно,
в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет.
Руководитель
коллектива назначается извне,
получает соответствующие властные полномочия, имеет право на применение
санкций (как позитивных, так и негативных). Лидер выдвигается из числа
окружающих его людей, в сущности, равных (или, по крайней мере, близких)
ему по статусу (служебному положению), он как бы «один из нас». Вместе с
тем лидер также может прибегать к санкциям в отношении кого-то из
партнеров, но эти санкции носят неформальный характер (вроде тех, что в
свое время обнаружил Э. Мэйо в своём эксперименте), право на их
применение нигде официально не зафиксировано.
Здесь следует обратить внимание еще и на такой любопытный момент. Как
бы человек ни стремился стать лидером (а это, что скрывать, мечта многих из
людей). А вот в руководстве дело обстоит совсем иначе. Менеджер нередко назначается на свой пост независимо от того, воспринимают его подчиненные соответствующим
этой роли или нет.
Короче говоря, руководство, менеджмент есть социальный по своей
сущности феномен, а лидерство — психологический. И в этом — основное
различие между ними, хотя в то же время имеется и немало общего.
Во-первых, и руководство, и лидерство являются средством координации,
организации отношений членов социальной группы, средством управления ими.
Только один из этих феноменов «работает», как уже говорилось, в системе
формальных, официальных отношений, а другой — в системе отношений
неформальных, неофициальных.
Во-вторых,
оба феномена реализуют
(коллективе). Но в одном случае (руководство) это влияние идет главным
образом по официальным каналам, тогда как в другом (лидерство) — по
неофициальным.
В-третьих, обоим феноменам присущ момент известной субординации
отношений. Причем в руководстве он выступает достаточно отчетливо и
закреплен должностными инструкциями, а в лидерстве его присутствие гораздо
менее заметно и уж заранее никак не очерчено.
И
вовсе не случайно поэтому,
что нередко лидерство
в руководство, а руководитель становится лидером и т.д. Примеров такого
рода трансформаций в прошлом и настоящем великое множество. В наше же время
хороший руководитель организации - это человек, который одновременно
является лидером и эффективно управляет своими подчиненными.
Таким образом, необходимо еще раз сказать что отличие понятие лидера от
менеджера достаточно велико. Менеджер, как правило, всегда лидер. Лидер же
не обязан быть менеджером. Лидерство встречается как в формальных
отношениях, так
и не в формальных… чего нельзя
сказать о менеджменте.
Основные подходы к
изучению проблемы в
лидерстве:
Лидерство ( это способность влиять на индивидуумов и группы людей,
чтобы побудить их работать для достижения целей. Имеется множество средств,
с помощью которых можно оказывать влияние на других и вести людей за собой.
Какие средства влияния и стили поведения показали себя наиболее
эффективными
для направления усилий людей
на достижение целей организации?
Подход с позиции личных качеств.
Согласно
личностной теории лидерства,
лучшие из руководителей
определенным набором общих для всех личных качеств. Развивая эту мысль,
можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли
бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными
руководителями. Некоторые из этих изученных черт ( это уровень интеллекта
и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность,
социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в
себе.
Однако, изучение личных качеств продолжает давать противоречивые
результаты. Лидеры, как правило, отличаются интеллектом, стремлением к
знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и