Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 17:08, реферат
Начнём с того что , лидерство — это способность влиять как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение целей организации.
Лидерство — это естественный социально-психологический процесс, протекающий в группе; он связан с влиянием авторитетной личности на поведение членов группы.
окружения выступают престижность места, возможность карьеры,
признание в коллективе и вне его, в сферах власти и управления, в
обществе и в стране. Но важно, чтобы все это было при высокой
профессиональной компетентности. Соратник должен иметь ясное
представление об общем состоянии дел, которыми он занимается под
руководством лидера, о своей роли, обязанностях в группе,
обладать аналитическими, творческими способностями для политической
работы. В лидере как бы концентрируются качества его сподвижников.
Поэтому он должен быть заинтересован в подборе людей, превосходящих
его по каким-либо качествам.
Отношения лидера и его коллектива - важный аспект
новой, лидерской организации власти. Целеустремленность,
принципиальность, сознание ответственности перед обществом (или
управляемым учреждением), понимание его задач и запросов являются
неотъемлемыми качествами лидера. Они должны быть и у его окружения. Эти
качества сплачивают их так же, как общее умение вести дискуссию,
сочетать стремление к самоутверждению с интересами коллектива и
коллег, положительно относиться к их заслугам. Лидер должен уметь
разумно, обоснованно и своевременно перемещать своих сотрудников и
создавать условия для их профессионального роста, использовать их
способности и возможности.
Управление политическими процессами настолько связано
с управлением кадрами, что глубокое знание способностей и психологии
подчиненных и окружения оказывается порой для лидера более важным, чем
собственный опыт. Он должен иметь ясное представление о
проблемах, которые волнуют его работников, и считаться с их
настроениями.
Хорошо, если лидеру удается создать в своем окружении
«мозговой центр» - совет наиболее квалифицированных экспертов по
важнейшим проблемам политики. Тогда власть располагает
компетентными рекомендациями и консультациями, результатами так
называемой «мозговой атаки» - срочной и напряженной коллективной работы
узкого или более широкого круга специалистов для решения какой-
либо неотложной проблемы. Современные государственные деятели и политики
обычно создают в центрах власти штаты советников и
экспертов-профессионалов. Они всегда существовали при государях в виде
всевозможных государственных или тайных советов. Новизна состоит в том,
чтобы заполнять такие учреждения разного рода Советы безопасности,
комитеты и комиссии) не сановниками, а знатоками. Так решаются не
только отдельные политические задачи, но и проблема научной политики,
которую в нашем столетии все так или иначе пытаются решить.
4. Функции лидера
Карьера лидера зависит не только от общих условий, но и от его
личных качеств. Его успех возможен при осуществлении ряда функций.
Назовем некоторые из них.
Конструктивная функция - выражение интересов общества в
конкретной программе. Она должна быть ориентирована на удовлетворение
интересов всех или деятельного большинства общества, притязаний
возможно большего числа людей и групп, но при условии, что они не
будут ущемлять интересы других слоев общества. Эта идеальная установка
на практике редко может быть осуществлена, особенно полностью, без
исключений. Но сама по себе она - условие лидерства и его успеха.
Немало реформ и революций окончилось неудачей из-за отсутствия
своевременных, ясных и продуманных, понятных обществу и доступных для
выполнения политических программ.
Когда в далеком 1517 г. Мартин Лютер прибил на портале церкви
в Виттенберге свои знаменитые 95 тезисов о злоупотреблениях
католической иерархии и церковных властей, он точно отразил в них
настроение отчаявшегося от нужды и преследований народа. Лютер
оказался подлинным лидером. Идея религиозной и политической реформы
овладела умами и всколыхнула Германию, а за ней и другие страны.
Лидер предлагает обществу свою программу и по существу вырабатывает ее
совместно с
обществом и лучшими
г., через 400 лет, в другую эпоху великих исторических перемен, в
России у власти оказалось Временное правительство, его глава А. Ф.
Керенский не сумел найти программы, которая отвечала бы чаяниям общества.
И оно не пошло за Керенским, не ставшим лидером.
Организационная функция включает создание кадров и
системы управления, сплочение сторонников, планирование
политических процессов и действий, практических аспектов политической
работы. Лидер формирует аппарат, распределяет в нем обязанности,
создает условия для воспитания, выдвижения и назначения
руководителей, контролирует и регулирует отношения между ними,
ориентирует их на компромисс или на решительное изменение политики и
замену руководства и др.
Координационная функция - согласование действий институтов
власти, учреждений, направлений их деятельности. Лидер должен приводить
их решения и политический выбор в соответствие с общественным мнением, с
принятой в обществе системой ценностей.
Интегративная функция - сплочение единомышленников,
окружения, общества
вокруг программы лидера.
5. Лидерство и современность.
Воспитание лидера и его самовоспитание предполагают
тренировку умения вести за собой людей, устанавливать отношения с ними и
на этой основе организовывать политическое управление. Лидера отличают
не честолюбие, желание или умение выделиться и реальное превосходство, а
подлинное естественное право сильной, волевой и одновременно
интеллектуальной личности вести за собой людей.
Лидер должен соответствовать требованиям времени, и не только
он, но и его окружение, которое способно его понять и поддержать. Немало
лидеров-реформаторов не смогли проявить себя, не встретив поддержки.
Лидер должен быть главой своей группы, проводником идеи, которая
может завладеть умами общества или его значительной, ведущей части. Но и
общество должно готовить себе лидеров. Воспитание элиты - важная
общественная задача. Обучение хозяйственному управлению (менеджменту)
создает условия для подготовки людей, способных занять в государстве
видные политические посты. Это и передача знаний, опыта анализировать
ситуации, и развитие управленческих навыков и качеств, и воспитание
ответственности, и обучение различным стилям управления, общения с
людьми, умению изменять стиль и приемы руководства, Лидер (или
будущий лидер) должен научиться принимать решения, избегать крайних,
безвыходных ситуаций либо, напротив, создавать неизбежную, но
выгодную совокупность обстоятельств. Он должен уметь, как говорил У.
Черчилль, извлекать пользу из самых невыгодных положений. Особое
искусство лидера - обращать в союзников скрытых и даже явных
противников.
Лидер не может и не должен бояться рисковать,
ждать гарантированного успеха или, напротив, полагаться на
случайную победу. Поскольку политика - цепь неожиданностей, ему
предстоит преодолевать непредвиденные осложнения, маневрировать, быть
готовым к временным неудачам, но постоянно быть нацеленным на движение
вперед. Наше время и наша страна остро нуждаются в новом поколении лидеров
- со стратегическим мышлением, неординарным видением ситуации,
уверенностью в успехе. Такие лидеры нужны как в сфере политики, так и в
сфере экономики. Лидеры-новаторы призваны эффективно решать и новые
проблемы, и старые, но иными методами.
6. Лидер или руководитель.
Политическая власть независимо от ее носителей строится в форме
пирамиды. В ее основании те или иные господствующие и правящие силы,
классы, над ними - их политически активная часть, организованная
верхушка. Последняя может быть сплочена в одну или несколько партий; она
же формирует
аппарат государственной
этажей политической иерархии, высших органов управления государством,
и венчается главой государства. На каждой ступени власти, в любом
ее звене, учреждении, органе есть свои пирамиды и пирамиды власти,
управляющие ими, и везде есть группа ответственных руководителей,
составляющих администрацию, или аппарат власти. Возглавляющие их
руководители ведут за собой подчиненных. Отсюда и понятие ( «лидер» -
ведущий или идущий впереди). Но все ли руководители - лидеры? Иначе
говоря, кого из них и почему можно так назвать? Не проще ли обойтись
привычным понятием «начальник или руководитель», прежде очень
распространенным? Итак, почему все-таки лидер?
Так или иначе, понятия "лидерство" и "руководство"