Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:30, курсовая работа
Актуальность проблематики обусловлена следующими факторами:
наличием довольно скупых исследований в некоторых сферах лидерства;
низким уровнем профессионализма некоторых современных руководителей, что влечет за собой неэффективность деятельность организации.
Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров. Руководитель должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА. …………………...……...7
1.1.Сущность и определение понятия лидерства……...………………………......7
1.2.Типология лидерства …………………………………………………………... 9
1.3.Значение лидера в управлении организацией. Лидер и менеджер………….13
1.4. Подходы к изучению лидерства………………………………………………16
1.5. Концепции лидерства………………………………………………………… 19
1.6.Инструменты влияния, формальные и неформальные лидеры......................22
1.7.Руководство и лидерство в организации. Функции лидерства……………...24
1.8.Лидерство и коммуникация. Понятие и сущность коммуникации…………29
1.9.Роль лидера в управлении коммуникацией ………………………………… 32
Глава 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИДЕРСТВА И КОММУНИКАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «Вимм-Билль-Данн» ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ……………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………. 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….. 44
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
«НИЖЕГОРОДСКИЙ КОММЕРЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Факультет менеджмента и коммерции
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
"Основы менеджмента"
на тему: «Проблема лидерства в организациях торговли
и сферы услуг»
Выполнил: Студент 2 курса
группы 2/5-2М(б)з
Салтыкова Светлана Сергеевна
Проверил: к.э.н., доцент кафедры
теории менеджмента
Зыкова Т.В.
Нижний Новгород
2012
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы лидерства. …………………...……...7
1.1.Сущность и определение понятия лидерства……...………………………......7
1.2.Типология лидерства …………………………………………………………... 9
1.3.Значение лидера в управлении организацией. Лидер и менеджер………….13
1.4. Подходы к изучению лидерства………………………………………………16
1.5. Концепции лидерства………………………………………………………
1.6.Инструменты влияния, формальные и неформальные лидеры......................22
1.7.Руководство и лидерство в организации. Функции лидерства……………...24
1.8.Лидерство и коммуникация.
Понятие и сущность
1.9.Роль лидера в управлении коммуникацией ………………………………… 32
Глава 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИДЕРСТВА И КОММУНИКАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «Вимм-Билль-Данн» ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ……………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….. 44
ВВЕДЕНИЕ
Еще некий древний мудрец говорил: искусство управления людьми – самое трудное и высокое из всех искусств. Истина эта была справедлива во все времена, но особенно ныне.
Лидерство является ключевым фактором успеха во многих современных профессиях. Трудно себе представить успешного продавца торгового зала без умения привлечь внимание потенциального покупателя к товару. Торговый агент не справиться со своими обязанностями, если не сумеет быстро наладить доверительный контакт с новым клиентом. Менеджер не будет эффективным руководителем без умения неформального влияния на подчиненного. Большинство профессий требуют той или иной степени проявления лидерства.
За последние 50 лет в теории и практике менеджмента проблема соотношения эффективности управления и лидерства является одной из самых ключевых. Любой менеджер, обеспокоенный эффективностью своей работы, должен стремиться стать лидером. Зачем? Почему? Что значит быть лидером? Ответы на эти вопросы дают ряд наук: социальная психология, философия, педагогика, экономика. В классическом менеджменте лидерство - это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей.
Лидерство – комплексное понятие, которое включает в себя несколько составляющих:
- ассоциация с человеческими качествами;
- процессом, в котором «ведут ведомых»;
- результат деятельности
Лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством. До сегодняшнего дня вопросы о лидерстве остаются актуальными, поскольку ещё не дано каких-либо чётких и определённых ответов. Но различные модели и теории, которые рассматривает данная работа, помогают осознать необходимость гибкого подхода к руководству.
Актуальность проблематики обусловлена следующими факторами:
Изучение проблемы лидерства необходимо
для выработки методов
Очень немногие из тех, кто выбрал карьеру руководителя, согласны оставаться долгие годы на одной и той же работе. Многие активно стремятся к продвижению на должности с большей ответственностью. Руководитель, который выбрал определённый стиль лидерства и строго его придерживается, поскольку этот стиль хорошо зарекомендовал себя в прошлом, может оказаться неспособным осуществлять эффективное руководство в другой ситуации на более высоком посту, где все его непосредственные подчинённые ориентированы на достижения. Руководитель, который хочет работать как можно более эффективно, получить всё, что можно от подчинённых, не может позволить себе применять какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры. Скорее руководитель должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации.
Из вышесказанного ясно, что проблемы руководства и лидерства в организации на данный момент стоят довольно остро, и поэтому большое значение имеет изучение феноменов руководства и лидерства
В данной курсовой работе описываются общепринятые теории лидерства, которые составляют теоретическую основу для практического применения в различных организациях, где одним из важных вопросов является эффективное лидерское управление.
Гипотезой курсовой работы является – предположение о том, что степень выраженности лидерских качеств влияет на выбор стиля руководства организацией.
Целью курсовой работы является – теоретическое и практическое изучение проблемы лидерства и руководства в менеджменте, изучить понятия и сущность лидерства, определить лидерские способности руководителя организации и сформировать рекомендации по изменению стиля его руководства, поведения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом курсовой работы – генеральный директор, менеджеры отделов: маркетинга, сбыта, кадров.
Предметом курсовой работы является – изучение степени выраженности лидерских качеств и их влияние на деятельность менеджера.
При написании данной курсовой работы использовались достижения отечественной и зарубежной науки в исследовании особенностей лидерства. Книги таких авторов как Кричевский Р.Л, Виханский О.С., Веснин В.Р, остальные источники указаны в списке использованной литературы. В ходе работы проработана и изучена общая и специальная литература, материалы семинаров, а также периодика.
ГЛАВА 1. Теоретические основы лидерства
1.1 Сущность и определение понятия лидерства.
Вопросы лидерства вызывали
интерес людей с древних
Лидерство – это тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого и других определений лидерства следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.
Вышеприведенные определения не подразумевают необходимости лидерства только для какого-то определенного типа организации. Речь идет о взаимодействии или взаимовлиянии между людьми в рамках любого вида деятельности, а не только в политических процессах.
Лидерство, как и власть, - это потенциал, имеющийся у человека.
Основой лидерства является
специфический тип отношений
управления, или лидерский тип. Это
отношения «лидер - последователи».
Исторически лидерский тип
Начиная с детских лет, следование за лидером воспринимается всеми достаточно естественно. Это и родители в семье, это и учителя в школе, это и герои, с кем молодые люди хотят себя ассоциировать. Присутствие в индивидуальном микрокосмосе людей имиджа лидера настолько же старо, как и сам человек. Большинством признается факт, что лидерство отождествляется с наличием связанных с психикой человека отношениями между лидером и его последователями.
Ранняя стадия лидерских отношений управления характеризуется тем, что кто-то один занимает в сообществе центральную позицию, а все остальные располагаются как бы на периферии. Управление осуществляется через централизованную власть, которая преобладает над всем сообществом.
При данном типе руководства последователь тратит свои силы во благо группы (организации), возглавляемой лидером, не имея фактически никаких личных прав. Этот вариант лидерских отношений получил название отношений «мастер – раб». Основываясь на этом типе, организация способна быстро и в кроткие сроки выполнять достаточно трудные задачи в наименее благоприятных условиях.
Данный тип лидерских
отношений отличает то, что последователи
признают лидерство составной частью
группы (организации) только тогда, когда
оно доказало свою компетентность и
ценность. Лидер получает свою власть
от последователей, поскольку они
признают его в качестве лидера.
Для поддержания своей позиции
лидер должен предоставлять им возможность
удовлетворять свои потребности, которые
не могут быть достигнуты по-другому.
В ответ они удовлетворяют
лидерскую потребность во властвовании
и возвышении над ними, а также
оказывают ему необходимую
Неудачи постигают лидеров
по различным причинам, но успех
к лидерам при наличии у
них достаточно одинаковых способностей
и умений. Изучения опыта работы
многих лидеров-практиков
1.2 Типология лидерства
Существуют различные классификации феномена лидерства.
В соответствии с учением М. Вебера о способах легитимации власти лидеров подразделяют на:
-традиционных лидеров,
которыми обычно являются
-рационально - легальных, или рутинных - это лидеры, избранные демократическим путем;
-харизматических - лидеров,
наделенных, по мнению масс, особой
благодатью, выдающимися качествами,
необычайной способностью к
В основе первого типа лидерства лежит привычка, второго - разум, третьего - вера и эмоции.
“Харизмой” следует называть качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхчеловеческими, или специфическими особыми силами, недоступными другим людям. Первоначально это качество обусловлено магически и присуще как прорицателям, так и мудрецам. Как бы “объективно” правильно не было оценено соответствующее качество с этической точки зрения, абстрактно совершенно неважно. Важно одно, как оно фактически оценивается подчиненными харизме, “приверженцами”.
Дж.Мак-Грегор Бернс разделяет лидеров на две категории : преобразователи и дельцы. Лидеры - преобразователи, имеющие определенные взгляды на общество, начинают что-то предпринимать во имя реализации своих воззрений. Лидеры - дельцы, напротив, действуют по принципу “здесь и сейчас”, фокусируя свое внимание на деталях, без формирования глобального взгляда на то, каким должно быть общество в конечном итоге.
Ранее Парето разделял лидеров примерно по тем же признакам, что и Бернс, на “львов” и “лис”.
Информация о работе Проблема лидерства в организациях торговли и сферы услуг