Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:30, курсовая работа
Актуальность проблематики обусловлена следующими факторами:
наличием довольно скупых исследований в некоторых сферах лидерства;
низким уровнем профессионализма некоторых современных руководителей, что влечет за собой неэффективность деятельность организации.
Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров. Руководитель должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА. …………………...……...7
1.1.Сущность и определение понятия лидерства……...………………………......7
1.2.Типология лидерства …………………………………………………………... 9
1.3.Значение лидера в управлении организацией. Лидер и менеджер………….13
1.4. Подходы к изучению лидерства………………………………………………16
1.5. Концепции лидерства………………………………………………………… 19
1.6.Инструменты влияния, формальные и неформальные лидеры......................22
1.7.Руководство и лидерство в организации. Функции лидерства……………...24
1.8.Лидерство и коммуникация. Понятие и сущность коммуникации…………29
1.9.Роль лидера в управлении коммуникацией ………………………………… 32
Глава 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИДЕРСТВА И КОММУНИКАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «Вимм-Билль-Данн» ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ……………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………. 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….. 44
Однако эти пять качеств не объясняли поведение лидера. Многие люди с этими качествами так и оставались последователями. Манна постигло аналогичное разочарование. Среди семи личностных качеств лидера, которые он выявил, ум является лучшим предсказателем того, что его обладатель будет лидером. Однако практика этого не подтвердила. Несмотря на это, изучение лидерских качеств было продолжено вплоть до середины 80-х г.
Последующее изучение привело к выделению четырех групп лидерских качеств: физиологические, психологические или эмоциональные, умственные интеллектуальные и личностно-деловые.
К физиологическим относят такие качества человека, как рост, вес, сложение или фигура, внешний вид или представительность, энергичность движений и состояние здоровья. Конечно, в какой-то степени может существовать связь между наличием этих качеств и лидерством. Однако быть физически выше и крупнее, чем средний человек в группе, еще не дает никакого права быть в ней лидером.
Психологические или эмоциональные качества проявляются на практике главным образом через характер человека. Изучение их взаимосвязи с лидерством привело к появлению очень длинного списка этих качеств. Большинство из них так и не получило подтверждения практикой своей связи с лидерством.
Изучение умственных или интеллектуальных качеств и их связи с лидерством проводилось многими учеными, и в общем их результаты совпадают в том, что уровень этих качеств у лидеров выше, чем у не лидеров. К этому, видимо, привело то, что успех лидера во многом зависит от его способностей и умения решать проблемы и принимать правильные решения.
Личностно-деловые качества носят в большей степени характер приобретенных и развитых у лидера навыков и умений в выполнении своих функций. Их значимость для успеха возрастает по уровням организационной иерархии. Однако точное их измерение затруднено. Еще не удалось доказать что эти качества являются определяющими для эффективного лидерства.
Теория лидерских качеств имеет ряд недостатков. Во-первых, перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным. По этой причине стало невозможным создать «единственно верный» образ лидера, а, следовательно – заложить какие-то основы теории.
Во-вторых по различным причинам, таким, например как неудача в поиске путей измерения многих лидерских качеств, а также в силу непризнания возможных различий в зависимости от организации или ситуации, не удалось установить тесную связь между рассмотренными качествами и лидерством и помочь практическому выявлению последнего.
Суммируя сказанное, можно сделать заключение, что подход, изучающий лидерские качества, несомненно интересен, но к сожалению, до сих пор не принес пользы практике. Однако он послужил толчком к появлению и развитию других концепций лидерства.
1.5 Концепции лидерства
Несмотря на то, что лидеры и лидерство всегда оказывают значительное влияние на курс развития мировой истории тщательное их изучение, как уже отмечалось выше, началось примерно столетие назад. Ранние исследования предполагали, что в любой ситуации лидер должен обладать определенными качествами. Несколько позже в исследовании произошел сдвиг в сторону выявления образцов поведения лидеров.
1. Теория лидерских качеств. Она является наиболее ранним подходом к изучению в объяснении лидерства. Первые исследователи пытались выявить те качества, которые отличают «великих людей» в истории от масс. Исследователи верили, что лидеры имели какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от не лидеров. Этот подход базировался на вере в то, что лидерами рождаются, а не становятся.
Мы рассмотрим эти качества в таблице 1.
Таблица 2 - Лидерские качества, наиболее встречающиеся у успешных лидеров
Интеллектуальные способности |
Черты характера личности |
Приоритетные качества |
|
1. Инициативность 2. Гибкость 3. Бдительность 4. Созидательство 5. Честность 6.Личностная целостность 7. Смелость 8. Самоуверенность 9. Уравновешенность 10. Независимость 11. Самостоятельность 12. Амбициозность 13. Потребность в достижениях 14. Настойчивость и упорство 15. Энергичность 16. Властность 17. Работоспособность 18. Агрессивность 19. Стремление к превосходству 20. Обязательность 21. Участливость |
1. Умение заручаться поддержкой 2.Умение кооперироваться 3. Умение завоевывать 4.Такт и дипломатичность 5. Умение брать на себя риск и ответственность 6. Умение организовывать 7. Умение убеждать 8. Умение менять себя 9. Умение быть надежным 10. Умение шутить и понимать юмор 11. Умение разбираться в людях |
2. Концепции лидерского поведения.
Общим с рассмотренной концепцией лидерских качеств было то, что опять начался поиск одного единственно верного пути, но по другому направлению: лидерское поведение.
Изучение образцов поведения, присущих лидерам, началось накануне Второй мировой войны и активно продолжалось вплоть до середины 60-х годов. Общим с рассмотренной концепцией лидерских качеств было то, что опять начался поиска одного единственного верного пути, но по другому направлению: лидерское поведение. Важным отличием от концепции врожденных качеств было то, что данная концепция предполагала возможность подготовки лидеров по специально разработанным программам.
Фокус в исследованиях сдвинулся от поиска ответа на вопрос, кто является лидером, к ответу на вопрос, что и как делают лидеры. Наиболее известными концепциями данного типа являются следующие:
1) три стиля руководства;
2) исследования университета штата Огайо;
3) исследования Мичиганского университета;
4) системы управления (Ликерт);
5) управленческая сетка (Блейк и Моутон);
6) концепция вознаграждения и наказания,
7) заменители лидерства.
Поведенческий подход создал
основу для классификации стилей
руководства или стилей поведения.
Это стало серьезным вкладом
и полезным инструментом понимания
сложностей лидерства. Этот подход к
изучению лидерства сосредоточил свое
внимание на поведении руководителя.
Согласно поведенческому подходу, эффективность
определяется не личными качествами
руководителя, а скорее его манерой
поведения по отношению к подчиненным.
Важный вклад поведенческого подхода
в теорию лидерства заключается
в том, что он помог провести анализ
и составить классификацию
3. Концепции ситуационного лидерства.
Неудачи, постигшие традиционные
концепции в определении
К концепции ситуационного лидерства относятся: континиум лидерского поведения Танненбаума-Шмидта; модель ситуационного лидерства Фидлера; модель «путь-цель» Хауза-Митчела; модель Стинсона-Джонсона; ситуационная модель принятия решения Врума-Йеттона-Яго.
1.6. Инструменты влияния, формальные и неформальные лидеры
Рассматривая этот вопрос
можно взять директора завода.
Он по должности является менеджером.
Должность открывает ему дорогу
к лидерству. Процесс влияния
на людей с позиции занимаемой
в организации должности
Наглядно это становится очевидным, когда выясняется, что один из его заместителей, имеющий меньше формальной власти, пользуется большим успехом в управлении в стрессовых и конфликтных ситуациях или при решении жизненно важных для предприятия проблем. Этот заместитель пользуется поддержкой, доверием, уважением, а может быть и любовью работников за свою компетентность, рассудительность и хорошее отношение к людям.
Быть менеджером еще не означает автоматически считаться лидером в организации, т.к. лидерству в значительной мере свойственная неформальная основа. Можно занимать первую должность в организации, но не быть в ней лидером. В вышеприведенном примере в организации лидером скорее будет считаться заместитель, чем его непосредственный начальник – директор завода.
Процесс влияния через
способности и умения или другие
ресурсы, необходимые людям, получил
название неформального лидерства.
Неформальный характер лидерской позиции
в большей степени обусловлен
использованием личностной основы власти
и источников, ее питающих. Идеальным
для лидерства считается
Проблемы лидерства являются
ключевыми для достижения организационной
эффективности. С одной стороны,
лидерство рассматривается как
наличие определенного набора качеств,
приписываемых тем, кто успешно
оказывает влияние или
С другой стороны – это
процесс преимущественно не силового
воздействия в направлении
1.7. Руководство и лидерство в организации. Функции лидерства.
Успех любой организации зависит
от характера руководства и
Для авторитарного, или, как его еще называют, диктаторского, стиля управления характерны единоличное принятие руководителем всех решений, постоянный контроль над исполнением решений с угрозой наложения санкций. Авторитарного руководителя абсолютно не интересует жизнь сотрудника вне работы. Предполагается, что сотрудники должны исполнять лишь то, что им приказано. Они получают минимум информации от руководства, и их инициативы и предложения во внимания не принимаются. Этот тип управления обеспечивает хорошие результаты по таким показателям как прибыль и производительность, однако невнимание к интересам и инициативам сотрудников, отсутствие возможностей для творчества порождает застой и пассивность в коллективе. Этот стиль предпочтителен в экстремальных ситуациях, в работе, связанной с физическим трудом, а также в крупных компаниях с жесткой иерархией.
Демократический стиль управления предполагает принятие решений путем обсуждения проблем. Большое значение имеет мнение сотрудников. Выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками. Руководитель проявляет интерес и доброжелательное отношение к работникам, учитывает их интересы и потребности. Демократический стиль управления предполагает наличие доверия и взаимопонимания в коллективе, руководитель не отделяется от своих подчиненных, а, напротив, считает себя частью группы. Выражение собственного мнения всячески поощряется и стимулируется. Такой стиль руководства является наиболее действенным, но для его реализации требуются высокие интеллектуальные, организаторские, психологические и коммуникативные способности руководителя.
Либеральный стиль управления характеризуется максимумом демократии, означающей возможность для каждого высказывать свое мнение, но при этом реального согласования позиций никто достичь не стремится. Также практически отсутствует контроль над выполнением решений, все пущено на самотек. Однако при либеральном стиле руководства часто практикуется делегирование задач и полномочий, что стимулирует обучение и профессиональное развитие персонала. Такой стиль руководства предпочтителен в маленьких творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.
Ознакомившись со всеми стилями руководства, нужно научиться правильно их использовать в зависимости от ситуации и поставленных задач.
Следующим шагом в понимании темы станет разграничение двух понятий: руководитель и лидер. Означают ли эти два слова одно и то же или между ними есть какие-то различия? И руководитель, и лидер имеют влияние на подчиненных, побуждают сотрудников компании к выполнению поставленных задач, мотивируют на добросовестное исполнение своих обязанностей. Однако между руководителем и лидером есть различия. Руководство - это по большей части социальная характеристика отношений управления и подчинения в организации, связанная с положением человека в служебной иерархии, чаще всего не зависящая от его личностных качеств. Руководитель может назначаться вышестоящими инстанциями, получая властные полномочия на применение позитивных и негативных санкций. Лидерство же является психологической характеристикой поведения человека. Влияние лидера исходит из признания другими людьми превосходства его личных и деловых качеств.
Информация о работе Проблема лидерства в организациях торговли и сферы услуг