Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:30, курсовая работа
Актуальность проблематики обусловлена следующими факторами:
наличием довольно скупых исследований в некоторых сферах лидерства;
низким уровнем профессионализма некоторых современных руководителей, что влечет за собой неэффективность деятельность организации.
Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров. Руководитель должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА. …………………...……...7
1.1.Сущность и определение понятия лидерства……...………………………......7
1.2.Типология лидерства …………………………………………………………... 9
1.3.Значение лидера в управлении организацией. Лидер и менеджер………….13
1.4. Подходы к изучению лидерства………………………………………………16
1.5. Концепции лидерства………………………………………………………… 19
1.6.Инструменты влияния, формальные и неформальные лидеры......................22
1.7.Руководство и лидерство в организации. Функции лидерства……………...24
1.8.Лидерство и коммуникация. Понятие и сущность коммуникации…………29
1.9.Роль лидера в управлении коммуникацией ………………………………… 32
Глава 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИДЕРСТВА И КОММУНИКАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «Вимм-Билль-Данн» ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ……………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………. 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….. 44
Руководитель, таким образом, осуществляет регуляцию формальных отношений в коллективе, лидер же, в свою очередь, влияет на межличностные отношения. Лидерство - это эффективное, не обязательно связанное с административной властью влияние на коллектив, заставляющее сотрудников действовать определенным образом.
Руководитель — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому. Таким образом, в управлении компанией всегда присутствуют два аспекта: формально-правовой, связанный с администрированием, и психологический, связанный с убеждением, воздействием, признанием авторитета личности.
В идеальной ситуации глава компании
признается коллективом и как
официальный руководитель, и как
лидер. Он получает возможность воздействовать
на коллектив не только административными
способами, но и неформально, рассчитывая
одобрение и доверие
При несовпадении мнений и стратегий
формального руководителя и неформального
лидера в коллективе могут возникать
неудовлетворенность работой и
увеличение числа конфликтов. Наиболее
частым поводом для конфликта
служит ситуация, в которой формальный
руководитель отвергает разумное и
продуманное предложение
Часто руководитель увольняет неформального лидера, стремясь избавится от его влияния на коллектив. Однако делать этого не рекомендуется. Коллектив будет долго переживать уход такого человека, а руководитель только докажет всем свою несостоятельность. В сложившейся ситуации для принятия решений следует использовать метод обсуждения: следует сначала дать возможность высказать свои предложения членам коллектива, в том числе неформальному лидеру, затем обобщить высказанные предложения и выбрать наилучшее. Даже если будет выбрано предложение неформального лидера, окончательное решение примет формальный руководитель компании. Коллектив будет удовлетворен, а руководитель не потеряет авторитет и уважение.
Следует запомнить, что неформальный
лидер может во многом помочь руководителю,
успешно дополняя его работу, поэтому
необходимо постараться наладить с
ним взаимоотношения. Неформальный
лидер будет связывать
Несмотря на то, что руководство
— существенный компонент эффективного
управления, эффективные лидеры не
всегда являются одновременно и эффективными
управляющими. Об эффективности лидера
можно судить по тому, в какой
степени он или она влияют на других.
Иногда эффективное лидерство может
и мешать формальной организации. Например,
влиятельный неформальный лидер
может сделать так, что трудовой
коллектив начнет ограничивать выпуск
продукции или производить
Управляющий становится во главе организации
в результате намеренного действия
формальной организации — делегирования
полномочий. Лидерами, с другой стороны,
становятся не по воле организации, хотя
возможности вести за собой людей
тоже можно увеличить путем
Руководитель организации (organizational leader) — человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными. Его цель — влиять на других таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную организации. В своих определениях лидерства в организации многие авторы старались четко сформулировать тот особый компонент, который вносит сам лидер. Например, Катц и Кан рассматривают лидерство как «оказывающий влияние элемент, который появляется помимо механического исполнения рутинных поручений организации». В своем определении лидерства Питер Друкер развивает эту мысль дальше: «лидерство — это способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать личность, выходя за обычные, ограничивающие ее рамки».
«лидерство — это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации» (применительно к управлению).
Подводя итог написанному выше, повторим,
что руководитель должен обладать такими
качествами как гибкость и умение
приспосабливать стиль
Именно поэтому очень важно как можно скорее выявить в своем коллективе неформального лидера и построить с ним хорошие отношения. Тогда неформальный лидер станет вашей опорой, поможет направить индивидуальные стремления членов команды на создание общего результата, поможет претворить решения руководителя в жизнь, популяризировать их в коллективе, будет поддерживать корпоративные ценности, способствовать созданию благоприятного психологического климата, поощрять стремление к инновациям и, конечно, поддерживать доверие и уважение к руководству.
1.8 Лидерство и коммуникация. Понятие и сущность коммуникации
В ходе совместной деятельности люди обмениваются различными представлениями, идеями, взглядами, предложениями, знаниями, установками. Все это можно рассматривать как информацию, а сам процесс коммуникации представить как процесс обмена информацией. Именно потому, что обмен информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности, мы называем коммуникации связующим процессом. А одним из важнейших инструментов управления в руках лидера является находящаяся в его распоряжении информация. Многое зависит от его способности передавать информацию таким образом, чтобы достигалось наиболее адекватное восприятие данной информации теми, кому она предназначена.
Коммуникация - (от лат. соттиnicatio - обмен, связь, разговор )1. Процесс передачи информации, включающий адресанта, каналы, кодирование, дешифровку, содержание, эффективность, контроль, ситуацию, намерение, адресата. 2. Акт общения между людьми посредством передачи символов, целью которого является взаимопонимание.
Эффективностью коммуникаций часто определяется качество решений и то, как они в действительности будут реализованы.
Почти невозможно переоценить важность коммуникаций в управлении. Если люди не смогут обмениваться информацией, они не сумеют работать вместе, формулировать цели и достигать их. Однако коммуникации - это сложный процесс, состоящий из взаимозависимых шагов. Каждый из этих шагов очень нужен для того, чтобы сделать мысли понятными другому лицу.
Качество обмена информацией может прямо влиять на степень реализации целей.
Это означает, что для успеха индивидов и организаций необходимы эффективные коммуникации.
Эффективная коммуникация отвечает следующим требованиям:
* достоверности,
* реальности,
* объективности,
* своевременности,
* адресности,
* обратной связи,
* дозированности с точки
зрения такого критерия как
«важное значение для
* доступности (прозрачности).
Неэффективные коммуникации
- одна из главных сфер возникновения
проблем. Глубоко осмысливая коммуникации
на уровне личности и организации, необходимо
научиться снижать частоту
Осуществляются коммуникации путем передачи идей, фактов, мнений, ощущений или восприятии, чувств и отношений от одного лица другому в устной или какой-либо другой форме с целью получения в ответ желаемой реакции.
При рассмотрении коммуникационного процесса необходимо учитывать, что в условиях человеческого общения важно не только то, как информация передается, но и то, как формируется, уточняется, развивается. Коммуникация и информация различные, но связанные между собой вещи. Коммуникация включает в себя и то, что передается, и то, как это «что» передается.
Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо, как минимум, наличие двух людей. Поэтому каждый из участников должен обладать всеми или некоторыми способностями: видеть, слышать, осязать, воспринимать запах и вкус. Эффективная коммуникация требует от каждой из сторон определенных навыков и умений. Общение нужно рассматривать не только как отправление и прием информации, взаимное информирование двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом, предполагает налаживание совместной деятельности. Поэтому в коммуникативном процессе происходит не только движение информации, но и активный обмен ею. В специфически человеческом обмене информацией особую роль для каждого участника общения играет значимость информации, так как люди не просто обмениваются словами, а стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно при условии, что информация не только принята, но и понятна, осмыслена.
Основные функции коммуникации:
· информативная - передача истинных или ложных сведений;
·интерактивная (побудительная) - организация взаимодействия между людьми, например, согласование действий, распределение функций, влияние на настроения, убеждения, поведение собеседника путем использования различных форм воздействия: внушение, приказ, просьба, убеждение;
· перцептивная функция - восприятие друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания;
·экспрессивная - возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний.
Таким образом, коммуникация - это процесс, с помощью которого осуществляются и развиваются все многообразные человеческие взаимоотношения; символы и знаки, а также средства для их передачи в пространстве и сохранения во времени.
1.9 Роль лидера в управлении коммуникацией.
Коммуникация - это посылка и получение информационных сообщений индивидами в период взаимодействия.
Особая роль лидера в управлении коммуникацией (как в самой организации, так и среди ее членов, которые общаются с представителями внешней среды) определяется цикличностью коммуникации. Коммуникационный цикл может быть либо положительным (укрепление взаимного доверия, увеличение объема информации), либо отрицательным (падение взаимного доверия, ограничение объема информации).
Целью любой коммуникации
является обмен информацией, которая
представляет определенный интерес
для реализации целей индивидов,
вовлеченных в эту
Усилия лидера обеспечивают
ему положительный цикл организационной
коммуникации в том случае, если
их удается реализовать в
· Позитивное воздействие на мотивацию всех индивидов и групп в организации в сторону взаимного укрепления готовности к открытому обмену достоверной информацией, которая нужна членам организации и взаимодействующим с ней структурам для оптимального достижения организационных целей.
· Поддержание баланса
силы и влияния между членами
организации и социальными
Информация о работе Проблема лидерства в организациях торговли и сферы услуг