Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:30, курсовая работа
Актуальность проблематики обусловлена следующими факторами:
наличием довольно скупых исследований в некоторых сферах лидерства;
низким уровнем профессионализма некоторых современных руководителей, что влечет за собой неэффективность деятельность организации.
Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров. Руководитель должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА. …………………...……...7
1.1.Сущность и определение понятия лидерства……...………………………......7
1.2.Типология лидерства …………………………………………………………... 9
1.3.Значение лидера в управлении организацией. Лидер и менеджер………….13
1.4. Подходы к изучению лидерства………………………………………………16
1.5. Концепции лидерства………………………………………………………… 19
1.6.Инструменты влияния, формальные и неформальные лидеры......................22
1.7.Руководство и лидерство в организации. Функции лидерства……………...24
1.8.Лидерство и коммуникация. Понятие и сущность коммуникации…………29
1.9.Роль лидера в управлении коммуникацией ………………………………… 32
Глава 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИДЕРСТВА И КОММУНИКАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «Вимм-Билль-Данн» ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ……………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………. 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….. 44
· Обеспечение своевременности
и доступности информации относительно
целей, задач и перспектив организации,
политики менеджмента для всех сотрудников
организации. Доступность информации
предполагает установление и поддержание
разнообразных каналов и
· Утверждение ценностей положительной и доверительной коммуникации, норм и процедур осуществления коммуникации, которые определят оптимальную степень открытости обмена информацией.
· Обеспечение своевременной и положительной обратной связи на все сообщения подчиненных независимо от их ценности с точки зрения руководства и характера (поддержка политики руководства или критика).
· Поддержание и укрепление
авторитета тех индивидов и структур,
которые имеют имидж надежных
и достоверных источников информации
по проблемам организационной
В организации возникают как формальные коммуникационные связи, так и неформальные. Формальная коммуникация предполагает взаимодействие субъектов, исполняющих социальные роли в рамках должностных и общественных обязанностей. Неформальная коммуникация ориентирована на поддержание и развитие отношений, решение личных проблем и проблем групповой динамики.
Эффективной может быть как формальная коммуникация, так и неформальная.
Степень эффективности взаимодействия и взаимного дополнения формальной и неформальной коммуникативных сетей во многом определяет продуктивность деятельности организации и эффективность лидерства.
Зачастую при нехватке формальной информации недостаток в ней восполняет неформальная коммуникационная сеть. Передача официальной информации через неформальную сеть приводит к искажению этой информации.
Выполнение в рамках неформальной коммуникации функций информирования сотрудников поключевым проблемам жизнедеятельности приводит к возникновению помех при координации работы членов организации.
В зависимости от влиятельности неформальных лидеров и степени их лояльности официальному руководству организации, доверия и согласия с управленческими решениями и методами управления изменяется сила и влияние неформальной коммуникативной сети.
Влиятельность неформальной коммуникативной сети. Также определяется частотой и свободой общения официального руководства с неформальными лидерами.
Неформальные лидеры выполняют
функции хранителей и передатчика
информации. Они заполняют «пустоты»
формальной коммуникации, объясняют
и истолковывают сообщения
Итак барьерами, которые препятствуют эффективной организационной коммуникации, являются:
·Страх нижестоящих проявить инициативу и инакомыслие, подменив тем самым лидера.
· Отсутствие готовности руководства к открытости коммуникации.
· Непропорциональность информационных потоков сверху вниз и снизу вверх.
· Потеря и искажение смысла сообщений посредниками.
· Феномен группового мышления.
· Высокая продуктивность деятельности организации определяется наличием лидеров, способных и готовых руководить формальной и неформальной коммуникациями, создавать единую коммуникативную систему организации, которая обеспечивает всем ее членам доступ к достоверной и полной информации.
Таким образом, роль лидера в управлении коммуникацией зависит от цикличности этой коммуникации.
ГЛАВА 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИДЕРСТВА И КОММУНИКАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ»
ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» - ведущий производитель соков и молочных продуктов в России. Компания была основана в 1992 г.
Сегодня в компанию входит 30 производственных предприятий в 22 регионах России и СНГ, а торговые филиалы компании открыты в 26 крупнейших городах России и стран СНГ. В компании работает более 17 тысяч человек.
Дистрибьюторы компании работают более чем в 40 городах.
«Вимм-Билль-Данн» владеет диверсифицированным портфелем торговых марок, охватывающим более 1100 типов молочных продуктов и более 150 типов соков, нектаров и прохладительных напитков. Компания занимает лидирующие позиции на российском рынке молочной продукции. В этом сегменте доля компании по 24 крупнейшим городам России за 2005 год составила 34% по данным AC Nielsen.
«Вимм-Билль-Данн» является
не региональным и не московским, а
общенациональным российским производителем.
Стратегия ВБД - производить молочные
продукты в том регионе, где они
потребляются. Программа развития компании
предполагает увеличение числа именно
региональных предприятий. В российских
регионах у ВБД есть сильная производственная
база, особенно после завершения (в
2003 году) комплексной программы
В 2002 г. ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» стала первой российской компанией-производителем продуктов широкого потребления, разместившей свои ценные бумаги (АДР третьего уровня) на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE). Одним из главных условий участия в торгах является абсолютная прозрачность активов компании.
Компания «Вимм-Билль-Данн» получила Гран-при за лучшее качество связей с инвесторами в целом среди компаний с низким и средним уровнем капитализации, а также награду Лучшему специалисту по связям с инвесторами среди компаний с низким и средним уровнем капитализации, присужденные IR magazine совместно с Объединением Специалистов по Связям с Инвесторами (ОССИ) по результатам 2004 г.
18 мая 2006 г. служба рейтингов
корпоративного управления Standard &
Poor's объявила о повышении рейтинга
корпоративного управления ВБД
с 7 до 7+ (7.3 и 7.7 по российской
шкале соответственно), что является
самым высоким рейтингом в
России. Повышение рейтинга
Пластинин Сергей Аркадьевич возглавляет Совет директоров ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» с мая 2010 года. С 2001 по 2006 год Сергей Пластинин был Председателем Правления ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания», исполняя функции главного должностного лица нашей Компании, а также являлся членом Совета директоров ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» с мая 2001 года. Сергей Пластинин - основатель и генеральный директор ряда компаний в сфере агробизнеса, недвижимости и индустрии моды.
Эта компания выбрана не
случайно. Во-первых, за сравнительно недолгий
срок существования ВБД смогла добиться
внушительных результатов в популяризации
себя и своей продукции. Во-вторых,
за всю свою историю компания не
раз прибегала к довольно оригинальным
и разнообразным ПР-методам
Активное ПР-участие компании
во всех сферах общественной жизни
отличается постоянством присутствия
и высокой информативной
Предельная корректность
и осторожность ВБД в общении
с представителями
Вот один пример: в 2001 году Государственный таможенный комитет РФ выяснил, что многие российские производители соков ввозят импортный концентрат в Россию по заниженной цене, уклоняясь, таким образом от уплаты таможенных пошлин. В итоге ГТК РФ в октябре 2001 года направил во все региональные таможенные управления письма, содержащие указание "обеспечить проверку заявленной таможенной стоимости товаров, классифицируемых в товарной подгруппе 2009, и в случае выявления фактов занижения таможенной стоимости указанных товаров принять меры к довзысканию неуплаченных платежей в установленном порядке"20.
И здесь интересно проследить реакцию компании ВБД. Что делает Департамент по связям общественности компании? Руководитель Департамента сразу же заявляет следующее:
«Наша компания осуществляет
закупку концентрированных
В то же время против действий таможенного комитета высказывается Российский союз производителей соков (РСПС), объединяющий крупные и средние компании-производители, утверждая, что ГТК РФ завышает реальные цены на концентраты, таким образом, повышая таможенные пошлины. Разумеется, компания ВБД - один из основных участников РСПС.
Таким образом, очевидно, что
ВБД ни в коем случае не вступает
в открытый спор или конфликт с
представителями
Вимм-Билль-Данн» начал сотрудничество с «аэрофлотом» по поставке соков и морсов.
15 июня 2010 года, Москва. - Крупнейший российский производитель полезных для здоровья продуктов питания компания «Вимм-Билль-Данн» и крупнейший российский авиаперевозчик ОАО «Аэрофлот -- российские авиалинии» объявляют о начале сотрудничества в рамках совместной программы «Здоровое питание в воздухе и на земле».
Компания «Вимм-Билль-Данн» была выбрана в качестве эксклюзивного партнера по поставкам соков «Аэрофлоту». По условиям договора, компания «Вимм-Билль-Данн» будет поставлять премиальные соки «J7» и морсы «Чудо-Ягода» на все воздушные суда «Аэрофлота». Пассажиры смогут выбрать самые любимые и популярные вкусы «J7» -- апельсин, яблоко и томат, а также клюквенный морс «Чудо-Ягода» в удобной для них форме - индивидуальной упаковке или на розлив. Договор заключен сроком на два года. Прогнозируемый объем ежегодных поставок составит 3,3 млн литров продукции.
«Мы очень гордимся тем, что были выбраны в качестве эксклюзивных поставщиков компании «Аэрофлот», - отметил Гари Собел Вице-президент, Генеральный директор бизнес-подразделения «Напитки». Закономерно, что две столь масшабные компании будут работать вместе над реализацией такой социально значимой программы как «Здоровое питание в воздухе и на земле», и я не сомневаюсь - это принесет много пользы всем нашим, теперь уже совместным, клиентам».
Исходя из данного примера, ОАО «Вимм-Билль-Данн» можно сделать вывод, что лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством.
Возможно, это и есть причина того, почему исследователям не удалось разработать и обосновать единую теорию.
Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе психологического воздействия, а следовательно понятие «коммуникации» неотделимо от понятия «лидер».
Лидер должен видеть, слышать и чувствовать всё, что находится в отдалённом доступе, а тем более в зоне ближайшей досягаемости. Несмотря на то, что информационное пространство современного мира загружено тоннами информации, лидер должен уметь отличать и выбирать золотые крупицы нужной информации, которая касается непосредственно его, его команды, компании, рынка. Если лидер не будет первым, кто среагирует на новый сигнал о важных изменениях, то это сделают другие, и он рискует проиграть уже на старте. Любые новые тенденции в мире, даже взмах крыла бабочки, может вызвать бурю на другой стороне океана возможностей. В прошлом события, происходившие на другом материке, даже в другой соседней стране, мало касались кого-то лично и тем более вели к каким-либо ключевым изменениям у себя дома. То теперь реальностью настоящего времени является глобализация, в свете которой стоит только на одном конце света поднять на цент стоимость нефти, моментально начинает резонировать весь мир. Поэтому лидеру стоит быть особенно чувствительным и улавливать любые, даже очень слабые сигналы, приходящие извне.
Таким образом, лидерство и коммуникация представляют собой два взаимосвязанных понятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблемы лидерства
являются ключевыми для
Информация о работе Проблема лидерства в организациях торговли и сферы услуг