Проблема лидерства в организациях торговли и сферы услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:30, курсовая работа

Описание

Актуальность проблематики обусловлена следующими факторами:
наличием довольно скупых исследований в некоторых сферах лидерства;
низким уровнем профессионализма некоторых современных руководителей, что влечет за собой неэффективность деятельность организации.
Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров. Руководитель должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИДЕРСТВА. …………………...……...7
1.1.Сущность и определение понятия лидерства……...………………………......7
1.2.Типология лидерства …………………………………………………………... 9
1.3.Значение лидера в управлении организацией. Лидер и менеджер………….13
1.4. Подходы к изучению лидерства………………………………………………16
1.5. Концепции лидерства………………………………………………………… 19
1.6.Инструменты влияния, формальные и неформальные лидеры......................22
1.7.Руководство и лидерство в организации. Функции лидерства……………...24
1.8.Лидерство и коммуникация. Понятие и сущность коммуникации…………29
1.9.Роль лидера в управлении коммуникацией ………………………………… 32
Глава 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИДЕРСТВА И КОММУНИКАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «Вимм-Билль-Данн» ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ……………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………. 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….. 44

Работа состоит из  1 файл

Kursovaja_osnovy_menedzhmenta.docx

— 78.59 Кб (Скачать документ)

· Обеспечение своевременности  и доступности информации относительно целей, задач и перспектив организации, политики менеджмента для всех сотрудников  организации. Доступность информации предполагает установление и поддержание  разнообразных каналов и методов  обмена данными, которые необходимы членам организации для эффективной  деятельности.

· Утверждение ценностей  положительной и доверительной  коммуникации, норм и процедур осуществления  коммуникации, которые определят  оптимальную степень открытости обмена информацией.

· Обеспечение своевременной  и положительной обратной связи  на все сообщения подчиненных  независимо от их ценности с точки  зрения руководства и характера (поддержка политики руководства  или критика).

· Поддержание и укрепление авторитета тех индивидов и структур, которые имеют имидж надежных и достоверных источников информации по проблемам организационной деятельности.

В организации возникают  как формальные коммуникационные связи, так и неформальные. Формальная коммуникация предполагает взаимодействие субъектов, исполняющих социальные роли в рамках должностных и общественных обязанностей. Неформальная коммуникация ориентирована  на поддержание и развитие отношений, решение личных проблем и проблем  групповой динамики.

Эффективной может быть как  формальная коммуникация, так и неформальная.

Степень эффективности взаимодействия и взаимного дополнения формальной и неформальной коммуникативных  сетей во многом определяет продуктивность деятельности организации и эффективность  лидерства.

Зачастую при нехватке формальной информации недостаток в  ней восполняет неформальная коммуникационная сеть. Передача официальной информации через неформальную сеть приводит к  искажению этой информации.

Выполнение в рамках неформальной коммуникации функций информирования сотрудников поключевым проблемам  жизнедеятельности приводит к возникновению  помех при координации работы членов организации.

В зависимости от влиятельности  неформальных лидеров и степени  их лояльности официальному руководству  организации, доверия и согласия с управленческими решениями  и методами управления изменяется сила и влияние неформальной коммуникативной  сети.

Влиятельность неформальной коммуникативной сети. Также определяется частотой и свободой общения официального руководства с неформальными  лидерами.

Неформальные лидеры выполняют  функции хранителей и передатчика  информации. Они заполняют «пустоты»  формальной коммуникации, объясняют  и истолковывают сообщения официального руководства и его действия, аккумулируют многообразную информацию об организации  и ее членах. Фактически они формируют  общественное мнение относительно политики руководства и оказывают существенное влияние на создание имиджа представителей менеджмента.

Итак барьерами, которые  препятствуют эффективной организационной  коммуникации, являются:

·Страх нижестоящих проявить инициативу и инакомыслие, подменив тем самым лидера.

· Отсутствие готовности руководства  к открытости коммуникации.

· Непропорциональность информационных потоков сверху вниз и снизу вверх.

· Потеря и искажение смысла сообщений посредниками.

· Феномен группового мышления.

· Высокая продуктивность деятельности организации определяется наличием лидеров, способных и готовых  руководить формальной и неформальной коммуникациями, создавать единую коммуникативную  систему организации, которая обеспечивает всем ее членам доступ к достоверной  и полной информации.

Таким образом, роль лидера в управлении коммуникацией зависит  от цикличности этой коммуникации.

 

 

 

ГЛАВА 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИДЕРСТВА И КОММУНИКАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ВИММ-БИЛЛЬ-ДАНН ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ»

 

ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» - ведущий производитель  соков и молочных продуктов в  России. Компания была основана в 1992 г.

Сегодня в компанию входит 30 производственных предприятий в 22 регионах России и СНГ, а торговые филиалы компании открыты в 26 крупнейших городах России и стран СНГ. В  компании работает более 17 тысяч человек.

Дистрибьюторы компании работают более чем в 40 городах.

«Вимм-Билль-Данн» владеет  диверсифицированным портфелем  торговых марок, охватывающим более 1100 типов молочных продуктов и более 150 типов соков, нектаров и прохладительных  напитков. Компания занимает лидирующие позиции на российском рынке молочной продукции. В этом сегменте доля компании по 24 крупнейшим городам России за 2005 год составила 34% по данным AC Nielsen.

«Вимм-Билль-Данн» является не региональным и не московским, а  общенациональным российским производителем. Стратегия ВБД - производить молочные продукты в том регионе, где они  потребляются. Программа развития компании предполагает увеличение числа именно региональных предприятий. В российских регионах у ВБД есть сильная производственная база, особенно после завершения (в 2003 году) комплексной программы модернизации предприятий.

В 2002 г. ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» стала первой российской компанией-производителем продуктов  широкого потребления, разместившей свои ценные бумаги (АДР третьего уровня) на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE). Одним  из главных условий участия в  торгах является абсолютная прозрачность активов компании.

Компания «Вимм-Билль-Данн»  получила Гран-при за лучшее качество связей с инвесторами в целом  среди компаний с низким и средним  уровнем капитализации, а также  награду Лучшему специалисту  по связям с инвесторами среди  компаний с низким и средним уровнем  капитализации, присужденные IR magazine совместно  с Объединением Специалистов по Связям с Инвесторами (ОССИ) по результатам 2004 г.

18 мая 2006 г. служба рейтингов  корпоративного управления Standard & Poor's объявила о повышении рейтинга  корпоративного управления ВБД  с 7 до 7+ (7.3 и 7.7 по российской  шкале соответственно), что является  самым высоким рейтингом в  России. Повышение рейтинга свидетельствует  об эффективной работе Совета  директоров, в частности, о реальном  влиянии независимых директоров  на процесс принятия решений  и о приверженности контролирующих  акционеров высоким стандартам  корпоративного управления.

Пластинин Сергей Аркадьевич возглавляет Совет директоров ОАО  «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» с  мая 2010 года. С 2001 по 2006 год Сергей Пластинин  был Председателем Правления  ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания», исполняя функции главного должностного лица нашей Компании, а также являлся  членом Совета директоров ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания» с мая 2001 года. Сергей Пластинин - основатель и генеральный  директор ряда компаний в сфере агробизнеса, недвижимости и индустрии моды.

Эта компания выбрана не случайно. Во-первых, за сравнительно недолгий срок существования ВБД смогла добиться внушительных результатов в популяризации  себя и своей продукции. Во-вторых, за всю свою историю компания не раз прибегала к довольно оригинальным и разнообразным ПР-методам для  достижения своих целей. И, наконец, сама по себе разносторонняя ПР-деятельность компании Вимм-Билль-Данн заслуживает  внимания.

Активное ПР-участие компании во всех сферах общественной жизни  отличается постоянством присутствия  и высокой информативной содержательностью. Складывается впечатление, что ВБД всегда придумывает что-то новое. Причем, если разобраться, это «новое» взято из западного опыта, однако впервые в России различные стратегии применяет именно ВБД.

Предельная корректность и осторожность ВБД в общении  с представителями государственных  структур вызывает восхищение работой  ПР-службы компании. ПР-служба ВБД (Департамент  по связям с общественностью) исключительно  активна во всем, что касается государственных  изменений в сфере производства пищевых продуктов. А это, в свою очередь, также способствует поддержанию  позитивного имиджа компании.

Вот один пример: в 2001 году Государственный  таможенный комитет РФ выяснил, что  многие российские производители соков  ввозят импортный концентрат в Россию по заниженной цене, уклоняясь, таким  образом от уплаты таможенных пошлин. В итоге ГТК РФ в октябре 2001 года направил во все региональные таможенные управления письма, содержащие указание "обеспечить проверку заявленной таможенной стоимости товаров, классифицируемых в товарной подгруппе 2009, и в случае выявления фактов занижения таможенной стоимости указанных товаров  принять меры к довзысканию неуплаченных платежей в установленном порядке"20.

И здесь интересно проследить реакцию компании ВБД. Что делает Департамент по связям общественности компании? Руководитель Департамента сразу же заявляет следующее:

«Наша компания осуществляет закупку концентрированных соков  по ценам, полностью соответствующим  диапазону, названному в письме ГТК  РФ. Учитывая те объемы, в которых  это делает "Вимм-Билль-Данн", а  также нашу безупречную репутацию  и долгое сотрудничество с партнерами-поставщиками, мы уверены в том, что получаем от них наиболее оптимальные цены. …. Наша компания считает требование ГТК разумным и небезосновательным: в результате принятых мер прежде всего повысится ответственность  производителя за качество продукции, а недобросовестные производители будут вынуждены покинуть рынок.»

В то же время против действий таможенного комитета высказывается  Российский союз производителей соков (РСПС), объединяющий крупные и средние  компании-производители, утверждая, что  ГТК РФ завышает реальные цены на концентраты, таким образом, повышая таможенные пошлины. Разумеется, компания ВБД - один из основных участников РСПС.

Таким образом, очевидно, что  ВБД ни в коем случае не вступает в открытый спор или конфликт с  представителями государственной  власти, а проводит крайне осмотрительную политику.

Вимм-Билль-Данн» начал сотрудничество с «аэрофлотом» по поставке соков и морсов.

15 июня 2010 года, Москва. - Крупнейший российский производитель полезных для здоровья продуктов питания компания «Вимм-Билль-Данн» и крупнейший российский авиаперевозчик ОАО «Аэрофлот -- российские авиалинии» объявляют о начале сотрудничества в рамках совместной программы «Здоровое питание в воздухе и на земле».

Компания «Вимм-Билль-Данн»  была выбрана в качестве эксклюзивного  партнера по поставкам соков «Аэрофлоту». По условиям договора, компания «Вимм-Билль-Данн»  будет поставлять премиальные соки «J7» и морсы «Чудо-Ягода» на все  воздушные суда «Аэрофлота». Пассажиры  смогут выбрать самые любимые  и популярные вкусы «J7» -- апельсин, яблоко и томат, а также клюквенный морс «Чудо-Ягода» в удобной для  них форме - индивидуальной упаковке или на розлив. Договор заключен сроком на два года. Прогнозируемый объем ежегодных поставок составит 3,3 млн литров продукции.

«Мы очень гордимся тем, что  были выбраны в качестве эксклюзивных поставщиков компании «Аэрофлот», - отметил Гари Собел Вице-президент, Генеральный директор бизнес-подразделения «Напитки». Закономерно, что две столь масшабные компании будут работать вместе над реализацией такой социально значимой программы как «Здоровое питание в воздухе и на земле», и я не сомневаюсь - это принесет много пользы всем нашим, теперь уже совместным, клиентам».

Исходя из данного  примера,  ОАО «Вимм-Билль-Данн»  можно сделать вывод, что лидерство, как и управление, является до некоторой  степени искусством.

Возможно, это и есть причина  того, почему исследователям не удалось  разработать и обосновать единую теорию.

Лидерство как специфический  тип отношений управления основывается больше на процессе психологического воздействия, а следовательно понятие  «коммуникации» неотделимо от понятия  «лидер».

Лидер должен видеть, слышать  и чувствовать всё, что находится  в отдалённом доступе, а тем более  в зоне ближайшей досягаемости. Несмотря на то, что информационное пространство современного мира загружено тоннами  информации, лидер должен уметь отличать и выбирать золотые крупицы нужной информации, которая касается непосредственно  его, его команды, компании, рынка. Если лидер не будет первым, кто среагирует на новый сигнал о важных изменениях, то это сделают другие, и он рискует  проиграть уже на старте. Любые  новые тенденции в мире, даже взмах  крыла бабочки, может вызвать  бурю на другой стороне океана возможностей. В прошлом события, происходившие  на другом материке, даже в другой соседней стране, мало касались кого-то лично  и тем более вели к каким-либо ключевым изменениям у себя дома. То теперь реальностью настоящего времени  является глобализация, в свете которой  стоит только на одном конце света  поднять на цент стоимость нефти, моментально начинает резонировать весь мир. Поэтому лидеру стоит быть особенно чувствительным и улавливать любые, даже очень слабые сигналы, приходящие извне.

Таким образом, лидерство  и коммуникация представляют собой  два взаимосвязанных понятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Проблемы лидерства  являются ключевыми для достижения  организационной  эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие  определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к  достижению общих целей.

Информация о работе Проблема лидерства в организациях торговли и сферы услуг