Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 02:17, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по внедрению стратегического планирования на малых предприятиях. В связи с этим, основными задачами являются:
Определение основных понятий стратегического планирования, а также его роли.
Анализ развития малых предприятий в Украине.
Характерные черты стратегического планирования на малых предприятиях.
Введение………………………………………………………………………….2
Глава I. Теоретические основы формирования системы стратегического планирования…………………………………..……………………….…….....4
.Содержание стратегического планирования……………………………..4
. Классификация стратегий……………………………………………….....9
. Факторы успешной реализации стратегии……….……………………...15
Глава II. Стратегическое планирование на малых предприятиях……………………………………………………………………20
.Анализ развития малых предприятий в Украине…..……………………..20
.Особенности стратегического планирования на малых предприятиях….27
.Рекомендации по реализации стратегического плана на малых предприятиях ..……………………………………………………………….36
Заключение…………………………………………………………………….....42
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. В.И. ВЕРНАДСКОГО
Факультет управления
Кафедра «Менеджмент
предпринимательской
Курсовая работа
Пономаренко О.И., студентки группы 201В
Специальность: Менеджмент внешнеэкономической деятельности
ТЕМА
Проблемы стратегического планирования на малых предприятиях
Научный руководитель
Зав. кафедрой, профессор,
д.э.н. Нагорская М.Н.
Симферополь 2006
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы формирования
системы стратегического планирования…………………………………..………
Глава II. Стратегическое планирование на малых
предприятиях………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Приложение ...…………….…………………………………………………….
Источники литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Стратегическое планирование в современной рыночной экономике приобретает наиболее весомое значение. Оно позволяет предприятию быть хорошо ориентированным во внешней среде, а именно знать и учитывать основные рыночные нужды, что является необходимым для его успешного функционирования. Особенно актуально стратегическое планирование для малых предприятий, так как разработка детального стратегического плана позволяет организации выживать в долгосрочном периоде времени, совершенствовать существующие и устанавливать новые отношения с окружающей средой, увеличивать темпы своего роста.
Таким образом, предметом исследования являются проблемы осуществления стратегического планирования, соответственно объектами исследования являются непосредственно малые предприятия Украины. Раньше считалось, что больший производитель имеет лучшие шансы победить в конкурентной борьбе по сравнению с более мелкой фирмой, но теперь все более ясным становится факт, что преимущества в конкурентной борьбе получает более быстрый. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых, зачастую совершенно неожиданных возможностей для осуществления бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других факторов привели к резкому возрастанию значения стратегического планирования и управления.
Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по внедрению стратегического планирования на малых предприятиях. В связи с этим, основными задачами являются:
Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами, заключением, одним приложением, списком источников литературы. Во введении обоснована актуальность, сформулированы цель и задачи исследования. Первая глава содержит теоретическое описание стратегического планирования, общие черты его реализации. Вторая глава касается непосредственно малых предприятий и особенностей их развития в пределах нашей страны, а также разработки мер по внедрению стратегического планирования на них. Заключение обобщает результаты проведенного исследования.
Глава 1.Теоретические основы формирования системы стратегического планирования
1.1. Содержание стратегического планирования
В науке и практике менеджмента концепция «стратегии» не существовала вплоть до второй половины двадцатого века. С целью разграничения функций управления на разных его уровнях в 60-70-х годах было введено понятие стратегическое управление. Авторы, работы которых заложили основу данного понятия, Игорь Ансофф (1972 г), Джордж Стеинер (1979г.) и другие. Необходимостью введения стратегического управления на предприятиях послужили изменения во внешней среде, которые могли коренным образом повлиять на их дальнейшее развитие, притом как обеспечить процветание, так и наоборот. Под стратегическим планированием понимали «план, метод или последовательность манёвров для достижения конкретной цели или результата» [6,с.520]. Чуть раньше стратегия рассматривалась как действие, предпринятое стороной в ответ на реальные или прогнозируемые действия конкурента [9, с.12].
Основоположники стратегического планирования, И. Ансофф и Дж. Стеинер, рассматривали стратегию, как набор правил для принятия решений о деятельности организации[8, с 114]. Существует еще целый ряд определений, которые делают упор на те или иные аспекты и особенности стратегического управления или же на его отличия от «обычного» управления.
В целом развитие системы стратегического планирования характеризуется этапами стратегического подхода.
Практически каждое десятилетие в послевоенные годы управление фирмами претерпевало существенные изменения. Основной причиной послужило изменение условий ведения бизнеса; перед фирмами вставала задача по-новому решать вопросы достижения целей, по-новому подходить к поиску средств выживания в конкурентной борьбе. Вследствие чего каждый раз понятие стратегичности управления фирмой обретало особый смысл, часто диаметрально противоположный тому, который вкладывался в него ранее.
Стратегичность управления 50—60-х гг. — это долгосрочное планирование производства продукции и освоения рынков. Примерно в это время долгосрочные планы попали в центр внимания при выработке стратегического поведения организации. В 70-е гг. существенно изменился смысл стратегического выбора. Это уже не фиксация планов производства на долгосрочную перспективу, а выбор, касающийся того, в каком бизнесе находиться, решение по поводу того, что делать с тем бизнесом, который был успешен, но может потерять свою привлекательность вследствие изменения потребительских приоритетов. В 80-е гг. динамизм внешней среды настолько усложнил задачу своевременной адаптации к тем изменениям, которые происходят во всех сферах общественной жизни, что создание потенциала изменения, способности фирмы должным образом отвечать на вызов со стороны окружения стало центром стратегичности поведения фирмы. Сначала стратегическое выполнение, а потом стратегическое управление окончательно свели понимание стратегического поведения фирмы к такому управлению организацией, при котором основой стратегических решений становится выбор относительно поведения фирмы в текущий момент, который при этом одновременно рассматривается и как начало будущего. Таким образом, решение определяется возникающими обстоятельствами, но в то же время оно подразумевает, что его выполнение должно не только дать ответ на вызов со стороны окружения, но и обеспечить возможность дальнейшей успешной реакции на изменения, которые произойдут в среде [3, с12].
В целом стратегическое планирование должно включать:
Как уже было сказано выше, изначально стратегическое планирование возникло как разделение уровней управления на социально-экономическом объекте. Им занимается преимущественно высшее руководство фирмы, приводя в действие все уровни управления для реализации стратегического плана. Стратегический план – продукт стратегического планирования.
Фирмы, эффективно внедряющие стратегическое планирование в условиях рыночной экономики, приобретают более высокие темпы роста и устойчивость на занимаемом рынке. Это связано с тем, что организации, игнорирующие данную высшую функцию менеджмента, столкнувшиеся с определенной проблемой, часто не могут определить её развязки и того, что стоит за её решением, либо нерешением. В целом отсутствие стратегического управления проявляется прежде всего в следующих двух формах. Во-первых, организации планируют свою деятельность исходя из того, что окружение либо вообще не будет меняться, либо же в нем не будет происходить качественных изменений. Во-вторых, при нестратегическом управлении выработка программы действий начинается с анализа внутренних возможностей и ресурсов организации. При таком подходе очень часто оказывается, что организация не в состоянии достичь своих целей, так как их достижение принципиально зависит от возможностей, желаний и потребностей клиентов, а также от поведения конкурентов.
Таким образом, мы убедились в важности разработки стратегического плана для предприятия. Однако, для его составления требуется проделать немалую работу: сбор сведений об отрасли (в которую собирается войти или входит фирма), о рынке, конкуренции, об изменениях в правовой и других сферах. Для каждой фирмы необходимо составление индивидуального плана с учетом её особенностей, возможностей и слабых сторон. Однако однажды написанный план требует периодической корректировки в связи с тем, что он разрабатывается на долгосрочный период времени, который может принести неоднократные изменения в социальной, страховой и других сферах.
Существует разработанный перечень преимуществ стратегического планирования на предприятиях:
Однако кроме перечисленных по В. Василенко преимуществ, также можно выделить снижение риска при принятии решений.
В целом стратегическое планирование охватывает все сферы деятельности предприятия: закупки, производство, финансы, маркетинг, трудовые ресурсы, научно-исследовательскую деятельность. Выработанная стратегия должна быть соответственно выполнена. Энергичное исполнение сильной стратегии является не только проверенным рецептом успешного бизнеса, но и лучшим тестом на совершенный менеджмент [5, с.53].
Несмотря на то, что даже самая тщательно продуманная стратегия не всегда может предусмотреть какие-либо отрицательные внешние колебания, тем не менее, фирма уже будет иметь приблизительные варианты разрешения ситуации, с которой она столкнулась. Поэтому результаты деятельности фирм напрямую зависят от эффективности принимаемых действий и выбора или непринятия определенных стратегий (табл. 1) [4,с.25].
К трудностям стратегического планирования относят: стереотипность мышления старых руководителей, недостаток информации, сложности предвидения кризисов, политических осложнений, забастовок и т.п.
Таблица 1. Матрица результатов, получаемых в зависимости от вида действий и стратегий
Виды действий |
Определенная стратегия |
Неопределенная стратегия |
Эффективные действия |
Определенная стратегия и |
Неопределенная стратегия, но эффективнее действия привели к успеху в прошлом, но успех в будущем вызывает сомнения |
Неэффективные действия |
Определенная стратегия, но неэффективные действия иногда срабатывали в прошлом, но в будущем ожидается усиление конкуренции |
Неопределенная стратегия и неэффективные действия привели к неудаче в прошлом, и такой же результат ожидается в будущем |
Название строк в табл. 1 содержит характеристику действий управляющего штата предприятия, а также непосредственно рабочих, обеспечивающих реализацию стратегии. Действия управляющих, в данном случае высшего звена (так как речь идет о стратегических действиях), будем называть стратегическим управлением.
Стратегическое управление представляет собой сложный процесс анализа, выбора стратегий, планирования, обеспечения и реализации разработанных планов организацией, состоящий в повторяющемся цикле пяти основных этапов:
Информация о работе Проблемы стратегического планирования на малых предприятиях