Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 02:17, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка рекомендаций по внедрению стратегического планирования на малых предприятиях. В связи с этим, основными задачами являются:
Определение основных понятий стратегического планирования, а также его роли.
Анализ развития малых предприятий в Украине.
Характерные черты стратегического планирования на малых предприятиях.
Введение………………………………………………………………………….2
Глава I. Теоретические основы формирования системы стратегического планирования…………………………………..……………………….…….....4
.Содержание стратегического планирования……………………………..4
. Классификация стратегий……………………………………………….....9
. Факторы успешной реализации стратегии……….……………………...15
Глава II. Стратегическое планирование на малых предприятиях……………………………………………………………………20
.Анализ развития малых предприятий в Украине…..……………………..20
.Особенности стратегического планирования на малых предприятиях….27
.Рекомендации по реализации стратегического плана на малых предприятиях ..……………………………………………………………….36
Заключение…………………………………………………………………….....42
Необходимо искать и выяснять проблемы, идентифицировать проблемы с помощью работников. Также необходимо помнить, что человек, который непосредственно работает с продуктом или услугой, знает процесс, а также знает, как его можно усовершенствовать. Заданием руководства является постоянное усовершенствование своего продукта или услуги (в том числе дизайна, выходных материалов, их составов, технического обслуживания, усовершенствования конструкции, тренинг, переподготовка).
В бизнесе никогда не
следует принимать решения
Каждый работник должен обязательно пройти обучение на рабочем месте. Для такого обучения необходимы соответствующие пособия, где излагается весь процесс производства, чтобы каждому работнику было понятно, каким образом его или её работа способствует созданию высококачественного конечного продукта или услуги компании.
Говоря далее о персонале, необходимо откинуть старые методы слежения за работниками на производстве, обеспечить чувство локтя и ликвидировать противостояние с работниками. Современный ответственный менеджмент сосредотачивает внимание на качестве товаров и услуг. Вместо старого подхода, ориентированного на объем производства, в центре внимания сегодня – повышение качества продукции. С каждым увеличением качества автоматически растет продуктивность. А это приводит к увеличению объема реализации. Когда менеджмент обращает внимание прежде всего на качество, необходимо быть в постоянной готовности неотложно реагировать на объявления работников и инспекторов о преградах на пути создания высококачественной продукции, так, например, от установления следственных дефектов, неподобающего обслуживания оборудования, некачественного инструмента, неточных рабочих указаний.
Кроме ликвидации надсмотра за работой персонала, о которой уже говорилось выше, необходимо вместо строгой дисциплины уделять большее внимание налаживанию командной работы, сосредотачиваясь при этом опять же на качестве товара или услуги. Также следует обращать внимание на рациональные предложения работников – членов команды. Например, некоторые фирмы предлагают командам периодически подавать предложения по усовершенствованию их работы, а также обсуждают с ними эти предложения [12, с.76]. Таким образом, менеджмент стимулирует старания работников, привязывая их к продуктам, производимым компанией. При этом каждый сотрудник нацелен на повышение качества, что приводит к более эффективной работе компании.
Командная работа оказывается еще более важной для работников научно-исследовательского отдела компании, так как позволяет оперативно предвидеть возможное появление проблем. Необходимо ликвидировать все возможные барьеры в компании – в процессе внедрения в производство новых видов продукции следует консультироваться с непосредственными участниками производственного процесса. В таком случае новые подходы к улучшению качества принимаются лучше, а также исчезают барьеры между различными участками производства.
В своей работе компания должна отказаться от лозунгов производства большего количества продукции и строгих количественных обязательств. В центре внимания опять же должно быть качество, а не квоты, поэтому время, необходимое для обеспечения высокого качества, определяется стараниями квалифицированного производителя. Следствием этого является отказ от почасовой заработной платы. Такой процесс приводит к постоянному повышению квалификации персонала, оправдывая утверждение о том, что главным активом предприятия являются его сотрудники.
Повышение квалификации
работников может быть также необходимо
в результате многочисленных изменений,
предусмотренных в
Таким образом, для успешной реализации стратегического плана необходимо восприятие этого плана всеми сотрудниками компании. Атмосферу, благоприятную реализации стратегического плана, обеспечивает высшее руководство. Если топ-менеджеры проявляют энтузиазм, принимают активное участие в выполнении стратегического плана, сосредотачиваясь на качестве, высоко оценивают, благодарят и стимулируют работников, то существует высокая вероятность успешного достижения целей стратегического плана.
Глава II. Стратегическое планирование на малых предприятиях
2.1. Анализ развития малых предприятий в Украине
На сегодняшний день актуальной задачей для Украины является создание и поддержание условий реального динамичного перехода страны к рыночным отношениям. Соответственно для этого необходима реорганизация чрезмерной концентрации и монополизации производства, переход от командной системы управления, пересмотр организационных и структурных связей. В этих условиях свое первостепенное место должна занять предпринимательская деятельность, в первую очередью, направленная на потребителя и, как результат, на получение прибыли. Во всем мире растет признание важности вклада малых и средних предприятий (МСП) в процесс социального и экономического развития общества. В течение двух последних десятилетий ушедшего века МСП были основным фактором роста занятости и увеличения объема промышленного производства во многих странах мира [10, с.3]. В контексте так называемых "развивающихся" стран эти предприятия выступают как главная движущая сила самостоятельной борьбы стран с бедностью. В странах с переходной экономикой малый бизнес больше, чем какая-либо другая форма организации экономической деятельности, олицетворяет идею изменения структуры собственности, предпринимательской культуры и того, как надо "делать дела"[10,с.4].
Однако нормальное функционирование предприятия сегодня, а также в перспективе напрямую зависит от стратегического планирования, так как именно оно предусматривает управление предприятием, как социально-экономическим объектом, направленное на выработку долгосрочного плана действий для достижения миссии. Стратегическое планирование позволяет четко определить цели деятельности данного предприятия, выявленные исходя из его возможностей, и учитывая условия внешней среды.
В 2004 г. разрабатывалась стратегия экономического и социального развития Украины на 2004-2015 гг. Для этого был проведен тщательный анализ того, что происходит в экономике [2, с 64].
Проведем анализ деятельности малых и средних предприятий в Украине. В любой развитой стране малый бизнес обеспечивает значительные налоговые поступления и рост объемов производства. Например, во Франции почти половина работоспособного населения занята на малых предприятиях, которые обеспечивают 50% ВВП страны; в Германии малый бизнес дает 60% ВВП. Украина в этом отношении пока отстает: малый бизнес у нас, к сожалению, занимается в основном торговлей и оказанием услуг, а не производством[13, с.69]. Если же говорить о вкладе субъёктов малого предпринимательства в ВВП страны, то необходимо констатировать, что только вклад юридических лиц в ВВП составил 7%, а с учётом вклада физических лиц- предпринимателей по экспертным оценкам их вклад превышает 11% [15, с1].
Распределение малых предприятий по регионам выглядит следующим образом: рис. 3 [14, с.32].
Рис. 3. Количество малых предприятий по регионам Украины
Исходя из статистических данных, мы можем отметить наибольшую долю малых предприятий, сосредоточенных в Киеве – 17% (где их количество 47711); далее идет Донецкая область – 9%, Днепропетровская – 7%, а также Харьковская и Львовская области – по 6%. Если говорить о временном развитии малых предприятий, то количество значительно возросло, а именно: по сравнению с 1995г. – почти в 3 раза (2004г.-283398, 1995г.-96019); самый резкий скачок количества малых предприятий произошел в 2000 г. (с 96019 в 1995г. до 217930 в 2000г.) [14, с.32]. Притом на 10000 населения в 2004г. пришлось 60 малых предприятий, тогда как в 2000г. этот показатель был равен 44, что в 1,4 раза меньше [14, с.32].
Также нужно отметь, что
структура предприятий малого бизнеса
по видам экономической
Рис.4. Количество малых предприятий, занятых перечисленными видами экономической деятельности
Но, несмотря на то, что торговля занимает лидирующие позиции, количество предприятий в этой сфере по сравнению с 2000 г. значительно не выросло (менее 1%). Качественные изменения, то есть увеличение субъектов предпринимательской деятельности в 1,5-2 раза, произошли в таких сферах: сельское хозяйство, охотничество, лесное хозяйство – увеличение на 87%; транспорт и связь – на 60%; операции с недвижимостью, аренда, услуги юридическим лицам – на 100%; охрана здоровья и социальная помощь – на 72%. В остальных сферах также произошел рост малых предприятий, однако здесь показатели колеблются от 10 до 42%.
Нижеприведенная диаграмма обобщает описанные показатели (рис.5) [14,с.34]
Рис.5. Распределение малых предприятий, занятых разными видами экономической деятельности, по областям Украины
Наибольшее количество малых предприятий функционирует в крупнейших городах Украины, таких как Донецк, Львов, Киев, Харьков, Одесса. Что касается видов экономической деятельности, то в сельском хозяйстве наибольшее количество малых предприятий сосредоточено в Одесской, Винницкой и Крымской областях (соотношение между наивысшим и самим низким показателями 2,3 раза (Одесская и Ровенская области)). В промышленности по количеству малых предприятий лидирует Донецкая (3437), Луганская, Одесская, Киевская области (соотношение – 5,1 раз (Волынская область(679))). В торговой сфере преимущество у Донецкой области (10666), на последней позиции Черновицкая область (1135) (соотношение – 9,4). В строительстве наибольшее количество малых предприятий в Харьковской области (1445), а наименьшее – в Тернопольской (317) (соотношение – 4,6). В отельном и ресторанном бизнесе лидирует Львовская область (1062), последнее место в списке у Житомирской области (121) (соотношение – 8,8). Одесская область открывает список в сфере транспорта и связи (1286), отстает Кировоградская область (210) (соотношение – 6,1). В области сделок с недвижимостью наибольшее количество малых предприятий в Донецкой области (4784), наименьшее – в Черновицкой (519) (соотношение – 9,2). В сфере общественных и индивидуальных услуг лидирующие позиции занимает опять же Донецкая область (1093), замыкает список Черновицкая область (131) (соотношение – 8,3). Проанализировав предложенные статистические данные, мы можем сделать вывод о неравномерности распределения малых предприятий по областям Украины, следовательно, о неравномерности их экономического развития.
Что же касается объема производства на малых предприятиях, то с 2002г. по 2003 г. он возрос почти на треть. Ими произведена практически вся молочно-консервная и маргариновая продукция, около половины безалкогольных напитков и круп, пятая часть майонеза и т.д. В области работает более 2 тыс. фермерских хозяйств, которые обрабатывают 7,6% сельскохозяйственных угодий. Кроме того, 132 тыс. предпринимателей - физических лиц обеспечили валовой доход 4,4 млрд. грн. В 2003 году малый бизнес заплатил 230 млн. грн. налогов - десятую часть от всех поступлений в местные и областной бюджеты [15, с.2].
Активную помощь малому
бизнесу оказывает Торгово-
Основной проблемой развития малого предпринимательства в Украине является нерациональная государственная политика по отношению к этому сектору. Хотя формально государственная политика относительно малого бизнеса и определяется Законом Украины “О государственной поддержке малого предпринимательства”, но необходимо отметить, что государство все еще не рассматривает малое предпринимательство как комплексный фактор экономической стабильности и национальной безопасности.
Это подтверждается результатами анализа государственной политики относительно малого предпринимательства, на основе которых можно сделать неутешительный вывод: непоследовательные, фрагментарные и часто взаимно противоречивые решения и действия власти свидетельствуют, по меньшей мере, о несистемности этой политики [16, с.1].
Главная проблема, с которой сталкивается малое предпринимательство в Украине, состоит в низком качестве системы государственного управления, отсутствии стимулов к надлежащей работе, и как результат, в невыполнении или выборочном выполнении национального законодательства органами государственной власти.
Это в свою очередь порождает следующие основные проблемы, с которыми сталкивается малое предпринимательство[16, с.2]:
Одной из острых проблем, решению которой может поспособствовать развитие малого предпринимательства, остается рост безработицы, реальный уровень которой составляет свыше 10% [16, с.2]. Также сейчас необходимо упростить систему налогообложения. Сегодня уплата единого налога уже не является эффективной, так как с января 2005 года предприниматели должны платить дополнительные средства, в частности в Пенсионный фонд. Такая ситуация предопределяет увеличение теневого сектора экономики. Необходимо также формировать общий положительный имидж малого предпринимательства, так как современное украинское общество в основной массе отрицательно воспринимает представителей бизнеса. Поэтому необходимо подготовить и принять Кодекс этики предпринимателей [16, с.2].
Информация о работе Проблемы стратегического планирования на малых предприятиях