Процедура принятий управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 21:49, курсовая работа

Описание

От оценки решений и процесса их принятия, форм внедрения, использования зависит продуктивность труда, экономическое и рациональное использование потребляемых ресурсов, уровень информационной системы, мотивация персонала и много других аспектов управления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1.
1.1. Сущность управленческих решений, их роль в менеджменте…………5
1.2. Требования, предъявляемые в управленческим решениям. Основные виды………………………………………………………………………………..6
1.3. Факторы, влияющие на качество принимаемых решений……………..8
Глава 2.
2.1. Процесс принятия управленческих решений. Содержание основных этапов……………………………………………………………………………..10
2.2. Методы оптимизации управленческих решений……………………...12
Глава 3.
3.1. Моделирование как метод решения проблем: сущность, типы моделей, построение моделей…………………………………………………..15
3.2. Принятие решений в условиях риска и неопределенности…………...20
Глава 4.
4.1. Характеристика процесса принятия управленческих решений в отделении Поволжского банка Сбербанка РФ………………………………..24
4.2. предложения по совершенствованию процедур управленческих решений…………………………………………………………………………..25
Заключение……………………………………………………………………….29
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 157.00 Кб (Скачать документ)

Как правило, для успешного осуществления процесса принятия управленческих решений менеджеру необходимо пройти несколько основных его этапов.

Первый этап. Выявление и описание проблемной ситуации. Возникновение новой ситуации. Появление проблемы. Сбор необходимой информации. Описание проблемной ситуации. Анализ.

Второй этап. Разработка вариантов решения. Формулирование требований и ограничений. Сбор необходимой информации. Разработка возможных вариантов решений.

Третий этап. Выбор решения. Определение критериев выбора. Выбор решений, отвечающих критериям. Оценка возможных последствий. Выбор предпочтительного решения.

Четвертый этап. Организация выполнения решения и его оценка. План реализации выбранного решения. Контроль хода реализации решения. Оценка решения проблемы и возникновение новой ситуации.

 Цель первого этапа – выявление и описание проблемы и проблемной ситуации; второго этапа – поиск возможных вариантов решений; на третьем этапе производится оценка альтернатив и выбор окончательного решения; наконец, на последнем этапе целью работ является организация, контроль и оценка результатов выполнения принятого решения.                           

 

2.2. Методы оптимизации управленческих решений.

 

Эффективность управления зависит от комплексного применения многих факторов и не в последнюю очередь от процедуры принимаемых решений и их практического воплощения в жизнь. Но для того, чтобы управленческое решение было действенным и эффективным, нужно соблюсти определенные методологические основы.             

Имеются ряд методов, способных оказать помощь руководителю в поиске объективно обоснованного решения по выбору из нескольких альтернатив той, которая в наибольшей мере способствует достижению целей.                                                       

Наилучший вариант решения, принятого на одном из уровней управляющей системы по какому-либо вопросу, называют оптимальным, а процесс поиска этого варианта - оптимизацией.

Наиболее распространенными методами оптимизации управленческих решений являются:

1.      Метод экспертных оценок;

2.      Метод мозгового штурма (мозговая атака);

3.      Метод теории игр;

4.      Метод платежная матрица;

5.      Метод Делфи.

Методы экспертных оценок применяются в тех случаях, когда задача полностью или частично не поддается формализации и не может быть решена  известными математическими методами. Метод экспертных оценок представляет собой исследование сложных специальных вопросов на стадии выработки управленческого решения лицами, обладающими специальными знаниями и опытом, с целью получения выводов, мнений, рекомендаций и оценок. Экспертное заключение оформляется в виде документа, в котором фиксируются ход исследования и его итоги. Во введении указывается: кто, где, когда и в связи, с чем организует и проводит экспертизу. Далее фиксируется объект экспертизы, указываются методы, примененные для исследования, и полученные в результате исследования данные. В заключительной части содержатся выводы, рекомендации и практические меры, предлагаемые экспертами.

Метод мозгового штурма (мозговая атака) применяется в тех случаях, когда имеется минимум информации о решаемой проблеме и установлены сжатые сроки для ее решения. Тогда приглашаются специалисты, имеющие отношение к данной проблеме, им предлагается участвовать в форсированном обсуждении ее решения. При этом строго соблюдаются следующие правила:

1.      Все высказываются по очереди;

2.      Говорят лишь тогда, когда могут предложить новую идею;

3.      Высказывания не критикуются и не осуждаются;       

4.      Все предложения фиксируются.

Разновидностью метода мозгового штурма является мнение жюри. Суть этого метода состоит в том, что к обсуждению проблемы привлекаются специалисты различных сфер деятельности, взаимодействующие между собой.

Метод теории игр. Задачи решаются в условиях полной неопределенности. Под игрой понимается процесс, в котором участвуют двух или более сторон, ведущих борьбу за реализацию своих интересов. Каждая из сторон имеет свою цель и использует некоторую стратегию, которая может вести к выигрышу или проигрышу — в зависимости от поведения других игроков. Теория игр помогает выбрать лучшие стратегии с учётом представлений о других участниках, их ресурсах и их возможных поступках.

Метод платежная матрица. Платежная матрица -  это один из методов статистической теории решений, метод, который может оказать помощь руководителю в выборе одного из нескольких вариантов. Он особенно полезен, когда руководитель должен установить, какая стратегия в наибольшей мере будет способствовать достижению целей. В целом платежная матрица полезна, когда: имеется разумно ограниченное число альтернатив или вариантов стратегии для выбора между ними; то, что может случиться, с полной определенностью не известно; результаты принятого решения зависят от того, какая именно выбрана альтернатива и какие события в действительности имеют место.

Метод Дельфи. Метод Дельфы получил название от греческого города Дельфы, прославившегося жившими там мудрецами - предсказателями будущего.

Экспертам, которые не знают друг друга даются вопросы, связанные с решением проблемы, мнение меньшинства экспертов доводится до большинства. Большинство должно либо согласиться с этим решением, либо его опровергнуть. Если большинство несогласно, то их аргументы передаются меньшинству и там анализируются. Этот процесс повторяется до тех пор, пока эксперты не придут к общему мнению, либо перейдет к тому, что выделяются группы, которые не меняют своего решения. Этот метод используется для достижения наивысшей эффективности.

Методы оптимизации управленческих решений могут дополнять друг друга и использоваться комплексно при выработке важных управленческих решений.

Выбор методов оптимизации управленческих решений в значительной мере зависит от информационного обеспечения менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3.

3.1. Моделирование как метод решения проблем: сущность, типы моделей, построение модели.

 

Практически любой метод принятия решений, используемый в управлении, можно технически рассматривать как разновидность моделирования. Однако по традиции термин модель обычно относится лишь к методам общего характера, а также к многочисленным их специфическим разновидностям. В дополнение к моделированию имеется ряд методов, способных оказать помощь руководителю в поиске объективно обоснованного решения по выбору из нескольких альтернатив той, которая в наибольшей мере способствует достижению цели.

Хотя некоторые модели, используемые наукой управления, настолько сложны, что без компьютера обойтись невозможно, концепция моделирования проста.             

Моделирование является основным методом исследования производственно-экономических систем. Под ним понимается способ отображения объективной реальности, при котором для изучения оригинала применяется специально построенная модель, воспроизводящая определенные свойства исследуемого реального явления. Моделирование представляет собой исследование объектов познания на их моделях. В нашем случае объект познания – это организация, ее структурное подразделение или же определенное явление, свойственное организации или сопровождающее организацию. Следовательно, обращение к этому методу предполагает рассмотрение определенной модели – организации, ее части, явления.

По определению Шеннона: "Модель - это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности".

Главной характеристикой модели можно считать упрощение реальной жизненной ситуации, к которой она применяется. Поскольку форма модели менее сложна, а не относящиеся к делу данные, затуманивающие проблему в реальной жизни, устраняются, модель зачастую повышает способность руководителя к пониманию и разрешению встающих перед ним проблем. Модель также помогает руководителю совместить свой опыт и способность к суждению с опытом и суждениями экспертов.

Управленческая модель – это упрощенная форма реальной жизненной ситуации, явления или объекта, освобожденная от ненужных элементов или информации, затрудняющих восприятие или анализ реального объекта, явления или ситуации.

Существует ряд причин, обусловливающих использование модели вместо попыток прямого взаимодействия с реальным миром. К ним относятся естественная сложность многих организационных ситуаций, невозможность проведения экспериментов в реальной жизни, даже когда они необходимы, и ориентация руководства на будущее.

Классификация моделей. По способу представления можно выделить три типа моделей: концептуальные, материальные, знаковые.

Концептуальная модель - это некоторый идеальный образ объекта, зависящий не только от его объективно существующих свойств, но и от знаний, опыта и других факторов, свойственных субъекту-исследователю. Для перевода концептуальной модели из формы мысленного образа в форму использования в Детализация концептуальной модели, приведение ее к виду, соответствии со своим назначением, могут применяться словесное (веpбальное) описание, графические средства, математические символы, знакомые средства различных специальных языков представления данных и знаний. Позволяющие экспериментировать с моделью для получения информации об объекте, могут осуществляться в двух основных формах: материальной и знаковой.

Материальные модели можно разделить на три типа: предметные, физические и аналоговые.

Предметные (геометрические) модели предназначены для воспроизведения и анализа в основном тех свойств объекта, которые определяются его размерами, формой, другими признаками, характеризующими объект без учета его внутренней природы.

Физическая модель. Физическая модель представляет то, что исследуется, с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы. Физические модели основаны на теории подобия, с помощью которой устанавливается соответствие между оригиналом и моделью. Физическое моделирование предназначено для изучения свойств и поведения объекта-оригинала в различных условиях внешней среды при различных вариантах реализации самого оригинала.

Аналоговая модель представляет исследуемый объект аналогом, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит как таковой. Аналоговые модели служат тем же целям, что и физические, но природа процессов, протекающих в оригинале модели, различны. В основе аналогового моделирования лежит сходство между математическим описаниями процессов оригинала и модели.

Знаковые модели отражают свойства оригинала с помощью различных символов и могут быть разделены на словесно-описательные, графические и математические.

Словесно-описательная (вербальная, лингвистическая) модель представляет описание свойств реального или воображаемого объекта на некотором естественном языке. Разработка такой модели допускает довольно большую свободу в выборе средств и способов описания, характеристики объекта.

Графическая условная модель служит для отображения в виде графического образа характеристик, свойств объекта, непосредственно не доступных для наблюдения.

Математическая модель. В математической модели, называемой также символической, используются символы для описания свойств или характеристик объекта или события. Построение математической модели означает переход от содержательного описания объекта моделирования к формальному и позволяет применить для исследования свойств объекта формальные преобразования его описания, характер которых зависит от вида математической модели, то есть, в конечном счете, от рассматриваемой задачи.

Моделирование – единственный к настоящему времени систематизированный способ увидеть варианты будущего и определить потенциальные последствия альтернативных решений, что позволяет их объективно сравнивать.

Построение модели является процессом. Основные этапы процесса – постановка задачи, построение, проверка ее достоверности, применение и обновление модели.

Постановка задачи – наиболее важный этап построения модели, способный обеспечить правильное решение управленческой проблемы. Для нахождения приемлемого и оптимального решения задачи нужно знать, в чем она состоит. Правильное использование математики или компьютера не принесет никакой пользы, если сама проблема не будет точно диагностирована.

Построение модели. После правильной постановки задачи следующим этапом процесса предусматривается построение модели. Разработчик должен определить главную цель модели, какие выходные нормативы или информацию предполагает получить, используя модель, чтобы помочь руководству разрешить стоящую перед ним проблему.

Проверка модели на достоверность. После построения модели ее следует проверить на достоверность. То есть устанавливается степень соответствия модели реальному миру, определяется уровень информации, получаемый с ее помощью, насколько эта информация действительно помогает руководству овладеть проблемой. Модель можно опробовать на ситуации из прошлого.

Один из аспектов проверки заключается в определении степени соответствия модели реальному миру. Специалист по науке управления должен установить – все ли существенные компоненты реальной ситуации встроены в модель. Проверка многих моделей управления показала, что они не совершенны, поскольку не охватывают всех эквивалентные переменных. Естественно, чем лучше модель охватывает реальный мир, тем выше ее потенциал как средства оказания помощи руководителю в принятии хорошего решения.

Второй аспект проверки модели связан с установлением степени, в которой информация, получаемая с ее помощью, действительно помогает руководству совладеть проблемой.

Информация о работе Процедура принятий управленческих решений