Процесс комплектования персонала организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 14:27, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение процесса комплектования персонала организации.

Задачами курсовой работы являются:

- изучение методов планирования персонала;

- рассмотрение процесса найма и отбора персонала;

- изучение процесса оценки эффективности отбора персонала.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1.Теоретическая часть.

1. МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА

1.1 Понятие потребности в персонале, ее виды и планирование

1.2 Методы планирования потребности в персонале

1.3 Фактическая потребность в персонале и ее прогнозирование

2. НАЙМ И ОТБОР ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИЮ

2.1 Источники организации найма персонала

2.2 Определение требований к кандидатам на вакантную должность

2.3 Организация процесса отбора претендентов

3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ОТБОРА ПЕРСОНАЛА

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение

Глава 2. Практическая часть. На основе прохождения практики в

ООО «Супермаркет»

1.Характеристика организации.

2.Характеристика персонала организации.

3.Характеристика кадровой службы.

Работа состоит из  1 файл

курсовая (восстановлен).docx

— 666.51 Кб (Скачать документ)

     - проверка претендентов с использованием  ряда формальных методов в  целях отсева худших, которая  проводится кадровой службой;

     - отбор на должность из числа  нескольких лучших кандидатур; обычно  осуществляется руководителем с  учетом заключения кадровых служб  и данных различных проверок  и испытаний.

     В проведении отбора участвуют линейные руководители и функциональные службы. Эти службы укомплектованы профессиональными  психологами, используют самые современные  методы отбора.

     Непосредственный  руководитель (иногда более широкий  круг руководителей) участвует в  отборе на начальном и заключительном этапах. Ему принадлежит решающее слово при установлении требований к должности и выборе конкретного  работника из числа отобранных кадровой службой.

     Найму работника предшествует четкое представление  о функциях, которые он будет исполнять, задачах и должностных обязанностях, правах и взаимодействии в организации. Исходя из заранее сформулированных требований выбирают подходящих людей  на конкретную должность, и соответствию качеств претендентов требованиям  придается большое значение.

     В этом отношении "философия отбора персонала" на американских фирмах отличается от философии современной  японской системы управления. В известном  смысле в японских фирмах "организацию  приспосабливают к человеку". При отборе работников в меньшей  степени, чем в США, обращают внимание на специальные знания, навыки и  практический опыт, необходимый для  немедленного вхождения в должность, сосредоточивая внимание на личностном потенциале и качестве образования. Объясняется это тем, что японский рабочий или служащий принимается  в организацию, как правило, на очень  длительный срок. Даже выпускники лучших вузов в Японии первоначально  зачисляются на рядовые должности. Специальное обучение в части  приобретения конкретных производственных навыков и опыта происходит на самой фирме. Отбор в высшее и  среднее звено управления также  проводится преимущественно из работников самой фирмы и с учетом принципа старшинства. Вся система работы с кадрами в крупных фирмах приспособлена к пожизненному найму. При всей перспективности японской модели очевидно, что за редким исключением  она не может быть рекомендована и реализована в нынешней ситуации экономического кризиса и неопределенности условий хозяйственной деятельности российских организаций.

     В практике работы руководителей с  кадрами выделяют четыре принципиальные схемы замещения должностей: замещение  опытными руководителями и специалистами, подбираемыми вне организации; замещение  молодыми специалистами, выпускниками вузов; продвижение на вышестоящую  должность "изнутри", имеющее целью  заполнение образовавшейся вакансии а  также сочетание продвижения  с ротацией в рамках подготовки "резерва  руководителей".

     При отборе на должности руководителей  исходят из необходимости поиска кандидатов, в наибольшей степени  отвечающих всем поставленным требованиям. Организации сегодня предпринимают  серьезные усилия по развитию собственного персонала, повышению квалификации и практической подготовке к принятию большей ответственности. При этом в организации возможна нехватка квалифицированных кандидатов. Во всех случаях (включая хорошую работу с "резервом") считается необходимым  замещение должностей руководителей  и специалистов на конкурсной основе, т.е. с рассмотрением нескольких кандидатур на место, желательно с участием внешних кандидатов.

     При отборе на должность из числа работников организации важно иметь в  виду, что оценка деятельности работников не дает полной информации о возможностях работника при продвижении на вышестоящую должность или переводе на какую-то иную. Многие работники  теряют эффективность при перемещении  с одного уровня на другой или с  работы функционального характера  на должность линейного руководителя, и наоборот. Переход от работы с  однородными функциями на работу с функциями разнородными, от работы, ограниченной главным образом внутренними  отношениями, на работу с многочисленными  внешними связями - все эти перемещения  предполагают критические изменения, которые ослабляют ценность итогов оценки деятельности как показателя будущих успехов.

     В американской практике признано, что  правильные кадровые решения не могут  быть найдены до тех пор, пока требования к должности не определены настолько  хорошо, что отдельные кандидаты  могут быть соизмерены относительно установленных нормативов.

     При определении требований к кандидатам на должность руководителей в  американских фирмах базируются на правилах, которые можно сформулировать следующим  образом.5

     1. Всякий выбор должностного лица  есть неизбежный компромисс - даже  лучшие работники имеют слабости, ключом к отбору должно служить  ясное представление о том,  какие качества являются действительно  необходимыми для данной должности,  а какими при необходимости  можно пренебречь.

     2. Разные комбинации качеств могут  быть равноценными для исполнения  должности.

     3. Руководители и специалисты должны  обратить внимание на часто  допускаемую ошибку и при установлении  требований к должности проводить  четкое различие между качествами, которые нужно обязательно иметь  перед поступлением на работу, и теми, которые можно приобрести  уже после поступления. Не следует  вводить без необходимости дополнительных  требований к квалификации. В  отношении должности, на которую  мало претендентов, это особенно  нежелательно. В таких случаях  требования к должности надо  ограничить качествами, при отсутствии  каковых кандидат не сможет  выполнять работу.

     4. Повышение требований к качествам  может сказаться на недооценке  общего потенциала работника  и квалификации, на которую будет  предъявлен спрос в будущем.

     5. Четкое определение требований  к должности должно снять неизбежный  субъективизм оценок.

     6. Чем большее число (в разумных  пределах) кандидатов рассматривается  на каждую должность, тем больше  вероятность того, что отбор даст  позитивные результаты, чем меньше  кандидатов, тем вероятнее придется  пойти на серьезный компромисс  по ряду важных качеств.

     7. При определении квалификационных требовании для должности, входящей в состав высшего руководства или другой команды руководителей, можно попытаться компенсировать отдельные слабые стороны этой команды, обусловленные профессиональными и личностными характеристиками ее членов, сформулировав соответствующие дополнительные требования к кандидату. Исследования указывают, что климат организации, характеры других членов руководства также обусловливают специфические черты, необходимые кандидатам на должность.

     Отбор кандидатов на вакантную должность  производится из числа претендентов на вакантную должность руководителя или специалиста управления с  помощью оценки деловых качеств  кандидатов. При этом используются специальные методики, которые учитывают систему деловых и личностных характеристик, охватывающих следующие группы качеств: 1) общественно-гражданская зрелость; 2) отношение к труду; 3) уровень знаний и опыт работы; 4) организаторские способности; 5) умение работать с людьми; 6) умение работать с документами и информацией; 7) умение своевременно принимать и реализовывать решения; 8) способность увидеть и поддержать передовое; 9) морально-этические черты характера.

     Первая  группа включает следующие качества: способность подчинять личные интересы общественным; умение прислушиваться к критике, быть самокритичным; активно  участвовать в общественной деятельности; обладать высоким уровнем политической грамотности.

     Вторая  группа охватывает следующие качества: чувство личной ответственности  за порученное дело; чуткое и внимательное отношение к людям; трудолюбие; личная дисциплинированность и требовательность к соблюдению дисциплины другими; уровень  эстетики работы.

     Третья  группа включает такие качества, как  наличие квалификации, соответствующей  занимаемой должности; знание объективных  основ управления производством; знание передовых методов руководства; стаж работы в данной организации (в  том числе в руководящей должности).

     В четвертую группу входят следующие  качества: умение организовать систему  управления; умение организовать свой труд; владение передовыми методами руководства; умение проводить деловые совещания; способность к самооценке своих  возможностей и своего труда; способность  к оценке возможностей и труда  других.

     Пятая группа включает следующие качества: умение работать с подчиненными: умение работать с руководителями разных организаций; умение создавать сплоченный коллектив; умение подобрать, расставить и закрепить  кадры.

     В шестую группу входят такие качества, как умение коротко и ясно формулировать  цели; умение составлять деловые письма, приказы, распоряжения; умение четко  формулировать поручения, выдавать задания; знание возможностей современной  техники управления и умение использовать ее в своем труде; умение читать документы.

     Седьмая группа представлена следующими качествами: умение своевременно принимать решения; способность обеспечить контроль за исполнением решений; умение быстро ориентироваться в сложной обстановке; умение разрешать конфликтные ситуации; способность к соблюдению психогигиены, умение владеть собой; уверенность  в себе.

     Восьмая группа объединяет такие качества, как умение увидеть новое; умение распознавать и поддерживать новаторов, энтузиастов и рационализаторов; умение распознавать и нейтрализовать скептиков, консерваторов, ретроградов и авантюристов; инициативность; смелость и решительность в поддержании и внедрении нововведений; мужество и способность идти на обоснованный риск.

     В девятую группу входят: честность, добросовестность, порядочность, принципиальность; уравновешенность, выдержанность, вежливость; настойчивость; общительность, обаятельность; скромность, простота; опрятность и аккуратность внешнего вида; хорошее здоровье.

     В каждом конкретном случае из этого  списка выбираются (при помощи экспертов) те позиции, которые важнее всего  Для конкретной должности и организации, и добавляются к ним специфические  качества, которыми должен обладать претендент на эту конкретную должность. Отбирая важнейшие качества для определения требований к кандидатам на ту или иную должность, следует отличать качества, которые необходимы при поступлении на работу, и качества, которые можно приобрести достаточно быстро, освоившись с работой после назначения на должность.

     После этого экспертами проводится работа по определению наличия качеств  у кандидатов на вакантную должность  и степень обладания ими каждым кандидатом по каждому качеству Кандидат, в наибольшей степени обладающий всеми необходимыми для вакантной  должности качествами, занимает эту  должность. 

     2.3 Организация процесса отбора претендентов 

     Конечное  решение при отборе обычно формируется  на нескольких этапах, которые следует  пройти претендентам. На каждом этапе  отсеивается часть претендентов или же они отказываются от процедуры, принимая другие предложения. Типичный процесс принятия решения по отбору персонала представлен на рис. 2.1. 

 

     

     Рис. 2.1. Процедура процесса отбора персонала 

     Предварительная отборочная беседа. Работа на этой ступени может быть организована различными способами. Иногда предпочтительно, чтобы кандидаты приходили в отдел кадров или на место работы. В таких случаях специалист отдела кадров или линейный руководитель проводит с ним предварительную беседу. При этом в организациях применяются общие правила беседы, направленные на выяснение, например, образования претендента, оценку его внешнего вида и определяющих личностных качеств. После этого заявитель направляется на следующую ступень отбора.

     Заполнение  бланка заявления и анкеты претендента  на должность. Претенденты, прошедшие предварительную отборочную беседу, должны заполнить бланк заявления и анкету. Ту же последовательность используют вербовщики. Число пунктов анкеты должно быть минимальным, и они должны запрашивать информацию, более всего влияющую на производительность труда претендента. Вопросы могут относиться к прошлой работе и складу ума, чтобы на их основе можно было провести психометрическую оценку претендента. Пункты анкеты должны быть сформулированы в нейтральном стиле и предполагать любые возможные ответы, включая возможность отказа в ответе.

Информация о работе Процесс комплектования персонала организации