Процесс управления. Объект и субъект управления. Их взаимосвязь в процессе управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:11, контрольная работа

Описание

Уровень руководства – это место менеджера в иерархической системе управления. На высшем уровне руководства находятся первые лица – руководители организации (top-managers - топ-менеджеры). Это – верхушка иерархии. У них нет непосредственных начальников, зато есть подчиненные-управленцы (т.е. руководители, менеджеры). Примерами являются директор завода и главный инженер.

Работа состоит из  1 файл

менеджмент Лены.docx

— 64.83 Кб (Скачать документ)

Уже в начале 20-х гг. в стране действовали  более 50 научно-исследовательских институтов и учреждений по проблемам организации  труда. Ведущее место среди них  занимали: Центральный институт труда, возглавляемый А.К. Гастевым; Совет  по научной организации труда  при наркомате РКИ во главе  с В.В. Куйбышевым; отделы и лаборатории  при ряде наркоматов и т.д. Работающие в этих организациях советские ученые П.И. Попов, П.М. Керженцев, Г.М. Кржыжановский, О.А. Ерманский, Н.А. Витке, Ф.Р. Дунаевский и другие вели работу в области  НОТ по двум основным направлениям: организационно-техническому и социологическому. Ими были созданы и разработаны идеи "организационного управления", "физиологического оптимума", "узкой базы", "организационной деятельности", концепция "социально-трудового управления производством", теория "трудовой емкости" и др. Были сформулированы основные законы научной организации производства и НОТ. Среди них: закон наименьших, при цепной связи; закон взаимного замыкания; закон ритма работ; закон параллельной последовательности работ; закон фронта работ; закон реальных условий.

К началу 30-х гг. определилось содержание научной организации труда, основные положения которой продолжают использоваться в практике управления и в современных  условиях.

Содержание  НОТ на предприятии:

совершенствование форм разделения и кооперации труда, рациональная расстановка кадров;

улучшение организации и обслуживания рабочих  мест;

рационализация  приемов и методов трудовой деятельности, экономия рабочего времени;

обеспечение перерывов в работе для отдыха и восполнения затраченных сил, предотвращение чрезмерной усталости;

своевременный пересмотр норм и нормативов при  неуклонном росте производительности труда;

совершенствование системы материального и морального стимулирования труда, выбор наиболее эффективных его форм;

введение  строгой дисциплины труда и ответственности  за его результаты;

повышение творческой активности работников, поощрение  рационализации и изобретательства, подачи рацпредложений;

распространение передового опыта в труде, постоянное обучение и повышение квалификации работников.

Научная организация труда и управления были обусловлены сложившейся в  России экономической и политической обстановкой и были призваны решить ряд практических проблем:

1) восстановить разрушенное войной  и иностранной интервенцией народное  хозяйство, создать миллионы новых  рабочих мест для людей, в  чьих руках до этого было  только оружие;

2) подготовить необходимые условия  и кадры для новых отраслей  промышленности, которых не имела  Россия, - автомобильной, авиационной,  химической, радиотехнической и  других, для того чтобы вывести  страну в разряд индустриально  развитых государств;

3) создать производственный потенциал,  не зависящий от внешнеэкономических  связей, для производства военной  продукции и современного вооружения.

Решение данных проблем на практике привело  к формированию административно-командной  системы управления в масштабах  не только отдельных предприятий, но и всего государства.

Одновременно  с развитием идей классической школы  управления в западных странах, особенно начиная с 30-х гг., появляются новые  взгляды на принципиальные положения. Все большее внимание ученых стал привлекать "человеческий фактор", роль и место человека не как "винтика", "механизма", а как личности.

 

    1. Организация: понятие, классификация, элементы.

 

 

стема организация экономический

Понятие «организация» относится к числу  ведущих категорий теории организации. Организация может быть определена как: 1) искусственная (синоним – организованная) система, созданная человеком по определенному плану (проекту); 2) активный, относительно независимый элемент общественной системы, через который преломляются интересы индивида и общества.

Организация –  это самая распространенная форма  человеческой общности, первичная ячейка социума. Она не существует без общества, и общество не может существовать без организаций, которые оно  ради своего существования и создает. Организация – объект и субъект  общества. Но будучи самостоятельной  подсистемой общества, организация  имеет специфические потребности, интересы, ценности, предлагает обществу продукты своей деятельности, свои услуги и предъявляет ему определенные требования.

В значительной мере и индивидуальное, и групповое  поведение людей определяется их включенностью в организации. Особенно значима роль организаций в регулировании  совместной деятельности людей.

Организация является основной функцией управления, суть которой  – осуществление определенной структурированности, внутренней упорядоченности, согласованности  взаимодействия относительно автономных частей в системном объекте.

Независимо  от типа и масштабов деятельности каждая организация (фирма) должна быть некоторым образом упорядочена (организована). Существует ряд общих принципов, которыми следует руководствоваться  любой организации в процессе своей деятельности:

  • определение и детализация целей;
  • определение приемов, способов деятельности, способствующих достижению этих целей;
  • поручение различных задач индивидуумам (разделение труда) и объединение их в управляемые рабочие группы;
  • координация, согласование различных видов деятельности, порученных каждой группе;
  • обеспечение единства целей;
  • установление эффективного контроля.

Все организации (биологические, социальные, технические) построены на основе иерархического принципа.

Иерархический принцип означает, во-первых, централизацию, линейную подчиненность низших звеньев  системы высшим, особую форму разделения труда – не только по горизонтали, но и по вертикали, закрепление за людьми и подразделениями управленческих и исполнительских функций. Во-вторых, иерархия обусловливает личную зависимость  одного человека от другого. В-третьих, иерархия функционирует как власть, т.е. члены организации подчиняются  правилам и стандартам организации  – в противном случае к ним  могут быть применены санкции  и меры принуждения.

Существенной  чертой организации является также горизонтальное разделение труда, которое позволяет специализировать деятельность сотрудников, повышать производительность и качество их работы. Классический образец горизонтального разделения труда на промышленном предприятии – производство, снабжение, маркетинг, кадровое обеспечение и финансы, НИОКР.

Горизонтальное  разделение труда требует создания специализированных подразделений (отделы, управления, службы и т.д.). Специализированные подразделения, будучи составными частями  целостной организации, представляют собой социальные системы меньшего масштаба и сложности, деятельность которых сознательно направляется, координируется для достижения общей цели. Координирование работы людей и специальных подразделений составляет сущность управления, без которого организации не могут существовать.

Управление  – это процесс планирования, организации, мотивирования (активизации), координации, регулирования, контроля и исследования.

В больших и  сложных организациях управление должно быть четко отделено от неуправленческой работы, т.е. организации должны назначать  специальных руководителей и  определять круг их обязанностей и  ответственности.

Каждая организация  имеет свою организационную структуру.

Организационная структура – структура объекта управления, отражающая взаимодействия между его элементами.

Для эффектного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала  целям и задачам деятельности организаций и была приспособлена  к ним. Организационная структура  создает некоторый каркас, который  является основой для формирования отдельных управленческих функций, определяет взаимоотношения работников внутри организации. Структура организации  устанавливает некоторый общий  набор предварительных положений  и предпосылок, определяющих, какие  члены организации несут ответственность  за те или иные виды решений. Структура  организации определяет структуру  подцелей, которая служит критерием  выбора при подготовке решений в  различных частях организаций. Она  устанавливает ответственность  подразделений организаций за тщательное исследование отдельных элементов  внешнего окружения и за передачу к соответствующим точкам информации о событиях, требующих особого  внимания.

Руководителю  фирмы, менеджеру важно знать, что  организация обладает способностью к адаптации, самоорганизации и  саморегулированию.

Слово «организация»  происходит от латинского organizo – делать сообща, стройный вид, устраиваю. Организация рассматривается как процесс и как явление.

Организация как процесс – совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.

В качестве примера  организации как процесса можно  привести процесс создания работоспособного коллектива. Организация как процесс  регулируется законами о труде, процессуальным и уголовным кодексами.

Организация как явление – это объединение элементов для реализации программы или цели по производству товаров, услуг, информации, знаний и действующих на основании определенных правил и процедур.

Общими чертами  организаций являются наличие по крайней мере одного человека, хотя бы одной цели, направленной на удовлетворение потребностей или интересов человека или общества; совместная деятельность для получения прибавочного продукта в различных формах (материальной, духовной, информационной).

В исследовании организаций применяются системный, комплексный и аспектный подходы. Системный подход требует учета  всех ключевых элементов (внутренних и  внешних), влияющих на принятие решений. Системный подход предусматривает рассмотрение объекта в качестве системы, состоящей из многих взаимосвязанных подсистем (элементов), имеющих вход, выход, связь с внешней средой, обратную связь. Комплексный подход требует составления приоритетов ключевых элементов и учета наиболее важных элементов. Аспектный подход довольствуется учетом отдельных ключевых элементов при анализе или синтезе организационных образований.

Системный подход требует наибольших затрат ресурсов и времени. Если это оправдано, то его использование целесообразно. Соответственно комплексный и аспектный  подходы более дешевые, но увеличивается  погрешность при обработке недостаточных  данных и в результатах решения.

Типы организаций

 

По методам работы и  приспособляемости к изменениям внешней и внутренней среды организации  подразделяют на два типа:

• механистические организации;

• органические организации.

Механистические организации — это организации, деятельность которых основывается на формальных правилах и процедурах, централизованном принятии решении, узко определенной ответственности в трудовых операциях и жесткой иерархии власти. Это бюрократический тип организации. Он целесообразен в тех случаях, когда организация оперирует в простой стабильной внешней среде, когда цель проста, труд достоверно измеряется и мотивирует работника, власть руководителя признается работниками как законная. Примеры: завод конвейерного типа, завод-автомат и др. Органические (адаптивные) организации — это организации, слабо или умеренно использующие формальные правила и процедуры, с децентрализацией власти, структурами с небольшим количеством уровней иерархии и широким участием работников в принятии решений. Они целесообразны, когда имеется сложное и динамическое внешнее окружение. Пример: организация по проектированию и производству электронной техники.

По взаимодействию подразделений  организации делятся на три типа:

• традиционные организации;

• дивизиональные организации;

• матричные организации;

• комбинированные (состоящие из элементов  предыдущих трех).

Традиционные организации могут  иметь:

• линейную структуру управления;

• линейно-функциональную структуру  управления;

• линейно-штабную (линейно-функционально-штабную) структуру управления.

Дивизионы могут строиться:

• по продукту (дивизионально-продуктовые  структуры);

• по региону (дивизионально-региональные структуры);

• по потребителю-клиенту (дивизионально-потребительские  структуры);

• по рынку сбыта (дивизионально-рыночные структуры).

По типу взаимодействия с человеком организации делятся  на две группы:

• корпоративные организации;

• индивидуалистические организации.

Корпоративная организация — это замкнутая группа людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией и авторитарностью руководства (не путать с корпорацией как субъектом права — юридическим лицом).

Индивидуалистическая организация  — это открытая организация на основе свободного и добровольного объединения индивидов, осуществляющих совместную деятельность

Информация о работе Процесс управления. Объект и субъект управления. Их взаимосвязь в процессе управления