Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:11, контрольная работа
Уровень руководства – это место менеджера в иерархической системе управления. На высшем уровне руководства находятся первые лица – руководители организации (top-managers - топ-менеджеры). Это – верхушка иерархии. У них нет непосредственных начальников, зато есть подчиненные-управленцы (т.е. руководители, менеджеры). Примерами являются директор завода и главный инженер.
Уже
в начале 20-х гг. в стране действовали
более 50 научно-исследовательских
К началу 30-х гг. определилось содержание научной организации труда, основные положения которой продолжают использоваться в практике управления и в современных условиях.
Содержание НОТ на предприятии:
совершенствование форм разделения и кооперации труда, рациональная расстановка кадров;
улучшение организации и обслуживания рабочих мест;
рационализация приемов и методов трудовой деятельности, экономия рабочего времени;
обеспечение перерывов в работе для отдыха и восполнения затраченных сил, предотвращение чрезмерной усталости;
своевременный пересмотр норм и нормативов при неуклонном росте производительности труда;
совершенствование
системы материального и
введение строгой дисциплины труда и ответственности за его результаты;
повышение творческой активности работников, поощрение рационализации и изобретательства, подачи рацпредложений;
распространение передового опыта в труде, постоянное обучение и повышение квалификации работников.
Научная организация труда и управления были обусловлены сложившейся в России экономической и политической обстановкой и были призваны решить ряд практических проблем:
1)
восстановить разрушенное
2)
подготовить необходимые
3)
создать производственный
Решение данных проблем на практике привело к формированию административно-командной системы управления в масштабах не только отдельных предприятий, но и всего государства.
Одновременно с развитием идей классической школы управления в западных странах, особенно начиная с 30-х гг., появляются новые взгляды на принципиальные положения. Все большее внимание ученых стал привлекать "человеческий фактор", роль и место человека не как "винтика", "механизма", а как личности.
стема организация экономический
Понятие
«организация» относится к
Организация –
это самая распространенная форма
человеческой общности, первичная ячейка
социума. Она не существует без общества,
и общество не может существовать
без организаций, которые оно
ради своего существования и создает.
Организация – объект и субъект
общества. Но будучи самостоятельной
подсистемой общества, организация
имеет специфические
В значительной мере и индивидуальное, и групповое поведение людей определяется их включенностью в организации. Особенно значима роль организаций в регулировании совместной деятельности людей.
Организация является основной функцией управления, суть которой – осуществление определенной структурированности, внутренней упорядоченности, согласованности взаимодействия относительно автономных частей в системном объекте.
Независимо от типа и масштабов деятельности каждая организация (фирма) должна быть некоторым образом упорядочена (организована). Существует ряд общих принципов, которыми следует руководствоваться любой организации в процессе своей деятельности:
Все организации (биологические, социальные, технические) построены на основе иерархического принципа.
Иерархический
принцип означает, во-первых, централизацию,
линейную подчиненность низших звеньев
системы высшим, особую форму разделения
труда – не только по горизонтали,
но и по вертикали, закрепление за
людьми и подразделениями
Существенной чертой организации является также горизонтальное разделение труда, которое позволяет специализировать деятельность сотрудников, повышать производительность и качество их работы. Классический образец горизонтального разделения труда на промышленном предприятии – производство, снабжение, маркетинг, кадровое обеспечение и финансы, НИОКР.
Горизонтальное разделение труда требует создания специализированных подразделений (отделы, управления, службы и т.д.). Специализированные подразделения, будучи составными частями целостной организации, представляют собой социальные системы меньшего масштаба и сложности, деятельность которых сознательно направляется, координируется для достижения общей цели. Координирование работы людей и специальных подразделений составляет сущность управления, без которого организации не могут существовать.
Управление – это процесс планирования, организации, мотивирования (активизации), координации, регулирования, контроля и исследования.
В больших и сложных организациях управление должно быть четко отделено от неуправленческой работы, т.е. организации должны назначать специальных руководителей и определять круг их обязанностей и ответственности.
Каждая организация имеет свою организационную структуру.
Организационная структура – структура объекта управления, отражающая взаимодействия между его элементами.
Для эффектного
управления организацией необходимо,
чтобы ее структура соответствовала
целям и задачам деятельности
организаций и была приспособлена
к ним. Организационная структура
создает некоторый каркас, который
является основой для формирования
отдельных управленческих функций,
определяет взаимоотношения работников
внутри организации. Структура организации
устанавливает некоторый общий
набор предварительных
Руководителю фирмы, менеджеру важно знать, что организация обладает способностью к адаптации, самоорганизации и саморегулированию.
Слово «организация» происходит от латинского organizo – делать сообща, стройный вид, устраиваю. Организация рассматривается как процесс и как явление.
Организация как процесс – совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.
В качестве примера организации как процесса можно привести процесс создания работоспособного коллектива. Организация как процесс регулируется законами о труде, процессуальным и уголовным кодексами.
Организация как явление – это объединение элементов для реализации программы или цели по производству товаров, услуг, информации, знаний и действующих на основании определенных правил и процедур.
Общими чертами организаций являются наличие по крайней мере одного человека, хотя бы одной цели, направленной на удовлетворение потребностей или интересов человека или общества; совместная деятельность для получения прибавочного продукта в различных формах (материальной, духовной, информационной).
В исследовании
организаций применяются
Системный подход
требует наибольших затрат ресурсов
и времени. Если это оправдано, то
его использование
Типы организаций
По методам работы и приспособляемости к изменениям внешней и внутренней среды организации подразделяют на два типа:
• механистические организации;
• органические организации.
Механистические организации — это организации, деятельность которых основывается на формальных правилах и процедурах, централизованном принятии решении, узко определенной ответственности в трудовых операциях и жесткой иерархии власти. Это бюрократический тип организации. Он целесообразен в тех случаях, когда организация оперирует в простой стабильной внешней среде, когда цель проста, труд достоверно измеряется и мотивирует работника, власть руководителя признается работниками как законная. Примеры: завод конвейерного типа, завод-автомат и др. Органические (адаптивные) организации — это организации, слабо или умеренно использующие формальные правила и процедуры, с децентрализацией власти, структурами с небольшим количеством уровней иерархии и широким участием работников в принятии решений. Они целесообразны, когда имеется сложное и динамическое внешнее окружение. Пример: организация по проектированию и производству электронной техники.
По взаимодействию подразделений организации делятся на три типа:
• традиционные организации;
• дивизиональные организации;
• матричные организации;
• комбинированные (состоящие из элементов предыдущих трех).
Традиционные организации
• линейную структуру управления;
• линейно-функциональную структуру управления;
• линейно-штабную (линейно-функционально-
Дивизионы могут строиться:
• по продукту (дивизионально-продуктовые структуры);
• по региону (дивизионально-региональные структуры);
• по потребителю-клиенту (дивизионально-
• по рынку сбыта (дивизионально-рыночные структуры).
По типу взаимодействия
с человеком организации
• корпоративные организации;
• индивидуалистические организации.
Корпоративная организация — это замкнутая группа людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией и авторитарностью руководства (не путать с корпорацией как субъектом права — юридическим лицом).
Индивидуалистическая