Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:11, контрольная работа
Уровень руководства – это место менеджера в иерархической системе управления. На высшем уровне руководства находятся первые лица – руководители организации (top-managers - топ-менеджеры). Это – верхушка иерархии. У них нет непосредственных начальников, зато есть подчиненные-управленцы (т.е. руководители, менеджеры). Примерами являются директор завода и главный инженер.
Существуют также следующие новые типы организаций:
• Эдхократические организации;
• многомерные организации;
• партисипативные организации;
• предпринимательские
• организации, ориентированные на рынок.
Эдхократические организации — это организации, использующие высокую степень свободы в действиях работников, их компетентность и умение самостоятельно решать возникающие проблемы
Многомерные организации — это организации, в которых рабочие группы (подразделения) самостоятельно и одновременно выполняют три функции (как бы в трех измерениях):
• обеспечивают свою производственную деятельность необходимыми ресурсами;
• производят для конкретного потребителя, рынка или территории конкретный продукт или услугу;
• обеспечивают сбыт (распределение) своей продукции и обслуживают конкретного потребителя.
Партисипативные организации — это организации, использующие участие работников в управлении. Тем самым обеспечивается мотивированность их труда, обостряется чувство собственника.
Предпринимательские организации — это организации, более ориентированные на рост и на имеющиеся возможности и достижения, чем на контролируемые ресурсы
Организации, ориентированные на рынок — это органические, быстро адаптируемые дивизиональные или матричные организации, в которых все их части (НИОКР, производство, кадры, маркетинг, снабжение, сбыт, финансы, обслуживание) группируются вокруг рынка или рынков. Это организации, «движимые рынком». Пример: корпорация IBM (в 1985 г перешла от «продуктизации» к «регионализации» управления).
Элементы организации
Цель и структура организации
Ни
одна организация (как формальная коммерческая
структура, так и неформальное общественное
объединение) не сможет сформироваться
и тем более далее
Миссия.
Мы наблюдаем, что все большее
количество организаций начинают свои
презентации и рекламные
Видение. Для описания цели организации важен такой аспект, как видение, т. е. то, как организация предполагает двигаться к достижению стратегических целей, как она видит пути и этапы достижения целей. Обычно это представление ориентировано не столько на клиентов, сколько на сотрудников организации и ее стратегических партнеров. Подобное представление фиксируется в программных документах организации и называется “видение” (от англ. vision - предвидение).
Следующий важный элемент, без которого не может существовать ни одна организация — ее структура. Под структурой организации понимается ее архитектоника, наличие отдельных частей и соотношения между ними, степень жесткости/гибкости организационной конфигурации, типы взаимодействий между внутренними элементами. В литературе и управленческой практике выделены три основных типа организационных структур:
линейная;
функциональная;
адаптивная.
Линейная
организационная структура, которая
часто называется пирамидальной, бюрократической,
- строго иерархически организованная,
характеризующаяся разделением
зон ответственности и
Выделяются
два подтипа линейных организационных
структур: плоские и высокие, различающиеся
количеством иерархических
Преимущества линейных организационных структур:
-четкая система взаимных связей;
-быстрота реакции в ответ на прямые приказания;
-согласованность действий исполнителей;
-оперативность в принятии решений;
-ясно
выраженная личная
Основная проблема организационных структур этого типа - ограниченность количества подчиненных, которые могут “замы-каться” на одного руководителя, т. е. ограниченность диапазона (сферы) контроля.
Диапазон
контроля определяется количеством
связей в подразделении (организации).
Эффективность управленческой деятельности
зависит от типа и количества связей,
число которых неизменно растет
с увеличением количества сотрудников,
что существенно осложняет
Типы связей:
-прямые единичные между подчиненными;
-перекрестные между подчиненными;
-прямые между руководителем и любой комбинацией подчиненных.
Чем
больше количество связей и чем они
более неформальны, тем сложнее
должен быть диапазон контроля для
сохранения эффективного управления над
структурой. Поэтому при реализации
сложных видов деятельности, требующих
от сотрудников большого числа согласования,
уточнений, консультаций со стороны
руководителя, необходимы узкий диапазон
контроля и высокая (многоуровневая)
организационная структура. Функциональная
организационная структура
Часто
функциональная организация существует
одновременно с линейной, что создает
двойное подчинение для исполнителей.
Функциональные подразделения получают
право отдавать распоряжения в рамках
своей компетенции как
Преимущества функциональных организационных структур:
-
более глубокая проработка
-
высокая компетентность
-
высвобождение линейных
Одним из вариантов функциональной структуры является дивизионная (департаментная), которая может быть построена по продуктному, региональному (географическому), потребительскому (группе потребителей, обладающих общими свойствами) принципам.
К основным проблемам функциональных организационных структур можно отнести ориентацию на реализацию в основном закрепленных функций, отсутствие инновационности и гибкости при изменении ситуации как в организации, так и во вне ее.
Адаптивная
организационная структура - гибкие
структуры, способные изменяться (адаптироваться)
к требованиям среды (по аналогии
с живыми организмами). Именно адаптивные
организационные структуры
Выделяются следующие типы адаптивных организационных структур:
-
проектная - временная структура,
создаваемая для решения
-
матричная - функционально-временно-
По
вертикали строится управление по отдельным
сферам деятельности организации, по горизонтали
осуществляется управление проектами.
Для матричной структуры
Преимущества
матричной организационной
-
активизация деятельности
-
гибкое использование
Недостатки структуры такого типа заключаются в сложности самой структуры, вызванной наложением большого количества вертикальных и горизонтальных связей, а также в сложности управления организацией в ситуации отсутствия единоначалия.
Функции технологии и финансов в организации
Технология
- это способ преобразования сырья
в искомые продукты и услуги, механизм
работы организации по превращению
исходных элементов труда в итоговые
результаты, являющиеся целью деятельности
организации. В истории можно
выделить несколько уровней
Первый уровень - дотехнологический, при котором каждое изделие создавалось как уникальное.
Второй уровень был связан с внедрением стандартизации и механизации. Начался он с производства первого стрелкового оружия - мушкетов и был призван удешевить производство за счет взаимозаменяемости отдельных элементов. Следствием этого явилось развитие специализации в производстве. Специализации “подверглись” как отдельные исполнители, так и подразделения, и фирмы, включенные в технологический процесс.
Тип совместной деятельности - это способ взаимодействия в рамках коллективного решения задач или проблем. Тип совместной деятельности описывает способ организации коллективного труда. Л. И. Уманский описал три типа взаимодействия.
Совместно-взаимодействующий
тип характеризуется
Совместно-последовательный тип отличается от совместно-индивидуального временным распределением, а также порядка участия каждого в работе. Последовательность предполагает, что вначале в работу включается один участник, затем - второй, третий и т.д. Особенности деятельности каждого участника задаются спецификой целей преобразования средства в результат, характерных именно для этого участка технологического процесса. Так, например, при изготовлении досок, вначале кто-то спиливает дерево, потом кто-то перевозит его на фабрику, затем кто-то отделяет ствол от ветвей, потом кто-то измеряет ствол и рассчитывает, сколько и какого размера досок может получить и какова должна быть схема распилки, и лишь потом ствол поступает на распиливание. Типичный пример совместно-последовательного типа взаимодействия - конвейер, когда продукт деятельности одного из участников процесса автоматически переходит к другому и становится для него предметом труда.
Совместно-индивидуальный
тип деятельности отличается тем, что
взаимодействие между участниками
труда минимизируется. Каждый из исполнителей
выполняет свой объем работы, специфика
деятельности задается индивидуальными
особенностями и
В
последнее время стали выделять
особый тип совместной деятельности
- совместно-творческий. Подобный тип
организации коллективной деятельности
зародился в сферах науки и
искусства, где участники научного
или творческого проекта
Особенность
участия каждого в совместно-