Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является:
• закрепление, углубление и систематизация теоретических знаний по дисциплине «Основы менеджмента»;
• приобретение навыков системно-целевого подхода к проектированию организационных структур и систем управления предприятием;
• освоение методов определения социально-экономической эффективности принятых управленческих решений;
• развитие навыков самостоятельной работы.
Введение 3
Глава 1. Организационная структура 4
1.1. Основные понятия и принципы построения организационных структур. 4
1.2. Краткая характеристика типов организационных структур. 5
1. Линейная структура управления. 6
2. Функциональная структура управления. 7
3. Дивизиональная структура управления 9
4. Адаптивные структуры управления 12
1.3. Методы совершенствования организационных структур 15
1.4. Тенденции развития организационных структур. 17
Глава 2. Общая характеристика объекта исследования. 18
2.1. Организационно-правовая форма хозяйствования. 19
2.2. Основные виды деятельности предприятия. 20
2.3. Полномочия высшего органа управления предприятия. 20
2.4. Организационная структура управления предприятия. 22
Глава 3. Проект совершенствования организационной структуры управления. 23
3.1. Формулирования генеральной цели предприятия. 23
3.2. Управленческое обследование внутренней среды предприятия. 26
3.3. Тенденции изменения внешней среды предприятия. 29
3.4. SWOT – анализ. 33
3.5. Проект организационной структуры управления. 35
3.6. Оценка эффективности проекта организационной структуры. 46
Заключение. 47
Особенности и области применения. Первые разработки концепции и начало внедрения дивизиональных структур управления относятся к двадцатым годам, а пик их промышленного использования приходится на шестидесятые и семидесятые годы.
Необходимость новых подходов к организации управления была вызвана резким увеличением размеров предприятий, диверсификацией их деятельности и усложнением технологических процессов в условиях динамично меняющейся внешней среды. Первыми перестройку структуры по этой модели начали крупнейшие организации, которые в рамках своих гигантских предприятий (корпораций) стали создавать производственные отделения, предоставляя им определенную самостоятельность в осуществлении оперативной деятельности. В то же время администрация оставляла за собой право жесткого контроля по общекорпоративным вопросам стратегии развития, научно-исследовательских разработок, инвестиций и тому подобнее. Поэтому данный тип структуры нередко характеризуют как сочетание централизованной координации с децентрализованным управлением (децентрализация при сохранении координации и контроля).
Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизиональной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а управляющие (менеджеры), возглавляющие производственные отделения.
Структуризация
организации по отделениям производится
обычно по одному из трех критериев: по
выпускаемой продукции или
Организация подразделений по продуктовому принципу является одной из первых форм дивизиональной структуры, и в настоящее время большинство крупнейших производителей потребительских товаров с диверсифицированной продукцией используют продуктовую структуру организации.
При
использовании дивизионально –
продуктовой структуры
Некоторые предприятия производят большой ассортимент товаров или услуг, которые отвечают запросам нескольких крупных групп потребителей или рынков. Каждая группа или рынок имеет четко определенные, или специфические, потребности. Если два или более таких элемента становятся особенно важными для предприятия, оно может использовать организационную структуру, ориентированную на потребителя, при которой все ее подразделения группируются вокруг определенных групп потребителей.
Данный тип организационной структуры находит применение в достаточно специфичных областях, например, в сфере образования, где в последнее время наряду с традиционными общеобразовательными программами возникли специальные отделения для обучения взрослых, повышения квалификации и так далее. Примером активного использования организационной структуры, ориентированной на потребителя, являются коммерческие банки. Основные группы потребителей, пользующихся их услугами, – индивидуальные клиенты (частные лица), пенсионные фонды, трастовые фирмы, международные финансовые организации. Организационные структуры, ориентированные на покупателя, в равной степени характерны для торговых форм, торгующих оптом и в розницу.
Если деятельность предприятия охватывает большие географические зоны, особенно в международном масштабе, то может оказаться целесообразной организационная структура по территориальному принципу, то есть по месту расположения ее подразделений. Региональная структура облегчает решение проблем, связанных с местным законодательством, обычаями и нуждами потребителей. Такой подход упрощает связь предприятия с клиентами, а также связь между его подразделениями.
Хорошо
знакомым примером региональных организационных
структур могут служить сбытовые
подразделения крупных
Преимущества и недостатки Различные типы дивизиональной структуры имеют одну и ту же цель – обеспечить более эффективную реакцию предприятия на тот или иной фактор окружающей среды.
Продуктовая
структура позволяет легко
Дивизиональная структура существенно ускоряет реакцию предприятия на изменения, происходящие во внешней среде. В результате расширения границ оперативно-хозяйственной самостоятельности отделения рассматриваются как центры прибыли, активно использующие предоставленную им свободу для повышения эффективности работы.
В то же время дивизиональные структуры управления привели к росту иерархичности, т.е. вертикали управления. Они потребовали формирования промежуточных уровней управления для координации работы отделений, групп и т.п. Дублирование функций управления на разных уровнях в конечном счете привело к росту затрат на содержание управленческого аппарата.
4. Адаптивные структуры управления
Особенности и области применения Адаптивные, или органические, структуры управления обеспечивают быструю реакцию предприятия на изменения внешней среды, способствуют внедрению новых производственных технологий. Эти структуры ориентируются на ускоренную реализацию сложных программ и проектов, могут применяться на предприятиях, в объединениях, на уровне отраслей и рынков. Обычно выделяют два типа адаптивных структур: проектный и матричный.
Проектная
структура формируется при
Одной из форм проектного управления является формирование специального подразделения – проектной команды, работающей на временной основе. В ее состав обычно включают необходимых специалистов, в том числе и по управлению. Руководитель проекта наделяется так называемыми проектными полномочиями. В их числе ответственность за планирование проекта, за состояние графика и ход выполнения работ, за расходование выделенных ресурсов, в том числе и за материальное поощрение работающих. В связи с этим большое значение придается умению руководителя сформировать концепцию управления проектом, распределить задачи между участниками команды, четко определять приоритеты и ресурсы, конструктивно подходить к разрешению конфликтов. По завершении проекта структура распадается, а сотрудники переходят в новую проектную структуру или возвращаются на свою постоянную должность (при контрактной работе – увольняются). Такая структура обладает большой гибкостью, но при наличии нескольких целевых программ или проектов приводит к дроблению ресурсов и заметно усложняет поддержание и развитие производственного и научно-технического потенциала организации как единого целого. При этом от руководителя проекта требуется не только управление всеми стадиями жизненного цикла проекта, но и учет места проекта в сети проектов данной организации.
С целью облегчения задач координации в организациях создаются штабные органы управления из руководителей проектов или используются так называемые матричные структуры.
Матричная структура представляет собой решетчатую организацию, построенную на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны, непосредственному руководителю функциональной службы, которая предоставляет персонал и техническую помощь руководителю проекта, с другой – руководителю проекта (целевой программы), который наделен необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством. При такой организации руководитель проекта взаимодействует с двумя группами подчиненных: с постоянными членами проектной группы и с другими работниками функциональных отделов, которые подчиняются ему временно и по ограниченному кругу вопросов. При этом сохраняется их подчинение непосредственным руководителям подразделений, отделов, служб.
Полномочия руководителя проекта могут варьироваться от полной власти над всеми деталями проекта до простых канцелярских полномочий. Руководитель проекта контролирует работу всех отделов над данным проектом, руководители функциональных отделов – работу своего отдела (и его подразделений) над всеми проектами.
Матричная структура представляет собой попытку использовать преимущества как функционального, так и проектного принципа построения организации и по возможности избежать их недостатков.
Преимущества и недостатки. Матричная структура управления позволяет достичь определенной гибкости, которая никогда не присутствует в функциональных структурах, поскольку в них все сотрудники закреплены за определенными функциональными отделами. В матричных структурах можно гибко перераспределять кадры в зависимости от конкретных потребностей каждого проекта. Матричная организация дает большую возможность координации работ, характерную для дивизиональных структур. Это достигается за счет создания должности руководителя проекта, который координирует все связи между участниками проекта, работающими в функциональных различных отделах.
Среди недостатков матричной организации обычно подчеркивается сложность, а иногда и непонятность ее структуры, наложение вертикальных и горизонтальных полномочий подрывает принцип единоначалия, что часто приводит к конфликтам и к трудностям в принятии решений. При использовании матричной структуры наблюдается более сильная, чем в традиционных структурах, зависимость успеха от личных взаимоотношений между сотрудниками.
Несмотря на все эти сложности, матричная организация используется во многих отраслях промышленности, особенно в наукоемких производствах (например, в производстве электронной техники), а также и в некоторых организациях непроизводственной сферы.
1.3. Методы совершенствования организационных структур
При
совершенствовании
• простота — обеспечение минимально возможного числа иерархических ступеней;
• адаптивность, то есть способность изменяться в определенных пределах при изменении внешних и внутренних условий;
• увеличение самостоятельности при принятии решений;
• кратчайшие пути прохождения информации;
• рациональная степень централизации, при которой, с одной стороны, достигается специализация, а с другой — обеспечивается оперативность;
• разделение стратегических и оперативных функций;
• сочетание вертикальных (линейно-функциональных) и горизонтальных (программно-целевых) связей в управлении;
• расширение участия персонала в управлении.
Сигналами необходимости крупных изменений можно считать:
1) низкую или снижающуюся эффективность производства. Об этом свидетельствуют:
• тенденция снижения объема продаж;
• большие текущие расходы;
• снижение чистой прибыли;
• неблагоприятная динамика дохода на акционерный капитал:
• снижение выручки на одну обычную акцию;
• снижение выплат дивидендов;
2) ужесточение конкуренции. Необходима новая организационная структура управления, чтобы противостоять этому;
З) несовместимость сложившейся организационная структура управления с предполагаемыми в будущем ростом предприятия и ею перспективными целями.
Можно выделить два направления совершенствования организационных структур управления.
Информация о работе Проектирование организационной структуры и системы управления