Проектирование организационной структуры и системы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:53, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является:
• закрепление, углубление и систематизация теоретических знаний по дисциплине «Основы менеджмента»;
• приобретение навыков системно-целевого подхода к проектированию организационных структур и систем управления предприятием;
• освоение методов определения социально-экономической эффективности принятых управленческих решений;
• развитие навыков самостоятельной работы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Организационная структура 4
1.1. Основные понятия и принципы построения организационных структур. 4
1.2. Краткая характеристика типов организационных структур. 5
1. Линейная структура управления. 6
2. Функциональная структура управления. 7
3. Дивизиональная структура управления 9
4. Адаптивные структуры управления 12
1.3. Методы совершенствования организационных структур 15
1.4. Тенденции развития организационных структур. 17
Глава 2. Общая характеристика объекта исследования. 18
2.1. Организационно-правовая форма хозяйствования. 19
2.2. Основные виды деятельности предприятия. 20
2.3. Полномочия высшего органа управления предприятия. 20
2.4. Организационная структура управления предприятия. 22
Глава 3. Проект совершенствования организационной структуры управления. 23
3.1. Формулирования генеральной цели предприятия. 23
3.2. Управленческое обследование внутренней среды предприятия. 26
3.3. Тенденции изменения внешней среды предприятия. 29
3.4. SWOT – анализ. 33
3.5. Проект организационной структуры управления. 35
3.6. Оценка эффективности проекта организационной структуры. 46
Заключение. 47

Работа состоит из  1 файл

Курсовая-Основы менеджмента.doc

— 367.00 Кб (Скачать документ)

    Организационная структура имеет отношение непосредственно  и к Муниципальному унитарному предприятию города Магадана «РЭУ-4».

    

    

    

    

    

          

      

    В этой организационной структуре  управления четко проявляется линейно-функциональная структура и такой характер соподчиненности между звеньями организации как бюрократия. Также мы видим, что здесь преобладает три управленческих уровня. На первом уровне находится непосредственно сам директор предприятия; на втором главный бухгалтер, главный инженер, начальник планово-производственного отдела, секретарь и начальник юридического отдела (5 человек); на третьем уровне – оператор, диспетчер, экономист I категории, бухгалтер I категории, бухгалтер по расчету с населением, оператор ЭВМ, техник-смотритель, инженер ППО I категории, инженер ППО II категории, юрисконсульт I категории и юрисконсульт (11 человек).

    Положительные стороны данной организационной  структуры:

  • четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов в каждой должности;
  • иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;
  • наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающей однородность выполнения сотрудниками их обязанностей и скоординированность различных задач;
  • осуществление найма на работу в строгом соответствии с квалифицированными требованиями.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Проект совершенствования  организационной  структуры управления.

3.1. Формулирования генеральной  цели предприятия.

    Миссия Муниципального унитарного предприятия города Магадана «РЭУ-4» заключается в обеспечении экономического роста и решении проблемы эксплуатации и обслуживания жилого фонда для улучшения условий жизни людей, помогать им избегать критических ситуаций и справляться с ними, посредством применения новых технологий и качества оказываемых услуг, удовлетворяющих требованиям населения. Это должно позволить получить оптимальную прибыль, а ее персоналу – достойное и справедливое вознаграждение, и повышение уровня квалификации.

    Дерево  целей, изображенное ниже, представляет собой древовидную иерархическую структуру, позволяющую обеспечить взаимосвязанность всех целей, чтобы реализация каждой из них вносила вклад в достижение генеральной миссии.

    

3.2. Управленческое обследование внутренней среды предприятия.

    Внутренняя  среда организации – это та часть общей среды, которая находится  в пределах организации. Она оказывает  постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.

    Срезы внутренней среды предприятия.

Кадровый  срез:

  • постоянное взаимодействие руководителя и работников;
  • эффективная система обучения кадров;
  • постоянная оценка результатов труда;
  • высокая социальная обеспеченность работников;
  • создание и поддержание отношений между работниками;

Организационный срез:

  • присутствует организационная структура;
  • есть необходимые правила и нормы приема граждан, а также на работу;
  • распределение прав и ответственности;
  • присутствует иерархия управления;
  • эффективность системы управления;
  • скорость и эффективность получения информации;
  • внутренний регламент;
  • наличие системы контроля;
  • компетенция высшего руководителя;

Производственный  срез:

  • снабжение и ведение складского хозяйства;
  • обслуживание технологического парка;

Технологический срез:

  • применение новых технологий;
 

    Финансовый  срез:

  • поддержание должного уровня ликвидности и обеспечение прибыльности;
  • общий режим налогообложения;
  • рентабельность;
  • платежеспособность;
  • эффективность бухгалтерского учета;
  • наличие системы учета издержек и планирование прибыли;

Организационная культура:

  • присутствие ценностей, которые разделяют все члены предприятия;
  • высокий психологический климат в коллективе;

Сильные и слабые стороны  предприятия.

      Сильные стороны служат базой, на которую предприятие опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны – это предмет пристального внимания со стороны руководителя, которое должно делать все возможное, чтобы избавиться от них. Поэтому стратегическое управление при анализе внутренней среды интересует выявление именно того, какие сильные и какие слабые стороны имеют отдельные составляющие предприятия и предприятие в целом.

    Сильные стороны предприятия:

  • наличие необходимых финансовых ресурсов;
  • наличие собственных технологий;
  • относительно низкие затраты;
  • наличие эффективной стратегии;
  • прочное финансовое положение;
  • низкие издержки;
  • инновационный опыт;
  • высокий уровень обслуживания;
  • своевременное реагирование на заявки;
  • расширение ресурсной базы;
  • качественное обслуживание населения;
  • высококвалифицированные работники;
  • развитие общепринятых ценностей;
  • сильная кадровая политика;
  • присутствие иерархии;
  • скидки на стоимость сырья и его доступность;
  • увеличение доли рынка;
  • возможность привлечения долгосрочного капитала.

Слабые  стороны предприятия:

  • отсутствие новых клиентов;
  • отсутствие конкурентоспособных навыков;
  • нет успешной рекламной компании;
  • узкая география поставок;
  • отсутствие систематизированных процедур и техники в процессе принятия решений;
  • наличие отсутствия новых услуг;
  • отсутствие гибкости структуры капитала.
 

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.3. Тенденции изменения  внешней среды  предприятия.

    Анализ  внешней среды направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать предприятие, если она успешно поведет работу, и на то, какие осложнения могут ее ждать, если она не сумеет вовремя отвратить негативные выпады, которые может преподнести ей окружение.

    Анализ  внешней среды включает изучение влияния экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развития общества, инфраструктуры.

    Задача  менеджмента состоит в том, чтобы обеспечить поддержание баланса между предприятием и внешней средой путем создания продукта и его обмена во внешней среде на необходимые для обеспечения жизнедеятельности предприятия ресурсы. В процессе взаимодействия предприятия с внешней средой стратегическое управление интересует, прежде всего, то, как должно вести себя предприятие в долгосрочной перспективе, чтобы в условиях конкурентного взаимодействия с другими предприятиями добиваться поддержания баланса в обмене с внешней средой, а, следовательно, обеспечивать устойчивое существование предприятия.

    Во  внешней среде постоянно протекают  динамичные процессы изменений, постоянно  что-то исчезает и что-то появляется. Одна часть из этих процессов открывает  новые возможности для предприятия, создает для нее благоприятные условия. Другая часть, наоборот, создает дополнительные трудности и ограничения. Для того чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, предприятие должно уметь предвидеть то, какие трудности могут возникнуть не его пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для него. Поэтому стратегическое управление при изучении внешней среды концентрирует внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда.

    Для анализа тенденций изменения внешней среды предприятия мы используем технику анализа ПЭСТ, позволяющая более широко взглянуть на то, как влияет окружение на конкретно наше предприятие.

    Данная  методика предполагает изучение четырех  основных групп факторов, оказывающих влияние на фирму: политических, социальных, экономических, технологических. Однако на практике анализируется более широкий набор факторов. Несомненно, что текущая экономическая ситуация, общественные и политические тенденции, технологическая конкуренция влияют на развитие компании. Но кроме этого нельзя не учитывать такие факторы, как: правовой климат, природная среда, демографическая ситуация, культурная среда и так далее, — все они оказывают серьезное влияние на выбор стратегии фирмы. Внешние обстоятельства порой приводят к образованию абсолютно новых и разрушению старых стратегических альянсов, изменению системы приоритетов фирм, и обычно они создают бесконечную череду проблем и открывают массу возможностей перед предприятиями.

    Анализ  внешней среды.

    Результаты нашего анализа могут быть представлены в виде таблицы:

Факторы макросреды Тенденция развития фактора Характер влияния Степень влияния                       (-5) - (+5)
Политические  факторы:
  1. государственное влияние в отрасли; 
  2. государственное регулирование конкуренции в отрасли;
 
1. высокое;

2. высокое;

 
1. положительное; 

2. положительное;

 
1. +5;

2. +5;

Экономические факторы:
  1. динамика ВНП;
  2. рост или снижение темпов инфляции;
  3. нормы налогообложения;
  4. рост или сокращение уровня безработицы;
  5. величина заработной платы;
 
1. высокое;

2. высокое;

3. высокое;

4. высокое;

5. высокое; 

 
1. отрицательное  или положительное; 2. отрицательное  или положительное; 3. отрицательное  или положительное; 4. отрицательное  или положительное; 5. положительное  или отрицательное, в зависимости от ее величины высокая или низкая; 
 
1. +5;

2. +5;

3. +5;

4. +5;

5. +5;

Социальные  факторы:
  1. снижение или повышение уровня образования;
  2. изменение уровня и стиля жизни;
  3. отношение к работе и отдыху;
  4. изменение в структуре доходов и расходов;
 
1. высокое; 

2. высокое;

3. высокое;

4. высокое;

 
1. отрицательное  или положительное;

2. отрицательное  или положительное;

3. положительное;

4. отрицательное  или положительное;

 
1. +5; 

2. +5;

3. +5;

4. +5;

Технологические факторы:
  1. оценка скорости изменения и адаптации новых технологий;
 
1. высокое;
 
1. отрицательное  или положительное от самой  скорости и работников;
 
1. +5;
Правовые  факторы:
  1. развитие законодательства, регулирующего деятельность предприятия;
  2. повышение требований со стороны государственных учреждений, следящих за соблюдением законов;
 
1. высокое; 
 

2. высокое;

 
1. отрицательное; 
 

2. отрицательное;

 
1. +5; 
 

2. +5;

Демографические факторы:
  1. рост или сокращение численности населения;
  2. миграция населения;
  3. изменение возрастного состава населения;
 
1. высокое; 

2. высокое;

3. высокое;

 
1. положительное  или отрицательное;

2. положительное  или отрицательное;

3. положительное  или отрицательное;

 
1. +5; 

2. +5;

3. +3;

Природные факторы:
  1. удорожание энергоносителей;
  2. истощение ресурсов;
 
1. высокое;

2. высокое;

 

 
1. отрицательное;

2.  отрицательное;

 
1. +5;

2. +5;

Культурные  факторы:
  1. развитие субкультур;
  2. сохранение устойчивости базовых культурных ценностей;
 
1. среднее;

2. высокое;

 

 
1. отрицательное;

2. положительное;

 
1. +3;

2. +5;

Факторы микросреды Тенденция развития фактора Характер влияния Степень влияния                       (-5) - (+5)
Потребители:
  1. географическое месторасположение;
  2. демографические характеристики потребителей;
  3. социально-психологические характеристики потребителей;
 
1. высокое;

2. высокое;

3. высокое;

 
1. положительное  или отрицательное; 2. положительное  или отрицательное; 3. положительное  или отрицательное;
 
1. +5;

2. +5;

3. +5;

Поставщики:
  1. динамика изменения стоимости сырья;
  2. гарантия качества;
  3. пунктуальность и обязательность поставщика;
  4. доступность товара по требованию;
 
1. высокое;

2. высокое;

3. высокое;

4. высокое;

 
1. положительное  или отрицательное; 2. положительное  или отрицательное; 3. положительное  или отрицательное; 4. положительное  или отрицательное;
 
1. +5;

2. +5;

3. +5;

4. +5;

Информация о работе Проектирование организационной структуры и системы управления