Проектирование организационной структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 07:26, курсовая работа

Описание

Организационная структура системы управления персоналом - совокупность взаимосвязанных подразделений системы управления персоналом и должностных лиц. Подразделения - носители функций управления персоналом - могут рассматриваться в широком смысле как служба управления персоналом. Конкретное место и роль указанной службы в общей системе управления организацией определяются местом и ролью каждого специализированного подразделения по управлению персоналом и организационным статусом его непосредственного руководителя.

Содержание

1 Теоретическая часть
1.1 Понятие организационной структуры как инструмента управления персоналом
1.2 Особенности химической отрасли
2 Проектирование организационной структуры управления на ОАО «Алтайхимпром»
2.1 Характеристика предприятия ОАО «Алтайхимпром»
2.2 Проектирование организационной структуры на ОАО «Алтайхимпром»
3 Оценка эффективности организационной структуры управления на предприятии
3.1 Анализ организационной структуры управления ОАО «Алтайхимпром»
3.2 Выводы и рекомендации эффективности состава системы и структуры связей
Заключение
Список использованных источников
Приложение А – «Организационная структура ОАО «Алтайхимпром»
Приложение Б – «Матрица функциональных связей»
Приложение В–«Штатное расписание ОАО «Алтайхимпром»

Работа состоит из  1 файл

ГОТОВЫЙ КУРСОВИК2.doc

— 246.00 Кб (Скачать документ)

     

- обеспечивает  своевременное составление и  утверждение графиков отпусков.

     

Задачи отдела маркетинга:

     

- Разработка  краткосрочной, среднесрочной и  долгосрочной стратегии маркетинга.

     

- Исследование  факторов, определяющих структуру  и динамику потребительского спроса на продукцию предприятия, конъюнктуру рынка.

     

- Изучение спроса  на продукцию предприятия и разработку долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов потребности в выпускаемой продукции.

     

- Исследование  потребительских свойств производимой  продукции.

     

- Ориентация  разработчиков и производства  на выполнение требований к  выпускаемой продукции.

     

- Организация  рекламы и стимулирования сбыта  продукции.

     

Отдел маркетинга взаимодействует с различными структурными подразделениями.

     

Отдел маркетинга определяет потенциальный рынок  сбыта, сформировывает программу производства и сбыта, разрабатывает инструменты, сопровождающие выполнение этой программы, а именно, ценовую политику, политику коммуникаций с целевой группой потребителей, определяет эффективные каналы сбыта. Отдел сбыта отвечает за реализацию этих программ. Он работает с клиентом, ведет с ним прямые переговоры.

     

Отдел сбыта  обеспечивает реализацию продукции  с целью максимизации прибыли.

     

Отдел снабжения  обеспечивает бесперебойный поставки сырья и материалов для производства продукции.

     

Итак, при линейно - функциональной структуре управления вся власть находится в руках у линейного руководителя, на ОАО «Алтайхимпром» - это генеральный директор. Он координирует работу функциональных подразделений и следит за тем, чтобы их цели соответствовали целям всего предприятия в целом.

     

Линейно-функциональная структура является наиболее приемлемой для ОАО «Алтайхимпром», так как аппарат управления этого предприятия выполняет часто повторяющиеся и редко меняющиеся задачи и функции, то есть «Алтайхимпром» функционирует в условиях решения стандартных управленческих проблем. Кроме того предприятие относится к компаниям с крупносерийным типом производства и выпускает относительно ограниченную номенклатуру продукции.[9]

     

Таким образом, в настоящий момент сформированная и действующая система управления предприятием ОАО «Алтайхимпром» и особенности работы отдельных элементов его структуры (коммерческая служба предприятия: отдел сбыта, снабжения, маркетинга; бухгалтерия, производственный отдел, отдел по работе с персоналом) влияют на положение предприятия на рынке, его экономические показатели и эффективность  работы, а также на особенности взаимодействия структурных подразделений компании. В связи с чем необходимо проанализировать систему управления и выявить ее недостатки.

     

Работники аппарата управления «Алтайхимпром» делятся на:

     

1) линейных руководителей  (мастера, прорабы, начальники  участков, осуществляющие общее  руководство деятельностью соответствующей  организационной структуры, во  главе которой они находятся);

     

2) функциональный  персонал (способствующий реализации процесса управления, обеспечивающий систематизацию и подготовку необходимых данных в определенных сферах управленческой деятельности, а также информационную взаимосвязь по горизонтали и вертикали структуры управления по вопросам, связанным с выполнением соответствующих функций).

     

Распределение обязанностей в рамках разработанной  организационной структуры осуществляется в соответствии с существующими  в организации должностными инструкциями, представленными в «приложении Б», в которых определены права и обязанности каждого работника в рамках предоставленных ему полномочий, а также ответственность в соответствии с возложенными правами и обязанностями.

     

Таким образом, к преимуществам структуры управления ОАО «Алтайхимпром» относятся:

     

- четкая система взаимных связей функций и подразделений;

     

- четкая система единоначалия – генеральный директор сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;

     

- быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.

     

К недостаткам  существующей структуры можно отнести:

     

- малую гибкость и приспособляемость к изменению рыночной ситуации, что неприемлемо в условиях аграрного рынка;

     

- перегрузку управленцев верхнего уровня - у генерального директора и его заместителей существенно превышены нормы управляемости;

     

- повышенную зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств генерального директора и директоров подразделений. [12] 
 

 
       
  1. Оценка  эффективности организационной  структуры управления на ОАО «Алтайхимпром»
 
 
       
    1. Анализ  организационной  структуры ОАО  «Алтайхимпром»
 

       

Проанализируем  особенности построения организационной  структуры, работы отдельных элементов  системы (производство, маркетинг, снабжение, сбыт, управление персоналом), а также рассмотрим влияние внешней и внутренней среды на организацию.

       

ОАО «Алтайхимпром» относится к открытому акционерному обществу и является системой открытого типа, так как способно адаптироваться к условиям внешней среды. В  связи с этим важно проанализировать факторы внешней среды, которые оказывают влияние на систему управления предприятия.

       

К факторам внешней  среды относятся следующие факторы: экономические, демографические, научно-технические, политические, культурные, природные, внешнеэкономические и внешнеполитические.

       

Что касается внутренней среды предприятия, влияющей на эффективность  системы управления, то здесь стоит  рассмотреть не только организационную  структуру управления, но и основные ее элементы системы (производство, снабжения, сбыта, кадры).

       

ОАО «Алтайхимпром» – предприятие, в управлении которым преобладают организационно-административные методы, иначе называемые методами принуждения, и практически не применяются экономические методы. На предприятии не создано благоприятного климата для успешной работы, у работников нет ощущения того, что они одна команда, также как нет сильной привязанности к своей работе, нормой среди работников считается высказывание неудовлетворенности своим предприятием, а также в сравнении с другими фирмами высказать невозможность достижения предприятием успеха.

       

Инициативы «снизу»  руководством предприятия не воспринимаются как нечто серьезное и заслуживающее  рассмотрения, действия, инициированные руководством, воспринимаются как обязательные для выполнения, попытки оспорить их необходимость и целесообразность сразу же пресекаются. Руководство предприятия не считает необходимым довести до работников предприятия мотивы, побудившие их принять определенное решение, тем самым не создается необходимой мотивационной базы для работы сотрудников и работа выполняется, «потому что так было приказано». Для работников предприятия характерно пассивное отношение к распоряжениям со стороны руководства, что отрицательно сказывается на эффективности работы сотрудников, что сказывается и на производительности труда.

       

ОАО «Алтайхимпром» – это предприятие с линейно-функциональной организационной структурой, типичные недостатки которой характерны и для данного предприятия:  соперничающие подразделениями, закрытость работников, непрозрачность деятельности работников, значительное внимание бюрократическим рутинам, следовательно, отсутствие требуемой мобильности в работе компании. Итак,  данная структура не обладает гибкостью и адекватностью к быстро меняющейся внутренней и внешней среде; замедление прохождения информации; увеличение объёма работы высшего эшелона управления; допускается не соответствие между полномочиями и ответственностью руководителей различных уровней.[16]

       

Преимуществами  структуры управления являются: быстрое  решение проблем, находящихся в компенсации одной функциональной службы; экономия на управленческих расходах; уменьшение случаев дублирования полномочий в функциональных областях; содействие эффективному производству стандартизированных товаров.

       

Основными производственными  цехами предприятия являются: приготовительный цех; производственные цеха.

       

Цеха являются производственными единицами, задачей  которых является производство изделий. В своей работе  производственные цеха взаимодействует с отделом  маркетинга, сбыта и планово-экономической службой, разрабатывая планы производства объема продукции и номенклатуру выпускаемой продукции.

       

Выделен в самостоятельную  структуру отдел маркетинга с  приданием ему функций исследования рынка и планирования производства и продаж. Создан единый блок финансово-экономических и учетно-отчетных служб.

       

Однако взаимодействия между отделами организовано на низком уровне.

       

Во главе производства стоит начальник производственных цехов, который принимает решение  об объемах производства. Отдел продаж во главе с начальником организует сбыт произведенной продукции, не учитывая особенности и потребности рынка, которые изучаются отделом маркетинга.

       

Отдел снабжения, занимается закупом необходимого для  производства сырья.

       

Отдел кадров возглавляется  начальником, который контролирует движение кадров на предприятии (прием и увольнение сотрудников), не занимаясь их обучением, карьерным ростом, квалификацией.

       

Если рассматривать  предприятие как систему, то во главе  ее стоит генеральный директор, а  отделы (элементы системы) находятся непосредственно в подчинении генерального директора. В связи с большим объемом работы он не уделяет должного внимания принятию рациональных решений.

       

Предприятие лишается возможности быстро реагировать  на требования рынка, проводить взвешенную конкурентную и коммуникационную политику, коммуникации (реклама, исследования рынка) ограничены и недостаточны для эффективных продаж, потому как сотрудники компании пассивно относятся к решениям руководства, так как не имеют дополнительного материального поощрения за проделанную работу.

       

Недостатком, влияющим на эффективность системы управления ОАО «Алтайхимпром» является зависимость от поставщиков. Для снижения зависимости от поставщиков, предприятию необходимо повысить эффективность связей между структурными подразделениями, что позволило бы обеспечить бесперебойную работу всей организации. То есть необходимо разработать модель внутренних взаимосвязей между структурными подразделениями на основании разработки новой организационной структуры.

       

Организационная структура технологического отдела ОАО «Алтайхимпром» является функциональной, соблюдается принцип единоначалия (иерархическое подчинение), т.е. у каждого работника есть один непосредственный начальник. Все основнык вопросы решаются начальником по производству. Присутствует достаточно высокий  уровень централизации. У отдела широкая специализациия, в его ведении находится большой круг вопросов. Существует жесткая регламентация деятельности. Плохо налаженная коммуникация.

       

По данным этого  опроса можно сделать вывод о структурных недостатках управления ОАО «Алтайхимпром».

       

- Работникам  не ясно, что от них ожидают,  и как может быть оценен  личный вклад каждого, потому  что цели организации не доведены  до работников.

       

- Необходимая  информация вовремя не доходит  до людей, принимающих решения. Это является следствием плохо налаженных коммуникаций в организации.

       

- Люди, принимающие  решения перегружены работой.

       

- Непосредственные  исполнители работ отстранены  от планирования этих работ

       

Информация о работе Проектирование организационной структуры