Профессионализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 12:15, курсовая работа

Описание

Вопросы профессионализма и профессиональной компетентности в последнее десятилетие стали предметом пристального внимания психологической науки (Е.А.Климов, А.К.Маркова, Л.М.Митина, Ю.П.Поваренков, Н.С.Пряжников и др.). Но в большинстве случаев исследователи ограничиваются изучением набора ПВК – профессионально-важных качеств, их формирования и оценки. Остается не вполне ясным, что психологически означает человек как профессионал, как субъект профессиональной деятельности, чем психически отличается мастер своего дела от других людей. Зачастую отождествляются понятия профессиональной компетентности и профессионализма.
Под профессионализмом нами понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых

Содержание

1 ВВЕДЕНИЕ
2 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Предмет, задачи и методы психологии профессиональной
деятельности.
2.2 Классификации и особенности применения методов психологии
профессиональной деятельности.
2.3 Характеристика операциональной сферы профессиональной
деятельности.
3 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1 Становление профессионализма. Общая характеристика понятия
профессионализма. Стороны и уровни профессионализма.
3.2 Характеристика стадий профессионализма.
3.3 Характеристика компонентов операционной сферы.
4 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

ДОК.docx

— 56.71 Кб (Скачать документ)

    Анкетирование — получение письменных ответов  на поставленные вопросы — может  быть двух типов. Можно проводить  анкетирование по типу «свободного  ответа» (ответ пишется в произвольной форме) и по типу «выбранного ответа» (нужно подчеркнуть один из заранее  подготовленных ответов). Анкеты первого  типа не сковывают инициативы опрашиваемого, но требуют большего времени для  заполнения и не гарантируют точного  ответа. Анкеты второго типа удобнее  обрабатывать, они быстрее заполняются, но ограничивают возможность ответов, не предусмотренных экспериментатором.

Основным условием получения достоверных сведений в ходе опроса является убеждение  опрашиваемого в том, что сообщаемые им сведения не будут использованы во вред ему и его коллегам, что  целью анализа не является повышение  норм или темпов работы.

Метод опроса является вспомогательным в профессиографии, он может быть использован на предварительном этапе ознакомления с профессией или для изучения тех сторон профессиональной деятельности, которые плохо поддаются наблюдению и экспериментальной проверке.

    Метод наблюдения. Наблюдение за ходом рабочего процесса и поведением специалистов позволяет дать более точное описание действий, приемов, движений работающих в соответствии с производственными  задачами и результатами труда. Наблюдению подвергаются также оперирование орудиями, материалами, общение в процессе работы. Психологический анализ профессиональной деятельности проводится в тесной связи  с изучением ее производственно-технической  структуры: наблюдение позволяет не только выявить психологические  требования, выдвигаемые профессией, но и установить, какие моменты  профессиональной деятельности обусловливают  те или иные требования к работающему  человеку. Основные элементы деятельности заранее шифруются, а в процессе наблюдения в соответствующую временную  графу бланка заносится только шифр операции. Затем с наблюдательного  листа все данные переносятся  в сводку одноименных элементов. Данные наблюдения обычно дополняются  объективными данными.

    Самонаблюдение  и самоотчет. Самонаблюдение в профессиографии выступает в двух формах: в виде самоотчета специалиста и в виде самонаблюдения психолога, совмещающего в одном лице исследователя и рабочего. В первом случае специалист получает инструкцию думать вслух в процессе работы, т.е. «проговорить» каждую операцию, каждое наблюдение за прибором, каждое восприятие сигнала. Иногда с этой целью специалиста просят рассматривать наблюдателя как ученика и объяснять ему необходимые действия. Во втором варианте использования самонаблюдения в профессиографии сам психолог становится учеником и систематически изучает профессию, приобретая постепенно трудовые навыки, все больше и больше в них совершенствуясь. Это позволяет проследить специфические трудности и особенности овладения профессиональной деятельностью. Такой прием получил название трудового метода.

    Экспериментальный метод. Эксперимент в профессиографии служит для проверки уже составленной психограммы. С этой целью выделяют несколько групп специалистов с различной профессиональной успешностью. У членов каждой группы с помощью специальных приборов, методик, бланков проверяются свойства, признанные в ориентировочной психограмме профессионально важными. Результаты экспериментального исследования сопоставляются с профессиональной успешностью при помощи метода корреляции. Если, например, оказывается, что большинство лучших работников при испытании какого-либо свойства дают наилучшие результаты, а отстающие работники — относительно низкие, то это доказывает значение исследованного свойства для данной профессии. Лишь в том случае, когда получается достаточно большое совпадение между экспериментальными оценками и практикой (высокий коэффициент корреляции), можно признать данные профессиографического анализа правильными и обоснованными. Если предварительной психограммы нет, то с помощью экспериментального метода пытаются определить психологическую сущность профессии вслепую и подчас приходят к неверным выводам. Производственный эксперимент проводится в естественных для изучаемого работника условиях труда, на обычном для него рабочем месте (в цехе, в самолете, в кабине электровоза и т.п.). Создание экспериментальной ситуации может остаться вне сознания участников эксперимента, в этом случае положительным для исследования фактором является полная естественность наблюдаемого. Такой производственный эксперимент является разновидностью классической формы естественного эксперимента. В других случаях (например, при изменении структуры изучаемой трудовой деятельности или организации рабочего места) экспериментальная ситуация создается открыто, сам работник становится активным участником создания экспериментальной ситуации и проведения эксперимента. Такое исследование требует особенно тщательной подготовки.

    Особенностями производственного эксперимента являются неизбежное наличие неконтролируемых факторов (т. е. факторов, действие которых  не установлено или не может быть количественно измерено) и необходимость  получения максимальной информации в предельно короткий срок во избежание  помех производственному процессу.

Личностные методы

    Если  анализ документации, опрос, наблюдение и другие методы профессиографии позволяют получить информацию как об особенностях профессиональных задач, объекта труда и других элементов профессиональной среды, так и о некоторых свойствах специалиста, личностные методы направлены только на изучение субъекта труда, притом таких его особенностей, которые не поддаются тестированию или простому наблюдению. Свойства и отношения личности, лежащие в основе профессиональной успешности, могут иметь множество различных проявлений, оцениваемых либо самим испытуемым (в большинстве личностных вопросников), либо людьми, хорошо его знающими по совместной работе (в методе независимых характеристик). На основе этих оценок экспериментатор судит об интересующих его свойствах личности работника.

Алгометрический метод описания трудового процесса

Рассмотренные выше методы служат для сбора информации о субъекте труда или профессиональной среде. Вместе с тем существует ряд  методов упорядочения полученной информации. Одним из таких методов является алгоритмический анализ. Алгоритм —  это строго предписанная последовательность действий, которая неизбежно приводит к решению задач определенного  класса. Эта последовательность действий может иметь словесное описание, в котором представлены все элементарные действия (операторы) и логические условия, определяющие последовательность этих действий. Она может быть представлена в символической форме или  в виде кинематического графика. Разработаны количественные методы оценки алгоритма, позволяющие характеризовать  среднюю динамическую интенсивность  рабочего процесса, стереотипичность или логическую сложность операции, другие показатели. Метод дает возможность представить совокупность действий в компактной форме.

Структурный метод

    Сущность  структурного метода, предложенного  А.И. Губинским, состоит в том, что трудовую деятельность описывают в виде структуры, состоящей из рабочих и вспомогательных операций, для каждой из которых определяются временная характеристика и характеристика надежности. Одним из принципов структурного метода является принцип иерархического структурирования, состоящий в том, что деятельность человека представляется:

на оперативном  уровне — в виде структуры взаимосвязей решаемых задач;

на уровне решения  одной задачи — в виде структуры  взаимосвязей алгоритмов;

на уровне алгоритма  — в виде структуры взаимосвязей блоков операций;

на уровне блока  операций — в виде взаимосвязей отдельных операций;

на уровне операции — в виде взаимосвязи ее компонентов.

А.И. Губинский и В.Г. Евграфов отмечают в то же время ряд трудностей использования структурного метода, в частности, сложность установления зависимости структуры от факторов внешней среды, отсутствие общепринятой «алгоритмической» трактовки мыслительной деятельности, не позволяющее описать ее структуру. 

Системный анализ

    Описанный выше структурный метод уже отвечает одному из принципов системного подхода  к изучению профессиональной деятельности. Он направлен на выявление иерархической  структуры основных компонентов  изучаемой деятельности. Стремление соотнести степени выраженности основных профессионально значимых свойств субъекта труда, определить характер и уровень взаимосвязи  между ними — направление ряда других исследований, в которых делаются попытки системного анализа деятельности.

Наиболее разработанную  методику системного анализа профессиональной деятельности предложил В.Д. Шадриков. Она опирается на методологию системного подхода и предполагает анализ деятельности на нескольких уровнях.

    Уровень личностно-мотивационного анализа  предполагает изучение системы потребностей личности, с одной стороны, и возможностей удовлетворения этих потребностей, заложенных в особенностях профессии, — с  другой. Степенью взаимного соответствия этих двух аспектов определяется уровень  мотивации трудового поведения.

    На  уровне компонентно-целевого анализа  выявляются цель и значение каждого  действия, каждой операции в общей  структуре трудовой деятельности. Системный  подход требует, чтобы уже на уровне компонентного анализа деятельности рассматривалась не только ее внешняя (действенная) сторона, но и внутренняя, связанная с реализацией психических  свойств работника и психических  процессов, участвующих в выполнении действий. Изучению подлежат также  предмет и орудия труда в плане  обусловленности действий их свойствами.

    На  уровне структурно-функционального  анализа изучаются принципы организации  и механизмов взаимодействия отдельных  действий в целостной структуре  деятельности. При этом выявляются связи между отдельными подструктурами деятельности (действиями), значимость установленных связей и вес структурных  компонентов деятельности.

    В процессе информационного анализа  деятельности выявляются те признаки, ориентируясь на которые работник выполняет  трудовые действия, дается характеристика этих признаков со стороны прагматической значимости и динамики проявления, устанавливаются способы получения  работником информации, необходимой  для деятельности, изучается организация  информационного потока во времени  и т.д.

    Психофизиологический  анализ деятельности означает, по В.Д. Шадрикову, изучение физиологических систем, опосредствующих деятельность. При этом придается большое значение анализу активационных и информационно-энергетических процессов.

   Уровень индивидуально-психологического анализа  предполагает изучение субъекта деятельности, личности работника во всем многообразии ее свойств.

    В результате сочетания всех перечисленных  уровней описания деятельности она  предстает как многоуровневое полиструктурное образование. При этом системный анализ требует рассматривать любое явление в развитии, что по отношению к профессиональной деятельности выступает, в частности, как требование изучения процесса овладения деятельностью, становления профессионального мастерства.Таким образом, изучение профессиональной деятельности может проводиться в двух направлениях. Первое направление — описательное — имеет своей целью составление профессиограммы, описывающей основные характеристики профессиональной среды и требования, предъявляемые данной профессией к психике человека. Второе направление предполагает углубленный психологический анализ взаимосвязей внутри компонентов «субъект труда» и «профессиональная среда», оценку структурного взаимного соответствия этих компонентов системы «человек — профессиональная среда». Методы системного анализа деятельности активно разрабатываются психологами нашей страны, их дальнейшее совершенствование открывает перед психологией профессиональной деятельности новые перспективы.

 

    2.3 Характеристика операциональной сферы профессиональной             деятельности

    Операциональная сфера профессиональной деятельности осуществляет исполнительскую часть деятельности, обеспечивает получение необходимого результата. Мотивационная сфера труда раскрывает то, ради чего человек действует, а операционная сфера — то, как действует человек для реализации своих мотивов. Операционная сфера труда — это те средства и те ресурсы, которые человек использует для реализации имеющихся мотивов.

К психологическим  средствам труда относятся:

операции и  действия, осуществляемые человеком  в процессе труда, и более крупные  их объединения — способы, приемы в труде, а также умения и навыки;

«техники» —  совокупность приемов, умений, навыков, применяемая человеком для решения  отдельных задач профессиональной деятельности и профессионального  общения;

технологии —  четкое планирование специалистом психологической  стороны производственного процесса, контроль за достижением поставленных целей. Технологии различаются по сочетанию заложенных в них целей и приемов труда. Если технологии профессиональной деятельности направлены на психологический мир другого человека (или самого себя), их называют психотехнологиями.

    Для выполнения профессиональных задач  человек должен обладать рядом психологических  качеств, необходимых для данной профессии. Профессионально важные качества (ПВК) — это качества человека, влияющие на эффективность его труда. ПВК являются и предпосылками  профессиональной деятельности, и ее новообразованиями, так как совершенствуются, преобразуются в ходе труда. К  ПВК относятся психические процессы (мыслительные, сенсорные, мнемические, речевые), психические состояния, а также отношение к труду и к другим людям. Мотивы, цели, интересы и т.п. мы рассматривали в отдельной лекции, а сейчас попытаемся охарактеризовать такие составляющие ПВК, как профессиональные способности, профессиональное сознание, профессиональное мышление, профессиональная обучаемость.

Профессиональные  способности — это индивидуально-психологические  свойства личности человека, отличающие его от других людей, отвечающие требованиям данной профессии и являющиеся условием ее успешного выполнения. В литературе отмечается, что личность выбирает профессиональную деятельность в соответствии с ее способностями, сложившимися на предыдущих этапах развития. Личность может переходить от одного вида деятельности к другому, развивая разные способности, сочетая их различным образом. Потенциальные способности являются условиями развития новых видов деятельности. Таким образом, профессиональные способности являются и условием, и результатом профессиональной деятельности, профессионального типа личности. Различают общечеловеческие способности, а также общие профессиональные и специальные способности.

Информация о работе Профессионализм