Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 12:15, курсовая работа
Вопросы профессионализма и профессиональной компетентности в последнее десятилетие стали предметом пристального внимания психологической науки (Е.А.Климов, А.К.Маркова, Л.М.Митина, Ю.П.Поваренков, Н.С.Пряжников и др.). Но в большинстве случаев исследователи ограничиваются изучением набора ПВК – профессионально-важных качеств, их формирования и оценки. Остается не вполне ясным, что психологически означает человек как профессионал, как субъект профессиональной деятельности, чем психически отличается мастер своего дела от других людей. Зачастую отождествляются понятия профессиональной компетентности и профессионализма.
Под профессионализмом нами понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых
1 ВВЕДЕНИЕ
2 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Предмет, задачи и методы психологии профессиональной
деятельности.
2.2 Классификации и особенности применения методов психологии
профессиональной деятельности.
2.3 Характеристика операциональной сферы профессиональной
деятельности.
3 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1 Становление профессионализма. Общая характеристика понятия
профессионализма. Стороны и уровни профессионализма.
3.2 Характеристика стадий профессионализма.
3.3 Характеристика компонентов операционной сферы.
4 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
интуитивное мышление,
которое характеризуется
Своеобразное сочетание этих видов в зависимости от предмета, свойств, условий, результата труда может образовывать специфические виды профессионального мышления — оперативное, управленческое, педагогическое, клиническое и т.п.
В
специальной литературе описаны
психологические характеристики ряда
видов профессионального
Признаком современного профессионального мышления называют внимание к альтернативным точкам зрения, диалогичность, плюрализм, усиление роли не только внешних, но и внутренних «мыслительных» технологий.
Для характеристики операциональной сферы важна также профессиональная обучаемость — открытость к дальнейшему профессиональному развитию, готовность к овладению новыми средствами труда, профессиональными знаниями и умениями, активное приспособление человека к меняющимся условиям профессионального опыта.
Важной
характеристикой социальной компетентности
человека в труде, показателем способности
человека к труду является зрелость
межличностного общения, способность
человека к совместному труду
с другими людьми. Профессиональной
общностью называют одну из разновидностей
социальных объединений людей, которая
организована специально для эффективного
достижения единых профессиональных задач.
В социальной психологии выделяют разные
виды социальных общностей, прежде всего,
большие социальные группы и малые
социальные группы. С общей характеристикой
этих групп можно ознакомиться в
специальной литературе. Соответственно
этим группам в психологии профессиональной
деятельности выделяют большие профессиональные
группы, к которым относится профессия
(все учителя, все юристы, все экономисты
и т.п.) и малые профессиональные
группы (бригады, отделы и т.д.). Большая
профессиональная группа имеет свои
общие задачи профессиональной деятельности,
а также нормы и менталитеты
труда, учения, поведения. Это объединение
людей непосредственно не связанных
друг с другом, лично не взаимодействующих.
Малые профессиональные группы —
это объединения людей, направленные
на эффективное решение
малые профессиональные группы высокого уровня (коллектив, команда, община), где имеет место близость ценностных ориентаций, взаимная поддержка, единомыслие;
малые профессиональные объединения творческого типа (профессиональное содружество), где совместная деятельность, главным образом, направлена на решение творческих профессиональных задач, поиск нестандартных решений, на поддержку друг друга в творчестве.
На взаимодействие в профессиональной общности влияет профессиональная среда — совокупность предметных и социальных условий труда. Различают профессиональную макросреду (профессия в обществе, требования к ней со стороны общества), профессиональную локальную макросреду (условия и организация работы в учреждениях данной отрасли), профессиональную микросреду — конкретные условия труда на данном предприятии и в данном коллективе. Выделяют также виды среды по характеру воздействия на человека:
комфортная рабочая среда, которая обеспечивает максимальную работоспособность и сохраняет здоровье;
относительно комфортная рабочая среда, которая обеспечивает нужный уровень работоспособности и сохранения здоровья, но вызывает у человека субъективные ощущения напряженности;
экстремальная рабочая среда, которая приводит к снижению работоспособности, вызывает негативные функциональные изменения, выходящие за пределы нормы, но не ведущие к патологическим нарушениям (скученность, сенсорная депривация, эмоциональная напряженность);
сверхэкстремальная рабочая среда, приводящая к возникновению в организме патологических изменений, в большинстве случаев влечет невозможность выполнения работ.
Определяя
различные виды профессиональной среды,
мы затрагивали такие понятия, как
«эффективность» и «
объективные, предметно-технологические показатели эффективности (производительность, качество, надежность качественная и количественная);
субъективные, психологические, личностные показатели эффективности — вовлеченность разных сторон и уровней психики человека в осуществление деятельности, активизация умственных способностей, операций, действий, мотивационно-волевых компонентов, психологическая цена результата по величине затрат личностных ресурсов.
Эффективность
труда тесно связана с
«врабатывание» до повышения работоспособности: длительность этого периода зависит от характера работы и от квалификации исполнителя;
период оптимальной работоспособности, в течение которого могут быть незначительные колебания продуктивности и работоспособности, но наблюдается максимальная мобилизация организма и воли;
период полной компенсации, здесь проявляются признаки утомления, отвлекаемости, изменения характера движений, но продуктивность остается на том же уровне за счет волевого усилия человека;
период снижения максимальной работоспособности: нарастает утомление, явное снижение работоспособности.
Необходимо
точно сформулировать собственную
цель, достижимую в условиях профессиональной
деятельности. Проанализировав
4 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким
образом, профессионализм-это совокупность
целого ряда действий и знаний, которые
невозможно приобрести только лишь в процессе
обучения. Любая теория должна быть подтверждена
на практике. Продавая себя работодателю,
мы хотим получать хорошую заработную
плату. Но при этом мы должны доказать,
что мы профессионалы в своём деле, в своей
приобретённой профессии. Мы должны доказать,
что на рынке труда мы стоим гораздо больших
денег, потому что мы обладаем такими знаниями,
опытом, навыками, которые не каждый может
предложить на рынке труда. Поэтому необходимо
постоянно совершенствовать свои знания
и незамедлительно применять их на практике.