Профессионализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 12:15, курсовая работа

Описание

Вопросы профессионализма и профессиональной компетентности в последнее десятилетие стали предметом пристального внимания психологической науки (Е.А.Климов, А.К.Маркова, Л.М.Митина, Ю.П.Поваренков, Н.С.Пряжников и др.). Но в большинстве случаев исследователи ограничиваются изучением набора ПВК – профессионально-важных качеств, их формирования и оценки. Остается не вполне ясным, что психологически означает человек как профессионал, как субъект профессиональной деятельности, чем психически отличается мастер своего дела от других людей. Зачастую отождествляются понятия профессиональной компетентности и профессионализма.
Под профессионализмом нами понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых

Содержание

1 ВВЕДЕНИЕ
2 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Предмет, задачи и методы психологии профессиональной
деятельности.
2.2 Классификации и особенности применения методов психологии
профессиональной деятельности.
2.3 Характеристика операциональной сферы профессиональной
деятельности.
3 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1 Становление профессионализма. Общая характеристика понятия
профессионализма. Стороны и уровни профессионализма.
3.2 Характеристика стадий профессионализма.
3.3 Характеристика компонентов операционной сферы.
4 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

ДОК.docx

— 56.71 Кб (Скачать документ)

интуитивное мышление, которое характеризуется быстротой  протекания, отсутствием четко выделенных этапов, минимальной осознанностью.

Своеобразное  сочетание этих видов в зависимости  от предмета, свойств, условий, результата труда может образовывать специфические  виды профессионального мышления —  оперативное, управленческое, педагогическое, клиническое и т.п.

    В специальной литературе описаны  психологические характеристики ряда видов профессионального мышления. Так, анализируется предметно-действенное  мышление в рамках рабочих профессий, оперативное мышление операторов, управленческое мышление административных работников. При анализе, например, управленческого мышления надо учитывать, что труд жестко не регламентирован, практическое мышление направлено на анализ ситуации, на вовлечение активности групп людей в решение общей задачи, в случае сбоя — на привлечение резервов; возрастает роль прогнозирования, абстрактных компонентов мышления.

Признаком современного профессионального мышления называют внимание к альтернативным точкам зрения, диалогичность, плюрализм, усиление роли не только внешних, но и внутренних «мыслительных» технологий.

Для характеристики операциональной сферы важна также профессиональная обучаемость — открытость к дальнейшему профессиональному развитию, готовность к овладению новыми средствами труда, профессиональными знаниями и умениями, активное приспособление человека к меняющимся условиям профессионального опыта.

    Важной  характеристикой социальной компетентности человека в труде, показателем способности  человека к труду является зрелость межличностного общения, способность  человека к совместному труду  с другими людьми. Профессиональной общностью называют одну из разновидностей социальных объединений людей, которая  организована специально для эффективного достижения единых профессиональных задач. В социальной психологии выделяют разные виды социальных общностей, прежде всего, большие социальные группы и малые  социальные группы. С общей характеристикой  этих групп можно ознакомиться в  специальной литературе. Соответственно этим группам в психологии профессиональной деятельности выделяют большие профессиональные группы, к которым относится профессия (все учителя, все юристы, все экономисты и т.п.) и малые профессиональные группы (бригады, отделы и т.д.). Большая  профессиональная группа имеет свои общие задачи профессиональной деятельности, а также нормы и менталитеты  труда, учения, поведения. Это объединение  людей непосредственно не связанных  друг с другом, лично не взаимодействующих. Малые профессиональные группы —  это объединения людей, направленные на эффективное решение профессиональных задач, прямо включенных в совместную деятельность, их отношения определяются не только деловыми, но и межличностными эмоциональными отношениями. Малая  профессиональная группа может быть формальной (бригада, отдел) и неформальной (профессиональный клуб). Отдельно можно  выделить: 

малые профессиональные группы высокого уровня (коллектив, команда, община), где имеет место близость ценностных ориентаций, взаимная поддержка, единомыслие;

малые профессиональные объединения творческого типа (профессиональное содружество), где совместная деятельность, главным образом, направлена на решение  творческих профессиональных задач, поиск  нестандартных решений, на поддержку  друг друга в творчестве.

На взаимодействие в профессиональной общности влияет профессиональная среда — совокупность предметных и социальных условий  труда. Различают профессиональную макросреду (профессия в обществе, требования к ней со стороны общества), профессиональную локальную макросреду (условия и организация работы в учреждениях данной отрасли), профессиональную микросреду — конкретные условия  труда на данном предприятии и  в данном коллективе. Выделяют также  виды среды по характеру воздействия  на человека:

комфортная рабочая  среда, которая обеспечивает максимальную работоспособность и сохраняет  здоровье;

относительно  комфортная рабочая среда, которая  обеспечивает нужный уровень работоспособности  и сохранения здоровья, но вызывает у человека субъективные ощущения напряженности;

экстремальная рабочая среда, которая приводит к снижению работоспособности, вызывает негативные функциональные изменения, выходящие за пределы нормы, но не ведущие к патологическим нарушениям (скученность, сенсорная депривация, эмоциональная напряженность);

сверхэкстремальная рабочая среда, приводящая к возникновению в организме патологических изменений, в большинстве случаев влечет невозможность выполнения работ.

    Определяя различные виды профессиональной среды, мы затрагивали такие понятия, как  «эффективность» и «работоспособность». Дадим этим понятиям краткую характеристику. Эффективность — соответствие полученного  результата поставленным целям и  задачам. Эффективность определяют либо количеством затрат, необходимых  для получения определенного  результата, либо результатом, полученным при определенных затратах. При оценке эффективности различают: 

объективные, предметно-технологические  показатели эффективности (производительность, качество, надежность качественная и  количественная);

субъективные, психологические, личностные показатели эффективности  — вовлеченность разных сторон и  уровней психики человека в осуществление  деятельности, активизация умственных способностей, операций, действий, мотивационно-волевых компонентов, психологическая цена результата по величине затрат личностных ресурсов.

    Эффективность труда тесно связана с работоспособностью человека. Работоспособность понимается как одно из основных социально-биологических  свойств человека, отражающих его  возможность выполнять конкретную работу в течение заданного времени  и с требуемой эффективностью и качеством. В психологии труда  выделяют следующие периоды работоспособности:

«врабатывание»  до повышения работоспособности: длительность этого периода зависит от характера  работы и от квалификации исполнителя;

период оптимальной  работоспособности, в течение которого могут быть незначительные колебания  продуктивности и работоспособности, но наблюдается максимальная мобилизация  организма и воли;

период полной компенсации, здесь проявляются  признаки утомления, отвлекаемости, изменения  характера движений, но продуктивность остается на том же уровне за счет волевого усилия человека;

период снижения максимальной работоспособности: нарастает  утомление, явное снижение работоспособности.

    Необходимо  точно сформулировать собственную  цель, достижимую в условиях профессиональной деятельности. Проанализировав профессиональную ситуацию, надо выделить две группы условий — способствующих и препятствующих достижению цели. Из условий, способствующих достижению цели, нужно выбрать те, которые сокращают время и  дают возможность сберечь силы. Из условий, препятствующих достижению цели, следует выделить те, которые можно  изменить и которые изменить нельзя, и подумать, какие из них преобладают. Если преобладают условия, препятствующие достижению цели, но которые можно  изменить, приложив к этому определенные усилия, надо действовать. Условия, которые  препятствуют и которые изменить нельзя, нужно постараться «обойти» с той или иной стороны. Если же препятствия настолько велики, что обойти их никак нельзя, следует на время отказаться от поставленной цели и переключиться на другую цель, которая также может быть достижима в условиях профессиональной деятельности.

 

                            4 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Таким образом, профессионализм-это совокупность целого ряда  действий и знаний, которые невозможно приобрести только лишь в процессе обучения. Любая теория должна быть подтверждена на практике. Продавая себя работодателю, мы хотим получать хорошую заработную плату. Но при этом мы должны доказать, что мы профессионалы в своём деле, в своей приобретённой профессии. Мы должны доказать, что на рынке труда мы стоим гораздо больших денег, потому что мы обладаем такими знаниями, опытом, навыками, которые не каждый может предложить на рынке труда. Поэтому необходимо постоянно совершенствовать свои знания и незамедлительно применять их на практике. 
 
 

Информация о работе Профессионализм