Профессионализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 12:15, курсовая работа

Описание

Вопросы профессионализма и профессиональной компетентности в последнее десятилетие стали предметом пристального внимания психологической науки (Е.А.Климов, А.К.Маркова, Л.М.Митина, Ю.П.Поваренков, Н.С.Пряжников и др.). Но в большинстве случаев исследователи ограничиваются изучением набора ПВК – профессионально-важных качеств, их формирования и оценки. Остается не вполне ясным, что психологически означает человек как профессионал, как субъект профессиональной деятельности, чем психически отличается мастер своего дела от других людей. Зачастую отождествляются понятия профессиональной компетентности и профессионализма.
Под профессионализмом нами понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых

Содержание

1 ВВЕДЕНИЕ
2 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Предмет, задачи и методы психологии профессиональной
деятельности.
2.2 Классификации и особенности применения методов психологии
профессиональной деятельности.
2.3 Характеристика операциональной сферы профессиональной
деятельности.
3 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1 Становление профессионализма. Общая характеристика понятия
профессионализма. Стороны и уровни профессионализма.
3.2 Характеристика стадий профессионализма.
3.3 Характеристика компонентов операционной сферы.
4 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

ДОК.docx

— 56.71 Кб (Скачать документ)

Общечеловеческие  способности — это психологические  свойства, необходимые для включения  человека в любую трудовую деятельность. К ним относят:

способность к  жизни (жизнеспособность);

способность к  труду (трудоспособность);

способность к  активности и саморегуляции;

способность к  общению, к сотрудничеству с другими  людьми,

способность к  профессиональной этике, к ответственности  за результаты своего труда;

способность к  помехоустойчивости, к преодолению  препятствий.

Для противостояния неблагоприятным воздействиям среды  на фоне общечеловеческих возникают  специальные способности (технические, гуманитарные, художественные, музыкальные  и др.) как индивидуально-психологические  характеристики, обеспечивающие успешность выполнения человеком конкретных видов  деятельности.

Профессиональные  способности формируются на основе общечеловеческих способностей и позднее  их, а также с опорой на специальные  способности, если те возникли раньше или одновременно с ними. Различают  общие и специальные профессиональные способности. Общие профессиональные способности — это психологические  свойства личности, требуемые от человека конкретной деятельностью. Они определяются предметом труда в профессии (человек, техника, природа, знак, художественный образ). Специальные профессиональные способности — это психологические  свойства личности, требуемые от человека в рамках данной профессии, но при более узкой специализации. Чем сложнее профессиональная деятельность, тем более важна необходимость развития специальных профессиональных способностей.

 

    3 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    3.1 Становление профессионализма. Общая  характеристика понятия  профессионализма. Стороны и уровни профессионализма.

Понятие «профессионализм»  используется в разных смыслах. В  одних случаях имеются в виду нормативные требования профессии  к личности человека — нормативный  профессионализм, в других — обладание  человеком необходимым нормативным  набором психических качеств, когда  профессионализм становится внутренней характеристикой человека — реальный профессионализм. Профессиональное выполнение труда — это всегда осуществление  его на высоком уровне. Близко к  реальному профессионализму примыкает  слово «компетентность». Компетентность — это сочетание психических  качеств, психическое состояние, позволяющее  действовать самостоятельно и ответственно, обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Судить о наличии  компетентности можно по результатам  труда человека. Компетентность нельзя свести к старанию или образованности человека. Различают следующие виды профессиональной компетентности:

специальная компетентность — владение профессиональной деятельностью  на высоком уровне, способность планировать  свое дальнейшее профессиональное развитие;

социальная компетентность — владение принятыми в данной профессии приемами профессионального  общения, готовность к сотрудничеству, социальная ответственность за результаты своего труда;

личностная компетентность — владение приемами личного самовыражения  и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

индивидуальная  компетентность — владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к  профессиональному росту, неподверженность профессиональному старению, умение рационально организовать свой труд.

Названные виды компетентности могут не совпадать  в одном человеке. Он может быть хорошим специалистом в своей  области, но не уметь общаться. То есть, можно сказать, что компетентность конкретного человека уже, чем его  профессионализм. Обычно рассматривают  две стороны профессионализма: мотивационную  и операционную. Главной характеристикой мотивационного компонента для высоких уровней профессионализма является духовное наполнение профессии:

направленность  профессии на благо других людей, желание оставаться в профессии;

мотивация высоких  уровней достижений в своем труде;

сильное профессиональное целеполагание;

отсутствие профессиональных деформаций в мотивационной сфере;

внутренний локус  профессионального контроля, то есть поиск причин успеха или неуспеха в себе самом;

отсутствие перегрузок, стрессов, срывов.

Для операционной сферы профессионализма главным  является «технологическое» обеспечение  духовного наполнения профессии:

развитое профессиональное сознание;

высокая производительность труда, надежность и устойчивость высоких  результатов;

профессиональная  обучаемость и открытость;

творческое отношение  к профессии.

Выделяют следующие  уровни профессионализма.

Допрофессионализм — уровень дилетанта, новичка в профессии, который обычно проходит каждый, осваивая профессию.

Профессионализм — уровень, который охватывает большую  часть жизни человека (превращение  специалиста в профессионала). Внутри этого уровня выделяют следующие  этапы:

адаптация человека к профессии;

самоактуализация человека в профессии;

свободное владение профессией в форме мастерства.

Суперпрофессионализм — уровень, характеризующий расцвет профессиональной деятельности в ее высоких достижениях и творческих успехах. Люди этого уровня опережают свое время, готовят общество и профессию к постановке новых задач. Часто на этом уровне происходит овладение другими близкими профессиями, что делает человека профессионалом-универсалом.

Псевдопрофессионализм — уровень, на котором человек осуществляет внешне достаточно активную деятельность, но при этом наблюдаются какие-либо деформации в становлении его как профессионала, приводящие к отсутствию профессионализма.

Послепрофессионализм — этот уровень проходят все люди, дожившие до пенсионного возраста, но проходят по-разному.

Самоопределение — это сложный, многоступенчатый процесс развития человека. Его структурными элементами являются разные виды самоопределения  — личностное, социальное, профессиональное и др. Все виды самоопределения  постоянно взаимодействуют.

Жизненное самоопределение  — это определение и реализация себя относительно общечеловеческих критериев  смысла жизни. Оно лежит в основе других и начинается с первого  дня жизни как выполнение человеком  своего предназначения.

Личностное самоопределение  — это определение и дальнейшая действенная реализация себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериев. У современного человека, живущего в постоянно меняющемся мире, появляется широкий выбор для  уточнения критериев личностного  самоопределения.

Социальное самоопределение  — это определение себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком критериев принадлежности к определенной сфере общественных отношений и определенному социальному  кругу.

Профессиональное  самоопределение — это определение  человеком себя относительно выработанных в обществе и принятых данным человеком  критериев профессионализма.

Е.А. Климов выделяет два уровня самоопределения:

1) гностический  уровень — перестройка сознания  и самосознания;

2) практический  уровень — реальные изменения  социального статуса человека.

Все виды самоопределения  взаимосвязаны. Много общего имеют, например, профессиональное и личностное самоопределение. Но в то же время между ними существуют и принципиальные отличия:

профессиональное  самоопределение больше зависит  от внешних (благоприятных) условий;

личностное самоопределение  — от самого человека, более того, часто именно плохие условия позволяют  кому-то проявить себя в полной мере (герои появляются в переломные эпохи).

Правда, и в  благополучные эпохи согласного со всем «молчаливого» большинства  все-таки находятся люди, которые  ищут для себя смысл в решении  каких-то особых, непонятных для обывателя  проблем. Такие люди в благополучные  эпохи сами создают для себя дополнительные сложности, то есть условия для подлинного личностного саморазвития.

Профессиональное  самоопределение начинается с выбора профессии, но не заканчивается на этом. В течение всей профессиональной жизни человека происходит продолжение, углубление, уточнение профессионального  самоопределения. Этот процесс выражается в том, что расширяется образ  профессионала, корректируется в ходе самоанализа принятие себя как профессионала, пересматривается отношение к профессии  и себя в ней и т.д. Н.С. Пряжников определяет сущность профессионального самоопределения как «...поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой профессиональной деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения». 

    3.2 Характеристика стадий профессионализма.

    Восхождение человека к профессионализму называется профессионализацией. Определяется профессионализация как целостный непрерывный процесс  становления личности и профессионала, который длится в течение всей профессиональной жизни. Стадиями профессионализации являются профориентация, профотбор, профобразование, профадаптация, включение человека в профессиональную деятельность, специализация, повышение профессиональной квалификации, расцвет профессиональной деятельности, завершение и отход от активной профессиональной деятельности. В целом профессионализация — это одна из сторон социализации, подобно тому, как становление профессионала — это один из аспектов развития личности.

Социализация  — это процесс становления  личности. Социализация предполагает:

усвоение человеком  общественно выработанного опыта, отношений к миру, социальных норм, ролей, функций;

активную переработку  человеком этого общественного  опыта с точки зрения своих  внутренних позиций;

становление у  человека образа Я и выработку  собственного мировоззрения;

участие и вклад  человека в дальнейшее развитие духовных ценностей;

воспроизводство человеком социальных связей в своей  активной деятельности.

Различают следующие  стадии социализации:

дотрудовую;

трудовую;

послетрудовую.

Рассмотрим возможные  этапы и варианты динамики соотношения  социального и профессионального  на примере личностного и профессионального  самоопределения и саморазвития.

Личностное самоопределение  формируется раньше профессионального, на его основе складываются требования к профессии. Личностное определение  — это определение человеком  того, кем он хочет стать, что он может, что от него хочет общество. Здесь процесс социализации оказывает  влияние на профессионализацию.

    Профессиональное  самоопределение, укрепившись, начинает влиять на личностное. Человек, овладевая профессией, более зрело начинает представлять и оценивать себя. Может происходить переоценка отношения человека к себе как к личности. По мере достижения высоких уровней профессиональной деятельности и успеха в ней у человека возрастает мотивация, актуализируются потенциальные возможности, возрастает уровень притязаний, то есть профессия начинает оказывать влияние на все сферы психики, личности человека.

Характер межличностных  отношений, в которые вступает человек  в трудовой деятельности, влияет не только на личностное развитие, но и  на шлифовку человека как профессионала. Социальное влияет на профессиональное.

Вид профессии  может определить личность человека: общие профессиональные цели, похожие  условия труда и быта, одинаковые пути повышения материального благосостояния, профессионального и социального  роста. Все это определяет сходство профессионалов в манерах деятельности, общения, поведения, формирует общие  по содержанию интересы, установки, традиции. У людей одной профессии складываются близкие ценностные ориентации, особенности  общения, даже манера одеваться. Таким  образом, профессия сама накладывает  отпечаток на человека. Но в некоторых  случаях, например, при появлении  у личности новых потребностей, человек  может менять профессию.

Информация о работе Профессионализм