Профессионализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 12:15, курсовая работа

Описание

Вопросы профессионализма и профессиональной компетентности в последнее десятилетие стали предметом пристального внимания психологической науки (Е.А.Климов, А.К.Маркова, Л.М.Митина, Ю.П.Поваренков, Н.С.Пряжников и др.). Но в большинстве случаев исследователи ограничиваются изучением набора ПВК – профессионально-важных качеств, их формирования и оценки. Остается не вполне ясным, что психологически означает человек как профессионал, как субъект профессиональной деятельности, чем психически отличается мастер своего дела от других людей. Зачастую отождествляются понятия профессиональной компетентности и профессионализма.
Под профессионализмом нами понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых

Содержание

1 ВВЕДЕНИЕ
2 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Предмет, задачи и методы психологии профессиональной
деятельности.
2.2 Классификации и особенности применения методов психологии
профессиональной деятельности.
2.3 Характеристика операциональной сферы профессиональной
деятельности.
3 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1 Становление профессионализма. Общая характеристика понятия
профессионализма. Стороны и уровни профессионализма.
3.2 Характеристика стадий профессионализма.
3.3 Характеристика компонентов операционной сферы.
4 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

ДОК.docx

— 56.71 Кб (Скачать документ)

На основании  обобщения эмпирического опыта  взаимодействия с разными группами клиентов Н.С. Пряжников выделил типичные варианты самоопределения. Каждый вариант, подчеркивает автор, по-своему хорош для тех или иных людей, иначе все варианты не были бы столь живучи. Главное в работе профконсультанта преодолеть определенный стереотип и шире взглянуть на имеющиеся варианты построения своей жизни и карьеры.

    Карьера определяется в словарях как успешное продвижение вперед в той или  иной области. Мы будем говорить о  профессиональной карьере. Различают  широкое понимание карьеры как  профессионального продвижения, профессионального  роста, как этапов восхождения к  профессионализму. Результатом карьеры  в широком понимании является высокий профессионализм человека, достижение признанного профессионального  статуса. В более узком понимании  карьера — это должностное  продвижение. Здесь не только овладение  уровнями и ступенями профессионализма, но и достижение определенного социального  статуса в профессиональной деятельности, занятие определенной должности. Этот тип карьеры начинается с выбора престижной профессии и включает достижение в ней определенных социально  признанных стандартов в профессиональной деятельности. Результатом этого  вида карьеры являются определенный социальный статус и должность. 

Человек может  осознанно выбирать и строить  свою карьеру, как в профессиональном, так и в должностном плане. У одного и того же человека эти  стороны карьеры могут и не совпадать. Так, подлинный профессионал может не сделать служебную карьеру, и, напротив, человек на высокой должности  может не достичь столь же высокого уровня профессионализма. Карьера первого  рода требует профессиональной компетентности, карьера второго рода — социальной компетентности. Различают виды карьеры  по характеру ее динамики:

обычная карьера  как профессиональное развитие с  прохождением всех основных этапов профессиональной жизни;

стабильная карьера  как прямое продвижение от профессионального  обучения к единственному постоянному  типу работы;

нестабильная  карьера, в которой после этапов проб и уточнений следуют новые  пробы. Эти пробы могут быть вынужденными (потеря трудоспособности), добровольными (смена интересов) или вызванными переопределением профессии без  интереса и приложения усилий («перекати-поле»);

комбинированная карьера, когда короткие периоды  стабильной профессиональной жизни  сменяют этапы вынужденной безработицы  или смены профессии, доучивания.

На карьеру  человека влияют, прежде всего, внутренние факторы — мотивы, уровень притязаний, самооценка, здоровье. Чем более  зрелым является человек как профессионал и как личность, тем более велика роль внутренних факторов в его карьере. На карьеру могут влиять и внешние  факторы — социально-профессиональная среда, тип профессиональной организации, а также банальная случайность. Так, например, профессиональная среда  может, осознанно или неосознанно, тормозить профессиональный рост и  карьеру, «отсекая» как некомпетентных, так и сверхкомпетентных работников.

Известная в  современном менеджменте концепция  по общим вопросам карьеры выделяет четыре стадии карьеры:

«разведка боем»;

становление;

процветание;

затухание.

Каждая из этих стадий характеризуется своими задачами, действиями и сферами отношений. Кроме того, на каждой стадии обозначается ориентировочный возраст и выслуга  лет работника, способного решать возникающие  здесь проблемы.

    В современных компаниях деловая  карьера является объектом управления. Она сводится к совокупности мероприятий, осуществляемых кадровыми службами и консалтинговыми фирмами, которые  позволяют работникам раскрыть свои способности и применить их наиболее выгодным для себя и организации  способом. Их необходимость связана  с тем, что большинство сотрудников, как показывают исследования, обычно относятся к своей карьере  пассивно, предпочитая, чтобы этими  вопросами занимались их руководители. Поэтому во многих фирмах обязательным является планирование карьеры, то есть определение путей, ведущих к  достижению ее целей. Основой планирования карьеры часто становятся так  называемые карьерограммы. Этот документ составляется на 5—10 лет, содержит, с одной стороны, обязательства администрации по горизонтальному и вертикальному перемещению работника, а с другой — обязательства последнего повышать уровень образования, квалификации, профессионального мастерства.

Профессиональная  жизнь взрослого человека не является одинаковой на протяжении всей его  жизни. Профессиональным возрастным развитием  называется процесс профессионального  становления личности, опосредованный его возрастом. Возраст в психологии определяется как относительно ограниченная во времени ступень психического развития. Для возрастного развития характерны следующие закономерности.

Качественное  своеобразие каждого возраста. В  каждом возрасте складываются новые  психические качества (новообразования), они означают вклад этого возраста в общее психическое развитие.

Неравномерность. По Б.Г. Ананьеву, не совпадает во времени  наступление зрелости человека как  индивида (физическая зрелость), личности (гражданская зрелость), субъекта познания (умственная зрелость) и субъекта труда (трудоспособность).

Необратимость. Нельзя объективно вернуть себя в  предыдущий возраст.

Преемственность. Все последующие фазы развития связаны  с предыдущими, при этом старые структуры и образования не исчезают, а входят в состав новых, перестраиваясь.

Сензитивность. На отдельных этапах развития человек наиболее чувствителен (сензитивен) к некоторым внешним воздействиям.

Наличие кризисов. В критический период развитие не прекращает своей созидательной  работы (Л.С. Выготский, Э. Эриксон).

Процесс индивидуализации в труде может иметь разные выражения:

индивидуальные  различия как фрагментарные проявления непохожести людей в профессиональной деятельности, индивидуальные различия могут проявляться практически  во всех сторонах труда;

индивидуальный  стиль как устойчиво сохраняющиеся  в течение длительного времени  различия в профессиональной деятельности, индивидуальное сочетание способов и задач профессиональной деятельности;

индивидуальность  как выражение неповторимости, самобытности личности в труде, индивидуальное профессиональное мировоззрение, нередко индивидуальный вариант профессионального типа личности человека в труде.

Очень важно, чтобы  каждый человек нашел свое место  в профессиональной структуре общества, соответствующее его индивидуальным устремлениям, индивидуальной активности и инициативе, его индивидуальным мотивам и способностям.

Успех в профессиональной деятельности проявляется, прежде всего, в достижении работником значимой цели и преодолении препятствий в  пути к этой цели. Здесь наиболее эффективным является принцип равновесия и баланса.

 

    3.3 Характеристика компонентов операционной  сферы.

    Профессиональные  способности тесно связаны с  профессиональными знаниями и умениями. Профессиональные знания — это совокупность знаний о структуре труда, способах осуществления профессиональной деятельности, о способностях, о мышлении. Из знаний специалист получает эталоны для  своего профессионального развития. Профессиональные навыки и умения —  это действия, доведенные до определенного  уровня автоматизма, они образуют «техники»  в труде специалиста. Если профессиональные способности — это свойства человека, исполняющего деятельность, то профессиональные умения — характеристики выполнения деятельности конкретным человеком; способности  более характеризуют личность, а  умения — деятельность; способности  реализуются в умениях и навыках.

Ряд профессий  имеет весьма жесткие требования к профессиональным способностям и  психологическим качествам человека.

В связи с  этим говорят о профпригодности. В психологическом словаре профпригодность характеризуется как совокупность психических качеств человека, необходимая и достаточная для достижения общественно приемлемой эффективности труда. Профпригодность определяется не только профессиональными способностями, но и мотивацией, чертами характера, удовлетворенностью процессом и результатом труда. Профпригодность бывает абсолютная (при усложненных условиях деятельности) и относительная. Профпригодность — неврожденное качество, она формируется в самой трудовой деятельности. Ее формирование зависит от психических качеств человека и от характера профессиональной подготовленности.

Наряду с профессиональными  способностями в качестве отдельного компонента операционной сферы рассматривается  профессиональное сознание и самосознание. Профессиональное самосознание — это  комплекс представлений человека о  себе как профессионале, это целостный  образ, включающий в себя систему  отношений и установок к себе как профессионалу. Профессиональное самосознание включает:

осознание человеком  норм, правил, моделей своей профессии  как эталонов для осознания своих  качеств. Здесь закладываются основы профессионального мировоззрения, профессионального кредо;

осознание этих качеств у других людей, сравнение  себя с неким абстрактным или  конкретным коллегой;

учет оценки себя как профессионала со стороны  коллег;

профессиональную  самооценку;

положительное оценивание себя в целом, определение  своих положительных качеств, перспектив, что ведет к повышению уверенности  в себе, удовлетворенности своей  профессией.

    Профессиональное  самосознание меняется в процессе профессионализации. Расширение профессионального самосознания выражается в возрастании числа  признаков профессиональной деятельности, отражающихся в сознании специалиста, в преодолении стереотипов образа профессионала. Большую роль в становлении  профессионального самосознания имеет  отнесение человеком себя к профессиональной общности. Оно становится более зрелым, если человек видит себя в более  широком контексте. Например, гражданское  патриотическое самосознание как человека своей страны, планетарное самосознание как осознание своей причастности ко всему человеческому сообществу, космическое сознание как осознание  своей причастности к универсуму, а себя как его индивидуального  проявления.

Профессиональное  сознание находится в динамическом соотношении с неосознаваемым, что может проявляться, например, в импульсивных действиях профессионала, во внутренних конфликтах между осознаваемыми профессиональными ценностями и неосознаваемыми установками.

Следующим компонентом  операциональной сферы является профессиональный тип (склад) мышления, который определяется как преобладающее использование принятых именно в данной профессиональной области приемов решения проблемных задач, способов анализа профессиональных ситуаций, принятия профессиональных решений.

Профессиональное  мышление включает в себя:

процесс обобщенного  и опосредованного отражения  человеком профессиональной реальности;

пути получения  человеком новых знаний о разных сторонах труда;

приемы постановки, формулирования и решения профессиональных задач;

этапы принятия и реализации решений в профессиональной деятельности;

приемы целеобразования и планообразования в ходе труда, выработка новых стратегий профессиональной деятельности.

Рассмотрим отдельные  виды мышления и их возможное включение  в профессиональную деятельность:

теоретическое мышление, направленное на выявление  отвлеченных закономерностей, правил, на системный анализ развития данной области труда;

практическое  мышление, прямо включенное в практику человека, связано с целостным  видением ситуации в профессиональной деятельности, сопровождается «чутьем» ситуации («чувство станка», «чувство самолета» и т.д.);

репродуктивное  мышление, воспроизводящее определенные способы, приемы профессиональной деятельности по образцу;

продуктивное, творческое мышление, в ходе которого ставятся проблемы, выявляются новые стратегии, обеспечивающие эффективность труда, противостояние экстремальным ситуациям;

наглядно-действенное  мышление, при котором решение  профессиональных задач происходит с помощью реальных действий в  наблюдаемой ситуации;

наглядно-образное мышление, при котором ситуация и  изменения в ней представляются человеку как образ желаемого  результата;

словесно-логическое мышление, где решение профессиональных задач связано с использованием понятий, логических конструкций, знаков;

Информация о работе Профессионализм