Профориентация и методики применяемые в ней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 20:28, курсовая работа

Описание

В современных условиях развития прогресса рациональное использование трудовых ресурсов является существенным фактором развития производства, торговли, сферы услуг и других видов экономической деятельности.
Причины неэффективной профессиональной деятельности многочисленны, однако большая часть из них прямо связана с физиологическими, психическими и социальными особенностями работников . Труд работников должен быть производительным, однако, не все люди в одинаковой мере способны освоить ту или иную профессию.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….....3
1.Что такое профориентация?………………………………………………………………...…4
1.1. Профориентация и история ее появления…………………………………………4
1.2.Функции профориентации…………………………………………………………..5
1.3.Способности и профпригодность…………………………………………………...6
1.4. Направления профориентации……………………………………………………...8
1.5. Профессиограмма………………………………………………………………….10
2. Профессиональная ориентация персонала…………………………………………………12
2.1. Профориентационное обслуживание населения (профпросвещение)…………14
2.2. Профессиональное консультирование……………………………………………15
2.3. Профессиональный отбор (подбор)………………………………………………17
2.4. Экономическая эффективность профориентации персонала…………………...18
3.Методы, применяемые в профориентации…………………………………………………19
3.1. Основные стратегии в профессиональном самоопределении…………………..19
3.2. Основные группы профориентационных методов………………………………22
3.3. Проблема методических предпочтений (методических мод)
в отечественной профориентации………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………………………...33
Список использованной литературы………………………………………………………….35

Работа состоит из  1 файл

профориентация.doc

— 209.00 Кб (Скачать документ)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

 

 

 

            Профориентация и методики применяемые в ней

 

         (Курсовая работа № 1)

 

 

 

 

 

Выполнил

студент группы

_______   

 

Руководитель

 

«_____»____________2011

 

 

 

 

 

Томск 2011

 

 

 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………………………….....3

1.Что такое профориентация?………………………………………………………………...…4

1.1. Профориентация и история ее появления…………………………………………4

            1.2.Функции профориентации…………………………………………………………..5

            1.3.Способности и профпригодность…………………………………………………...6

1.4. Направления профориентации……………………………………………………...8

            1.5. Профессиограмма………………………………………………………………….10

2. Профессиональная ориентация персонала…………………………………………………12

            2.1. Профориентационное обслуживание населения (профпросвещение)…………14

            2.2. Профессиональное консультирование……………………………………………15

            2.3. Профессиональный отбор (подбор)………………………………………………17

            2.4. Экономическая эффективность профориентации персонала…………………...18

3.Методы, применяемые в профориентации…………………………………………………19 

            3.1. Основные стратегии в профессиональном самоопределении…………………..19

            3.2. Основные группы профориентационных методов………………………………22

            3.3.  Проблема методических предпочтений (методических мод)
                    в отечественной профориентации………………………………………………..28

Заключение……………………………………………………………………………………...33

Список использованной литературы………………………………………………………….35

 

 

 

 

Введение

 

В современных условиях развития прогресса рациональное использование трудовых ресурсов является существенным фактором развития производства, торговли, сферы услуг и других видов экономической деятельности.

Причины неэффективной профессиональной деятельности многочисленны, однако большая часть из них  прямо связана с физиологическими, психическими и социальными особенностями работников[1]. Труд работников должен быть производительным, однако, не все люди в одинаковой мере способны освоить ту или иную профессию.

Профессия (от лат. professio - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовленности и являющихся источником существования[2]. Некоторые люди за короткий срок  могут овладеть трудовыми навыками, быстро достигают профессионального совершенства, у других же путь совершенствования затягивается, человек теряет к профессии интерес и переходит к другому виду деятельности или же продолжает трудиться на работе, в которой приносит мало пользы.  В настоящее время эта проблема достаточна актуальна, поскольку подростки и даже взрослое население, в связи с большой конкуренцией на рынке труда, "цепляются" за любую возможность трудоустройства. Поэтому важно с подросткового возраста точно определиться со своими профессиональными интересами, склонностями, состоянием здоровья, работоспособностью, необходимыми знаниями, умениями, навыками. В выборе профессии помогает профориентация.

Профессиональная ориентация (профориентация) - это комплексная научно-обоснованная система форм, методов, способов влияния на личность с целью оптимизации ее профессионального определения на основе учета личностных характеристик каждого индивидуума на рынке труда[3].

В нашей курсовой работе мы постараемся затронуть  и социальные и психологические аспекты выбора профессии. Приведем методики, применяющиеся в профориентации. Но особое внимание уделим методом профориентации применяемым в организациях.

1.Что такое профориентация?

1.1. Профориентация и история ее появления.

 

В своей статье Е.В. Стасевич[4]  говорит о предыстории появления профориентации в глубокой древности. Возникла профориентация из потребностей развития человеческого общества. История появления некоторых элементов оценки профпригодности человека уходит в глубину веков. Это относится в основном к диагностике знаний, умений и способностей. Уже в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводили испытания выпускников школ, готовивших писцов. В Древнем Египте искусству жреца обучали только тех, кто выдерживал систему определенных испытаний. Вначале кандидат проходил процедуру, которую можно было бы сейчас назвать собеседованием.

В III тысячелетии до н.э. в Китае существовала широко распространенная должность и профессия правительственного чиновника. Соответственно и здесь появились первые элементы профотбора на эту должность. Тему экзамена нередко давал сам император, он же проводил непосредственную проверку знаний на заключительном этапе многоступенчатого конкурсного отбора претендентов.

Первые же лаборатории профориентации появились в 1903 г. в Страсбурге (Франция) и в 1908 г. в Бостоне (США)[5]. В своей книги Пряжников выделяет  следующие причины появления этих первых профориентационных служб: бурный рост промышленности, миграция людей из сельской местности в города, проблема поиска работы, сложность отбора работодателями наиболее «подходящих» для них людей. Это социально-экономические причины. Главная психологическая причина появления профориентации заключается в том, что именно в данный период и в этих странах перед значительным количеством людей возникла проблема свободы выбора, чего раньше не было (или было характерно лишь для отдельных людей, которые не хотели жить по заранее заведенному, патриархальному порядку).

Первая служба по «приисканию» работы в России появилась в 1897 г. (но только в годы первой мировой войны такие службы приобрели государственный статус). Фактически это была еще не профориентация, а трудоустройство[6].

Первое бюро профессиональной консультации появилось в 1927 г. при Ленинградской бирже труда. Сразу же стали готовить профконсультантов. В школах вопросами профориентации (профотбора) занимались педологи. В 30-х гг. Центральная лаборатория по профконсультации и профотбору ВЦСПС стала разрабатывать систему школьной профориентации. В 1932 г. был создан штаб по координации исследований проблем школьной профориентации.

Но уже в 1936 г. вышло постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов». вплоть до конца 50 годов профориентацией перестали заниматься, а всерьез проблемой профориентации начали заниматься лишь в середине 80-х гг.

Известно, что в 30-е гг. профориентацию запрещали политическими способами, в 70—80-е гг. — бюрократическими, а сейчас — экономическими (ее почти не финансируют)[7].

1.2.Функции профориентации

Профориентация является самостоятельной областью знания, но формируется на стыке педагогики, психологии, социологии, экономики, философии, медицины, права[8].

Можно выделить четыре функции профориентации, которые определяются ее целями[9]: социальную, экономическую, медико-физио­логическую и психолого-педагогическую.

Социальная функция профессиональной ориен­тации предполагает «процесс усвоения школьниками опре­деленной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих им осуществлять свою социально-профессиональную дея­тельность. Поэтому профессиональ­ную ориентацию учащихся необходимо рассматривать прежде всего с позиций социального заказа общества[10].

Экономическая функция означает улучшение качественного состава рабочей силы, повышение удовлет­воренности юношей и девушек содержанием труда, повышение профессиональной актив­ности и производительности труда, экономию рабочего времени[11].

Медико-физиологическая функция — эта реализация требований к здоровью и отдельным физиоло­гическим качествам, необходимым для выполнения той или иной профессиональной деятельности.

Психолого-педагогическая функция — это прежде всего выявление и формирование интересов, склон­ностей, способностей школьников, помощь им в поиске призвания, выборе такой профессии, которая соответство­вала бы индивидуальным особенностям личности, ее по­тенциальным возможностям; определение путей и условий эффективного управления профессиональным самоопреде­лением [12].

1.3.Способности и профпригодность

Если требования, предъявляемые профессией к работающему, совпадают с его личными качествами и возможностями, то говорят о профессиональной пригодности.

«Профессиональная пригодность — совокупность психологических и психофизических свойств, а также специальных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения приемлемой эффективности труда. В понятие профпригодности также входит удовлетворение, переживаемое человеком в процессе самого труда и при оценке его результатов[13]. Если эти качества и особенности не достигают нужных требований, происходит перегрузка. Это случай профессиональной неполноценности, от которой страдает и общество и личность. Разрыв между профессиональной подготовкой и содержанием трудовых функций, выполняемых работником, снижает его интерес к труду, работоспособность, что, в конечном счете, ведет к падению производительности, ухудшению качества продукции, к росту профессиональной заболеваемости и травматизма.

Пригодность к профессии характеризуют такие показатели, как успешность овладения и удовлетворенность человека своим трудом[14].

Что же такое успешность овладения профессией. В основе этого показателя лежат, прежде всего, способности индивидуума. Под этим понимают такие индивидуально – психологические особенности человека, которые помогают ему добиваться успеха в какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, привычкам, навыкам. Наличием способностей часто объясняют легкость и быстроту приобретения этих знаний и умений. Способности человека не являются врожденными. Ребенок рождается не с готовыми способностями, а с задатками, т. е. с определенными физиологическими особенностями строения мозга, органов чувств и движения.

Общий подход к пониманию сущности индивидуальности имеет непосредственное значение для решения задач профессионального отбора. Прогнозирование профессионально важных свойств человека основано на учете качеств, которые выявляются путем сопоставления показателей свойств с показателями независимых критериев успешной деятельности. Проблема профессионального отбора специалистов, сформировавшаяся на стыке физиологии, психологии, психофизиологии, социологии, педагогики, медицины, математической статистики относится к ряду крупных научно-практических проблем, связанных со всесторонним учетом физических, физиологических, психологических и психофизиологических особенностей и возможностей подростка, желающего "вписаться " в контур системы "человек - деятельность - среда".

О непригодности человека к определенному можно говорить в том случае, если у него имеются отклонения в состоянии здоровья, которые будут усугубляться в процессе этой деятельности или мешать ее выполнению. 

Профессиональная пригодность – формирует качество, необходимые для работы, и во многом находится в руках самого человека. Известны примеры того, как люди преодолевали свои недостатки. Физически нездоровый, слабый, малорослый А. В. Суворов смог стать выдающимся полководцем, а страдающий заиканьем Цицерон – знаменитым оратором. Поэтому важно заниматься самовоспитанием (в него входят: самопознание, самообразование, самоприказ, самоубеждение, самоконтроль, упражнения)[15].

Изменчивость профпригодности обуславливается изменчивостью не только качеств человека, но и самой деятельностью, научно-техническим прогрессом. Например, изменяются орудия труда (от счет к компьютеру), соответственно изменяются и требования профессии к человеку.

Каждому выбирающему профессию важно попробовать себя в разнообразных видах деятельности и научиться выявлять и развивать свои способности[16].

1.4. Направления профориентации

 

Профессиональное консультирование (от лат. рrofessio – род занятий, consultation – совещание) как один из видов деятельности психолога-практика представляет собой оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его психологических особенностей и возможностей, а также потребностей общества[17]

Психологическую профконсультационную помощь условно подразделяют на три основных направления (см. рис. 1)[18].

Рис. 1. Ключевые направления профконсультационной помощи

 

Профессиональное самоопределение. Актуальной проблемой для выпускников общеобразовательных школ является выбор способа получения профессионального образования. Хотя после окончания школы профессию уже не выбирают «на всю оставшуюся жизнь», проблему профессионального самоопределения многим приходится решать неоднократно. Несмотря на то что выбор профессии утратил свое определяющее значение, принятие решения о конкретном выборе порождает чувства неуверенности и психической напряженности. Преодоление неуверенности, помощь в рациональном профессиональном выбо­ре составляют содержание работы профконсультанта.

Профессиональная адаптация. Своевременная помощь профконсультанта снимет психологический дискомфорт, предотвратит развитие профессиональной дезадаптации, которая может привести к деструктивному поведению работника, неудовлетворенности трудом.

Информация о работе Профориентация и методики применяемые в ней