Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 20:28, курсовая работа
В современных условиях развития прогресса рациональное использование трудовых ресурсов является существенным фактором развития производства, торговли, сферы услуг и других видов экономической деятельности.
Причины неэффективной профессиональной деятельности многочисленны, однако большая часть из них прямо связана с физиологическими, психическими и социальными особенностями работников . Труд работников должен быть производительным, однако, не все люди в одинаковой мере способны освоить ту или иную профессию.
Введение……………………………………………………………………………………….....3
1.Что такое профориентация?………………………………………………………………...…4
1.1. Профориентация и история ее появления…………………………………………4
1.2.Функции профориентации…………………………………………………………..5
1.3.Способности и профпригодность…………………………………………………...6
1.4. Направления профориентации……………………………………………………...8
1.5. Профессиограмма………………………………………………………………….10
2. Профессиональная ориентация персонала…………………………………………………12
2.1. Профориентационное обслуживание населения (профпросвещение)…………14
2.2. Профессиональное консультирование……………………………………………15
2.3. Профессиональный отбор (подбор)………………………………………………17
2.4. Экономическая эффективность профориентации персонала…………………...18
3.Методы, применяемые в профориентации…………………………………………………19
3.1. Основные стратегии в профессиональном самоопределении…………………..19
3.2. Основные группы профориентационных методов………………………………22
3.3. Проблема методических предпочтений (методических мод)
в отечественной профориентации………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………………………...33
Список использованной литературы………………………………………………………….35
Такое чередование методических предпочтений (смена моды на методики) может быть объяснено следующими причинами[38]:
1) для кого-то первенство в доставании и тем более использовании новомодной методики было способом самоутверждения среди коллег;
2) по сравнению с другими, более солидными направлениями практической психологии в профориентации почти нет своих интересных методов работы, что вызывает некоторое чувство неполноценности или зависти. Следует напомнить, что до этого профориентацию долгое время запрещали или развивали в строго ограниченных рамках, а в 80-е гг. ее вдруг разрешили, и сразу же обнаружилось, что многие профориентационные теоретики и практики к этому оказались не готовы;
3) кроме того, кое-кто из профконсультантов не хотел заниматься профориентацией и под прикрытием профориентационной работы стремился решать совсем иные проблемы подростков. В 80-х гг. профконсультанты были почти единственными психологами-практиками, которые сразу же столкнулись с множеством сложных проблем и обнаружили отсутствие хорошо обоснованных и эффективных методов их решения. Исключение составляли немногочисленные тогда психотерапевты, личностные и семейные консультанты. В то время они были «элитой» практической психологии, и многим профконсультантам хотелось быть поближе к ней.
С одной стороны, разнообразие методик это хорошо, но часто профконсультанты не достаточно разобравшись в только что появившейся методике, начинают ее применять на клиентах. А затем прибегают к вновь появившейся. Не стоит спешить с освоением новомодной методики: есть смысл подождать, пока другие (более нетерпеливые) проверят ее эффективность (а такие нетерпеливые и стремящиеся поскорее самоутвердиться всегда находятся), а также лучше подождать, пока модные методики станут намного дешевле и доступнее (этот закон моды действует не только применительно к психологическим методикам).
Заключение
Профессиональная ориентация включает в себя:
1) Профессиональное просвещение — обеспечение молодежи информацией о мире профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры;
2) Профессиональное воспитание — формирование у молодежи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей;
3) Профессиональное консультирование по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки;
4) Профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры включая смену профессии и профессиональную переподготовку.
Появление на постсоветском пространстве таких явлений как рыночная экономика, рынок труда, предпринимательство, конкуренция привело к ряду значимых изменений в представлении людей о трудовой деятельности в новых социально-экономических условиях. Перед каждым человеком сейчас стоят задачи, связанные с адаптацией к рынку труда (далее РТ), учетом динамики РТ в планировании своей учебной и профессиональной деятельности. Экономический кризис поставил перед всеми нами вопросы о выборе новых областей применения своих сил, знаний и умений. Ответы на эти вопросы можно найти в процессе изучения своих явных и скрытых возможностей и потребностей, а также учитывая динамику РТ, востребованность различных специальностей в перспективе.
Сегодня в России особенно актуально стоит вопрос профориентации. В настоящее время перед психологами и профконсультантами стоит более сложная задача-определение профессиональной пригодности взрослого человека, адаптации его к новому виду деятельности с учетом личностных особенностей и возможностей реального трудоустройства на основе знаний, динамики рынка труда. Основная задача психологов и профконсультантов продиктована необходимостью помочь безработному в короткие сроки "вписаться" в новый вид деятельности и не дать ему вновь оказаться без работы.
Помогают в этом всевозможные тесты и методики. Каждый человек может найти себе применение и быть полезным обществу. В курсовой работе на 4 курсе, я оценю некоторые методики на себе, своих знакомых и постараюсь выбрать самый оптимальный способ подбора профессии.
Список использованной литературы:
1. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: Учебное пособие. — М.: МГППИ, 1999. —108 с.
2. Е.В. Стасевич. Гимназия №2 (Предыстория и история возникновения профориентации). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gymn2.minsk.edu.by/
3.Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профориентации.
4. Марко и Ко. Определение понятия профессии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.marco-agency.ru/
5. Профессиональная ориентация, профориентация. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.5plusspb.ru/
6. Психофизиология в профориентации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://azps.ru/porientation/
7. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 356с
8. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bookw.narod.ru/
9. С.Н.Куровская. Социально – педагогические основы профориентации. – Гродно: ГрГУ, 2009. – 321 с.
10. Управление персоналом. Словарь справочник. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psyfactor.org/personal/
11. Батышев С. Профессиональная ориентация - важная социальная проблема //Социалистический труд. 1975. № 12. С. 87.
12. Управление персоналом: учебник для аспирантов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://polbu.ru/personnel_
13. Арещепко В.Д. и др. Проблемы стабилизации трудовых коллективов. Минск: Наука и техника. 1982. С. 323 с.
14. Психология труда / Под ред.проф. А.В. Карпова. – М., 2003.
15. Юксвярав Р.К. и др. Управленческое консультирование: теория и практика. – М., 1988.
16. Захаров Н.Н. “Профессиональная ориентация школьников: учебное пособие для студентов”. – М.: Просвещение, 1988 – 272 стр.;
17. Профессиональная ориентация молодежи”/ А. Д. Сазонов, Н. И. Калугин, А. П. Меньшиков и др. – М.: Высшая школа, 1989 – 272 стр.;
[1] Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профориентации.
[2] Марко и Ко. Определение понятия профессии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.marco-agency.ru/
[3]Профессиональная ориентация, профориентация. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.5plusspb.ru/
[4] Гимназия №2 (Предыстория и история возникновения профориентации). [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://gymn2.minsk.
[5] Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: Учебное пособие. — М.: МГППИ, 1999. —4 с.
[6] Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: Учебное пособие. — М.: МГППИ, 1999. —5-6 с.
[7] Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: Учебное пособие. — М.: МГППИ, 1999. —5-6 с.
[8]Психофизиология в профориентации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://azps.ru/porientation/
[9] Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 356с
[10] Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 361с.
[11] Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 361с
[12] Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 361-362с.
[13]Управления персоналом. Словарь справочник//профпригодность (профиссиональная пригодность)[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psyfactor.org/personal/
[14] Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию | способности и профессиональная пригодность. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bookw.narod.ru/
[15] Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию | способности и профессиональная пригодность. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bookw.narod.ru/
[16] Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию | способности и профессиональная пригодность. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bookw.narod.ru/
[17] Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: Учебное пособие. — М.: МГППИ, 1999. —5-6 с.
[18] С.Н.Куровская. Социально – педагогические основы профориентации. – Гродно: ГрГУ, 2009. – 145-149 с.
[19] С.Н.Куровская. Социально – педагогические основы профориентации. – Гродно: ГрГУ, 2009. – 150 с.
[20] Управление персоналом. Словарь справочник// профессиограмма и психограмма – описание. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psyfactor.org/personal/
[21] Управление персоналом. Словарь справочник// профессиограмма и психограмма – описание. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psyfactor.org/personal/
[22] Батышев С. Профессиональная ориентация - важная социальная проблема //Социалистический труд. 1975. № 12. С. 87.
[24] Управление персоналом: учебник для аспирантов. Профессиональная ориентация персонала. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://polbu.ru/personnel_
[25] Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: Учебное пособие. — М.: МГППИ, 1999. —62-63с.
[26] Управление персоналом: учебник для аспирантов. Профессиональная ориентация персонала. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://polbu.ru/personnel_
[27] Управление персоналом: учебник для аспирантов. Профессиональная ориентация персонала. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://polbu.ru/personnel_
[28] Управление персоналом: учебник для аспирантов. Профессиональная ориентация персонала. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://polbu.ru/personnel_
[29] Арещепко В.Д. и др. Проблемы стабилизации трудовых коллективов. Минск: Наука и техника. 1982. С. 156-157.
[30] Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: Учебное пособие. — М.: МГППИ, 1999. —48-50с.
[31] Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: Учебное пособие. — М.: МГППИ, 1999. —50-51с.
[32] Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: Учебное пособие. — М.: МГППИ, 1999. —52-53с.
[33] Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: Учебное пособие. — М.: МГППИ, 1999. —53-55с.
[34] Управление персоналом: учебник для аспирантов. Профессиональная ориентация персонала. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://polbu.ru/personnel_
[35] Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: Учебное пособие. — М.: МГППИ, 1999. —55-56с.
[36] Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: Учебное пособие. — М.: МГППИ, 1999. —57с.
[37] Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: Учебное пособие. — М.: МГППИ, 1999. —56-58с.
[38] Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: Учебное пособие. — М.: МГППИ, 1999. —59-60с.
Информация о работе Профориентация и методики применяемые в ней