Профориентация и методики применяемые в ней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 20:28, курсовая работа

Описание

В современных условиях развития прогресса рациональное использование трудовых ресурсов является существенным фактором развития производства, торговли, сферы услуг и других видов экономической деятельности.
Причины неэффективной профессиональной деятельности многочисленны, однако большая часть из них прямо связана с физиологическими, психическими и социальными особенностями работников . Труд работников должен быть производительным, однако, не все люди в одинаковой мере способны освоить ту или иную профессию.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….....3
1.Что такое профориентация?………………………………………………………………...…4
1.1. Профориентация и история ее появления…………………………………………4
1.2.Функции профориентации…………………………………………………………..5
1.3.Способности и профпригодность…………………………………………………...6
1.4. Направления профориентации……………………………………………………...8
1.5. Профессиограмма………………………………………………………………….10
2. Профессиональная ориентация персонала…………………………………………………12
2.1. Профориентационное обслуживание населения (профпросвещение)…………14
2.2. Профессиональное консультирование……………………………………………15
2.3. Профессиональный отбор (подбор)………………………………………………17
2.4. Экономическая эффективность профориентации персонала…………………...18
3.Методы, применяемые в профориентации…………………………………………………19
3.1. Основные стратегии в профессиональном самоопределении…………………..19
3.2. Основные группы профориентационных методов………………………………22
3.3. Проблема методических предпочтений (методических мод)
в отечественной профориентации………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………………………...33
Список использованной литературы………………………………………………………….35

Работа состоит из  1 файл

профориентация.doc

— 209.00 Кб (Скачать документ)

Такое чередование методических предпочтений (смена моды на методики) может быть объяснено следующими причинами[38]:

1) для кого-то первенство в доставании и тем более использовании новомодной методики было способом самоутверждения среди коллег;

2) по сравнению с другими, более солидными направлениями практической психологии в профориентации почти нет своих интересных методов работы, что вызывает некоторое чувство неполноценности или зависти. Следует напомнить, что до этого профориентацию долгое время запрещали или развивали в строго ограниченных рамках, а в 80-е гг. ее вдруг разрешили, и сразу же обнаружилось, что многие профориентационные теоретики и практики к этому оказались не готовы;

3) кроме того, кое-кто из профконсультантов не хотел заниматься профориентацией и под прикрытием профориентационной работы стремился решать совсем иные проблемы подростков. В 80-х гг. профконсультанты были почти единственными психологами-практиками, которые сразу же столкнулись с множеством сложных проблем и обнаружили отсутствие хорошо обоснованных и эффективных методов их решения. Исключение составляли немногочисленные тогда психотерапевты, личностные и семейные консультанты. В то время они были «элитой» практической психологии, и многим профконсультантам хотелось быть поближе к ней.

С одной стороны, разнообразие методик это хорошо, но часто профконсультанты не достаточно разобравшись в только что появившейся методике, начинают ее применять на клиентах. А затем прибегают к вновь появившейся. Не стоит спешить с освоением новомодной методики: есть смысл подождать, пока другие (более нетерпеливые) проверят ее эффективность (а такие нетерпеливые и стремящиеся поскорее самоутвердиться всегда находятся), а также лучше подождать, пока модные методики станут намного дешевле и доступнее (этот закон моды действует не только применительно к психологическим методикам).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Профессиональная ориентация включает в себя:

1) Профессиональное просвещение — обеспечение молодежи информацией о мире профессий, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры;

2) Профессиональное воспитание — формирование у молодежи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей;

3) Профессиональное консультирование по вопросам выбора профессии, трудоустройства, возможностей получения профессиональной подготовки;

4) Профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры включая смену профессии и профессиональную переподготовку.

Появление на постсоветском пространстве таких явлений как рыночная экономика, рынок труда, предпринимательство, конкуренция привело к ряду значимых изменений в представлении людей о трудовой деятельности в новых социально-экономических условиях. Перед каждым человеком сейчас стоят задачи, связанные с адаптацией к рынку труда (далее РТ), учетом динамики РТ в планировании своей учебной и профессиональной деятельности. Экономический кризис поставил перед всеми нами вопросы о выборе новых областей применения своих сил, знаний и умений. Ответы на эти вопросы можно найти в процессе изучения своих явных и скрытых возможностей и потребностей, а также учитывая динамику РТ, востребованность различных специальностей в перспективе.

Сегодня в России особенно актуально стоит вопрос профориентации. В настоящее время перед психологами и профконсультантами стоит более сложная задача-определение профессиональной пригодности взрослого человека, адаптации его к новому виду деятельности с учетом личностных особенностей и возможностей реального трудоустройства на основе знаний, динамики рынка труда. Основная задача психологов и профконсультантов продиктована необходимостью помочь безработному в короткие сроки "вписаться" в новый вид деятельности и не дать ему вновь оказаться без работы.

Помогают в этом всевозможные тесты и методики. Каждый человек может найти себе применение и быть полезным обществу. В  курсовой работе на 4 курсе, я  оценю некоторые методики на себе, своих знакомых и постараюсь выбрать самый оптимальный способ подбора профессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: Учебное пособие. — М.: МГППИ, 1999. —108 с.

2. Е.В. Стасевич. Гимназия №2 (Предыстория и история возникновения профориентации). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gymn2.minsk.edu.by/main.aspx?uid=127483.

3.Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профориентации.

4. Марко и Ко. Определение понятия профессии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.marco-agency.ru/manipulation/profession.html.

5. Профессиональная ориентация, профориентация. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.5plusspb.ru/entrant/prof.php.

6. Психофизиология в профориентации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://azps.ru/porientation/psihofiz.html.

7. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 356с

8. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bookw.narod.ru/sposobnosti.htm.

9. С.Н.Куровская. Социально – педагогические основы профориентации. – Гродно: ГрГУ, 2009. – 321 с.

10. Управление персоналом. Словарь справочник. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psyfactor.org/personal/personal15-08.htm.

11. Батышев С. Профессиональная ориентация - важная социальная проблема //Социалистический труд. 1975. № 12. С. 87.

12. Управление персоналом: учебник для аспирантов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://polbu.ru/personnel_management/ch18_i.html .

13. Арещепко В.Д. и др. Проблемы стабилизации трудовых коллективов. Минск: Наука и техника. 1982. С. 323 с.

14. Психология труда / Под ред.проф. А.В. Карпова. – М., 2003.

15. Юксвярав Р.К. и др. Управленческое консультирование: теория и практика. – М., 1988.

16. Захаров Н.Н. “Профессиональная ориентация школьников: учебное пособие для студентов”. – М.: Просвещение, 1988 – 272 стр.;

17. Профессиональная ориентация молодежи”/ А. Д. Сазонов, Н. И. Калугин, А. П. Меньшиков и др. – М.: Высшая школа, 1989 – 272 стр.;

18. Профориентация. Тесты профориентации. Комплекс методик для профессиональной ориентации. Профориентация школьников. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.effecton.ru/730.html.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



[1] Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профориентации.

[2] Марко и Ко. Определение понятия профессии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.marco-agency.ru/manipulation/profession.html, свободный.

[3]Профессиональная ориентация, профориентация. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.5plusspb.ru/entrant/prof.php, свободный.

[4]  Гимназия №2 (Предыстория и история возникновения профориентации). [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://gymn2.minsk.edu.by/main.aspx?uid=127483, свободный.

[5] Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: Учебное пособие. — М.: МГППИ, 1999. —4 с.

[6] Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: Учебное пособие. — М.: МГППИ, 1999. —5-6 с.

[7] Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: Учебное пособие. — М.: МГППИ, 1999. —5-6 с.

[8]Психофизиология в профориентации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://azps.ru/porientation/psihofiz.html, свободный.

[9] Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 356с

[10] Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 361с.

 

[11] Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 361с

[12] Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. Ростов н/Д: «Феникс», 2001. – 361-362с.

[13]Управления персоналом. Словарь справочник//профпригодность (профиссиональная пригодность)[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psyfactor.org/personal/personal15-09.htm, свободный

[14] Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию |  способности и профессиональная пригодность. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bookw.narod.ru/sposobnosti.htm, свободный.

[15] Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию |  способности и профессиональная пригодность. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bookw.narod.ru/sposobnosti.htm, свободный.

[16] Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию |  способности и профессиональная пригодность. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bookw.narod.ru/sposobnosti.htm, свободный.

[17] Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: Учебное пособие. — М.: МГППИ, 1999. —5-6 с.

[18] С.Н.Куровская. Социально – педагогические основы профориентации. – Гродно: ГрГУ, 2009. – 145-149 с.

[19] С.Н.Куровская. Социально – педагогические основы профориентации. – Гродно: ГрГУ, 2009. – 150 с.

[20] Управление персоналом. Словарь справочник// профессиограмма и психограмма – описание. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psyfactor.org/personal/personal15-08.htm, свободный.

[21] Управление персоналом. Словарь справочник// профессиограмма и психограмма – описание. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psyfactor.org/personal/personal15-08.htm, свободный.

[22] Батышев С. Профессиональная ориентация - важная социальная проблема //Социалистический труд. 1975. № 12. С. 87.

[23] Управление персоналом: учебник для аспирантов. Профессиональная ориентация персонала. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://polbu.ru/personnel_management/ch18_i.html, свободный.

[24] Управление персоналом: учебник для аспирантов. Профессиональная ориентация персонала. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://polbu.ru/personnel_management/ch18_i.html, свободный.

[25] Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: Учебное пособие. — М.: МГППИ, 1999. —62-63с.

 

[26] Управление персоналом: учебник для аспирантов. Профессиональная ориентация персонала. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://polbu.ru/personnel_management/ch18_i.html, свободный.

[27] Управление персоналом: учебник для аспирантов. Профессиональная ориентация персонала. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://polbu.ru/personnel_management/ch18_i.html, свободный.

[28] Управление персоналом: учебник для аспирантов. Профессиональная ориентация персонала. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://polbu.ru/personnel_management/ch18_i.html, свободный.

[29] Арещепко В.Д. и др. Проблемы стабилизации трудовых коллективов. Минск: Наука и техника. 1982. С. 156-157.

[30] Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: Учебное пособие. — М.: МГППИ, 1999. —48-50с.

 

 

[31] Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: Учебное пособие. — М.: МГППИ, 1999. —50-51с.

 

 

[32] Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: Учебное пособие. — М.: МГППИ, 1999. —52-53с.

 

[33] Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: Учебное пособие. — М.: МГППИ, 1999. —53-55с.

[34]  Управление персоналом: учебник для аспирантов. Профессиональная ориентация персонала. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://polbu.ru/personnel_management/ch18_i.html, свободный.

[35] Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: Учебное пособие. — М.: МГППИ, 1999. —55-56с.

[36] Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: Учебное пособие. — М.: МГППИ, 1999. —57с.

[37] Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: Учебное пособие. — М.: МГППИ, 1999. —56-58с.

[38] Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения: Учебное пособие. — М.: МГППИ, 1999. —59-60с.


Информация о работе Профориентация и методики применяемые в ней