Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 20:28, курсовая работа
В современных условиях развития прогресса рациональное использование трудовых ресурсов является существенным фактором развития производства, торговли, сферы услуг и других видов экономической деятельности.
Причины неэффективной профессиональной деятельности многочисленны, однако большая часть из них прямо связана с физиологическими, психическими и социальными особенностями работников . Труд работников должен быть производительным, однако, не все люди в одинаковой мере способны освоить ту или иную профессию.
Введение……………………………………………………………………………………….....3
1.Что такое профориентация?………………………………………………………………...…4
1.1. Профориентация и история ее появления…………………………………………4
1.2.Функции профориентации…………………………………………………………..5
1.3.Способности и профпригодность…………………………………………………...6
1.4. Направления профориентации……………………………………………………...8
1.5. Профессиограмма………………………………………………………………….10
2. Профессиональная ориентация персонала…………………………………………………12
2.1. Профориентационное обслуживание населения (профпросвещение)…………14
2.2. Профессиональное консультирование……………………………………………15
2.3. Профессиональный отбор (подбор)………………………………………………17
2.4. Экономическая эффективность профориентации персонала…………………...18
3.Методы, применяемые в профориентации…………………………………………………19
3.1. Основные стратегии в профессиональном самоопределении…………………..19
3.2. Основные группы профориентационных методов………………………………22
3.3. Проблема методических предпочтений (методических мод)
в отечественной профориентации………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………………………...33
Список использованной литературы………………………………………………………….35
8) профориентационные уроки со школьниками как система занятий (а не как отдельные мероприятия);
9) учебные фильмы и видеофильмы (на сегодняшний день для РФ это очень проблематично, так как показывать почти нечего);
10) использование средств массовой информации (СМИ) может быть достаточно эффективным, но при обязательном учете их специфики (специфического жанра общения с телеаудиторией, требующего не только динамичного изложения существа вопроса, но и умения «производить впечатление» на самую разную аудиторию, а также неизбежности сокращения «объема» профессиографической информации и спокойного отношения к разного рода редакторским правкам и цензуре);
11) различные «ярмарки профессий» и их модификации, уже показавшие свою эффективность в профориентационной помощи не только безработным, но и выпускникам школ.
2. Методы профессиональной психодиагностики (в идеале — помощь в самопознании)[33]:
1) беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);
2) открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов; опытные профконсультанты считают, что такие беседы дают о клиенте информации больше, чем традиционное тестирование);
Алгоритм проведения профориентационной работы представлен схемой на рис. 2.[34]
1. ЗНАКОМСТВО: 1) представление себя клиенту; 2) просмотр карточки клиента, уточнение неясных моментов | |
| | |
2. ВСТУПЛЕНИЕ (ввод в профессиональное общение): 1) очерчивание границ (начала и конца) консультации (45 минут); 2) оговаривание конфиденциальности беседы; 3) проговаривание целей и задач беседы | |
| | |
3. ВЫЯВЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ЗАПРОСОВ: 1) получение информации о прежней работе клиента (были ли удовлетворены запросы и какие, что не устраивало) 2) выявление круга его потребностей в настоящем и будущем, ранжирование их по предпочтению (запись на листе перед клиентом) | |
| | |
4. ВЫБОР ИНФОРМКАРТ (информационный поиск и расклад карточек) | 4. ПРИМЕНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДИК (проведение и обработка данных) |
| | | |
5. ВЫБОР ПРОФЕССИЙ ИЗ СПИСКА ВАКАНСИЙ (отложенных информкарт) | 5. ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО АНАЛИЗА |
| | | |
6. ПРОСМОТР КАРТ ОПИСАНИЯ ВЫБРАННЫХ ПРОФЕССИЙ (соотношение возможностей клиента и противопоказаний) | 6. ПРОСМОТР ПРОФКАРТ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ (отвечающей желаниям и возможностям клиента) |
| | | |
7. ВЫЯВЛЕНИЕ КОНКРЕТНЫХ ПРОФЕССИЙ (отвечающих запросу клиента) | 7. ВЫБОР ИНФОРМКАРТ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНКРЕТНОГО РАБОЧЕГО МЕСТА |
| | | |
8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ БЕСЕДЫ и направление клиента: 1) на оформление к инспектору по трудоустройству 2) на переобучение 3) на консультацию к юристу 4) на обдумывание предложенных вариантов |
Рис. 2. Схема проведения профориентационной беседы
3) опросники профессиональной мотивации (специалисты считают, что для клиентов, выбирающих массовые профессии, т. е. пригодные для большинства, это более важная диагностика, чем определение способностей к профессии);
4) опросники профессиональных способностей: требуется очень избирательное их использование и особая подготовка профконсультанта при интерпретации результатов. Эти опросники оправдывают себя применительно к профессиям с особыми условиями труда, для большинства же профессий «профпригодность формируется в самой трудовой деятельности» (Е. А. Климов);
5) личностные опросники (требуется особая подготовка профконсультантов при их использовании, понимание смысла и ограничений применения такого типа опросников в профконсультации). По-настоящему личность нельзя «просчитать» (возникает масса проблем); настоящий личностный тест — это поступок человека в ответственные моменты жизни (например, на референдумах и при голосованиях, когда испытывается способность противостоять изощренной пропаганде). Примечательно, что о человеке можно много сказать по его поведению в общественном транспорте (тест на «жлобство»). Таким образом, получается, что тест на «личностность» — это, с одной стороны, поступок глобального масштаба, а с другой — проявление нравственной позиции в «мелочах» жизни, поэтому очень сложно оценить личность в обыденном, усредненном режиме жизни;
6) проективные личностные тесты (требуется особая подготовка и особая стажировка профконсультанта для их использования);
7) метод наблюдения — это один из основных научно-практических методов работы психолога — по Е. А. Климову (при условии владения этим методом, т. е. выделения четкого объекта и параметров наблюдения, способов наблюдения и фиксации результатов, способов интерпретации результатов и др.);
8) сбор косвенной информации о клиенте от знакомых, родителей, товарищей, педагогов и других специалистов (при условии тактичности и этической корректности такого опроса, когда получение косвенной информации не превращает знакомых и друзей интересующего профконсультанта человека в стукачей и доносчиков);
9) психофизиологические обследования (в широкой практике имеют смысл для профессий с особыми условиями труда, а в специальных исследованиях могут быть использованы для самых разных видов трудовой деятельности);
10) «профессиональные пробы» в специально организованном учебном процессе по типу «F-теста» японского профессора Фукуямы (см.: Укке, 1990), что обычно требует очень больших материальных затрат (создание мастерских, обеспечение «заинтересованности» фирм и организаций и т. п.) и, к сожалению, не очень подходит к условиям современной РФ;
11) использование различных игровых и тренинговых ситуаций, в которых моделируются различные аспекты профессиональной деятельности (например, особенности общения или нравственного выбора),что позволяет строить прогнозы относительно будущего профессионального поведения участников этих процедур;
12) наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности (например, в случаях, когда человека берут на работу с испытательным сроком);
13) использование для исследования работника различных тренажеров, на которых не только отрабатываются трудовые навыки, но изучается и прогнозируется сама готовность осваивать новые профессиональные действия.
3. Методы морально-эмоциональной поддержки клиентов[35]:
1) группы общения (в профориентации чаще используются для создания благоприятной атмосферы взаимодействия, но не для решения собственно профконсультационных проблем); своеобразным развитием подобных групп применительно к профориентационной проблематике стали клубы ищущих работу и их всевозможные модификации, где на фоне благоприятной психологической атмосферы удается более эффективно рассматривать и собственно профориентационные вопросы;
2) тренинги общения (иногда позволяют клиентам освоить некоторые коммуникативные навыки поведения при приеме на работу, на экзаменах и при различных деловых контактах);
3) сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (НЛП, гештальтгруппы, логотерапия и др.); иногда они позволяют клиенту лучше осознать смысл выбираемой деятельности или процесса самостоятельного решения проблем, связанных с самоопределением; требуют особой подготовки профконсультанта;
4) «пламенные» публичные выступления, несмотря на некоторое ироничное к ним отношение, при умелом использовании у ряда клиентов могут сформировать серьезную мотивационную основу самоопределения, но в ряде случаев могут стать и сильным манипуляционным средством для доверчивых клиентов;
5) профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга;
6) личное обаяние профконсультанта (природное и самостоятельно развитое);
7) различные положительные (успешные) примеры самоопределения, на которые может ссылаться профконсультант для повышения уверенности клиента в принципиальной возможности разрешения своих проблем;
8) праздники труда, повышающие престиж конкретных профессий (естественно, при умелой организации и учете специфики той аудитории, для которой такой праздник организуется, т. е. чтобы это был праздник с буфетами и развлечениями, а не торжественное заорганизованное мероприятие).
4. Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения[36]:
1) построение «цепочки» основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, позволяющих наглядно (на листочке) представить клиенту и самому профконсультанту возможные жизненные перспективы самоопределяющегося человека;
2) построение системы различных вариантов действий клиента (в виде своеобразных деревьев и ветвей), ведущих к определенной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты перспектив;
3) использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов выбора профессии, учебного заведения или специальности в конкретном заведении (обычно используются на заключительных этапах консультации).
3.3. Проблема методических предпочтений (методических мод)
в отечественной профориентации
В своей книги Н.С. Пряжников выделяет следующие условные этапы чередования методических мод в отечественной профориентации (с начала 80-х гг.)[37]:
1) психофизиологический профотбор (исследование кожно-гальванической чувствительности, тремора рук, порогов зрительных ощущений с помощью «Кольца Ландольта» и т. п.). В моде так называемые ПФК — психофизиологические комплексы, довольно дорогостоящие и часто непригодные для профотбора; особой проблемой использования подобных методов в широкой профориентационной практике ранее являлось практически полное отсутствие обоснованных психодиагностических «норм» под конкретные профессии;
2) тесты и субтесты способностей (корректурные пробы, субтесты на переключаемость внимания, различные «компапсы», прогрессивные матрицы Дж. Равена, кубики Кооса, тест технического мышления Беннета);
3) опросники мотивации (Дифференциально-
4) так называемые личностные тесты (исследование свойств нервной системы — по Г. Ю. Айзенку; чуть позже — 16-ЛФ Р. Кеттелла, MMPI);
5) патохарактерологический диагностический опросник — ПДО А. Е. Личко (многие профконсультанты в середине 80-х гг. считали этот опросник лучшей профориентационной методикой);
6) цветовой тест Люшера (в те годы долго спорили, какой цвет более «правильный»); методика «Несуществующее животное» (во второй половине 80-х гг. многими профконсультантами эта проективная методика оценивалась как «еще более нужная профориентационная методика»); одновременно появились ОПТ — Опросник профессиональной готовности Л. Кабардовой — и ОПГ-М (модифицированный сначала самой Л. Кабардовой вариант, а затем неизвестно кем);
7) астрологические основы профконсультирования. В конце 80-х гг. на базе Госкомтруда СССР (где в основном готовили профконсультантов) читались даже курсы «Астрологические основы профконсультации» (сами обучающиеся консультанты просто обожали эти занятия);
8) психотехнические упражнения для развития внимания, памяти и т. д. (Н. Цзен и А. Пахомов), которые хотя и не затрагивали собственно профориентационных проблем, но привнесли в работу с учащимися много интересного и даже забавного;
9) профориентационные игры и упражнения (В. А. Ященко, Н. С. Пряжников, Н. В. Самоукина), в которых сделана попытка соединить интересную игровую форму работы с профориентационной проблематикой;
10) репертуарные тесты, или «решетки» (Дж. Келли, В. Похилько), замысел которых состоял в том, чтобы создавать для клиентов возможность самостоятельно выстраивать «конструкты» и использовать их в выборах различных объектов (включая и профессии). Сразу возникла проблема: тесты хорошо работают лишь при наличии мощных компьютеров и соответствующих программ (хотя были разработаны и «ручные варианты»). В целом широкому распространению данных методов стала препятствовать громоздкость процедуры;
11) деловые игры и оргдеятельностные игры — ОДИ. Тогдашние любители ОДИ — «методологи» многих профконсультантов смогли «очаровать» не только профконсультантов: во второй половине 80-х — начале 90-х методологические семинары прокатились по многим тогдашним хорошо финансируемым организациям, к которым в те годы принадлежали и центры профориентации молодежи. Смысл этих семинаров — помочь работникам лучше отрефлексировать собственный труд и разработать концепции дальнейшего развития своих организаций, что часто предполагало «разрушение традиционных, устаревших стереотипов работы». Если в плане «разрушения» старых стереотипов работы многие методологи весьма преуспели, то в переконструировании деятельности служб на новой основе возникли серьезные проблемы (и не только у профконсультантов);
12) социально-психологические тренинги — СПТ, группы общения, группы встреч, группы личностного роста и т. д.; в профориентации началась «великая эпоха психотерапии» (многие профконсультанты так этим увлеклись, что забыли о своей основной специальности);
13) почти одновременно появились методики Холланда (выявлялся тип личности, которому подбиралась соответствующая профессиональная среда), многие отечественные профконсультанты наконец-то «открыли» для себя «тест структуры интеллекта» Амтхауэра, кто-то использовал «бланк призвания и интересов» Стронга; основная проблема: эти и многие подобные тесты были плохо адаптированы к условиям России;
14) в начале 90-х гг. в профориентационную моду надолго вошло НЛП — нейролингвистическое программирование; началось повальное увлечение НЛП, хотя с первых же моментов его внедрения в практику российских психологов возникли серьезные опасения относительно сложности данного метода и широких манипулятивных возможностей его использования, что весьма опасно именно в профконсультации, главной (идеальной) целью которой является формирование субъекта самоопределения;
15) после этого усилия многих профконсультантов были направлены на поиск самой эффективной (а по сути самой модной) психотерапевтической процедуры: гештальтгруппы; психосинтез и вообще любая психотерапия, вплоть до психотерапии с мистико-астрологическим уклоном;
16) в настоящее время, в период почти официального свертывания школьной профориентации и расцвета профориентации в службах занятости и частных структурах, когда главной задачей становится «зарабатывание» денег с помощью «профконсультационных услуг», на первый план выходят те методы, которые максимально позволяют «очаровывать» самоопределяющегося клиента и манипулировать его сознанием, при некоторой видимости решения его проблем. Стали появляться различные пособия, в которых даются эффективные рекомендации (в стиле Д. Карнеги), как вести себя на переговорах с работодателем, как поступать в первые месяцы работы (в период испытательного срока), как «обходить» своих конкурентов на пути к успешной карьере и т. д.
Информация о работе Профориентация и методики применяемые в ней