Профориентация и методики применяемые в ней

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 20:28, курсовая работа

Описание

В современных условиях развития прогресса рациональное использование трудовых ресурсов является существенным фактором развития производства, торговли, сферы услуг и других видов экономической деятельности.
Причины неэффективной профессиональной деятельности многочисленны, однако большая часть из них прямо связана с физиологическими, психическими и социальными особенностями работников . Труд работников должен быть производительным, однако, не все люди в одинаковой мере способны освоить ту или иную профессию.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….....3
1.Что такое профориентация?………………………………………………………………...…4
1.1. Профориентация и история ее появления…………………………………………4
1.2.Функции профориентации…………………………………………………………..5
1.3.Способности и профпригодность…………………………………………………...6
1.4. Направления профориентации……………………………………………………...8
1.5. Профессиограмма………………………………………………………………….10
2. Профессиональная ориентация персонала…………………………………………………12
2.1. Профориентационное обслуживание населения (профпросвещение)…………14
2.2. Профессиональное консультирование……………………………………………15
2.3. Профессиональный отбор (подбор)………………………………………………17
2.4. Экономическая эффективность профориентации персонала…………………...18
3.Методы, применяемые в профориентации…………………………………………………19
3.1. Основные стратегии в профессиональном самоопределении…………………..19
3.2. Основные группы профориентационных методов………………………………22
3.3. Проблема методических предпочтений (методических мод)
в отечественной профориентации………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………………………...33
Список использованной литературы………………………………………………………….35

Работа состоит из  1 файл

профориентация.doc

— 209.00 Кб (Скачать документ)

8) профориентационные уроки со школьниками как система занятий (а не как отдельные мероприятия);

9) учебные фильмы и видеофильмы (на сегодняшний день для РФ это очень проблематично, так как показывать почти нечего);

10) использование средств массовой информации (СМИ) может быть достаточно эффективным, но при обязательном учете их специфики (специфического жанра общения с телеаудиторией, требующего не только динамичного изложения существа вопроса, но и умения «производить впечатление» на самую разную аудиторию, а также неизбежности сокращения «объема» профессиографической информации и спокойного отношения к разного рода редакторским правкам и цензуре);

11) различные «ярмарки профессий» и их модификации, уже показавшие свою эффективность в профориентационной помощи не только безработным, но и выпускникам школ.

2. Методы профессиональной психодиагностики (в идеале — помощь в самопознании)[33]:

1) беседы-интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам);

2) открытые беседы-интервью (с возможностью некоторого отвлечения от заранее заготовленных вопросов; опытные профконсультанты считают, что такие беседы дают о клиенте информации больше, чем традиционное тестирование);

 

 

 

Алгоритм проведения профориентационной работы представлен схемой на рис. 2.[34]

1. ЗНАКОМСТВО:

1) представление себя клиенту;

2) просмотр карточки клиента, уточнение неясных моментов

|

2. ВСТУПЛЕНИЕ (ввод в профессиональное общение):

1) очерчивание границ (начала и конца) консультации (45 минут);

2) оговаривание конфиденциальности беседы;

3) проговаривание целей и задач беседы

|

3. ВЫЯВЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ЗАПРОСОВ:

1) получение информации о прежней работе клиента (были ли удовлетворены запросы и какие, что не устраивало)

2) выявление круга его потребностей в настоящем и будущем, ранжирование их по предпочтению (запись на листе перед клиентом)

|

4. ВЫБОР ИНФОРМКАРТ (информационный поиск и расклад карточек)

4. ПРИМЕНЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДИК (проведение и обработка данных)

|

|

5. ВЫБОР ПРОФЕССИЙ ИЗ СПИСКА ВАКАНСИЙ (отложенных информкарт)

5. ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО АНАЛИЗА

|

|

6. ПРОСМОТР КАРТ ОПИСАНИЯ ВЫБРАННЫХ ПРОФЕССИЙ (соотношение возможностей клиента и противопоказаний)

6. ПРОСМОТР ПРОФКАРТ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ (отвечающей желаниям и возможностям клиента)

|

|

7. ВЫЯВЛЕНИЕ КОНКРЕТНЫХ ПРОФЕССИЙ (отвечающих запросу клиента)

7. ВЫБОР ИНФОРМКАРТ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНКРЕТНОГО РАБОЧЕГО МЕСТА

|

|

8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ БЕСЕДЫ и направление клиента:

1) на оформление к инспектору по трудоустройству

2) на переобучение

3) на консультацию к юристу

4) на обдумывание предложенных вариантов

Рис. 2. Схема проведения профориентационной беседы

3) опросники профессиональной мотивации (специалисты считают, что для клиентов, выбирающих массовые профессии, т. е. пригодные для большинства, это более важная диагностика, чем определение способностей к профессии);

4) опросники профессиональных способностей: требуется очень избирательное их использование и особая подготовка профконсультанта при интерпретации результатов. Эти опросники оправдывают себя применительно к профессиям с особыми условиями труда, для большинства же профессий «профпригодность формируется в самой трудовой деятельности» (Е. А. Климов);

5) личностные опросники (требуется особая подготовка профконсультантов при их использовании, понимание смысла и ограничений применения такого типа опросников в профконсультации). По-настоящему личность нельзя «просчитать» (возникает масса проблем); настоящий личностный тест — это поступок человека в ответственные моменты жизни (например, на референдумах и при голосованиях, когда испытывается способность противостоять изощренной пропаганде). Примечательно, что о человеке можно много сказать по его поведению в общественном транспорте (тест на «жлобство»). Таким образом, получается, что тест на «личностность» — это, с одной стороны, поступок глобального масштаба, а с другой — проявление нравственной позиции в «мелочах» жизни, поэтому очень сложно оценить личность в обыденном, усредненном режиме жизни;

6) проективные личностные тесты (требуется особая подготовка и особая стажировка профконсультанта для их использования);

7) метод наблюдения — это один из основных научно-практических методов работы психолога — по Е. А. Климову (при условии владения этим методом, т. е. выделения четкого объекта и параметров наблюдения, способов наблюдения и фиксации результатов, способов интерпретации результатов и др.);

8) сбор косвенной информации о клиенте от знакомых, родителей, товарищей, педагогов и других специалистов (при условии тактичности и этической корректности такого опроса, когда получение косвенной информации не превращает знакомых и друзей интересующего профконсультанта человека в стукачей и доносчиков);

9) психофизиологические обследования (в широкой практике имеют смысл для профессий с особыми условиями труда, а в специальных исследованиях могут быть использованы для самых разных видов трудовой деятельности);

10) «профессиональные пробы» в специально организованном учебном процессе по типу «F-теста» японского профессора Фукуямы (см.: Укке, 1990), что обычно требует очень больших материальных затрат (создание мастерских, обеспечение «заинтересованности» фирм и организаций и т. п.) и, к сожалению, не очень подходит к условиям современной РФ;

11) использование различных игровых и тренинговых ситуаций, в которых моделируются различные аспекты профессиональной деятельности (например, особенности общения или нравственного выбора),что позволяет строить прогнозы относительно будущего профессионального поведения участников этих процедур;

12) наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности (например, в случаях, когда человека берут на работу с испытательным сроком);

13) использование для исследования работника различных тренажеров, на которых не только отрабатываются трудовые навыки, но изучается и прогнозируется сама готовность осваивать новые профессиональные действия.

3. Методы морально-эмоциональной поддержки клиентов[35]:

1) группы общения (в профориентации чаще используются для создания благоприятной атмосферы взаимодействия, но не для решения собственно профконсультационных проблем); своеобразным развитием подобных групп применительно к профориентационной проблематике стали клубы ищущих работу и их всевозможные модификации, где на фоне благоприятной психологической атмосферы удается более эффективно рассматривать и собственно профориентационные вопросы;

2) тренинги общения (иногда позволяют клиентам освоить некоторые коммуникативные навыки поведения при приеме на работу, на экзаменах и при различных деловых контактах);

3) сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (НЛП, гештальтгруппы, логотерапия и др.); иногда они позволяют клиенту лучше осознать смысл выбираемой деятельности или процесса самостоятельного решения проблем, связанных с самоопределением; требуют особой подготовки профконсультанта;

4) «пламенные» публичные выступления, несмотря на некоторое ироничное к ним отношение, при умелом использовании у ряда клиентов могут сформировать серьезную мотивационную основу самоопределения, но в ряде случаев могут стать и сильным манипуляционным средством для доверчивых клиентов;

5) профориентационные и профконсультационные активизирующие методы (игры) с элементами психотренинга;

6) личное обаяние профконсультанта (природное и самостоятельно развитое);

7) различные положительные (успешные) примеры самоопределения, на которые может ссылаться профконсультант для повышения уверенности клиента в принципиальной возможности разрешения своих проблем;

8) праздники труда, повышающие престиж конкретных профессий (естественно, при умелой организации и учете специфики той аудитории, для которой такой праздник организуется, т. е. чтобы это был праздник с буфетами и развлечениями, а не торжественное заорганизованное мероприятие).

4. Методы оказания помощи в конкретном выборе и принятии решения[36]:

1) построение «цепочки» основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, позволяющих наглядно (на листочке) представить клиенту и самому профконсультанту возможные жизненные перспективы самоопределяющегося человека;

2) построение системы различных вариантов действий клиента (в виде своеобразных деревьев и ветвей), ведущих к определенной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты перспектив;

3) использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов выбора профессии, учебного заведения или специальности в конкретном заведении (обычно используются на заключительных этапах консультации).

3.3.  Проблема методических предпочтений (методических мод)
в отечественной профориентации

В своей книги Н.С. Пряжников выделяет следующие условные этапы чередования методических мод в отечественной профориентации (с начала 80-х гг.)[37]:

1) психофизиологический профотбор (исследование кожно-гальванической чувствительности, тремора рук, порогов зрительных ощущений с помощью «Кольца Ландольта» и т. п.). В моде так называемые ПФК — психофизиологические комплексы, довольно дорогостоящие и часто непригодные для профотбора; особой проблемой использования подобных методов в широкой профориентационной практике ранее являлось практически полное отсутствие обоснованных психодиагностических «норм» под конкретные профессии;

2) тесты и субтесты способностей (корректурные пробы, субтесты на переключаемость внимания, различные «компапсы», прогрессивные матрицы Дж. Равена, кубики Кооса, тест технического мышления Беннета);

3) опросники мотивации (Дифференциально-диагностический опросник — ДДО, карта интересов);

4) так называемые личностные тесты (исследование свойств нервной системы — по Г. Ю. Айзенку; чуть позже — 16-ЛФ Р. Кеттелла, MMPI);

5) патохарактерологический диагностический опросник — ПДО А. Е. Личко (многие профконсультанты в середине 80-х гг. считали этот опросник лучшей профориентационной методикой);

6) цветовой тест Люшера (в те годы долго спорили, какой цвет более «правильный»); методика «Несуществующее животное» (во второй половине 80-х гг. многими профконсультантами эта проективная методика оценивалась как «еще более нужная профориентационная методика»); одновременно появились ОПТ — Опросник профессиональной готовности Л. Кабардовой — и ОПГ-М (модифицированный сначала самой Л. Кабардовой вариант, а затем неизвестно кем);

7) астрологические основы профконсультирования. В конце 80-х гг. на базе Госкомтруда СССР (где в основном готовили профконсультантов) читались даже курсы «Астрологические основы профконсультации» (сами обучающиеся консультанты просто обожали эти занятия);

8) психотехнические упражнения для развития внимания, памяти и т. д. (Н. Цзен и А. Пахомов), которые хотя и не затрагивали собственно профориентационных проблем, но привнесли в работу с учащимися много интересного и даже забавного;

9) профориентационные игры и упражнения (В. А. Ященко, Н. С. Пряжников, Н. В. Самоукина), в которых сделана попытка соединить интересную игровую форму работы с профориентационной проблематикой;

10) репертуарные тесты, или «решетки» (Дж. Келли, В. Похилько), замысел которых состоял в том, чтобы создавать для клиентов возможность самостоятельно выстраивать «конструкты» и использовать их в выборах различных объектов (включая и профессии). Сразу возникла проблема: тесты хорошо работают лишь при наличии мощных компьютеров и соответствующих программ (хотя были разработаны и «ручные варианты»). В целом широкому распространению данных методов стала препятствовать громоздкость процедуры;

11) деловые игры и оргдеятельностные игры — ОДИ. Тогдашние любители ОДИ — «методологи» многих профконсультантов смогли «очаровать» не только профконсультантов: во второй половине 80-х — начале 90-х методологические семинары прокатились по многим тогдашним хорошо финансируемым организациям, к которым в те годы принадлежали и центры профориентации молодежи. Смысл этих семинаров — помочь работникам лучше отрефлексировать собственный труд и разработать концепции дальнейшего развития своих организаций, что часто предполагало «разрушение традиционных, устаревших стереотипов работы». Если в плане «разрушения» старых стереотипов работы многие методологи весьма преуспели, то в переконструировании деятельности служб на новой основе возникли серьезные проблемы (и не только у профконсультантов);

12) социально-психологические тренинги — СПТ, группы общения, группы встреч, группы личностного роста и т. д.; в профориентации началась «великая эпоха психотерапии» (многие профконсультанты так этим увлеклись, что забыли о своей основной специальности);

13) почти одновременно появились методики Холланда (выявлялся тип личности, которому подбиралась соответствующая профессиональная среда), многие отечественные профконсультанты наконец-то «открыли» для себя «тест структуры интеллекта» Амтхауэра, кто-то использовал «бланк призвания и интересов» Стронга; основная проблема: эти и многие подобные тесты были плохо адаптированы к условиям России;

14) в начале 90-х гг. в профориентационную моду надолго вошло НЛП — нейролингвистическое программирование; началось повальное увлечение НЛП, хотя с первых же моментов его внедрения в практику российских психологов возникли серьезные опасения относительно сложности данного метода и широких манипулятивных возможностей его использования, что весьма опасно именно в профконсультации, главной (идеальной) целью которой является формирование субъекта самоопределения;

15) после этого усилия многих профконсультантов были направлены на поиск самой эффективной (а по сути самой модной) психотерапевтической процедуры: гештальтгруппы; психосинтез и вообще любая психотерапия, вплоть до психотерапии с мистико-астрологическим уклоном;

16) в настоящее время, в период почти официального свертывания школьной профориентации и расцвета профориентации в службах занятости и частных структурах, когда главной задачей становится «зарабатывание» денег с помощью «профконсультационных услуг», на первый план выходят те методы, которые максимально позволяют «очаровывать» самоопределяющегося клиента и манипулировать его сознанием, при некоторой видимости решения его проблем. Стали появляться различные пособия, в которых даются эффективные рекомендации (в стиле Д. Карнеги), как вести себя на переговорах с работодателем, как поступать в первые месяцы работы (в период испытательного срока), как «обходить» своих конкурентов на пути к успешной карьере и т. д.

Информация о работе Профориентация и методики применяемые в ней