Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 20:28, курсовая работа
В современных условиях развития прогресса рациональное использование трудовых ресурсов является существенным фактором развития производства, торговли, сферы услуг и других видов экономической деятельности.
Причины неэффективной профессиональной деятельности многочисленны, однако большая часть из них прямо связана с физиологическими, психическими и социальными особенностями работников . Труд работников должен быть производительным, однако, не все люди в одинаковой мере способны освоить ту или иную профессию.
Введение……………………………………………………………………………………….....3
1.Что такое профориентация?………………………………………………………………...…4
1.1. Профориентация и история ее появления…………………………………………4
1.2.Функции профориентации…………………………………………………………..5
1.3.Способности и профпригодность…………………………………………………...6
1.4. Направления профориентации……………………………………………………...8
1.5. Профессиограмма………………………………………………………………….10
2. Профессиональная ориентация персонала…………………………………………………12
2.1. Профориентационное обслуживание населения (профпросвещение)…………14
2.2. Профессиональное консультирование……………………………………………15
2.3. Профессиональный отбор (подбор)………………………………………………17
2.4. Экономическая эффективность профориентации персонала…………………...18
3.Методы, применяемые в профориентации…………………………………………………19
3.1. Основные стратегии в профессиональном самоопределении…………………..19
3.2. Основные группы профориентационных методов………………………………22
3.3. Проблема методических предпочтений (методических мод)
в отечественной профориентации………………………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………………………...33
Список использованной литературы………………………………………………………….35
Квалифицированная профориентационная помощь способствует тому, что клиент впоследствии получает удовлетворение от выполняемой работы.
2.3. Профессиональный отбор (подбор)
Цель - обеспечить организацию таким персоналами, который по своим индивидуальным качествам может достигнуть высокой эффективности в определенном виде трудовой деятельности при условии получения удовлетворения от избранного ее вида (деятельности).
Это направление деятельности не является основной функцией профкосультаита. Работа проводится при необходимости отбора на определенные профессии (если безработному предлагается переобучение) исходя из интересов, возможностей, способностей клиента и ситуации на рынке труда с использованием специальных методов. Жесткий отбор целесообразен только па специальностях, по которым имеются медицинские противопоказания. При таких обстоятельствах необходима консультация с ВТЭК. В остальных случаях при определении направления переобучения важно найти компромисс между профессиональными интересами клиента и его возможностями.
При проведении профотбора необходимо учитывать пригодность к различным видам профессиональной деятельности, определяемую уровнем общего образования, профессиональной подготовки, производственным опытом и отношением к профессии, а также степенью соответствия индивидуальных психофизиологических качеств данного работника к определенному виду деятельности[27].
Профориентация позволяет выявить и развить интерес и способности человека к определенным профессиям или группам профессий, а также определить степень его пригодности к ним еще до этапа включения в общественное производство. Она помогает человеку сделать обоснованный выбор профессии, сократить сроки ее освоения, повысить производительность труда. Все более активное вовлечение различных групп трудящихся в процессы высвобождения и перераспределения рабочей силы увеличило их потребность в такой помощи. Во многих странах это привело к расширению сферы применения профориентации, которая начала охватывать не только учащуюся молодежь, но и другие группы населения. Расширение связей профориентационных служб с учебными заведениями, предприятиями, органами по труду и увеличение объема выполняемой работы способствовали как дифференциации этих служб и предоставляемых ими услуг, так и их интеграции с другими службами. Это объясняется не только повышением требований со стороны производства к уровню знаний, способностей, квалификации работников, т.е. к их профессиональной пригодности, но и потребностью самих работников в освоении новых профессий (например, в связи с внедрением новой техники и технологии, по состоянию здоровья или с целью трудоустройства).
2.4. Экономическая эффективность профориентации персонала
Экономическая эффективность профориентации и профотбора может быть оценена с помощью показателей сокращения текучести, роста производительности труда и уменьшения времени, необходимого для освоения профессии.
По расчетам, годовой экономический эффект от профориентации составляет в масштабах страны примерно 11,5 млрд руб., в том числе за счет сокращения текучести кадров - 2 млрд руб., за счет уменьшения затрат на подготовку кадров - 6 млрд руб., за счет ускорения роста производительности труда - 3,5 млрд руб. При этом не учитывался эффект от улучшения качества продукции, снижения заболеваемости, усиления творческого характера труда и т.п[28].
Социологические обследования подтверждают экономические выводы: работники, выбравшие свою профессию сознательно, с учетом профессиональной ориентированности, трудятся на 20-40 % производительнее, допускают почти вдвое меньше брака в работе, в среднем на год меньше у них срок достижения следующего разряда, в 2-3 раза реже они меняют профессию или место работы. Устранение возможных ошибок при выборе профессии экономит до 25 % средств, затрачиваемых на обучение рабочих[29].
Работа по рациональному подбору и расстановке кадров в организации на основе требований к исполнителю осуществляется отделом кадров (кабинетом профориентации и профподбора) при активном привлечении специалистов других служб.
Работа осуществляется по трем основным направлениям:
Для проведения работы по профориентации, профподбору и профадаптации в организации должен быть создан кабинет профподбора и профориентации. Кабинет должен иметь специальное помещение для проведения профориентации, помещение с кабиной и аппаратурой для проведения психофизиологических обследований (вопрос о наличии необходимой аппаратуры и приборов решается после разработки профессиограммы и методов исследования). Штат кабинета должен состоять из специалистов: психолога, физиолога и техника-лаборанта, прошедших обучение по профориентации и профподбору.
3.Методы, применяемые в профориентации
3.1. Основные стратегии в профессиональном самоопределении
Традиционно выделяют две основные стратегии в профессиональном самоопределении: диагностическую (диагностико-рекомендательную) и развивающую. Но можно представить и несколько дифференцированные направления работы, разбив их условно на две группы: допустимые подходы и недопустимые, нежелательные подходы.
А. Допустимые стратегии[30]:
1. Тестологическая (в основе — стандартизированные испытания профпригодности).
2. Информационно-
3. Рационалистическая. Предполагается, что профессиональный выбор и вообще самоопределение можно рационально просчитать. Наиболее популярны сейчас разработка и использование компьютерных методов при принятии решения, что вполне обосновано, но при условии рассмотрения компьютера только как вспомогательного средства.
4. Глубинная, психоаналитическая стратегия, основанная на выявлении внутренних стремлений самоопределяющегося человека и направлении этих стремлений в позитивное русло (через сублимацию и т. п.).
5. Гуманистическая-
6. Организационно-
7. «Частичные услуги», предполагающие ограниченную помощь, например только профдиагностика, или только профинформирование, или помощь в принятии решения. Многие профконсультанты вынужденно работают в режиме «частичных услуг», так как не всегда есть возможность оказать полноценную помощь.
8. Идеологическая (воспитательная, мировоззренческая). В основе — предположение о том, что на жизненные выборы оказывают сильное влияние господствующие в обществе идеи, например идея «служения царю и отечеству» в дореволюционной России или идеи «индустриализации», «освоения целины» и т. п. в советские периоды истории страны. Очень интересно понять, какие идеи господствуют в обществе сейчас (возможно, для кого-то это идея «накопительства любыми путями» или даже идея «поскорее и подальше уехать из этой страны», а для какого-то — это стремление не потерять совесть в такой сложной ситуации). К сожалению, все это мало исследовано, но, может быть, это самое главное в профессиональном и личностном самоопределении.
9. Принудительная. Подобная стратегия хороша для особых случаев, например при выборе рода войск для призывника или распределении работ среди заключенных. В ряде случаев это выбор профессии и места работы, которые явно не соответствуют высокой квалификации безработного в условиях развала производства. На первый план здесь выходит помощь в обретении смысла даже в самых непривлекательных и унизительных выборах.
10. Активизирующая стратегия, в основе которой лежит реальное взаимодействие с клиентом и выведение его на уровень субъекта построения своей жизни. Важным условием такой стратегии является активная, творческая позиция самого профконсультанта, поскольку клиент и консультант фактически образуют единую систему и в каком-то смысле стремятся к тому, чтобы стать единым субъектом решения профконсультационной проблемы.
Б. Нежелательные стратегии[31]:
1. Стратегия «обмана». В консультационной практике нередко возникает проблема: кого «обманывать», клиента или начальника-заказчика (которые «обязывают» психолога работать определенным образом и строго наказывают за иные варианты работы)? Если не удается переубедить (просветить) такого заказчика или администратора, то лучше делать все так, как подсказывает совесть и квалификация, а в отчетах рапортовать, что работа выполнена «как положено». Опыт показывает, что при некотором навыке это вполне достижимо. Известно, что начальство иногда догадывается о «хитрости» психолога, но не наказывает его, так как он соблюдает правила игры и не стремится публично доказать, что начальство ведет себя неправильно и некомпетентно.
2. Стратегии «самообмана». В этом случае психолог оказывает неполноценную помощь или просто манипулирует клиентом (и иногда даже понимает это), но находит оправдание такой работе. Часто основой такого оправдания является «полное удовлетворение» клиентов, которые несут психологу-манипулятору цветы, восторженно рассказывают о нем своим знакомым и т. д. Можно выделить некоторые варианты «самообмана»:
а) директивное консультирование, особенно наиболее коварная его форма, когда психолог ласково улыбается клиенту, но сам про себя думает: «Все равно ты ничего не понимаешь и сделаешь так, как я тебе скажу». Такой психолог обычно легко очаровывает клиента, создает атмосферу безоговорочного доверия и буквально «вьет из него веревки», при этом сам клиент бывает очень доволен, что работает с таким «знающим» и «приятным» специалистом;
б) игра в «терапию». Пример: подростка в центре профориентации сразу же отправили в психотерапевтическую группу, после занятий в группе подросток заявляет: «Вообще-то было интересно, но я как пришел со своей профориентационной проблемой, так и ушел с ней». Но в целом подросток доволен, и консультанта сложно упрекнуть в непрофессионализме (его позиция: «Спросите у детей, они вам скажут, понравилась им моя помощь или нет»);
в) деструктивно-
г) адаптивно-манипулятивная. Главная проблема здесь — как профконсультанту не позволять манипулировать самим собой. Например, в случае, когда клиент или мама клиента уже решили для себя сделать какой-то явно неудачный выбор и буквально навязывают его психологу (сам приход к психологу — это скорее желание получить подтверждение своей правоты и одновременно перенести ответственность на самого психолога-консультанта, если он «согласится» с клиентом).
3.2. Основные группы профориентационных методов
1. Информационно-справочные, просветительские методы[32]:
1) профессиограммы — краткие описания профессий (проблема в том, что традиционные профессиограммы с трудом воспринимаются многими школьниками, поэтому важно искать более компактные и понятные формы описания профессий);
2) справочная литература (при условии достоверности такой справочной информации);
3) информационно-поисковые системы — ИПС (для оптимизации поиска профессий, учебных заведений и мест работы): «ручные» варианты ИПС (например, карточные, бланковые, в виде картотек и т. п.), компьютеризированные ИПС (банки информации в ЭВМ);
4) профессиональная реклама и агитация (при условии достоверности,оперативности и привлекательности для тех, кому такая реклама предназначена);
5) экскурсии школьников на предприятия и в учебные заведения (при условии заблаговременного подбора и подготовки квалифицированных ведущих и экскурсоводов);
6) встречи школьников со специалистами по различным профессиям (при условии специального отбора и психолого-педагогической подготовки этих специалистов);
7) познавательные и просветительские лекции о путях решения проблем самоопределения;
Информация о работе Профориентация и методики применяемые в ней