Программа по развитию кадрового потенциала ООО «СервисТрейд»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 19:13, дипломная работа

Описание

Целью данной дипломной работы является разработка программы по развитию кадрового потенциала предприятия на примере ООО «СервисТрейд».
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
Определить основные понятия, характеристики и сущность кадрового потенциала.
Рассмотреть основные факторы, влияющие на формирование и развитие кадрового потенциала.
Изучить основные направления деятельности ООО «СервисТрейд» и его организационную структуру управления, проанализировать основные технико-экономические показатели организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы развития кадрового потенциала компании
1.1 Кадровый потенциал: понятие, сущность, основные характеристики
1.2. Формирование и развитие кадрового потенциала предприятия
1.3.Основные факторы, влияющие на формирование и развитие кадрового потенциала
1.4.Основные направления совершенствования формирования и развития кадрового потенциала
Глава 2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Краткая характеристика деятельности фирмы ООО «СервисТрейд»

2.2 Анализ организационной структуры ООО «СервисТрейд»

2.3 Принципы эффективного поиска и отбора кадров

2.4 Организация процедуры оценки и аттестации персонала

Глава 3. Программа по развитию кадрового потенциала ООО «СервисТрейд»
3.1 Совершенствование профессионального образования персонала организации

3.2. Разработка системы закрепления специалистов на рабочих местах
3.3.Совершенствование процесса аттестации персонала

Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 365.00 Кб (Скачать документ)

Здесь есть и ограничения, в частности появления рабочей  силы, чей кадровый потенциал будет  слишком завышен для конкретных условий производства, не соответствовать его потребностям, являться «излишним». Такая ситуация не желательна по нескольким причинам. Во-первых, набор или подготовка рабочей силы такого качества обходится предприятию слишком дорого. А во-вторых, этот трудовой потенциал не будет полностью использован, и средства, затраченные на рабочую силу, не окупятся. У самих работников это может вызвать неудовлетворенность работой на данном предприятии, вследствие чего, последует увольнение по собственному желанию.

Несоответствие кадрового  потенциала потребностям производства в условиях хозяйственной самостоятельности  и инициативы трудовых коллективов представляется серьезной проблемой. Если трудовой потенциал персонала будет низким, то это сможет стать препятствием для внедрения новшеств в производство.

Все это обуславливает  необходимость постоянного контроля за ситуацией, упреждение возможных негативных явлений путем планомерного  управленческого воздействия на рабочую силу в соответствии с текущими и перспективными задачами развития самого предприятия. Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую. Субъектом управления персоналом выступает управленческий персонал, а объектом – производственный персонал.

Предметом планирования трудовых ресурсов на предприятии могут  являться следующие показатели:

  1. Численность и структура кадров;
  2. Производительность труда;
  3. Оплата труда работников;
  4. Потребность в персонале и его подготовка;
  5. Сокращение применения ручного труда;
  6. Кадровый резерв на выдвижение;
  7. Нормы времени, выработки и т.д.3

К кадровому составу  организации относится часть  персонала, обеспечивающая решение основных задач предприятия и обладающая для этого специальной профессиональной квалификацией. Кадры предприятия подразделяются по профессиям, специальностям и уровню квалификации.  

Под профессией понимается особый вид трудовой деятельности, требующий определенных теоретических знаний и практических навыков.  

Под специальностью подразумевается  вид деятельности в пределах профессии, который имеет специфические  особенности и требует от работников дополнительных знаний и навыков.

Квалификация характеризует степень овладения работниками той или иной профессией или специальностью, и отражается в квалификационных разрядах и категориях, которые им присваиваются в зависимости от теоретической и практической подготовки.

Профессионально-квалификационная структура служащих предприятия находит свое отражение в штатном расписании. Штатное расписание предприятия – это документ, ежегодно утверждаемый руководителем предприятия и представляющий собой перечень сгруппированных по отделам и службам должностей сотрудников с указанием категории работ и должностного оклада.

По длительности найма  на работу наемные работники подразделяются на следующие подгруппы:

  • Постоянные работники;
  • Временные работники;
  • Сезонные работники;
  • Работники, нанятые на случайные работы4.

 

 

 

 

 

 

1.2. Формирование  и развитие кадрового потенциала  предприятия

 

Формирование и развитие кадрового потенциала организации  проходит определенные этапы. Их последовательность составляет жизненный цикл использования кадров, или кадровый цикл. Процесс формирования персонала организации состоит из:

  • набор, отбор и наем персонала;
  • адаптация персонала;
  • высвобождение персонала организации.

Набор персонала - создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям, объем которого в значительной степени определяется разницей между наличной рабочей силой и будущей потребностью в ней, создание собственной базы данных кандидатов.

Отбор персонала – это оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора. Отбор персонала позволяет выбрать лучшего кандидата для выполнения той или иной работы. Ошибки при отборе кандидатов приводят к увольнению и замены бывшего работника новым. Поэтому перед службой управления персоналом стоит важная задача – не совершить ошибки при найме персонала.

Наем персонала –  это вид управленческой деятельности, предусматривающий комплекс мероприятий по соблюдению организационно-правовых норм и оказанию психологической поддержки со стороны администрации при оформлении работника  на рабочее место в организацию. 

Адаптация персонала  – введение нанятых работников в  организацию и ее подразделения, развития у работников понимания  того, что ожидает от них организация и какой труд получает в ней заслуженную оценку, разработка Положения о персонале Предприятия. Наем персонала является дорогостоящей и длительной по времени процедурой. К началу работы организация на приобретение нового работника затрачивает значительное количество финансовых и временных ресурсов, которые могут быть потеряны, если работник не сможет к ней адаптироваться и уволиться. Кроме того, необходимость в управлении процессом адаптации неоспорима в силу того, что статистические данные многих организаций говорят об особо высоком проценте увольнений, приходящихся на первый месяц работы новых работников. Также большинство несчастных случаев приходится на первое время работы новых сотрудников в организации. Таким образом, суть адаптации персонала состоит во взаимном приспособлении человека и окружающей среды.

На выходе организации  как кадровой системы находятся  процессы текучести и освобождения кадров. Обратная связь в кадровом цикле состоит в формировании нового кадрового резерва или коррекции существующего.

Освобождение кадров, или высвобождение персонала  – это вид управленческой деятельности, предусматривающий комплекс мероприятий  по соблюдению правовых норма и организационно - психологической поддержки со стороны администрации при увольнении работников. Высвобождение персонала может быть по двум причинам:

  • увольнение по инициативе работника, что является наиболее болезненным для организации;
  • увольнение по инициативе организации (в результате сокращения штата).

Высвобождение персонала  является заключительным этапом формирования персонала.

Развитие кадрового  потенциала основано на системе непрерывного образования, подготовке и переподготовке кадров, их карьере, совершенствовании организационных структур и стиля управления. Одним из наиболее важных моментов является карьера персонала предприятия.5

Карьера – это успешное продвижение в области общественной, служебной и прочей деятельности. Существуют два вида карьеры:

  • профессиональная карьера – характеризуется тем, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит различные стадии развития: обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей, уход на пенсию.
  • внутриорганизационная карьера охватывает последовательную смену стадий развития работника в рамках одной организации.

Для кадрового потенциала предприятия большое значение имеет  профессиональное образование персонала. Руководство предприятия должно постоянно думать о профессиональном развитии своего персонала, т.к. несоответствие квалификации персонала предприятия ее потребностям отрицательно сказывается на результатах деятельности предприятия в целом.6

Организации затрачивают  на профессиональное обучение своих  сотрудников значительные средства, но эти затраты являются капиталовложениями организации в развитие своих работников, от которых ожидается отдача в виде повышения производительности труда. Повышая квалификацию и приобретая новые навыки и знания, работники становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста как внутри организации, так и вне её. Профессиональное образование способствует общему интеллектуальному развитию человека, расширяет его эрудицию и круг общения, укрепляет уверенность в себе. Возможность профессионального обучения в собственной организации высоко ценится работниками и оказывает большое влияние на принятие решения о поступлении на работу.

Эффективное управление персоналом предприятия невозможно без достоверной информации о нем. Службы управления персоналом собирают данные, характеризующие различные аспекты состояния персонала предприятия, и проводят их детальный анализ. Чаще всего на предприятии анализируются следующие показатели:

  • Возрастная структура;
  • Образовательная структура;
  • Стаж работы в организации;
  • Процентное отношение мужчин и женщин;
  • Текучесть кадров;
  • Производительность труда;
  • Издержки на рабочую силу.7

Все  соотношения нужно  рассматривать как в исторической динамике, так и в сравнении  с показателями организаций конкурентов.

Возрастная структура  – это показатель, который организации  отслеживают в динамике по категориям сотрудников, подразделений и специальностям. Знание этой динамики позволяет более эффективно управлять процессами планирования потребностей организации в рабочей силе, подготовки резерва, профессионального обучения и т.п.

Образовательная структура - состав рабочей силы предприятия по уровню образования, который анализируется в процентном соотношении, или в долях. Целесообразно не только выявлять какую часть от общей численности сотрудников составляют лица с высшим или средним образованием, но и выделять долю работников, имеющих профильное для организации специальное образование.

Стаж работы на предприятии  считается важным показателем стабильности рабочей силы и преданности сотрудников своей организации.

Процентное соотношение  мужчин и женщин – это показатель, практическая польза которого очевидна в основном в тех случаях, когда женщины пользуются теми или иными льготами (дополнительная компенсация, укороченный рабочий день и т.п.).

Текучесть кадров – является важным показателем динамики рабочей  силы организации, движение кадров предприятия, обусловленное неудовлетворенностью работника рабочим местом или неудовлетворенностью организации конкретным работником. Текучесть может быть:

  • Внутриорганизационная текучесть – связанная с трудовыми перемещениями внутри предприятия;
  • Внешняя текучесть – между организациями, отраслями и сферами экономики.

Для руководства предприятия  важен не столько сам показатель текучести кадров, сколько причины увольнения сотрудников, поэтому в обязанности службы управления персоналом входит проведение анализа причины текучести и выявление наиболее серьезных из них.

Производительность труда - характеризует эффективность, результативность затрат труда и определяется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени, либо затратами труда на единицу произведенной продукции или выполненных работ. Различают производительность живого и производительность общественного труда. Производительность живого труда определяется затратами рабочего времени в каждом отдельном производстве, а производительность общественного труда – затратами живого и овеществленного труда. На предприятиях производительность труда определяется как эффективность затрат только живого труда и рассчитывается через показатели выработки и трудоемкости продукции, между которыми имеется обратно пропорциональная зависимость.

Издержки на рабочую  силу. Показатели производительности труда позволяют составить представление о вкладе, вносимом сотрудниками организации в достижение стоящих перед ней целей. Не менее важно детально знать, и контролировать, другую сторону вопроса, и в какую сумму обходятся организации ее сотрудники. Как это не парадоксально, определить общую величину издержек достаточно сложно, поскольку они складываются из множества статей расходов, на первый взгляд не всегда связанных с наймом рабочей силы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Основные факторы, влияющие

 на формирование  и развитие кадрового потенциала

 

При формировании кадровой политики, для всестороннего определения направления деятельности  в организации, необходимо учитывать основные принципы отдельных направлений кадровой политики, а именно:

  1. Принцип одинаковой необходимости достижения индивидуальных и      организационных целей – определяет необходимость искать честные компромиссы между администрацией и работниками, а не отдавать предпочтение интересами организации.
  2. Принцип соответствия – определяет необходимость соответствия объема заданий, полномочий, ответственности возможностям человека;   принцип профессиональной компетенции – определяет необходимость наличия уровня знаний, соответствующего требованиям должности;   принцип практических достижений – определяет наличие определенного уровня опыта; принцип индивидуальности – определяет наличие индивидуальных качеств   работника, черт характера для выполнения необходимой работы.
  3. Принцип конкурсности – определяет необходимость отбирать кандидатов на конкурсной основе; принцип ротации – определяет необходимость планомерной смены должности по вертикали и горизонтали;    принцип индивидуальной подготовки – определяет необходимость подготовки резерва на конкретную должность по индивидуальной программе.
  4. Принцип повышения квалификации – определяет необходимость периодического обучения персонала в соответствие с индивидуальной стратегией развития сотрудника; принцип самовыражения – определяет необходимость наличия самостоятельности, влияния на формирование методов исполнения (для руководителей); принцип саморазвития – определяет необходимость развития при наличии способности к этому.
  5. Принцип соответствия оплаты труда объему и сложности выполняемой работы – определяет необходимость наличия эффективной оплаты труда сотрудников; принцип соразмерного сочетания стимулов и санкций – определяет необходимость конкретного описания задач, обязанностей и показателей; принцип мотивации – определяет необходимость установления побудительных факторов,  влияющих на индивидуальное стремление выполнения поставленных задач.

Информация о работе Программа по развитию кадрового потенциала ООО «СервисТрейд»