Психофизиология профессионального отбора и определения профпригодности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:37, реферат

Описание

Определение профессиональной пригодности — важнейшее направление работы с персоналом предприятий, учреждений, под-разделений силовых структур. Вместе с тем понятие профес¬сиональной пригодности толкуется настолько широко, что требу¬ется его уточнение в научно-методическом и, что не менее важно, в правовом аспектах.

Содержание

1 Определение профессиональной пригодности
2 История определения профпригодности
3Теоретические основы формирования системы оценки профпригодности
4 Понятие о профессионально важных качествах (ПВК)
5Отборочные процедуры, использующиеся при проведении оценки профпригодности
5.1 Личностные тесты
5.2 Проверка когнитивных способностей
5.3 Собеседование с кандидатами
5.3.1 Совершенствование техники интервью
5.4 Центры оценки (аттестационные центры)
5.5 Использование биографических данных
5.6 Психомоторные реакции и физические возможности
5.7 Специальные психофизиологические обследования
6Эффективность проведения оценки профессиональной пригодности персонала

Работа состоит из  1 файл

профпригодность.doc

— 213.00 Кб (Скачать документ)

      В настоящее время бесспорным лидером среди личностных методик, применявшихся при отборе персонала, является MMPI (Minnesota Multipurpose Personality Inventory) — личностный тест, который был разработан в конце 1940-х гг. Хатуэем и Мак Кинли. В России применяются две версии этого теста, адаптированные Б.Ф. Березиным и Л.Н. Собчик, названные стандартизированным методом исследования личности (СМИЛ). Разработана компьютерная версия теста, получившая название ММР1-2, которая дает ряд преимуществ при проведении психологического тестирования. Например, было показано, что у людей, проходящих обследование с применением компьютера, отмечаются более доверительные и правдивые ответы. Автоматизированная обработка данных упрощает и ускоряет процедуру.

      Кроме того, широко используются еще две  методики — трех-факторная Айзенка  и 16-факторная Кеттела. В последнее  время методы мета-анализа, основанные на данных факторного анализа, позволили свести многообразие личностных методик отбора к концепции «Большой пятерки» (Big Five). Модель «Большой пятерки» опиралась на оригинальные разработки Фиске (1949) в области отбора и Нормана (1963), исследовавшего структуру личности. Методика мета-анализа, предложенная Бэрриком и Маунтом (Barrick и Maunt), состояла в содержательном анализе вопросов личностных методик и сущности характерологических особенностей человека, выявляемых посредством этих методик. Обследования больших контингентов испытуемых, проведенные с помощью различных опросников, позволили установить, что эти методики выявляют и оценивают одни и те же качества человека, лишь называя их несколько по-разному. 3-х и 5-факторные модели, по крайней мере, имеют два преимущества. Во-первых, 16 факторов (и даже 11) — это слишком много для описания структуры личности, измеряемой и оцениваемой в интересах определения профессиональной пригодности. То есть оказалось, что, например, опросник Кеттела выявляет не целостные конструкты личности, а их фрагменты и, кроме того, факторы Кеттела, а также Гилфорда и Циммермана не повторяются с возрастом и их наличие нельзя проверить с помощью других методик. А во-вторых, все 3-х и 5-факторные модели имеют два сходных фактора оценки: экстраверсия — интроверсия и нейротизм (эмоциональная стабильность — нестабильность). Большинство современных личностных опросников изучают 5 основных черт, которые могут несколько изменять название, но по сути остаются одними и теми же.

      В настоящее время достигнуто определенное единодушие среди исследователей в признании 5-факторной структуры личности. Эти факторы, известные как «Большая пятерка», следующие:

    • экстраверсия (настойчивость, честолюбие, активность);
    • приспособляемость (кооперативность, доверительность, надежность);
    • добросовестность (ответственность, организованность, постоянство);
    • эмоциональная устойчивость (спокойствие, отсутствие нервозности);
    • обучаемость, открытость опыту (образность, артистическая чувственность).

      Бэррик  и Маунт изучили взаимосвязь показателей структуры личности и успешности деятельности. Их результаты свидетельствуют о том, что добросовестность была наиболее надежным показателем, позволявшим предсказывать качество деятельности среди большого количества профессиональных групп. Как установлено, критериальная валидность для всех профессиональных групп составляет > 0,20. То есть люди, для которых характерны добросовестность, ответственность, ориентация на референтную группу, постоянство, высокая мотивация достижения, добиваются наибольших результатов в той или иной деятельности. В рамках концепции «Большой пятёрки» разработаны опросники Гольдберга (на основе методики Нормана), NEO-PI (NEO-Personality Inventory), Хогана (Hogan PI), PCI (опросник личностных характеристик), NEO-Flue Factor Inventory. Их всех отличает высокая интеркорреляция оценок, полученных по одинаковым шкалам, что подтверждает высокую валидность методик. В ряде учреждений России применяется опросник CPI (Californian Personality Inventory).

           5.2 Проверка когнитивных способностей

      Понятие «когнитивные способности» отражает уровень  развития памяти, внимания, мышления и др. (см. гл. 3). По вопросу структуры познавательных способностей у специалистов нет единодушного мнения. Исходный перечень таких показателей был опубликован еще в 1938 г. Терстоуном. С тех пор многократно предпринимались попытки классификации когнитивных способностей с использованием методов факторного анализа. Так, Гилфорд предложил в 1967 г. свою «структурную модель интеллекта», характеризующуюся тремя измерениями: операциями, смысловым содержанием, результатами. Другая классификация структуры интеллекта основана на выделении академического интеллекта («отвечающего» за успешность обучения) и практического (освоение профессиональной деятельности). Наибольшее признание получила классификации когнитивных способностей, которая была разработана Пирсоном. В нее вошли следующие компоненты:

      Общие умственные способности  — способности к пониманию излагаемых устно и представляемых в числовой форме основных понятий и принципов, включая способность логически рассуждать и решать проблемы, требующие восприятия и понимания соотношений между абстрактными образами или символами. Тесты, направленные на выявление общих умственных способностей, содержат комбинации всевозможных вербальных, количественных и логических, или пространственных, заданий.

      Вербальные  способности — умение правильно осмысливать и применять различные языковые конструкции. Тесты, которые выявляют указанные способности, предусматривают определение степени понимания прочитанного текста, запаса слов, знания грамматики, правильности произношения, связности речи, завершенности фраз. Эти требования могут выступать в любой комбинации.

      Вычислительные  способности — умение осмысливать числовые выражения и понятия, представляемые в числовой форме, быстро и точно выполнять стандартные арифметические операции. К тестам вычислительных способностей относятся когнитивные тесты, в которых предусматриваются простые вычисления (сложение, вычитание, умножение, деление или смешанные операции), задачи с арифметическими действиями, поиск ошибок, чтение графиков или таблиц либо различные сочетания указанных действий.

      Логические  способности — умение мыслить логически и излагать собственные мысли в фактографической, символьной или образной форме, в том числе способность понимать и применять основополагающие принципы, делать правильные умозаключения или принимать правильные решения в заданных условиях на основе имеющейся информации. К тестам, проверяющим логические способности, относятся тесты, которые содержат устные рассуждения, абстрактные рассуждения, буквенные и числовые последовательности, высказываемые суждения и логическое упорядочивание некоторых событий.

      Скорость  восприятия — способность к быстрому и точному осознанию существенных деталей в представляемом вербальном, числовом, образном или графическом материале. Все характеристики этих способностей измеряются в единицах скорости. К классу тестов на скорость восприятия относятся тесты, предусматривающие сопоставление имен, чисел, имен с числами, фигур, исключение каких-либо элементов, хранение чисел, кодирование, хранение имен и проведение замен или подстановок.

      Память  — способность заучивать, вспоминать и воспроизводить или использовать информацию, представленную в наглядной либо устной форме и отражающую ассоциативные связи между вербальными, числовыми или образными сигналами. Тесты, проверяющие память, содержат операции запоминания устных команд, классификации, кодирования, подстановки, записи чисел и мгновенного запоминания.

      Пространственно-механическая ориентация — способность к пространственному восприятию, или визуализации объектов в пространстве, либо умение умозрительно манипулировать пространственными образами, относительным положением или ориентацией и движением объектов в пространстве; способность к пониманию и использованию простых принципов физики и механики. К классу пространственно-механических относятся тесты, требующие знаний основ механики, пространственных зависимостей, поисковых процедур, механических принципов и способов отслеживания.

      Канцелярские  способности — умение выполнять задачи, связанные с осуществлением рутинной канцелярской работы, которая требует быстрого восприятия материалов, представленных в устной или числовой форме, и умения быстро вникать в их существенные детали. Канцелярские способности оцениваются по совокупности тестов на выявление склонностей к конторской работе.

      В настоящее время разработаны  и широко применяются самые разнообразные  батареи (наборы) тестов когнитивных  способностей.      Например, тест МАВ — Multi-Dimensional Aptitude Battery -Батарея многомерных способностей, который содержит следующие субтесты: общей информированности, способности к арифметике, пониманию, установлению подобия, словарному запасу, цифровые символы, завершение картинки, пространственные преобразования, выстраивание картинок и образ предмета. Широко применяются когнитивные групповые тесты, например, SILS —i Shipley Institute of Living Scale, который направлен на отбор персонала управления воздушным движением (УВД) и обеспечивает хороший прогноз общей успешности обучения. Нормативные данные могут служить эффективным скринингом людей, поступающих на работу операторского профиля.

      В настоящее время все более  широкое внедрение автоматизи- рованных систем отбора позволило проводить быстрое, унифицированное обследование кандидатов. В Федеральном авиационном управлении США был разработан компьютеризированный скрининговый тест Cog screen. В проведенном исследовании испытуемых тестировали с помощью обычной батареи тестов Халстеда-Рейтана, занимавшей 5 — 6 часов, и Cog screen, занимавшем 45 минут. Данные, полученные с помощью Cog screen, сравнивались с нормативными показателями. Во всех случаях чувствительность автоматизированного теста оказалась равной или выше традиционного. В России также существует версия батареи Cog screen.

      Сейчас  остро обозначилась необходимость  поиска новых под-ходов к отбору, основанных не на традиционных когнитивных, личностных, психомоторных и других свойствах, а на принципиально новых. Примером такого подхода, основанного на экспериментальном анализе поведения, служит компьютеризованная программа CASSIOPEA.

            5.3 Собеседование с кандидатами

      Собеседование с претендентами, нанимающимися  на работу, представляет собой так  называемый «широкополосный» метод  профессионального отбора, так как  получаемая в процессе собеседований информация может затем использоваться для оценки множества различных качеств испытуемых и аспектов их поведения. Поэтому собеседования стали наиболее широко распространенной процедурой оценки профессиональной пригодности при приеме на работу. Однако, как считают многие специалисты, собеседования характеризуются сравнительно низкой надежностью и адекватностью для прогноза успешности деятельности: от 0,14 у контролеров испытаний качества и диспетчеров до 0,3 для конторских работ. Во многом это обусловлено целым рядом нерешенных методологических проблем. Например, интервьюеры часто имеют доступ к анкетным данным претендента и к результатам предыдущих тестов, что в ходе собеседования влияет на окончательные суждения за счет создания некоторой установки. Зачастую интервьюеры принимают решения о приеме кандидата на работу или об отказе ему, действуя в условиях жестких ограничений на требуемый диапазон оценок. Кроме того, прогнозы интервьюера во многом зависят от уровня его собственной квалификации, что делает какие-либо обобщения на этот счет весьма ненадежными.

      Вместе  с тем, в настоящее время предпринимаются  попытки повышения надежности и  адекватности собеседований как  метода профессионального отбора за счет обучения интервьюеров, разработки специальных руководств по проведению интервью, выработки структурированных стратегий интервьюирования и более жестких критериев принятия решений. 

      1. Совершенствование техники интервью
 

      1)Обучение интервьюеров. Проводимые собеседования записываются на аудио- и видеокассеты и в дальнейшем подвергаются критическому разбору со стороны самих обучаемых интервьюеров и высококвалифицированных инструкторов. Для обучения интервьюеров применяются специальные руководства по проведению собеседований, которые служат для того, чтобы рекомендовать интервьюеру эффективные способы организации собеседований в части установления контакта и структурирования последующего взаимодействия с собеседником. В них иллюстрируются процедуры открытого опроса для получения сведений о рабочем стаже, образовании, целях служебной карьеры и т.п., описываются методика и эффективные способы интерпретации получаемой информации. В заключительной части излагаются практические методы представления сведений об организации, о рабочих операциях и даются рекомендации относительно завершения собеседований. Подобные руководства помогают стандартизовать собеседования и получать сопоставимую информацию о всех претендентах на одну и ту же работу.

          2)Структурирование собеседований. Оно производится на основе результатов анализа критических производственных ситуаций, подбора целевых контрольных задач для оценки ответов на сгруппированные вопросы, заблаговременного определения оцениваемых факторов, учета информации о рабочих операциях. Примером стратегии проведения структурированного интервью может служить инструкция по проведению собеседования с кандидатом на вакансию на службу в органы внутренних дел.

            3)Привлечение нескольких интервьюеров. Надежность суждений интервьюеров может быть также повышена за счет увеличения их числа и последующего усреднения оценок или достижения согласованного мнения.

      4)Механизм принятия решений интервьюером. Исследователями (Э. Уэбстер, 1964 г.) были выявлены факторы, которые способны оказывать влияние на суждения интервьюеров. Наиболее существенные из них следующие:

    • погрешность первого впечатления: информация, получаемая в начале собеседования, обычно более сильно влияет на окончательное решение интервьюера, чем та, которая становится доступной позже;
    • негативная информация: интервьюеры имеют склонность придавать гораздо большее значение неблагоприятным сведениям о претенденте, чем говорящим в его пользу;
    • приверженность стереотипам: интервьюеры склонны к созданию некоторого стереотипа идеального претендента и затем оценивают реальных кандидатов в сравнении с этой идеальной моделью;
    • невербальные реакции: внешний вид, зрительный контакт, улыбка, поза обычно оказывают очень сильное влияние на суждения интервьюера;
    • эффект контраста (или фона): на оценку конкретного претендента может влиять как положительно, так и отрицательно впечатление интервьюера от предшествующих кандидатов;
    • наличие явлений дискриминации при интервьюировании. Например, при одинаковой квалификации с мужчинами женщинам обычно выставляются более низкие оценки. Неблагоприятным фактором являются возраст, расовая принадлежность, наличие физических недостатков.

Информация о работе Психофизиология профессионального отбора и определения профпригодности