Психофизиология профессионального отбора и определения профпригодности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:37, реферат

Описание

Определение профессиональной пригодности — важнейшее направление работы с персоналом предприятий, учреждений, под-разделений силовых структур. Вместе с тем понятие профес¬сиональной пригодности толкуется настолько широко, что требу¬ется его уточнение в научно-методическом и, что не менее важно, в правовом аспектах.

Содержание

1 Определение профессиональной пригодности
2 История определения профпригодности
3Теоретические основы формирования системы оценки профпригодности
4 Понятие о профессионально важных качествах (ПВК)
5Отборочные процедуры, использующиеся при проведении оценки профпригодности
5.1 Личностные тесты
5.2 Проверка когнитивных способностей
5.3 Собеседование с кандидатами
5.3.1 Совершенствование техники интервью
5.4 Центры оценки (аттестационные центры)
5.5 Использование биографических данных
5.6 Психомоторные реакции и физические возможности
5.7 Специальные психофизиологические обследования
6Эффективность проведения оценки профессиональной пригодности персонала

Работа состоит из  1 файл

профпригодность.doc

— 213.00 Кб (Скачать документ)

      5.7 Специальные психофизиологические обследования

      Специальные психофизиологические обследования с  использованием полиграфа проводятся при определении профпригодности в ряде силовых структур, банках, страховых компаниях и некоторых других организациях. Методической основой подобного рода обследований является регистрация кожно-гальванической реакции (КГР) в процессе проведения структурированного интервью с кандидатом. Идея обследования состоит в том, что КГР как зеркало отразит переживания человека при ответе на «неудобные» для него вопросы, затрагивающие те области, информацию о которых он старается скрыть. При этом традиционные признаки психоэмоционального напряжения, регистрируемые при обычной беседе (реакция мимических мышц, позы, постукивание пальцев, паралингвистические признаки и др.) могут успешно маскироваться обследуемым. Но реакцию вегетативных систем подавить и «обмануть» невозможно, поэтому, столкнувшись с необходимостью отвечать на «неудобный» вопрос, обследуемый будет демонстрировать всплеск при записи КГР.

      Применение  таких методов было обусловлено  широким распространением аддитивных форм поведения, в частности, наркомании среди населения, особенно среди самой трудоспособной ее части. Поэтому существует вероятность того, что на службу, например, в органы внутренних дел, попадут лица, которым там не место. Кроме того, рост преступности в стране повышает вероятность того, что среди кандидатов на службу (учебу) окажутся лица, имеющие криминальный опыт или связи с криминальными элементами, но еще не попавшие в поле зрения правоохранительных органов и поэтому не выявляемые при плановых кадровых проверках. Понятно, что при экспертной беседе кандидат на занятие вакантной должности в системе органов внутренних дел или поступление в профильный вуз будет максимально стараться скрыть негативные факты биографии, демонстрируя установочное поведение, характеризующееся максимальной закрытостью. Именно поэтому и была предложена процедура специального психофизиологического обследования с использованием полиграфа (Н.И. Мягких).

      Во  многом сходные ситуации могут возникать  при поступлении кандидата, например, на госслужбу (увольнение с прежнего места работы в связи с фактами коррупции), в финансовые организации. То есть обследование целесообразно во всех тех случаях, когда кандидат заинтересован в сокрытии отдельных фактов биографии, имеющих важное значение при определении профпригодности в конкретной деятельности.

      Данный  вид обследования используется для  выявления скрываемой негативной информации по следующим направлениям (Н.И. Мягких):

    • уточнение мотивов поступления на службу (работу);
    • выявление расстройств поведения, связанных с употреблением психоактивных веществ;
    • уточнение анкетных данных (наличие второго гражданства, использование фальшивых документов и др.);
    • выявление возможных контактов с криминальными элементами или спецслужбами зарубежных стран;
    • выявление фактов совершения в прошлом антисоциальных поступков и преступлений;
    • выявление причин выраженного установочного поведения при психодиагностическом обследовании.

      В западных странах (прежде всего США) полиграф используют при наборе персонала, например, в банковской сфере, страховых  компаниях, где о кандидате очень  важно знать особенности его  работы на предыдущем месте (в том числе причины увольнения). 
 

      6Эффективность проведения оценки профессиональной пригодности персонала

      Особого внимания заслуживает вопрос формирования статистических критериев при принятии решений о профпригодности и последующего анализа эффективности функционирования всей системы оценки. Специалист по управлению персоналом должен знать, как использовать инструментарий психодиагностики для принятия решения о годности или негодности кандидата на замещение вакансии, а также уметь оценить, насколько качественно проводится набор персонала, опирающийся на процедуры определения профпригодности.

      В случае использования когнитивных  тестов обследуются большие контингенты лиц, по своим демографическим параметрам соответствующие кандидатам, что позволяет получить среднепопуляционные значения показателей, определяемых посредством тестирования. Результаты таких обследований служат для установления числовых критериев успешности выполнения психодиагностических процедур. При этом если кандидат набирает достаточное количество баллов по субтестам — он признается годным, если нет — он не принимается. Примером такого подхода служит система определения профпригодности на железнодорожном транспорте, применяющаяся при приеме на работу машиниста.

      Другой  подход предусматривает присвоение определенного количества баллов (шкала измерения составляет, как правило, от 5 до 9 пунктов) степени выраженности определенного качества. Такая система подсчета предполагает более гибкий учет выраженности профессионально важных качеств, возможность прогнозирования успешности компенсации недостаточно выраженных свойств за счет других и формирования индивидуального стиля деятельности.

      Более сложные процедуры требуются  для учета тестирования с использованием личностных тестов. Скажем, для стандартизированного метода исследования личности (СМИЛ) установлено, что значения Т-баллов, выходящие за пределы диапазона 30 — 70, являются признаком дезадаптации. Кандидат, получающий такие оценки при проведении профессионального психологического отбора, считается не прошедшим тестирование, ему, как правило, отказывают в приеме на работу. Вместе с тем, хорошо известно, что личностные психодиагностические процедуры нуждаются в серьезной психометрической адаптации к условиям социокультурной среды конкретной страны. Поэтому, например, как показали исследования, широко используемый у нас в стране опросник Кет-телла из 16 факторов имеет только 8 гомогенных, что существенно снижает его психодиагностическую ценность. Поэтому ряд специалистов считает, что зачастую проще и надежнее разработать собственный новый тест, чем заниматься адаптацией предложенных за рубежом.

      Итогом  оценки профпригодности кандидата  является формирование заключения о степени его соответствия вакансии. Практика показывает, что наиболее распространенными являются 2-х, 3-х или 4-ступенчатая система оценки профпригодности. При 2-ступенчатой делается вывод: «рекомендуется — не рекомендуется».

      При 3-ступенчатой системе оценки профпригодности  выделяются:

  • безусловно пригодные — лица, которые по своим способностям, степени развития профессионально важных качеств в полной мере соответствуют требованиям конкретной деятельности (или видам деятельности);
  • условно пригодные — лица, обучение или трудовая деятельность которых будут связаны с незначительными нарушениями, погрешностями, либо они будут нуждаться в увеличении сроков обучения, изменении режимов тренировок и т.д.; их прием возможен при отсутствии кандидатов первой группы;
  • непригодные — лица, успешность обучения и работы которых, безусловно, не будет соответствовать предъявляемым требованиям.

      4-ступенчатая  система оценки применяется, например, в Вооруженных силах, при поступлении в высшие военные учебные заведения. Решение принимается на основе комплексного учета данных выполнения психодиагностических процедур и сдачи вступительных экзаменов по общеобразовательным предметам.

      Важнейшим элементом работы специалиста по персоналу является анализ эффективности проведения оценки профессиональной пригодности персонала. Эта работа позволяет скорректировать методики и организацию обследования, время проведения. Для этого используется показатель так называемой критериальной валидности (это понятие иногда заменяют термином адекватность теста). Прежде всего, этот показатель применим к процедурам психодиагностического обследования.

      Валидность  теста — понятие, указывающее, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает (А.Анастази). На интересующий нас вопрос об эффективности того или иного теста отвечает критериальная валидность, показывающая, насколько по результатам теста можно судить о ключевом в данном случае аспекте поведения индивида, а именно, успешности профессиональной деятельности. Для установления критериальной валидности (адекватности) выполняются несколько процедур.

    1. Выбирается критерий (группа критериев), по которому можно судить о профессиональной эффективности деятельности работника. Он определяется служебными обязанностями человека. Этот этап может оказаться достаточно простым, ибо для большинства должностных позиций критерий профессиональной эффективности будет совпадать с производственными показателями (выручка в магазине, число клиентов в турфирме, клиентская база сотового оператора и т.д.). Однако в ряде случаев измерить профессиональную эффективность специалиста бывает очень непросто. Особенно это очевидно в тех областях, где эффект от предложенных специалистом решений (в том числе управленческих) отсрочен во времени. Или деятельность работника обеспечивает поддержание безопасного функционирования предприятия. Иногда критерием служат успешность обучения, карьера сотрудника и ряд других. Однако биографии многих политических и общественных деятелей, бизнесменов свидетельствуют о том, что, например, высокие показатели успеваемости в школе или вузе далеко не всегда являются залогом успешной карьеры.
    2. Выбирается группа экспертов, которая (по возможности беспристрастно и точно) оценивает профессиональную успешность работника. Для этого может использоваться балльная оценка. Желательно при этом, чтобы количество градаций оценок не превышало 5 — 7 и все они сопровождались словесным описанием. Это необходимо в целях достижения максимально сходного толкования всеми экспертами предложенной шкалы. Возможен более простой вариант оценки, при котором работники подразделяются на две группы — успешных и неуспешных. Для достижения более надежных результатов предлагается несколько критериев, по которым экспертами оцениваются работники. Например, конторские служащие могут оцениваться по уровню исполнительской дисциплины (своевременность подготовки документов), грамотности (умение грамотно составить документ) и др. Для минимизации случайностей реализуются статистические процедуры. В частности, вычисляется критерий согласия Пирсона, отражающий степень совпадения взглядов экспертов на профессиональную успешность конкретного работника.
  1. Проводится статистическая обработка результатов, состоящая в подсчете коэффициента корреляции. При этом, как правило, используются методы непараметрической статистики. Полученные коэффициенты корреляции и будут являться отражением эффективности процедур оценки профпригодности, т.е. прогноза успешности выполнения профессиональных обязанностей, обучения и др.

      При научной обоснованности предложенной схемы реализовать ее на практике оказывается весьма затруднительным по ряду причин: сложности получить надежные и достоверные критериальные показатели успешности профессиональной деятельности, недостаточное число работников на одном предприятии для получения статистически значимых результатов, проведение предварительного отсева кандидатов, не прошедших отбор (испытуемыми становятся лишь те, кто оказался принят на работу). В этом случае применяются более сложные статистические процедуры анализа.

 

      

      Таблица   1

      Валидность  некоторых методов  оценки персонала  и кандидатов на работу (по В.А. Толочек, Г. Салвенди) 

Методы
                  Валидность*
И.Б. Дуракова Д.Купер и  др. С.А. Маничев С. Р. Фулер, В.Л.Хьюбер Г.Салвенди М. Смит и И.Робертсон
Интервью 0,00 -0,25 0,20 - 0,40 0,19 0,07 0,14 0,20
Тесты достижений 0,10 - 0,20 0,10-0,32 0,35        0,53 0,50 - 0,60
Тесты интеллекта 0,20 - 0,30
     —
  — 0,43 0,53        
Личностные  тесты 0,20 - 0,40 0,10-0,30   — 0,10 - 0,25         0,40
Ситуативные методы 0,20 - 0,30
          + —
0,20 -0,30        0,44 0,40
Суждения  коллег 0,30 - 0,40 0,30 - 0,50 0,20 - 0,40                0,20
Биографические  методы 0,40 - 0,70 0,30 - 0,35 0,35        0,37        
Ассессмент-центр 0,40 - 0,75
           +
0,34 0,44 0,26-0,43 0,70
Рекомендательные  письма
          
0,17 - 0,26                               
Астрология, графология                                         0,10

Информация о работе Психофизиология профессионального отбора и определения профпригодности