Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 14:37, реферат
Определение профессиональной пригодности — важнейшее направление работы с персоналом предприятий, учреждений, под-разделений силовых структур. Вместе с тем понятие профес¬сиональной пригодности толкуется настолько широко, что требу¬ется его уточнение в научно-методическом и, что не менее важно, в правовом аспектах.
1 Определение профессиональной пригодности
2 История определения профпригодности
3Теоретические основы формирования системы оценки профпригодности
4 Понятие о профессионально важных качествах (ПВК)
5Отборочные процедуры, использующиеся при проведении оценки профпригодности
5.1 Личностные тесты
5.2 Проверка когнитивных способностей
5.3 Собеседование с кандидатами
5.3.1 Совершенствование техники интервью
5.4 Центры оценки (аттестационные центры)
5.5 Использование биографических данных
5.6 Психомоторные реакции и физические возможности
5.7 Специальные психофизиологические обследования
6Эффективность проведения оценки профессиональной пригодности персонала
5.7 Специальные психофизиологические обследования
Специальные психофизиологические обследования с использованием полиграфа проводятся при определении профпригодности в ряде силовых структур, банках, страховых компаниях и некоторых других организациях. Методической основой подобного рода обследований является регистрация кожно-гальванической реакции (КГР) в процессе проведения структурированного интервью с кандидатом. Идея обследования состоит в том, что КГР как зеркало отразит переживания человека при ответе на «неудобные» для него вопросы, затрагивающие те области, информацию о которых он старается скрыть. При этом традиционные признаки психоэмоционального напряжения, регистрируемые при обычной беседе (реакция мимических мышц, позы, постукивание пальцев, паралингвистические признаки и др.) могут успешно маскироваться обследуемым. Но реакцию вегетативных систем подавить и «обмануть» невозможно, поэтому, столкнувшись с необходимостью отвечать на «неудобный» вопрос, обследуемый будет демонстрировать всплеск при записи КГР.
Применение таких методов было обусловлено широким распространением аддитивных форм поведения, в частности, наркомании среди населения, особенно среди самой трудоспособной ее части. Поэтому существует вероятность того, что на службу, например, в органы внутренних дел, попадут лица, которым там не место. Кроме того, рост преступности в стране повышает вероятность того, что среди кандидатов на службу (учебу) окажутся лица, имеющие криминальный опыт или связи с криминальными элементами, но еще не попавшие в поле зрения правоохранительных органов и поэтому не выявляемые при плановых кадровых проверках. Понятно, что при экспертной беседе кандидат на занятие вакантной должности в системе органов внутренних дел или поступление в профильный вуз будет максимально стараться скрыть негативные факты биографии, демонстрируя установочное поведение, характеризующееся максимальной закрытостью. Именно поэтому и была предложена процедура специального психофизиологического обследования с использованием полиграфа (Н.И. Мягких).
Во многом сходные ситуации могут возникать при поступлении кандидата, например, на госслужбу (увольнение с прежнего места работы в связи с фактами коррупции), в финансовые организации. То есть обследование целесообразно во всех тех случаях, когда кандидат заинтересован в сокрытии отдельных фактов биографии, имеющих важное значение при определении профпригодности в конкретной деятельности.
Данный вид обследования используется для выявления скрываемой негативной информации по следующим направлениям (Н.И. Мягких):
В
западных странах (прежде всего США)
полиграф используют при наборе персонала,
например, в банковской сфере, страховых
компаниях, где о кандидате очень
важно знать особенности его
работы на предыдущем месте (в том числе
причины увольнения).
6Эффективность проведения оценки профессиональной пригодности персонала
Особого внимания заслуживает вопрос формирования статистических критериев при принятии решений о профпригодности и последующего анализа эффективности функционирования всей системы оценки. Специалист по управлению персоналом должен знать, как использовать инструментарий психодиагностики для принятия решения о годности или негодности кандидата на замещение вакансии, а также уметь оценить, насколько качественно проводится набор персонала, опирающийся на процедуры определения профпригодности.
В случае использования когнитивных тестов обследуются большие контингенты лиц, по своим демографическим параметрам соответствующие кандидатам, что позволяет получить среднепопуляционные значения показателей, определяемых посредством тестирования. Результаты таких обследований служат для установления числовых критериев успешности выполнения психодиагностических процедур. При этом если кандидат набирает достаточное количество баллов по субтестам — он признается годным, если нет — он не принимается. Примером такого подхода служит система определения профпригодности на железнодорожном транспорте, применяющаяся при приеме на работу машиниста.
Другой подход предусматривает присвоение определенного количества баллов (шкала измерения составляет, как правило, от 5 до 9 пунктов) степени выраженности определенного качества. Такая система подсчета предполагает более гибкий учет выраженности профессионально важных качеств, возможность прогнозирования успешности компенсации недостаточно выраженных свойств за счет других и формирования индивидуального стиля деятельности.
Более сложные процедуры требуются для учета тестирования с использованием личностных тестов. Скажем, для стандартизированного метода исследования личности (СМИЛ) установлено, что значения Т-баллов, выходящие за пределы диапазона 30 — 70, являются признаком дезадаптации. Кандидат, получающий такие оценки при проведении профессионального психологического отбора, считается не прошедшим тестирование, ему, как правило, отказывают в приеме на работу. Вместе с тем, хорошо известно, что личностные психодиагностические процедуры нуждаются в серьезной психометрической адаптации к условиям социокультурной среды конкретной страны. Поэтому, например, как показали исследования, широко используемый у нас в стране опросник Кет-телла из 16 факторов имеет только 8 гомогенных, что существенно снижает его психодиагностическую ценность. Поэтому ряд специалистов считает, что зачастую проще и надежнее разработать собственный новый тест, чем заниматься адаптацией предложенных за рубежом.
Итогом оценки профпригодности кандидата является формирование заключения о степени его соответствия вакансии. Практика показывает, что наиболее распространенными являются 2-х, 3-х или 4-ступенчатая система оценки профпригодности. При 2-ступенчатой делается вывод: «рекомендуется — не рекомендуется».
При 3-ступенчатой системе оценки профпригодности выделяются:
4-ступенчатая
система оценки применяется,
Важнейшим элементом работы специалиста по персоналу является анализ эффективности проведения оценки профессиональной пригодности персонала. Эта работа позволяет скорректировать методики и организацию обследования, время проведения. Для этого используется показатель так называемой критериальной валидности (это понятие иногда заменяют термином адекватность теста). Прежде всего, этот показатель применим к процедурам психодиагностического обследования.
Валидность теста — понятие, указывающее, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает (А.Анастази). На интересующий нас вопрос об эффективности того или иного теста отвечает критериальная валидность, показывающая, насколько по результатам теста можно судить о ключевом в данном случае аспекте поведения индивида, а именно, успешности профессиональной деятельности. Для установления критериальной валидности (адекватности) выполняются несколько процедур.
При научной обоснованности предложенной схемы реализовать ее на практике оказывается весьма затруднительным по ряду причин: сложности получить надежные и достоверные критериальные показатели успешности профессиональной деятельности, недостаточное число работников на одном предприятии для получения статистически значимых результатов, проведение предварительного отсева кандидатов, не прошедших отбор (испытуемыми становятся лишь те, кто оказался принят на работу). В этом случае применяются более сложные статистические процедуры анализа.
Таблица 1
Валидность
некоторых методов
оценки персонала
и кандидатов на работу (по
В.А. Толочек, Г. Салвенди)
Методы |
| |||||
И.Б. Дуракова | Д.Купер и др. | С.А. Маничев | С. Р. Фулер, В.Л.Хьюбер | Г.Салвенди | М. Смит и И.Робертсон | |
Интервью | 0,00 -0,25 | 0,20 - 0,40 | 0,19 | 0,07 | 0,14 | 0,20 |
Тесты достижений | 0,10 - 0,20 | 0,10-0,32 | 0,35 | — | 0,53 | 0,50 - 0,60 |
Тесты интеллекта | 0,20 - 0,30 |
|
— | 0,43 | 0,53 | |
Личностные тесты | 0,20 - 0,40 | 0,10-0,30 | — | 0,10 - 0,25 | 0,40 | |
Ситуативные методы | 0,20 - 0,30 |
|
0,20 -0,30 | — | 0,44 | 0,40 |
Суждения коллег | 0,30 - 0,40 | 0,30 - 0,50 | 0,20 - 0,40 | — | 0,20 | |
Биографические методы | 0,40 - 0,70 | 0,30 - 0,35 | 0,35 | — | 0,37 | |
Ассессмент-центр | 0,40 - 0,75 |
|
0,34 | 0,44 | 0,26-0,43 | 0,70 |
Рекомендательные письма |
|
0,17 - 0,26 | — | |||
Астрология, графология | 0,10 |
Информация о работе Психофизиология профессионального отбора и определения профпригодности