Рационализация использования экономических методов менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 22:10, курсовая работа

Описание

Экономические методы управления являются способами воздействия на персонал на основе использования экономических законов и обеспечивают возможность стимулировать работу персонала. Эффективность экономических методов управления определяется формой собственности и ведения хозяйственной деятельности, принципами хозяйственного расчета, системой материального вознаграждения, рынком рабочей силы, рыночным ценообразованием, налоговой системой, структурой кредитования.

Содержание

Введение
1. Сущность и роль экономических методов менеджмента
1.1.Сущность методов менеджмента
1.2.Экономические методы, их классификация
2. Природно- экономическая характеристика хозяйства
2.1.Природные условия хозяйства
2.2. Характеристика показателей экономического и социального развития хозяйства
3.Современное состояние использования экономических методов менеджмента в хозяйстве
3.1.Анализ существующей организационной структуры и структуры управления производством
3.2. Анализ состояния планирования
3.3.Состояние внедрения внутрихозяйственного расчета и экономического стимулирования труда
3.4. Периодичность и результативность проводимого экономического анализа
4.Пути совершенствования использования экономических методов менеджмента в хозяйстве
4.1 Рационализация организационной структуры и структуры управления производством
4.2.Пути усиления использования экономических методов
4.3. Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий
Выводы и предложения
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

тема5.doc

— 403.00 Кб (Скачать документ)

Под организационным  развитием понимается концепция  организационного совершенствования системы, целью которого является ее упорядочение, то есть приведение организационной структуры в соответствие с целями управления. Это сложный, комплексный, долгосрочный процесс организационных изменений. Постоянное обновление технико-экономической и организационно-экономической сфер деятельности предприятия - суть ветвящегося инновационного процесса, охватывающего все его структуры (от технологической до организационной). Поэтому процесс реорганизации системы должен рассматриваться как организационное нововведение.

Организационное совершенствование, предполагающее либо локальные структурные изменения в подсистемах и элементах системы, либо перестройку организационной структуры в целом, должно происходить в виде двух взаимосвязанных процессов: управленческого организационного воздействия и процесса самоорганизации. При этом первый должен обеспечить создание условий для стимулирования целесообразных процессов второго. Эффект организационного совершенствования выражается не только в улучшении показателей эффективности системы, но и в повышении ее потенциальны возможностей для будущего развития.

Совершенствование структуры  управления может идти по трем основным направлениям:

Совершенствование механических структур за счет внутренних упрощений или изменений, которые осуществляются путем объединения, разделения, переподчинения, ликвидации звеньев, сокращения числа уровней управления.

Создание комплексной  структуры через включение органических структур (венчуров, инновационных  отделов, блока развития и т.д.) в  существующую механическую. Это так называемые выделенные структуры, функция которых заключается в решении задач, плохо вписывающихся в традиционную линейно-функциональную структуру. Это направление является основным условием обеспечения эффективности структур управления в переходный период.

Замена структур механического типа на адаптивные. Этот радикальный путь реорганизации структур требует не только наличия сильного лидера с командой единомышленников, но и сильной организационной культуры.

В нашем случае для ОАО «Шаймурзинское сельхозпредприятие им.А.Ш.Абдреева» больше всего подходит второй вариант.

Таким инновационным  блоком на сельхозпредприятии может  стать отдел развития во главе  с главным экономистом. В него также должны войти юрист и  маркетолог.

Этот отдел должен внедрить маркетинговый подход в работу сельхозпредприятия. Он заключается в следующем:

  • определение потребительских нужд и выбор целевого рынка;
  • создание единой маркетинговой системы - интегрированного маркетинга  и налаживание совместной работы всех подразделений с целью максимального удовлетворения запросов целевого сегмента (качество, количество, ассортимент, сроки);
  • ориентация на долгосрочную перспективу.

Для реализации вышеизложенных принципов в организации должны выполняться следующие условия.

Так, аналитическая работа должна  заключаться, с одной стороны, в изучении рынка (тенденций и потребителей) и прогнозировании основных показателей; с другой, - во влиянии на организацию в целом и производство в частности с целью постоянного совершенствования и соответствия запросам потребителей. Замыкают данную функцию задачи стратегического планирования маркетинга и формирование маркетинговой политики организации.

От качества выполнения данной функции зависит точность прогнозов продаж, эффективность ценовой политики, правильность принимаемых стратегических решений и многое другое.

Еще одна важная функция отдела - продвижение товара. Она заключается в организации каналов сбыта [6, с.317] , а также включает решение общих вопросов - организация системы сервиса, контроль соблюдения условий договора, решение конфликтов с клиентами, продвижение товара, сбыт.

Необходимо заметить, что данные задачи невозможно решить в рамках одного отдела, требуется создание комплексной системы маркетинга, в которую должны входить и активно взаимодействовать большинство служб предприятия.

 

 

4.2.Пути усиления использования  экономических методов 

 

Переход экономики к  рыночным отношениям обусловил необходимость трансформации внутрихозяйственного расчета в хозяйственный коммерческий расчет с его основополагающими функциями: наиболее эффективное использование материально-технических ресурсов в условиях их дефицита из-за диспаритета цен; получение максимальной прибыли от продажи произведенной продукции.

Хозяйственный расчет, являясь  организационной формой экономических отношений и выступая как метод хозяйствования, обуславливает необходимость дальнейшей коммерциализации производственных отношений в каждом сельскохозяйственном предприятии. Проведенные монографические исследования показали, что сельскохозяйственные предприятия, применяющие внутрихозяйственный расчет добиваются более высоких экономических результатов в сравнении с теми хозяйствами, которые отказались от него.

Внедрение внутрихозяйственного коммерческого расчета в сельскохозяйственных предприятиях обуславливает необходимость дальнейшего совершенствования организационно-экономических механизмов его эффективного функционирования. При этом основополагающими документами являются схема внедрения внутрихозяйственного расчета, а также договора, положения и другие документы, отражающие различные организационные и экономические аспекты хозрасчетных отношений.

В ОАО «Шаймурзинское сельхозпредприятие им.А.Ш.Абдреева», как и на любом другом предприятии, существует положение об оплате и материальном стимулировании труда работников.

Настоящее Положение  об оплате и материальном стимулировании труда вводится в целях обеспечения  единых принципов организации нормирования и оплаты труда работников ОАО «Шаймурзинское сельхозпредприятие им.А.Ш.Абдреева».

Положение разработано  в соответствии с Трудовым кодексом РФ, другими нормативно-правовыми  актами, регулирующими трудовые отношения, Уставом предприятия, коллективными соглашениями и направлено на обеспечение работников сельхозпредприятия материальной заинтересованности в достижении стратегических целей и задач, улучшении качественных и количественных результатов труда:

  • выполнение плановых заданий,
  • снижение затрат на производство единицы продукции (работ и услуг),
  • совершенствовании технологических процессов,
  • творческом и ответственном отношении к труду.

Персональный размер и условия оплаты труда каждого  работника в обязательном порядке оговариваются в заключаемом с ним трудовом договоре.

Заработная плата работникам выплачивается, как правило, в денежной форме два раза в месяц в предусмотренные приказом по предприятию дни.

Отношение человека к  труду, его поведение в процессе труда, производства и реализации продукции во многом зависят от того, как организовано материальное стимулирование.

Для того, чтобы работник был заинтересован в своей  работе необходимо обеспечить его и его семью всеми необходимыми благами.

Одной из основных форм материального  стимулирования является оплата труда.

Надбавки, доплаты и премирования могут производиться за следующие действия работников:

  •  премиальные выплаты за достижение определенных производственных показателей в соответствии с системой материального стимулирования, принятой в предприятии;
  •  надбавку за наставничество;
  •  вознаграждение по итогам работы за год из прибыли;
  •  доплаты (надбавки), предусмотренные трудовым законодательством за особые условия труда (вредные, опасные, тяжелые работы и иные особые условия труда), а также за условия труда, отклоняющиеся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий, работы за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, в ночное время, выходные и не рабочие праздничные дни и других);
  •  иные поощрительные надбавки и доплаты компенсационного характера, предусмотренные коллективным договором и локальными нормативными актами предприятия (хозяйственного общества).
  • К несистемным выплатам из прибыли предприятия относятся:
  • премии за выполнение индивидуальных и коллективных особо важных производственных заданий;
  • премии работникам за победу или участие в трудовом соревновании, при представлении работника к корпоративным наградам: при занесении в Книгу почета, на Доску почета предприятия, структурного подразделения, при награждении Почетной грамотой, а также к личным юбилеям, к трудовым юбилеям коллектива, к профессиональным праздникам [6, с.123].

Доплаты труда в растениеводстве  могут быть за:

  • своевременное и качественное проведение посадки,
  • высокое качество подготовки почв к севу в установленные сроки,
  • своевременную уборку культур и т.д.

В целях усиления материальной заинтересованности в повышении  квалификации работников ведущих профессий, занятых на работах в животноводстве, устанавливаются звания «Мастер животноводства первого класса» и «Мастер животноводства второго класса». Лицам, которым присвоено звание «Мастер животноводства первого класса» и «Мастер животноводства второго класса», производится доплата к заработной плате, начисленной за продукцию и обслуживание скота и птицы, в размерах:

- имеющим звание «Мастер животноводства первого класса» - 20%;

- имеющим звание «Мастер животноводства второго класса» - 10%.

В систему оплаты труда  обязательно должны входить надбавки за стаж и проводится премирование работников за повышение показателей  продуктивности животных по сравнению с уровнем предыдущего года, за увеличение объема прироста продукции.

За нарушение дисциплины, невыполнение договорных обязательств в хозяйстве применяются административные штрафы, лишение премий и части  заработной платы.

Для оплаты труда руководителей подразделений и специалистов применяется повременная система, базирующаяся на должностных окладах. Премирование производится за выполнение мер, приводящих к высокой производительности труда и экономии производственных затрат.

Предлагаю также внедрить на предприятии японскую систему «Кайзен», что позволяет заинтересовать и направить деятельность каждого работника, как специалиста, так и исполнителя, на постоянное совершенствование технологических процессов. Систему постоянных совершенствований еще никто не применял в сельскохозяйственном производстве, и это ее главная особенность.

Суть системы состоит  в создании самообучаемой и самосовершенствующейся организации, в которой руководители, специалисты и исполнители являются партнерами в достижении единых и всем понятных целей.

Кайзен-система дает наибольший эффект именно в кризисной ситуации, так как позволяет упростить работу сотрудников, удешевить и ускорить бизнес-процессы, значительно повысить компетентность работников.

Несмотря на то, что потребность в рабочей силе практически полностью соответствует ее фактической численности, ОАО «Шаймурзинское сельхозпредприятие им.А.Ш.Абдреева» стремится повысить квалификации работников и переквалифицировать ряд специалистов с целью достижения поставленных целей в проекте.

Так, необходимо создать и оборудовать учебный класс; разработать 48 макетов информационных стендов; провести краевые семинары по воспроизводству с зооветспециалистами и техниками по искусственному осеменению, по севу подсолнечника и внесению гербицидов на сахарной свекле.

Также необходимо:

  • Обучение механизаторов работе на машинах и механизмов импортного производства;
  • Обучение правилам дорожного движения водителей, механизаторов и специалистов;
  • Обучение работников и специалистов МТФ основам технологии и организации доения в доильном зале.

Введение кайзен-системы  также планирует создать 14 групп  контроля качества на производственных участках и компьютеризировать 19 рабочих мест специалистов в животноводстве.

 

    1. Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий

 

Чтобы оценить экономическую эффективность внедрения системы кайзен нужен оперативный анализ внутренней информации, получаемый на основе данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, ибо именно она содержит сведения необходимые для реализации планов, осуществления контроля.

 Благодаря этому,  мы можем рассчитать экономический  эффект от предложенных мероприятий.  Но для начала рассмотрим таблицу  общих затрат на организацию  предложенных в п.4.2.  мероприятий.

 

 

 

Таблица 10

 

Состав общих затрат на организацию предложенных мероприятий  в ОАО «Шаймурзинское сельхозпредприятие им.А.Ш.Абдреева»

№ п.п.

Содержание записи

Сумма, тыс.руб.

Затраты на приобретение оборудования в классе  проф. обучения

396,6

Расходы на приобретения необходимых методических материалов и компьютерных программ

67,5

Затраты на организацию обучения (з/плата методистов и лекторов) и семинаров

540

Затраты на создание компьютеризированных рабочих мест

19х20=380

Итого ожидаемых затрат

1384,1

Информация о работе Рационализация использования экономических методов менеджмента